• Общество
  • 20 Ноября, 2023

ВОЗВРАЩЕНИЕ ТЕНГЕ: КАТАЛИЗАТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Жетписбай БЕКБОЛАТУЛЫ,
почетный работник образования РК

 

Национальной валюте – тенге – исполнилось тридцать лет. Это достаточно продолжительный срок для того, чтобы оглянуться назад и оценить пройденный путь. 1990-е годы, положившие крепкую основу нашей независимости, были одними из самых сложных в истории нашей страны. Опыта «свободного плавания» у нас было мало, поэтому учились на ходу. Судьбоносные решения принимались на глазах народа. Например, при участии широких масс общественности, так сказать, на «вече», была определена устойчивая стратегия и тактика дальнейших действий, но вместе с тем это было также время больших надежд на то, что удастся совершить решительный поворот в нашем развитии, создать принципиально новую, доселе невиданную рыночную экономику и демократическое общество. В чем-то эти надежды сбылись, в чем-то нет, однако нельзя отрицать, что именно девяностые изменили всех нас и, не побоюсь сказать, весь мир. 

 

Будем откровенны: удалось добиться многого. Денежно-кредитная система Казахстана стала одной из самых динамичных и эффективных в СНГ, она является институционально развитой. Казахстан с момента провозглашения независимости начал проводить политику по переходу к рыночным отношениям через экономические преобразования, которые также коснулись банковской системы. Согласно мнению доктора экономических наук, профессора Е. Г. Ясина, «рыночная экономика предполагает достаточно развитую систему институтов, без четкого функционирования которых действия получивших свободу людей могут быть даже разрушительными. Без таких институтов, выработанных на протяжении многих десятилетий и даже столетий развития, рыночная система просто не работает. Среди этих институтов важнейшее место занимает банковская система, развитая финансовая система, вся финансовая сфера в целом. В рыночной экономике они абсолютно необходимы, чтобы связать отдельных ее субъектов в единый организм» (https://znanium.com/catalog/document?id=366817).
Казахстанские ученые в 90-е годы обосновали объективную необходимость и свое­временность введения собственной денежной единицы на начальном этапе перехода к рыночной экономике, изучили теоретические, методологические, социально-экономические и организационные проблемы функционирования национальной валюты. В частности, вопросы денежно-кредитной политики в условиях переходной экономики отражены в монографиях и учебниках по переходной экономике академиков О. Б. Баймуратова, Г. С. Сейткасимова, профессоров Н. Н. Хамитова, А. Е. Есентугелова, С. Б. Макыша и др. Анализ проблем денежного обращения, особенностей налогово-бюджетной политики и реформирования экономики Казахстана на этапе трансформации нашел отражение в ряде научных работ, имеющих концептуальное и стратегическое значение, в том числе в работах академика К. А. Сагадиева, профессоров Н. К. Кучуковой, А. Д. Челекбая. Целью исследований казахстанских ученых является разработка теоретико-методологических основ становления национальной валюты, а также исследование проблемы денег и денежного обращения, обоснование научных подходов и практических рекомендаций по обеспечению стабильности национальной валюты, обобщение зарубежного опыта. 
В те годы я, повинуясь ветру перемен, нацелился получить второе высшее, экономическое образование и изучал банковское дело, даже поступил в аспирантуру. Мои статьи по проблемам коммерческих банков опубликовались в газетах «Егемен Қазақстан», «Азия», журналах «Қаржы-қаражат» и «Экономика Казахстана». Готовясь к защите, собрал большой эмпиричес­кий материал – нормативно-правовые акты, отклики прессы того времени, высказывания отечественных и зарубежных ученых и специалистов. Основываясь на этих фактах, выпустил книгу «Қазақстанның банк жүйесі» («Банковская система Казахстана»), которая выдержала несколько изданий. 

Банковская система Казахстана: 
этапы большого пути 
Эволюция банковской системы Казахстана и ее периодизация в настоящее время изучается на стыке различных наук – экономики, политологии и истории. По данной теме наиболее исследованным является период 1990–2000 годов. В первом десятилетии принимались законы и другие нормативно-правовые акты, которые заложили фундамент национальной валюты и на долгие годы определяли вектор экономических преобразований страны. Например, после объявления суверенитета, в октябре 1990 года, Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991 года был принят Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР», что было по существу началом банковской реформы и создания двухуровневой банковской системе в стране. Республиканский Государственный банк был преобразован в Национальный банк Республики Казахстан с областными управлениями и отделениями, это – первый уровень. Республиканский Промстройбанк – в акционерно-коммерческий банк «Туранбанк», Агропромбанк – в акционерно-коммерческий банк – «Агропромбанк Республики Казахстан», Внешторгбанк – в акционерно-коммерческий банк – «Алембанк», Республиканский Сбербанк – в акционерно-коммерческий – «Сбербанк Республики Казахстан» – а это второй уровень. В 1993 году эти банки были преобразованы в акционерные банки, а Сбербанк переименован в «Народный банк Республики Казахстан». Следует сказать, что, начиная с 1989 года стали появляться первые коммерческие, смешанные, кооперативные, частные банки. В том же году были созданы коммерческие банки – «Интеринвестбанк», «КРАМДС банк» и др. Далее число банков стало резко расти. В июле 1993 года учреждена Ассоциация банков РК. Таким образом, период с 1988 по 1991 год стал первым этапом проведения банковской реформы в Казахстане. 
Период с 1992 до конца 1993 года является вторым этапом денежной реформы и формирования банковской системы. Основные его черты: постепенный переход Национального банка к выполнению функций Центрального банка, экстенсивное формирование и развитие коммерческих банков. Сильным толчком к появлению банков способствовало введение собственной национальной валюты, именно с того периода началось мощное количественное и качественное развитие банковской сис­темы. Введение национальной валюты потребовало от Национального банка активных мер по поддержанию стабильности и устойчивости национальной валюты. Вследствие отсутствия опыта и совместного взаимодействия Нацбанка с Правительством идея стабильной национальной валюты приказала долго жить, вплоть до середины 1994 года. В то же время вынужденно сохранялась практика финансирования бюджетного дефицита за счет прямого заимствования. В этом как раз и состояло противоречие задач, стоящих перед Национальным банком и Правительством. 
В сентябре 1994 года с целью повышения ликвидности собственного капитала банков были ужесточены требования к структуре уставных фондов банков второго уровня. Были введены ограничения на оплату уставного фонда неденежными средствами, введен новый порядок резервирования, предусматривающий размораживание задепонированных в Национальном банке средств коммерческих банков и введение платы за резервы, размещенных в Нацбанке. Банкам было разрешено осуществлять альтернативный порядок резервирования, который более выгоден. Плата определялась равной 25% от ставки рефинансирования. На 1 января 1995 года было 237 банков, из них 25 имели генеральную валютную лицензию и по размеру уставного фонда относились к самым крупным банкам республики. Из общего числа только 8 банков имели уставный фонд от 5 млн долларов и выше. В 1995 году были приняты два закона, которые являются основой банковского законодательства в Казахстане: от 30 марта 1995 года Закон РК «О Национальном банке РК» и от 31 августа1995 года Закон РК «О банках и банковской деятельности в РК». В первом законе четко расписаны статус, правовые основы деятельности, подотчетность, задачи, функции и полномочия Национального банка Казахстана как Центрального банка страны и первого уровня банковской системы. Во втором законе также четко расписываются понятие статуса банка, банковской системы, банковских операций, правовые основы деятельности, порядок создания реорганизации, ликвидации, осуществления и регулирования банковской деятельности, учет и отчетность банков второго уровня.
После принятия этих законов началось количественное сжатие банковской системы, основной целью которого явилось повышение надежности банковской системы республики. Сжатие банков достигалось путем ужесточения требований Национального банка к уставному капиталу и другие методы усиления конкуренции между банками. Основной задачей Нацбанка стало качественное улучшение деятельности всех банков и формирование группы из 10-15 крупных банков, приближение их к мировым стандартам. Национальный банк использовал следующие классические денежно-кредитные инструменты: регулирование объема кредитов рефинансирования, регулирование уровня ставки рефинансирования, использование механизма обязательных резервов, проведение операций с государственными ценными бумагами, интервенции Нацбанка на валютном рынке. 
За период 1993–1995 годов наблюдалась постоянная тенденция снижения сети банковских учреждений, так как на конец 1995 года было зарегистрировано 130 банков второго уровня, имеющих лицензию Нацбанка на проведение банковских операций, и их количество снизилось на четверть по сравнению с 1 января 1995 года и на треть – с 1 января 1994 года. Ухудшение финансового состояния промышленных предприятий в республике отражается на показателе банковской деятельности – росте невозвращенных кредитов, тем самым банки были вынуждены закрывать часть действующих нерентабельных филиалов. Величина их уставного капитала колебалась от 20 тыс. тенге и в целом составила более 6,8 млрд тенге, что в 1,4 раза больше, чем было на январь 1995 года. В конце 1995 года процесс ликвидации переживали 62 банка, действительно ликвидированы только 6. В некоторых случаях эта процедура тянулась целых два года. 
Национальный банк как орган государственного регулирования прилагал усилия к тому, чтобы придать нужное направление происходящим изменениям в банковском секторе. Некоторые процессы шли уже не так стихийно, к примеру, слияние банков, которому создается режим благоприятствования. Например, крупнейший банк «Алембанк» находился непродолжительное время во временной администрации Нацбанка. Национальный банк использовал механизм слияния банков. Так, в 1996 году были слиты два крупных банка «Туран» и «Алем», в 1997-м – «Жилстройбанк» и «Кредсоцбанк». Еще одним методом изменения ситуации в банковском рынке являлся допуск иностранных банков в рынок Казахстана, к приобретению ими тех казахстанских банков, которые находятся в плохом финансовом положении. Для достижения стабильности банковской системы создан Фонд коллективного страхования депозитов, членами его являются все депозитные банки второго уровня.
Одной из главных задач банковской реформы и ее результатов был переход банков к международным стандартам в соответствии с требованиями Базельского Комитета по надзору. В рамках банковской реформы разрабатывалась Среднесрочная программа по переходу банков к международным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Начатое в 1995 году реформирование бухучета банковской системы, обеспечивающее единую методологическую политику в области бухгалтерского учета и отчетности в банках и других кредитных учреждениях Республики Казахстан, было успешно завершено. В течение срока действия Программы закончено полное внедрение новых планов счетов Национального банка и банков второго уровня, перевод их к международным стандартам, позволяю­щих формировать новую информацию, имеющую важное значение для статистики финансового рынка, статистики платежного баланса, налогово-бюджетной статистики, национальных счетов, которые используются для анализа, планирования и контроля за реализацией денежно-кредитной политики, выполнением нормативных положений, а также для принятия решений по конкретному использованию финансовых инструментов. Указанная работа сопровождалась созданием соответствующей нормативной базы подготовки и переподготовки персонала. 
Наряду с этим разрабатывалась нормативная база по порядку проведения внутреннего и внешнего аудита банковской деятельности, основанного на новой системе бухгалтерского учета и международных стандартов. В среднесрочной программе также предусматривалась разработка и внедрение новых форм статистической отчетности банков второго уровня в соответствии с новым планом счетов, позволяющих формировать показатели денежной и банковской статистики, принятых в международной практике и обеспечивающих их сопоставимость. В 1998 году Национальным банком было принято постановление «О вопросах перехода банков второго уровня к международным стандартам», в соответствии с которым 30 банков второго уровня отнесены к первой группе – они должны были достичь международных стандартов в срок до конца 2000 года. Оставшиеся 17 банков либо преобразовались в кредитные товарищества, либо произошло слияние их с крупными банками. Данное постановление в ходе банковской реформы было выполнено в полном объеме. Продолжалась работа по совершенствованию автоматизации бухгалтерского учета в банках второго уровня. 

 Совершенствование государственного 
регулирования и надзора банковской деятельности
В 1991–1992 годы состояние банковской системы Казахстана оценивалось негативно, одной из причин этого было отсутствие должного надзора и контроля за деятельностью банков. Нарушались законодательство, нормативно-правовые акты, не выполнялись требования Национального банка. Что скрывать, слабая законодательная база, дешевые централизованные кредитные ресурсы использовались в корыстных целях. Контрольные функции оказались слабыми по сравнению с влиянием специализированных банков, ограничивались лишь выдачей лицензии. В этих условиях необходимо было ужесточить регулирование надзора со стороны государства в лице Нацбанка.
С целью ужесточения выполнения контрольных и надзорных функций в организационной структуре Национального банка сформировалось специальное подразделение – Департамент банковского надзора с подразделениями в областях, который отвечал за разработку и внедрение правил регулирования банковской деятельности. Присутствие высокой степени рисков в банковской детальности привело в 1993 году к неудовлетворительным результатам в финансовом состоянии банков, что отразилось на несоблюдении экономических нормативов 90% банками.
Введение национальной валюты способствовало формированию национальной правовой и нормативной базы регулирования банковской деятельности, экстенсивному развитию средних и мелких банков второго уровня, возрастанию роли Национального банка в сфере регулирования банковской деятельности и проведения собственной денежно-кредитной политики. В этот период начал формироваться новый этап развития банков и укрепились регулирующие и надзорные функции Нацбанка, что позволило продолжить поиск в становлении оптимальных форм институционального устройства денежно-кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания предпринимательских и коммерческих структур.
Построение рационального банковского механизма стало реально через восстановление утраченных эффективных принципов функционирования банковской системы, принятых в развитых странах и опирающихся на многовековой опыт финансовых структур рыночного типа. До 1994 года Национальный банк слабо использовал классические пруденциальные нормативы для контроля банков второго уровня. Наиболее выражены были приемы контроля фискального характера. В это время была слабо развита нормативная база банковской деятельности, что способствовало многочисленным нарушениям, а также давало возможность осуществлять неправомерные операции. С начала 1994 года Национальным банком началось внедрение ряда экономических и пруденциальных нормативов, которые были разработаны в 1988 году Базельским комитетом по банковскому надзору и Базельским банком международных расчетов. Возросла значимость денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Национальным банком, что положительно отразилось на экономической и финансовой стабилизации в условиях трудно прогнозируемой экономической ситуации. Деятельность и принимаемые решения Нацбанка начали приближаться к функциям Центрального банка стран с развитыми рыночными отношениями. Произошло устранение практики выдачи льготных кредитных ресурсов, рассмотрение прямых обращений организаций за кредитами, кредиты Правительству на покрытие дефицита бюджета выдавались по официальной ставке рефинансирования и бюджет получал проценты за депозиты, проводились кредитные аукционы, сократились миграционные денежные потоки, усилился процесс регулирования банками возврата национальной валюты через санкции экономического характера. 
Национальный банк продолжил процесс создания и дальнейшего внедрения основ для реализации политики и процедур надзора за банковской деятельностью, в результате чего произошло расширение центрального аппарата Департамента банковского надзора. Совершенствовались процедуры открытия банков, лицензирования операций банков, формировались методологическая база осуществления надзора за банковской деятельностью, нормативная база пруденциа­льного регулирования. Принятие двух банковских законов в 1995 году способствовало настоящему реальному реформированию государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью. В целях реализации краткосрочной программы реформирования банковской системы Нацбанк разработал следующие нормативные акты: «Положение о порядке классификации ссудного портфеля банками Республики Казахстан», «Положение об определении результатов финансово-хозяйственной деятельности банков Республики Казахстан», «Положение о финансовой отчетности банков второго уровня Республики Казахстан», «Инструкция о порядке учета операций по кредитам, полученным от международных финансовых учреждений» и др.
Банковская реформа преследовала цель улучшить систему банковского надзора и принципов регулирования банковской деятельности. С этой целью указом Президента РК в 2003 году выделено из Национального банка Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН). Требования, предъявляемые Нацбанком и Агентством к казахстанским банкам, были приведены в соответствие с международными стандартами Базельского банковского комитета по надзору. Применение международно-признанных стандартов дало реальную оценку капитализации банков и подверженности банков рискам, способствовало принятию более обоснованных решений как руководством и акционерами банков, так и руководством Нацбанка и Агентства в отношении банков второго уровня. 
Профессор Ф. Карагусов отмечает, что «Национальный банк также сохранил за собой функцию регулирования и надзора, но по отдельным вопросам банковской деятельности в пределах своей компетенции, сегодня он способствует созданию общих условий для функционирования банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В отличие от функций АФН, такие регулирующие и надзорные функции Нацбанка в отношении банков направлены, прежде всего, на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов. Но кроме того, регулирующие функции Национального банка также предполагают содействие обеспечению стабильности финансовой системы Республики Казахстан: в том числе Нацбанк также участвует в регулировании и надзоре за деятельностью банков, применяет меры воздействия и санкции в соответствии с законодательством Респуб­лики Казахстан, уведомляя АФН о каждом случае такого применения» (/https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31664356).

Исламский банкинг 
в Казахстане
В настоящее время в мире действуют около 300 исламских банков и финансовых учреждений, а их совокупные активы, как ожидается, в ближайшем будущем достигнут 1 трлн долларов. Эти финансовые институты являются составной частью исламской экономической модели. Исламская деловая этика всегда опиралась на такие принципы, как предотвращение чрезмерного накопления капитала в обществе в ущерб интересам определенных групп, справедливость в расходовании и пользовании его благами, установление этических ограничений на нецелесообразную трату капитала и чрезмерное владение прибылью. На практике социально-экономическая доктрина ислама реализуется посредством осуществления ряда конкретных мер, важнейшей из которых является отказ от принципа процента, так называемого риба, на ссудный капитал. Согласно нормам исламской этики, финансовые ресурсы предоставляются предпринимателям на основе принципов распределения прибыли, а также потенциальных убытков для достижения производственных или коммерческих целей.
Исламское учение допускает получение прибыли от инвестированного капитала только в том случае, если кредитор участвует в разделе рисков предприятия. Банковская система, основанная на распределении прибылей и убытков, может дать мощный импульс ускорению темпов экономического развития за счет увеличения предложения рискового капитала. Кроме того, эта система способствует развитию различных технологий, поскольку поддерживает внедрение инноваций и новых технологий производства. Это также повышает эффективность вложенных средств, поскольку банки, стремясь к максимальной производительности, будут сотрудничать с коммерческими предприятиями и увязывать возврат банковских финансов с реальными результатами работы предприятия. Исламские банки осуществляют все традиционные банковские операции, т. е. депозитные, кредитные, аккредитивные операции, учет и кредитование векселей, другие расчетно-платежные операции, инвестируют в промышленность, сельское хозяйство, финансируют торговлю, сферу услуг, социальные проекты.
Исламский банк развития (ИБР) занимает особое место в развитии исламского банкинга. ИБР является международной организацией и считается эталонной организацией для всех исламских банков. Он был основан в 1975 году с целью поддержки экономического развития и социального прогресса мусульманского сообщества странами, участвующими в Исламской конференции – международной организации мусульманских стран. Являясь спонсором коммерчес­ких исламских банков, ИБР способствует развитию стран с переходной экономикой. Эта поддержка и помощь находит свое отражение в реализации исламской идеи благотворительности. Финансирование малых и средних предприятий, работающих в конкретном секторе экономики, является одной из приоритетных задач банков развития. Данное направление политики банков позволяет укрепить позиции национальных банков в кредитовании промышленных и сельскохозяйственных предприятий страны, в результате чего достигается главная цель – устойчивое развитие экономики.
Наша страна является членом Исламского банка развития с 1995 года. Благодаря развитию торгово-политических отношений Казахстан привлекает иностранных инвесторов как транзитная страна со стабильным внутренним климатом в торговле между Востоком и Западом. В связи с этим есть основания говорить о хорошем будущем исламской финансовой системы в нашей стране. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», направленный на внедрение в стране инструментов исламского финансирования, создал необходимые правовые предпосылки для развития исламского банкинга, открыл возможности для создания и деятельности исламских финансовых институтов. В настоящее время наша страна является единственной страной в Содружестве Независимых Государств (СНГ), где юридически утвержден весь спектр исламских банковских инструментов. Как указано в Законе, в каждом банке будет создан совет, основанный на исламских принципах финансирования.
В 2000 году с одобрения ИБР Казахстану было выделено более 62 млн долларов США. В том же году на общую сумму 14,7 млн подписано соглашение об открытии сети ИБР в долларах США. В соответствии с договором ИБР банки должны направить средства, предоставляемые по этой сети, на долгосрочное финансирование казахстанских предприятий промышленности и сельского хозяйства для лизинга оборудования по льготной цене или для последующего погашения. Ведется активная работа по внедрению в Казахстане системы исламских ценных бумаг (сукук). Сегодня, по сведениям СМИ, у нас активно работают два исламских банка: «Al Hilal» и «Zaman Bank». Также аналогичные услуги оказывают еще три предприятия – лизинговые компании «Казахстанская Иджара Компания» и «Аль Сакр Финанс» и компания-эмитент платежных карт «Tayyab» (/https://informburo.kz/stati/finansy-xalyal-pocemu-islamskii-banking.).
Предлагаю некоторые сведения об этих банках, почерпнутых в интернете. «Исламский Банк «Al Hilal» – первый исламский банк в Казахстане и СНГ, созданный в 2010 году по соглашению Правительств Респуб­лики Казахстан и Объединенных Арабских Эмиратов с целью предоставления современных банковских продуктов и услуг в соответствии с правилами и принципами Шариата. Изначально Банк «Al Hilal» в Казахстане был сосредоточен на корпоративном секторе, предоставляя исламские финансовые решения для удовлетворения потребностей крупного и среднего бизнеса. В 2017 году после семи лет успешной работы с корпоративными клиентами Банк запустил розничное направление бизнеса. На данный момент он предоставляет широкий спектр банковских продуктов и услуг: текущие счета, депозиты, продукты финансирования, расчетно-кассовое обслуживание, казначейские услуги и т. д. через филиалы в городах Алматы, Астана и Шымкент (https://alhilalbank.kz/ru/page/islamic-banking.). АО «Исламский банк «Zaman Bank» входит в пятерку старейших банков Казахстана, имеет 27-летний стаж банковской деятельности и располагает высокопрофессиональным кадровым составом. В число акционеров банка входит Исламская корпорация по развитию частного сектора, которая является многосторонней организацией и членом Группы Исламского банка развития. Банк является партнером ведущей мировой компании «Shariyah Review Bureau» в сфере консультирования по принципам и нормам Шариата (/https://zamanbank.kz/o-banke/.)
...Да, тридцать лет – срок немалый. Но иногда думаешь: это было вчера. За это время республика прошла большой путь развития: была введена собственная национальная валюта, которая сохраняет свои стабильные позиции, успешно функционирует и постоянно совершенствуется банковская система, соответствующая международным стандартам пруденциальной практики, сформирована надежная национальная платежная система. А Национальный банк совместно с государственными органами, коммерческими банками, партнерскими организациями и всеми заинтересованными сторонами намерен и впредь продолжить работу по всем направлениям своей деятельности для достижения целей, заложенных для обеспечения макроэкономической устойчивости, долгосрочного развития экономики и повышения благосостояния граждан страны. Тридцать лет – не срок, впереди новые горизонты.
 

2577 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми