• Общество
  • 20 Декабря, 2023

ВОЛШЕБНЫЕ МИРЫ РАУШАН МАМБЕКОВОЙ

Сауле БЕККУЛОВА,
кандидат искусствоведения, доцент,
член Союзов художников СССР и Казахстана

 

Все мы пришли в этот мир из Детства. Его волшебное дыхание нам дано ощущать всю жизнь. При одном – главном! – условии: вере в Добро. В мире поэзии всегда пульсирует чувство ритма, подобное биению человеческого сердца. Поэтому, наверное, художник всегда стремится отразить в этом ритме игру света и цвета. И тогда рождается картина, берущая в плен с первого взгляда.
Так создавались дивные композиции нашей современницы, Художника от Бога, Раушан Мамбековой (1950–2012). Ей равных и подобных не знает искусство нашей страны. И – далеко за ее пределами.
По счастью, большинство произведений Раушан сохранил Государственный музей искусств РК им. А. Кастеева, дабы как бесценную реликвию представлять взору и уму зрителя, обладающего чувством красоты и веры в безмерном пространстве жизни.
 

Начало


Коренная алматинка, Раушан Багдаткызы Мамбекова родилась в интеллигентной семье, где одаренному ребенку дали возможность развивать талант художника. С пристрастием и живым интересом она с малых лет начала изучать мир сказки, бесконечно читая и слушая музыку, классику. Многогранность восприятия всего сущего сразу нашла выражение в рисунках. Все мировые легенды, притчи, сказки, поэмы давали безграничную свободу выражения эмоционального запала девочки.
Поступив в алматинское художественное училище, с блеском его окончив (1971 г.), Раушан поступила во ВГИК – лучший всесоюзный институт, что выпестовал в своих стенах самых одаренных творцов. Но не актерство и режиссура пленили сердце. Этот единственный во всем Советском Союзе институт дал ей возможность совершенствовать свое творчество в сфере пластики движения, цвета, музыки именно в рамках кино. И она не ошиблась в выборе, окончив художественный факультет ВГИКа (1978 г.).
Вернулась домой, в Алматы, где сразу представилась возможность пробовать себя в кинематографе. Это – молодая, вновь построенная киностудия «Казахфильм» в новом современном комплексе близ гор. Первый очаг профессионального становления для Раушан. И сразу – выставки, активная творческая жизнь. И следующий, 1979 г. – вступление в члены Союза художников СССР.
Но вернемся к «Казахфильму», нашей легендарной киностудии им. Шакена Айманова.
Здесь уже сложилась своя школа мастерства в искусстве мультипликации: Амен Хайдаров, Арсен и Елена Бейсембиновы, Жакен Даненов, Гани Кистауов и мн. других. 
В искусстве Раушан Мамбековой того периода – 1970–1980-х годов первооткрытием и колоссальным шагом вперед, к собственным истокам, стало создание мультфильмов и станковых листов графики, коим надлежало перевернуть сознание современников о собственной истории и корнях своей культуры.
А предыстория такова.

Путь к истокам


Именно в 1960-1980 годы казахские искусство обретает мощный импульс к процветанию. В тесном содружестве с коллегами-учеными: археологами, этнографами, геологами, историками, писатели Казахстана начали заново писать историю культуры Казахии. И вместе с учеными открывают эру кочевников, общие корни тюрков, праисторию древней земли по имени Великая Степь (определение Льва Николаевича Гумилева, великого ученого-евразийца), истоки каменной скульптуры, архитектуры и графики скальных пород (петроглифика) древней Казахии. Эта волна мощного пассионарного плана напрямую связана с расцветом и литературы, и изобразительного творчества казахов.
Вот когда пламенное слово прозорливого Поэта создало прообраз грядущей свободной Родины, воспетой сказителями-акынами древности. Олжас Сулейменов гражданственно-патриотическим началом своего творчества вызвал к жизни мощное движение в сознании масс и в Азии, и в Европе, став катализатором давно бурлившего постулата: «Главное – Свобода!». В поэзии она всегда берет в плен, прежде всего, молодежь. Следом идут остальные.

Счастливое время взлета


На долю Раушан Мамбековой выпало именно это время – бурного расцвета и волнения, духа преображения и безграничной веры в завтрашний день.
Ориентиры древности, заложенные в генах, дали свои результаты. И, естественным образом, тема наследия стала связующим звеном прошлого, настоящего и будущего.
Вот почему взлет интереса к искусству молодой художницы был великолепен. И закономерен. События тех и последующих лет напрямую связаны с ее приятием мира и воплощением в творчестве всего, что составляет смысл и глубину назначения творца – так именуют живописцев и графиков коллеги.
Для Раушан Мамбековой эта страница жизни стала ослепительным первооткрытием. Именно тогда возникли ее станковые графические композиции на тему казахского эпоса и поэзии О. Сулейменова («Звезда Сумбуле», 1985., б., акв.).
Наиболее сильной стороной творчества становится романтизм и духовная свобода. Созданные «для себя», без прямого расчета на конкретное осуществление в книге, они являют образец трогательной самоуверенности станковизма, уповающего только на свои силы, на собственное право и возможность вести диалог с автором литературного произведения.
Раушан Мамбекова – прекрасный рисовальщик. Но отношения художника с натурой довольно сложны. Чтобы понять это, сравним натурные рисунки с графическими листами. Выразительная пластика натуры в графике трансформируется, преображаясь из конкретного мотива в образ художественного обобщения («Звезда Сумбуле»). Ей присущ глубокий подтекст и многозначная ассоциативность (серия рисунков по мотивам китайских сказок, 1975, б., акв., гуашь); серия рисунков по мотивам «Синей птицы» М. Метерлинка (1975, б., акв., гуашь), рисунки по мотивам «Пчелки» А. Франса, 1975, б., акв.; по мотивам казахских сказок, 1983, б., акв., гуашь; рисунки к индийской поэме Калидасы «Шакунтала», (1975, б., акв., гуашь).
Плоскость листа бережно и мастерски покрывается крупными и целостными цветочными пятнами, без переусложнения и повторов, лаконично и ясно. Утонченная гибкая линия, причудливая узорность, изысканные сочетания нежнейших тонов, неизменное изящество образного строя неким таинственным образом предполагает соответствие облику (духовному и внешнему) самой художницы с тонким абрисом лица. Кстати, изумительный по чистоте и духовной прелести портрет юной Кыз-Жибек в литографии Е. М. Сидоркина – это облик Раушан Мамбековой в названный период.
Лаконичность рисунка Р. Мамбековой создает эффект пластичности и легкости объемов, выстраивая пространственный и временной ряд.

Шагая по миру


Буквально с первых лет самостоятельного творчества искусство Р. Мамбековой стало более чем востребовано. Она первой в Казахстане получила приглашение в Париж с персональной выставкой (1990 г.). Чтобы позже вновь и вновь покорять французов своим невероятным искусством (Клермон-Ферран – 1991, Лезиньян – 1995, Ренн – 1996, 2004, Париж – 1999, 2008, Фонтенбло – 2008). На международной выставке-конкурсе в Лезиньяне Раушан наградили золотой медалью. В 1993 г. – участие в международной выставке «Культура, искусство, бизнес» в Нью-Йорке.
Алмаатинцам посчастливилось видеть ее персональные выставки в 1995-м, 2000-м, 2002-м и 2006-м годах.
Безусловно, поклонников ее творчества, обретших право частной собственности на ее произведения огромное множество – в Польше, Франции, Турции, США, Германии, Голландии, Швеции и других странах.
Признаюсь, еще до встречи с Раушан и ее искусством, с малолетства поклонялась величественной природе и поэзии, музыке, танцу древней Индии. Рабиндранат Тагор был моим кумиром. А сказания о Махабхарате – священной земле ариев и дивных героях эпоса волновали воображение не меньше, чем колоссы Крита и Греции.
И вот она, встреча с Индией Раушан Мамбековой. Рисунки на тему «Шакунталы» Калидасы поразили. Магически-притягательные, ослепительные пери под рукой художника при всей телесной красоте и пластике чаруют глаз прежде высокой поэзией духа. В них преломились все представления народа о красоте – а она божественна! И Раушан увлеченно и смело выносит в своих графических композициях цельное и мощное воплощение зримого эквивалента индийского эпоса и современного художнику представления древних авторов о вечном Востоке, священной земле Махабхарате, вечных символов ее красоты и духовного совершенства с видением юной казашки, обретшей голос в чистом консонансе с вибрациями высокого духовного звучания. И – уникальным совпадением животворного языка поэзии Востока: и страны Калидасы, и земли Средней Азии – Казахии.
Неудивительно, что подобное «совпадение» вызвало широкий резонанс. И творчество недавней выпускницы ВУЗа стало востребовано повсюду.

Поэзия и сказки
Смею заверить, что последние стали особой точкой отсчета в ее творческой биографии. «Звезда Сумбуле» взорвала пространство. И не фантастика главенствует здесь, а живое чувство художника, в унисон с автором-поэтом воссоздающее образ праистории казахского эпоса, тонко соотнесенного с современным мышлением и видением читателя-зрителя. То же обостренное восприятие красоты казахского древнего быта, всецело пронизанного мелодией песен и стихов, чувством совершенства окружающего мира выразилось в циклах сказок. Особо проникновенен и прост «Ер-Тостик». Блистательно живописные иллюстрации Е. М. Сидоркина к «Казахскому эпосу» сродни по духовному настрою с тем обаянием, что источают композиции Раушан. Она много младше, но утонченность ее восприятия являет здесь образец высокого мастерства и художнической интуиции. А совершенствовалась автор в плодотворной и неустанной работе постоянно. И – никаких скидок на женскую хрупкость и круг семейных забот.
Именно в мастерской часами «колдовала» она над своими шедеврами, зачастую безжалостно уничтожая готовую работу в поисках совершенства. Большинство ее работ не осталось в пределах мульткино, перекочевав в формат станковых – живописных и графических. Большинство из них кочевало по странам и городам мира в составе выставок. А персональных экспозиций было множество. И за рубежом – во Франции, США, Индии, России и других странах отношение к ней, естественно, было исполнено восхищения, удивления, восторга. Еще и потому, наверное, что, обладая бесспорным талантом, Раушан покорила гармонией облика – утонченного, загадочного, прекрасного в своей женственности и доброте. «Раушан» – значит, «роза». Редкое соответствие.

Музыка стиха


Что же так покоряет с первого взгляда в графических сюитах Раушан? Они узнаваемы с первого взгляда. И не сопоставимы ни с кем. В чем секрет? Все композиции – в цвете. Линеарный рисунок живописно преломляется сквозь гибкую вибрацию линии, преобразуя пространство в волшебный узор, сотканный из гор и степей, обязательно с огромной высоты, в масштабах вселенских, давая воображению простор для лицезрения сказочного действа. И в нем возникает некая загадочная пульсация, свой ритм, ведущий властно и необоримо в пространство, где царит его величество Воображение.
Так иллюзию может обратить в естество лишь мощное начало авторского духа. И потому сцены из «Ер-Тостика», шедевра казахского эпоса, с первого взгляда увлекают в мир мечты.
А она у Раушан всегда поразительно, по-детски доступна – и взору, и детству.
На станковых листах, не вовлеченных в музыкальный и динамичный ритм действа кино, мы обнаруживаем то спонтанное движение, что ведет героев вглубь повествования.
Вот она, магия авторского замысла и его воплощения!
Особо из 12 листов серии «Ер-Тостик» останавливает взгляд композиция «Изобилие». Что за пиршество красок и бесконечность орнаментального танца линий, знаменующих финал – счастливый! – всего сюжета.
После бессчетных испытаний судьбы, горя, боли, потерь, главные герои – Ер-Тостик и его возлюбленная Кенжекей – обретают, наконец, счастье. И фейерверк красок, и пульс главного ритма природы родины вторит состоянию умиротворенности и счастья. Ер-Тостик, спасая народ, победил врага. Любимая, пережив ужасы войн, сохранила трепетное чувство преданности и любви. Народ обрел гармонию выстраданной в борьбе с врагом жизни в покое, любви и счастье. Вот оно, изобилие. Гармония частей и целого. Так Раушан Мамбекова вводит своего зрителя-единомышленника и ценителя в мир совершенства.
Да, это изначально казахская легенда с колоритом родного этноса, его духом, традициями, с его неповторимостью. И вместе с тем – это общечеловеческая мечта о мире, где царят согласие, любовь, мечта.
Именно поэтому творчество Раушан Мамбековой на любых вернисажах, в любой точке мира так пленяет аудиторию.
Подлинное достоинство, как известно, в славословиях не нуждается. Ни о званиях, ни о регалиях, ни о баснословных гонорарах речи не было никогда. Выставки с ее ослепительными творениями продолжали шествие по миру, открывая ему свой мир – волшебный, по-детски искрений и чистый. Настоянный на соках родной земли, родного неба, музыке родной речи, волшебный мир Раушан Мамбековой – ее естество, ее душа, ее тонкая красота. Любить Отечество нельзя научить. Это – в крови. И знакомо каждому землянину. И оно, прорываясь в творчестве, берет в плен однажды и навсегда. Берет сердца и воображение единомышленников по всему свету. Закон Природы!
Слова героев «Маленького принца» А. де Сент-Экзюпери здесь так правомерны: «Зорко одно лишь сердце! Самого главного глазами не увидишь!»
Поистине из мира Детства в мир взрослый, сегодняшний, принесла нам Раушан Мамбекова свое видение прекрасного. Наверное, поэтому дети особенно остро воспринимают ее картины. И поэтому искусство Р. Мамбековой живет вне времени.
Родина ее – Казахия. Все персонажи ее творений – отсюда. И в любых композициях просвечивает ее заповедь: «Любя Родину, любишь Человека и Человечество».
Вот почему Роза из «Маленького принца» так трогает сердце. «Роза» – «Раушан». И ее слова: «Главное – любить!» Что есть лучше на свете? Страна Детства дарит нам это – на всю жизнь.
 

2587 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми