• Исторические страницы
  • 20 Июня, 2023

ДРЕВНЕЙШИЕ ТОПОНИМЫ КАЗАХСТАНА

Торегали КАЗИЕВ,
писатель-исследователь

Название реки Кобда дано абызами в эпоху Валдайского оледенения и означало «Солнечная вода», «Солнце Божественное» и «Солнце (Жизнь) дает Создатель».

Волго-Урало-Казахстанский регион при Валдайском леднике 


По науке Валдайский ледник начался около 117 тысяч лет назад и закончился около 12,5 тысяч лет назад (Мосин В. С. Южный Урал в каменном веке). Тут нужно брать во внимание, что даты таких далеких эпох даются для ориентира и со временем уточняются, а также могут различаться у разных ученых. 
При том леднике Север Европы находился подо льдом, высотой 3 км, а южная граница ледника шла по Валдайской возвышенности, Орше, Смоленску. Затем узкая полоса тундры, после чего идет Степь. В степи климат почти такой же как сегодня, только холоднее. На южной части Урала переход от тундры к степи, тундра богата животными, на которых охотятся люди, в регионе имелось много шахтеров и мастеров по изготовлению из камня, дерева и кости оружия и орудий труда. Люди жили в пещерах (қопа), в рудниках (кен) и в землянках, выкопанных в земле, которые еще в XX веке казахи называли қопын (Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. А. 1997, с. 351). Охота на мамонтов позволяла иметь запасы пищи и свободное от работы время люди уделяли учебе, где получали как гуманитарно-духовные знания, так и технологические и охотничье-военные умения и практики. Каждый выбирал ту сферу деятельности, в которой проявлял наибольшие способности. Вертикальная и горизонтальная мобильности населения в зависимости от результатов труда строго соблюдались – от этого зависели жизнь или смерть отдельно взятого коллектива и этнических групп в целом. Бездельников, болтунов, неумех, жуликов нельзя было выбрать бастыками – тогда твое сообщество слабело и быстро съедалось более активным и изощренным врагом, т. е. стаями хищников. На открытых пространствах можно было уцелеть только спаянным единой целью сообществом – это заложенная в степняках универсальная идея единства человеческого рода, которая выразилась в дошедшей до сего дня поговорке о любом человеке на планете: «ол да Адам баласы!»...
На сайте «История и культура древних цивилизаций»: «...вюрмское (валдайское) оледенение (80–12 тыс. лет назад)... Климат был гораздо суровей и суше... палеолитические охотники селились в открытых пространствах тундро-степей... в степях-лесостепях... Борьба с суровой природой ледниковой поры оказала большое влияние на культурное развитие человечества».
В «Ученых записках Казанского университета т. 114 книга 4 «Ботаника» 1954 г. стр. 277: «Валдайское оледенение... к юго-востоку (от приледниковой тундры. – Т. К.) зона лесостепной растительности... дальше степи с почти полным отсутствием древесной растительности... «Мамонтова фауна» очень широко расселилась». На следующей странице карта: от Крыма на Восток – степная растительность...
Уроком было то, что в начале ледника множество людей потеряли жизнь из-за резкого похолодания, не имея теплых жилищ, а также были съедены массами хищников – львами, пещерными медведями, саблезубыми тиграми, волками и стаями гиен – не сумев от них защититься. Самыми опасными оказались гиены – имея вес 90 кг, они стаей легко побеждали и съедали многотонного мамонта!.. Тысячи лет шла война за пещеры, другие укрытия и упорная война за жизнь, чтобы не оказаться в желудках голодных хищников. В живых оставались только те люди, чьи мозги работали круглые сутки, находя решения любой трудной задачи, и умели в срок и качественно выполнить поставленные жизненно важные цели. Не сумеешь соответствовать военному времени – окажешься в чужом желудке!.. Масса и вес мозгов человека времен ледника были значительно больше, чем у нынешних людей, у которых забот во много раз меньше – жилье есть, тепло тоже, не поджидают на каждом шагу людоеды и т. д... Потому древнейших назвали сапиенсами (сапалы адам) – людьми качественными. 
В части Западной Сибири тогда тоже лежал/высился лед и потому восток нынешней казахской степи был под тундрой, под водами и болотами, население редкое. Большинство населения тогдашнего центра Северной Евразии, жило, если по карте сверху вниз – от нынешней Владимирской области РФ на севере и до Жидели Байсына на юге в перекрестке Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. К примеру, на стоянке Сунгирь (край города Владимира) нашли останки нескольких охотников, живших 34 тысячи лет назад, и их антропология оказалась смешанной европеоидно-монголоидной, гены совпали с генами некоторых казахских племен, они соблюдали обычай жеті ата, т. е. не допускали близкородственных брачных связей.
 Если же о языках, приведем слова одного из гуру росслингвистики член-корра РАН С. Старостина (1953–2005): «Структура ностратической семьи. Это, прежде всего ядро, в которое входят уральские, алтайские и индоевропейские, индоевропейские чуть подальше от уральских и алтайских. Это ядро совпадает с тем, что Гринберг называет «евразийской» или «евроазиатской» семьей. Мы, в общем-то, говорим на одном языке... в принципе общее устройство языка абсолютно одинаково». Современный палеолингвист М. Алинеи писал о том, что в уральских языках присутствует много тюркских слов, касающихся освоения животноводства и других древнейших новаций. И что от тюркского языка по мере его распространения создались языки, названные позже индоевропейскими. Слова С. Яхонтова (1926–2018), другого гуру росслингвистики, что наиболее вероятной прародиной ностратики являлся Южный Урал и соседние районы, мы уже приводили...
 По науке за все время антропогена в 2,5 млн лет самым устойчивым на планете оказался климат именно в центре Северной Евразии, что предопределило преемственность здешнего населения. Коренные народы (и их предки) Волго-Урало-Казахстанского региона как жили тут в начале Валдайского ледника, так и живут по сей день. В Степи же вольной и необозримой – для двух третей населения жизнь десятками тысячелетий была в движении, на кыстау летом оставалась лишь одна треть, имевшая постоянные занятия именно на том месте. Ханы выбирались, после избрания «хан талапай» (раздел имущества хана между членами общества) и жил хан «на одну зарплату» по результатам очередного хозяйственного года – куда там им до тиранства и фанатизма оседлых территорий!..
А в целом прародину степную покидала навсегда часть населения только при страшных долгосрочных засухах, как это случилось после 1900 гг. до н. э., но другая часть населения всегда оставалась на родной земле и продолжала традиции предков, обеспечивая преемственность. Завоеватели в центр Евразии попадали редко, а попав, старались долго не задерживаться – к примеру, в Казахстане пустыни и полупустыни занимают 75% территории, 20% – суровые сухие ветрастые степи с рискованным земледелием и только 5% – леса!.. Суровая, но прекраснейшая из всех, что есть – родная наша политая кровью и потом предков земля…

Хронология древней истории


Для ориентира читателя дадим хронологию древней истории, на основе «Методического пособия по хронологии истории стран и их религий. Ч. 1. Составитель П. Е. Матвеев. Владимирский ГУ. В. 2006»:
 1. Палеолит (древний каменный век) 2,5 млн лет назад – 17 тысяч лет назад.
1.1. Ранний (нижний) палеолит 2,5 млн л. н. – 600 т. л. н.
1.2. Средний палеолит 600 т. л. н. – 70 т. л. н.
1.3. Поздний (верхний) палеолит 70 т. л. н. – 17 т. л. н.
2. Мезолит (средний каменный век) 17 т. л. н. – 13 т. л. н.
3. Неолит (новый каменный век) 13 т. л. н. – 7 т. л. н.
4. Энеолит (меднокаменный век) 7 т. л. н. – 3 т. л. н.
4.1. Век меди 7 т. л. н. – 5 т. л. н.
4.2. Век бронзы 5 т. л. н. – 4 т. л. н.
Век железа 4 т. л. н. – 3 т. л. н.
Если судить по этому источнику, государство Туран и Золотой Век Человечества, основанные каганом Майкы около 17 тысяч лет назад – это в конце позднего (верхнего) палеолита, по-простому называемого древним каменным веком.
У части других ученых можно встретить и другую хронологию периодов, потому – «ориентир»...
Обратим внимание и на такую реальность: если в целом в научной литературе ранний железный век (РЖВ) чаще всего отводят первому тысячелетию до н. э., то в разных странах фактические даты РЖВ могут быть другие. В показанном труде Владимирского университета уже второе и первое тысячелетия до н. э. входят в РЖВ... А вот как фактически обстояли дела в Волго-Урало-Казахстанском регионе: «...по заключению целой группы российских исследователей, степные туранцы применяли железо для изготовления орудий и вооружения еще в третьем тысячелетии до н. э. Этот факт отмечен и академиком Маргуланом: «О добыче железной руды и ее плавке в эпоху бронзы свидетельствует ряд древних рудников Центрального Казахстана – Кентобе, уже в бронзовую эпоху было выработано 1,5 млн кубометров железных руд (Байжумин Ж. Туран. Взгляд на историю человеческого общества. 2009).
...Сегодня основной разговор о начале предтуранской эпохи, когда человек ледового времени вышел в массе из пещер и из подземелий. 
Сделаем же это на основе важнейшей информации, которую несут в себе реально существующие топонимы Илеко-Кобдинского междуречья – былого Сердца Древнейшего Мира!..

Каракыпшака Кобыланды батыра в XV веке похоронили на реке Кобда на краю аула Жирен Копа рядом с предком Кубыра пайгамбаром, вытащившим в ледниковую эпоху из пещер и подземелий здешний народ кендгер кобан журты («шахтерский кыпшакский народ»)


Да, дело было именно так: в ледниковое время имя любой этнической группы имело одним из значений понятие Солнца или потомка Солнца или оба их. При том, что каждый знал: Солнце и другие такие же священные субъекты – символы Единого Создателя. Абызовское воспитание: морально-этические нормы есть соблюдение законов мироздания – Создателя, Природы и человечества. Абсолютное большинство слов и значений создавалось абызами со стратегическими целями: их можно расшифровывать даже через миллионы лет... Чтобы понять – для чего создан Человек!.. И что надо делать, чтобы всегда оставаться человеком. Эта информация нынешние четыре тысячи лет скрывается и из века в век уничтожается эгоистами всех мастей, отрицающими подлинное предназначение человека – светить как Солнце, давать жить каждому потомку Адама и соблюдать морально-этические нормы... 
О священном значении слова «қазақ» мы уже говорили («Лучи Солнца», «Солнце», «Тенгри»), об Алаше у С. Кондыбая: «Значение слова «Алаш» – «Солнце». «Алаша» – «Потомок Солнца» (Шыгармалар. 1 том, 96 б.). «Турк» тоже – «Потомок Солнца». У чувашей ведь до сих пор сохранилось слово «Туре» в значении «Солнце» и «Бог». Ас, ат, огыз и другие тоже означают «Солнце». «Аргун» – «Чистое Солнце», «Честь Солнца». «Уйсун» – «Дом Солнца» (звуки «с», «к», «х» взаимозаменяются в разных диалектах и языках). «Хун» – «Солнце».
«Кыпшак» – «Солнечный период», «Солнечное время», «Солнце Солнц», «Солнечный Человек, осторожный, готовый ко всему». Где «Кып», «Коб», «Құб», «Ғып», «Хап», «Хип», «Кап» и другие на разных языках и диалектах означают «Солнце» (Күн). «Шак», «Сак» – «Период», «Время», «Осторожный, готовый ко всему», а в значении «Солнце» сохранилось у северных индейцев (посмотрите также на «сакия» – «колесо» и «сакина» – «кольцо»)... Ну, что скажешь, если прочтешь в Интернете об области Куншаг в братской Венгрии: «Куншаг (Кумания) – историческая область в центральной части Средне-Дунайской равнины». Там еще много топонимов со словом «Кун». «Куншаг», «куман», «кобан» и многие другие – обережные названия кыпшаков и часто встречаются в источниках многих времен и народов.
«Каракыпшак» – «изначальный кыпшак». «Кобылан» – «Солнечный Змей». «Кабылан» – «Барс». «Жирен Копа» – «Рыжая пещера». Змей и барс это обережные имена древних абызов на всех континентах, а тут еще «копа», да еще «рыжая» – рыжий и красный цвета сообщают об изначальности в смысле старейшей поговорки «жирен ат бірінші болды» (рыжее солнце первым было) и другой, встречающейся в литературе о древностях: «красный Адам был раньше всех»... Приходит мысль о древности топонимов «Кобда», «Жирен Копа» и что недаром в XV веке здесь каракыпшака Кобыланды батыра похоронили... Да и С. Кондыбай сообщает в 4 томе своих трудов на стр. 384, что герои древних жыров Кобыланды и Абат не просто так лежат по берегам Кобды и эта местность когда-то была местом, порождавшим эпос.
А как обстоят дела с подобной топонимикой и «речными героями» в других странах? Решил посмотреть и тут хлынул такой громадный вал неожиданной информации, что я могу здесь только упомянуть какую-то стотысячную часть – вы сами сейчас все поймете...

Неужели весь древний мир равнялся на нашу реку Кобду и жителей Илеко-Кобдинского междуречья?


Оказывается, первым названием реки Нил в Древнем Египте было «Хапи», «Хеп». Хранитель реки Хапи, пишут, жил в пещере в истоках реки. Чья вода была основой жизни всего Египта, дававшая жизнь полям и плодородный ил. В небесном Ниле плыло Солнце в лодке, уходя за горизонт Солнце плыло уже под землей, а святой Хапи сидел в пещере и управлял течением всех трех Нилов. И тут же наблюдал за текущим процессом Великий Змей. 
В Древнем Китае река также считалась символом жизни. Духом реки Сарыозен (Хуанхе) являлся Хэ-бо, с лицом человека и туловищем рыбы, ездивший по реке на колеснице, запряженной двумя драконами, и в сопровождении еще двух драконов. 
Река Кобдо в Монголии, Кабул в Афганистане, Ховсау в Исландии, Кубань в России, Хавур, впадающий в Евфрат, Капова пещера в Башкортостане, пещера Кызыл коба в Крыму, «страна пещер» Кобстан в Азербайджане, Капитолий и город Капуя в Италии, древнеамериканские города Кабах, Копан, Коба (я здесь записал десятую часть увиденных топонимов!) – все они, оказалось, имели связь с местностью, названия которой мы с вами рассматриваем!.. Ну, что скажешь, если американские ацтеки (естек – род здешних кетинцев, башкортов и т. д.) и майя землю зовут «йер», воду – «су», солнце – «кин», отца – «ати», мать – «ени», счет начинают со слов «бир», «еки», «уш» и т. д. (Каримуллин А.)... Американские майя зовут ягуара – «балан», а кобдинские майя из племени кете и маясары из табына зовут барса – «кабылан» («коблан»)!.. Об этрусках, построивших Рим, в 2013 г. палеолингвист Марио Алинеи выпустил книгу «Этруски были тюрками». Ватикан-то великий, оказывается, был Отекеном – духовным центром поселившихся на Аппенинском полуострове тюрков!.. Тюрки, по С. Кондыбаю, где бы ни поселялись, создавали духовные центры, параллельные тем, что на прародине. Отекены есть в Монголии, в Туве, в Башкортостане нашли уже девять, на Кипре есть, а также в других странах. В Средней Азии и в Казахстане все Отекены уничтожены при нашествии арабов. Пример такой диверсии VIII века против тюркских традиций и исторической памяти привел великий ученый средневековья Бируни: «И уничтожил Кутейба людей, которые хорошо знали хорезмийскую письменность, ведали их преданиями и обучали наукам и подверг их всяческим терзаниям... погубил хорезмийских писцов, убил их священнослужителей и сжег их книги и свитки, после этого хорезмийцы остались неграмотными и полагались в том, что им нужно, на память» (Бируни. Избр. Т. 1. Ташкент. 1957, с. 48). А в прошлом веке большевики постарались отбить память насовсем...
Отекен в Илеко-Кобдинском междуречье, конечно, был, да и сейчас есть, в моем детстве то место звали «Су баскан кендер» («Затопленные шахты») – я в нем 62 года назад тонул, благодарен аульчанам Бактыгалию и Есенгалию, которые вытащили из воды, глубина там была до 12 метров. Находить древности могут те по карте, кто может расшифровывать значения нужных объектов в контекстах топонимики, оставшихся от абызов. Хотя сегодня топонимика нередко засорена искусственными названиями поздних столетий. Нужно бережнее и вдумчивее относиться к природе и к топонимике.

Об изготовлении первого герба-трезубца каганов государств Евразии в эпосе «Кобыланды батыр»
В варианте Айсы Байтабынова в эпосе о Кобыланды, сидящем в зиндане под землей, так и поется:

Қобыланды өзі тым шебер еді,
...серкенің мүйізінен
Тарақ істеп береді.
Ай қараңғы, бұлт күні 
тарақтың сәулесі
Сәскелік жерге түседі...
То есть Кобыланды очень мастеровитый был, из рога животного изготовил тарак-гребень, который испускал свет и с помощью его он находит союзников и выбирается из подземелья! Это уже древнейший пласт эпоса, дело идет о начале появления материального символа священного понятия «қазақ» – светящегося тарака-трезубца со значением «лучи солнца», «само солнце», «Тенгри» и изготовил его Кобыланды Первый!.. Значит, Кобыланды батыр XV века действительно похоронен рядом со своим древним предком, как и предполагал С. Кондыбай в 4 томе трудов на стр. 382, говоря: «по обычаю ищут возможности похоронить батыра на прародине, значит, эту прародину нашли» – это Жирен Копа!.. 
Тут сразу вспоминается кажущаяся странной читателям фраза в книге «Кобыланды батыр» (М. 1975 г.), где даны тексты жыра на казахском и русском языках и изложение сюжетов 26 вариантов этого эпоса. И вот там на стр. 418 фраза из «Тургайской газеты» от 31 марта 1901 года: «От Кобыланды происходят два рода: Табынцы и Таманцы»!.. Я в 1976 г., когда купил книгу, прочел и тоже буркнул: «…Ну, как могут от каракыпшака из Орта жуза, жившего в XV веке, происходить табынцы и таманцы из Кіші жуза, идущие из древних времен»?..
Настораживало лишь то, что это говорил жиренкупинец Ормамбеткол, прямой потомок Кобыланды: «...он знал то, чего мы не знаем»?! Лишь через сорок лет, прочитав сорок мешков книг об истории Степи, в 2016 г. я понял, что Ормамбеткол говорил правду, только время рождения племен табын и тама было изначальное, когда жузов еще не было и казахи жили на западе своей степи! Основным именем Кобланды Первого тогда было – Құбыра пайғамбар… Он вытащил народ из пещер и подземелий, спас их от глухоты, слепоты и установил справедливость. Это было в материалах, беседах аксакалов и в двух дастанах, которые записал Таласбек Асемкулов. 
 Ну, что же – посмотрим отражение исторического факта в других источниках, в т. ч. эволюцию образа Кубыра пайгамбара/Кобыланды Первого в индийских и иранских древностях… Ведь именно туда илеко-кобдинские таманцы после тысячелетней засухи и распада Турана около 1900 гг. до н. э. принесли с собой тексты, которые были использованы при составлении иранской Авесты и индийской Ригведы!..
 Точно: в Индии образ Кубыра пайгамбара использован – там Кубера появляется – «богом богатства, стражем подземных сокровищ и стражем севера»!.. К слову, Яма (Йима, Майкы) там тоже должность получил – «страж юга, переживший ледник»!.. А бог солнца Сурья (тюркский Туре-Солнце) – страж юго-востока)… 
В Авесте иранской это Кавата (Коб бата! – Т. К.) – основатель новой царской династии Кави. В «Шахнаме» Фирдоуси – царь Кубад. «Творческое» переделывание степных оригиналов в Иране поставлено было так, что Кавата и Кобад показываются «иранцами», воюющими против степняков-туров во главе с Франграсйаном в Авесте и Афрасиабом в «Шахнаме». Что интересно, кардинально переделанная часть Авесты представляет тура Франграсйана как символ зла, а в Младшей Авесте (Яшт. 19.93) у него есть положительные качества. «Обе эти тенденции просуществовали параллельно на протяжении всего зороастрийского Ирана. В «Шахнаме» Афрасиаб уже, прежде всего, отрицательный персонаж» (Зороастрийская мифология. И. В. Рак. 1998). А как же: пытавшийся в VI веке до н. э. захватить нашу Степь персидский царь Кир II был побежден царицей массагетов Томирис и убит, а состоявшиеся после него два похода царя Дария I тоже кончились неудачей – Дарий сломя голову бежал назад (Геродот и др. авторы). Но и Дарий в надписях на Бехистунской скале, и автор поэмы «Шахнаме» великий Фирдоуси показывают степняков-туров-саков, защищавших родную землю – «нехорошими» людьми, а «своих» (персов/иранцев и выдуманных «арийцев») – победителями и добрыми персонажами…
Открыватель знаменитого Аркаима археолог Г. Б. Зданович в работе «Аркаим и страна городов» писал: «Я убежден, что первичные тексты «Ригведы» и «Авесты» в устной традиции создавались в Южном Зауралье». В Южном Зауралье действительно находились летние жайляу табынцев и таманцев Илеко-Кобдинского междуречья с начала послеледниковья до 1830 годов, когда царизм стал строить заградительную линию Орск – Троицк, ставшую на пути степных кочевий. Би табынцев Жоламан батыр поднял восстание, требуя прекратить стройку линии и после ряда боев присоединился к Кенесары… И сейчас часть потомков авторов тех первичных текстов живут в Южном Зауралье, но сегодня большинство из них башкортские тамьяны и башкортские табыны: история поделила потомков древних кыпшаков и огузов по народам в самых разных соотношениях.

Образы первопредков и место Кубыра пайгамбара/Кобыланды Первого


В книге «Қазақ ономастикасының лингвокогнитивтік аспектілірі» Б. Тлеубердиев приводит ряд образов «первопредков тюрков», данных С. Кондыбаем: Афрасиаб, Франграсйан, Алып Ер Тунга, Асян-шад, Асан Кайгы. И говорит, что Кондыбай считал их вариациями одного образа, потом дает слова самого Серикбола: «В образе Асана Кайгы угадывается такая (функция первопредка. – Т. К.) функция, изначально он – первочеловек и первопредок, правитель страны предков, жрец, мифическая история которого связывается с замкнутым пространством. Образ Асана Кайгы связан с Жеруйык (земля обетованная, коктюрк Йер-ыдук – букв. земля священная). Асянь шад (князь Асан) имеет пещеру Отекен, авестийский Франграсйан – Афрасиаб – подземный дворец» (Кондыбай С. Казахская мифология. А. 2005, с. 272).
К этим образам, конечно, можно прибавить и сохраненного индийцами Куберу и со всех сторон нашего Кубыра пайгамбара – его образ хоть кратко, но дан именно только казахами, без иноземных искажений. Понимаем, что именно Кубыра пайгамбар был образцом для всех остальных персонажей. 
Чем Кубыра выигрывает у Асана Печального – тем, что Печальный только искал землю обетованную, а Кубыра пророк ее создал на родной суровой земле – установив справедливость, победив слепоту и глухоту душевную, разбудив в людях высокий солнечный дух – «светить всегда, светить везде, вот лозунг мой и Солнца!»... Недаром Коблан Первый изготавливает под землей дающий свет тарак... Перед нами – люди действия! Не забудем, что выход из пещер и подземелий состоялся в ледниковую эпоху и люди бездействия в то время просто погибали... У каждого из этих двух положительных героев своя стезя: один ищет и мечтает найти, а другой – воплощает мечту в жизнь. Недаром имя «Куб-ыр-а» означает – «Солнца порядок в пространстве»! Этот человек динамично организует исполнение Солнечного порядка. Асан Кайгы больше подходит для статичного общества – каким стало степное общество в века уныния, продолжающиеся в наши дни – мечты и речи есть, а к конкретной организации дела никто и не думает приступать!.. Помню, весной 2009 г. предлагал проект «Кіндік Тұран», создать Институт Древностей Степи и индустрию международного туризма на основе туранских древностей. Вышел советник облакима, очень талантливый поэт и лично со мной хорошо знакомый, говорит: «Ағай, сіздің жазғаныңызды елю жылдан соң ашады ғой!» (то, что вы пишете, через 50 лет откроют же!)... То есть понимают, что человек предлагает стоящее дело, но ломать голову над воплощением в жизнь ленятся. Как и для всех азбука то, что в Казахстане за 30 лет можно было спокойно создать свою Силиконовую долину и наладить большое производство комплектующих электроники – сильны-то местные ребятишки в математике и шахматах, и деньги есть!.. Это подняло бы образование, науку, технологии и оборону на уровень передовых государств мира, но... 
Асан (Солнце Небесное) Кайгы и его сын Абат (Предков Солнце) также имеют прямые связи со здешней землей: Абат похоронен рядом с Кобдой, а Асан Кайгы оставил прекрасные стихи о здешней реке Уил: «Ойыл (Мысли Дыхание) көздің жасы еді» – «Уил слезою глаза был»!.. Кстати, живший в XV веке Хасен Сабитулы к изначальному Асану отношения не имел, просто часть деяний древнего приписали жителю средневековья (Кондыбай С. т. 1., с. 208). Про Кобыланды разных эпох уже сказано. Есть и послеабызовский пласт в дастане о Кумыра-везире, где повторяется сюжет древнейшести, но уже с послетурановской начинкой. Обычный пример множества пластов разных эпох, как и в других эпосах.
Алып Ер Тунга, приводимый Махмудом Кашгари – жанама ат Кобыланды, т. к. Тунга тоже означает «Барс», как и Кабылан. 
Сказания об Ашина и его потомке Асяньшаде, найденные на далеком востоке действий наших древних предков, тоже основаны на здешних кобдинских источниках. Мне приходилось касаться этого вопроса в статье в журнале «Шыңғысхан». Дело в том, что по Кобде живут и представители рода ашебек таракты табын, которые ведут свой род от праматери Ашебек, младшей жены Аспамбета (Есимбет, Еспембет). Аспамбет тоже историческое лицо, отмечен как абыз, давший имя Адаю («Аспамбет азан шақырды, Адай деп берді атымды» – из дастана «Адай»). Ашебек отмечена в Авесте, как богиня Аши, а праматерь здешнего племени кете Кетебике там же – богиня Анахита (Ана Кете). О роли в истории кетинцев можно узнать из статьи Ж. Артыкбаева «Хеттская империя и наше племя кете» (есть в Интернете). 
    
 

Как расшифровывается название реки Кобда?

 

Священное значение первой половины названия уже дано, теперь о второй. Помните поговорку: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На казахском «де» («говори») и это слово «де» означает «Бог». На русском «Дай Бог!», значит, бога зовут «Дай». На латинском вообще знаменитая на весь мир поговорка есть: «Vox populi vox Déi», переводится: «Голос народа – голос Бога». Т. е. прямо «дай» – «бог». Вот, русские говорят: «Да будет день!», буквальное значение «Бог будет Тенгри!». В Древнем Шумере Денгир, в Египте Итен (Атон), в Риме Тин, в Китае Тян и т. д. 
Англичанин восклицает: «Oh my God!», немец: «O mein Gott!», казах: «О менің Құдайым! (Құт дайым!)». Где слова «God» и «Құт» имеют значение «Благо».
Каждое слово многозначно, и слово «да» в древности означало и «бог», и «вода». Казахи говорят «құдық», часть тюрков – «құйық», русские – «колодец», другие «койодезь» и т. д. Вот, в жыре «Алпамыс» А. 1957, стр. 14 вместо привычного сегодня слова «құдай» применялось и слово «құда»:
«Бір ұл» бер деп осыған
Бір жаратқан құданың 
(Тура өзіне) жылады»...
...Мы до сих пор часто повторяем формулу ледовой эпохи, выражая понятие «жить» (өмір сүру) словами «күн көру» («солнце видеть»). Да и «сүру» означает-то «солнцем делать», так что «өмір сүру» буквально «жизнь Солнцем делать». Вот что значит абызовское программирование, ведь словарь – программа жизни... 
У индийцев «Сурья» означает «Солнце», но это слово и значение его пришли туда от нас. Еще в прошедшем веке «с» и «т» у казахов взаимозаменялись, пока т. н. литературный язык, что есть всего лишь малая вершинка высокой и широчайшей горы, не выбил многозначность букв, звуков и слов, приводя к бюрократической однозначности (Аманжолов С. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. 1997). Примитивизация идет по нарастающей...
В «Авесте» нередко Туран определяют страной с суровым для жизни климатом. И вместе с тем лучшим и прекраснейшим регионом из семи называют Хванирату. Это же наш кендігер қобан жұрты («шахтерский кыпшакский народ»), из которого происходил Сарыбай в эпосе «Козы Корпеш – Баян Сулу», это историческое имя казахов древности в работах Алькея Маргулана, Кондыкер Кобан в сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» и т. д. То есть авестийское «Хван ирата» есть – «Қобан жұрты».
 Илеко-Кобдинское междуречье все в старых угольных кенах (рудниках-шахтах, которые все сейчас засыпаны), а параллельно Илеку, справа, от Оренбурга до Мугалжар тянутся цепочкой древние медные рудники целых 600 км. Мой отец родился в 4-х км от могилы Кобыланды в местности Кенели (Рудниковая страна), я сам – в ауле Егенсай (Ие кен сай – «Хозяин реки рудников») в 20 км и по нашей речке Бала Кобде уголь добывали еще в 1941–1945 годах. Если же о документации древности, обследованной археологами на Южном Урале и в полосе от Кобды до Кокшетау, то вот, к примеру, в «Археологическом словаре» Г. Н. Матюшина рассказывается на стр. 160–161 о стоянке Мысовой (Урта Тубе у озера Карабалыкты. Там найдены каменные орудия возрастом от 5–6 тысяч лет назад до сотен тысяч лет назад – то есть сотни тысяч лет сохранялась преемственность мастеров работы с камнем, с костью, с деревом, а затем – с металлом! В казахских сказаниях работать с металлом мастеров научил властитель подземелий Жылан Бапы хан («Змей Абыз хан»).
В книге «У истоков цивилизации» того же автора: «По определению английских классиков археологии Гордона Чайлда и Грэхема Кларка, те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию» (стр. 12). Микролиты считаются специалистами в 100 раз острее хирургических инструментов, применяются до сих пор, делаются только из яшмы, вставлялись в древности в пазы деревянных и костяных ножей, кинжалов, копий, стрел, жатвенных ножей, сох и прочих орудий, повысив производительность труда древнего человека в 60 раз!.. Прочтите из той же книги Г. Матюшина и удивитесь, представив, как же повезло нашим работящим предкам с экспортом своей продукции: «Обнаруженные в Зарзи (Месопотамия) изделия были изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье, Северном Казахстане (Атбасарском районе Кокшетауской области на реке Ишим и в Актюбинской области) и в Центральном Казахстане (сопки урочища Коскудук и Шабынды сложены из яшмы). На этих стоянках все изделия из яшмы... Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету – на берега Северного Ледовитого океана, в Среднюю Азию, Сибирь, Поволжье, в Месопотамию». 
...Причем подсказку для расшифровки формулы «Хванираты» дает сама великая Авеста! Вот что пишет исследователь Авесты И. В. Рак в своей работе «Зороастрийская мифология»: «Хвова – древний род, враждебный иранцам, выходцы из которого (Фраоштра и Джамаспа) были последователями Зороастра». Как подытожила профессор Мэри Бойс, Зороастр родился в степях восточнее реки Волга, а «Хвова» – это же «Қоб оба» («Кыпшаков племя»).
Современному человеку может сразу и не понять, почему «Кобыланды» – древнейшее имя? Коб жыланды же – «Коб змеиный». Почему «змеиный»? – Змея-то в земле живет – о житие под землей постоянно напоминает! На землю только поохотиться выходит… Так и человек в первой половине Валдайского ледника под землей и в пещере жил, наружу только охотиться выходил…

г. Актобе 

3022 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми