• Исторические страницы
  • 20 Апреля, 2023

ИСТОРИЯ ПЛЕМЕНИ АРГЫН В СОСТАВЕ КАЗАХОВ СРЕДНЕГО ЖУЗА

Рашит КАРЕНОВ, 
доктор экономических наук, 
заслуженный профессор КарГУ им. Е. А. Букетова, 
Почетный работник образования РК

 

Многочисленные письменные и устные источники говорят о том, что у казахов существовало три этнополитических объединения – жузы. Появление их объясняется тремя естественно-географическими регионами. Но в народной этногонии невторостепенным условием появления жузов является наличие трех сыновей у первопорядка казахов – Алаша. Имена сыновей – родоначальников жузов встречаются в нескольких вариантах: 1) Ак арыс, Жан арыс, Бек арыс; 2) Ак шора, Жан шора, Бек шора; 3) Уйсын, Аргын, Алшын. Народное мнение определяющим принципом установления иерархии в отношениях между жузами считает возрастной ранг сыновей Алаш-хана. 

«Пока доскачешь от одной границы до другой – собьются копыта скакуна»


Призванного на службу царским двором России натуралиста из Германии Георги И. Г. интересовал вопрос о разделении казахов на три жуза. В своем отчете «Характеристика всех народов, живущих в Российском государстве», опубликованном в 1799 году, он делает вывод: «Никто не запомнит, с каких времен, и по каким причинам разделились киргизы на три орды, из каких одна называется Большою, другая – Среднею, третья – Малою».
Безусловно, из трех казахских жузов (Старший – Ұлы жүз, Средний – Орта жүз, Младший – Кiшi жүз) ведущее место по занимаемой территории и численности населения, проживающей в ней, отводилось Среднему жузу. Казахи данного жуза традиционно занимали территории Центрального, Северного и Восточного Казахстана, а также часть Южного Казахстана – по среднему течению Сырдарьи. Территорию Среднего жуза населяли кочевые племена (аргыны, кыпчаки, найманы, кереи, коныраты, уаки и таракты) – часть могущественного когда-то кыпчакского государства Дешт-и Кыпчак. О нем в народном эпосе сказано: «Пока доскачешь от одной границы до другой – собьются копыта скакуна». Итальянский путешественник Джованни Плано Карпини в 1246 г. посетивший Дешт-и Кыпчак, писал в удивлении: «Они (кыпчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, коровами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире...».
А чтобы пасти и содержать такое количество скота, нужны были обширные пастбища, богатые хорошей травой. И они были у народов, населявших Дешт-и Кыпчак. Наши предки вслед за скотом кочевали с юга по меридиану на север, также на северо-восток до Алтайских гор и дальше, и на северо-запад до Крыма и дальше до Северного Причерноморья. Они осваивали новые земли, местным передавали свои знания по использованию скота и обработке металла и объединяли, организовывали государственные образования.

Исторические события, произошедшие в Среднем жузе в период с XVII столетия и начала ХХ века
В XVII веке участились притязания на территорию Среднего жуза джунгар. В начале XVIII века многочисленная джунгарская армия проникла в северо-восточные районы Среднего жуза (1723–1725 годы – период великого бедствия). Весной 1730 г. произошло Аныракайское сражение, в результате которого джунгары потерпели сокрушительное поражение. Вслед за Младшим жузом, признавшим в 1731 г. подданство России, в 1734–1740 гг. русское подданство признали многие родоправители Среднего жуза.
Основной отраслью хозяйства казахов Среднего жуза во второй половине XVIII – начале XIX века было экстенсивное кочевое скотоводство. Для каждого племени, рода существовали определенные исторически сложившиеся пути кочевок и территориальных сезонных пастбищ.
К началу XIX века ханская власть, существовавшая в Среднем жузе и Младшем жузе, была ликвидирована. После этого с 1824 по 1834 гг. было открыто семь округов. В 1830 г. основана Акмола, а в 1832 г. создан Акмолинский внешний округ. В 1835 г. в нем уже насчитывалось 15 казахских волостей с населением 71262 человека и одно русское поселение с 9-ю деревянными домами, одной ветряной мельницей. С образованием округа было создано и особое административное управление казахского народа, управляющегося выборными «старшими султанами» (Астана. История столицы и края XIV–XIX вв., Астана: Фолиант, 2006, 292 с.).
Как свидетельствуют архивные данные, первым старшим султаном был избран потомок известного Самеке-хана Конур Кульджа Кудаймендин. Его заместителем стал Арыстан торе Коныр Кулжаулы. В Акмолинский внешний округ вошли следующие волости: Тока-Карпык, Тинали Карпык, Кареке Алтай, Киргиз Тортуыл, Темеш, Сарымурат, Сайдалы Алтай, Айткожа Карпык, Тама, Жагалбайлы, Алтай, Таракты, Тунгатар Карпык.
Изъятие лучших земель, грубое притеснение коренного населения, беззаконие, поборы и ряд других причин стали основой для выражения обоснованного недовольства казахского общества, которое вылилось в мощное национально-освободительное движение, возглавляемое внуком великого Абылай хана, дипломатом и полководцем Кенесары Касымовым (1837–1847 гг.). 
Жестоко подавив восстание степняков в 60-х годах XIX века, царская Россия приступила к реформе административного управления, при этом ликвидировав формальности казахской государственности. Реформы 1867–1868 гг. касались в основном земельного вопроса, наплыва переселенцев, проникновения в степь товаро-денежных отношений.
По данным исследований краеведа Г. Салык (В архивах края – история Отечества. Мысль, 2019, №8, с. 32–35), 21 октября 1868 г. согласно «Временному положению по управлению в степных областях Оренбурга и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» была учреждена Акмолинская область с центром в г. Омске. Она простиралась от Улытау и Ишима на западе до Иртыша на северо-востоке. Основной отраслью экономики Акмолинской области было кочевое скотоводство. Делилась она на уезды: Акмолинский, Кокчетавский, Омский, Петропавловский и Атбасарский. К 1 января 1887 г. население области владело разного рода скотом в количестве 2217151 головы. 
Территория области, по статистическим данным, в 1914 г. составляла 492455,8 кв. верст, а в уже 1916 г. – 512 тыс. кв верст. Если население, например, в 1888 г. было 375 тыс. чел., то в 1911 г. – 1443721 чел.
Число переселенцев за 14 лет возросло более чем вчетверо. В 1916 г. их стало 1 млн. В результате на своих исконных землях коренное население оказалось в меньшинстве. Таким образом, за счет Казахской степи решалась проблема нехватки пригодной для обработки земли во внутренних губерниях России.
Появление новой этнической общности 
Все малые и большие смешавшиеся племена и роды в составе казахского народа занимают, каждое в отдельности, свое особое место. Каждый из них в формировании казахского этноса, в истории тюркских народов в целом в различной степени имеет свое неоспоримое историческое место. Тут не следует возвеличивать одних, умаляя других. В итоге теряется наша общая история. Наоборот, мы должны искать и находить, дополнять и заполнять еще неизвестные «белые страницы» нашей истории, остающиеся под пылью веков. В этой связи, на наш взгляд, особо важно подчеркнуть следующее.
В XIII веке монгольское завоевание повлекло за собой не только миграцию племен, но и объединение некоторых племен в целях защиты своих территорий и образование новых племенных союзов, «появление новых этнонимов». В этом смысле, как отмечает известный этнограф М. Муканов, «носитель нового этнонима, в данном случае аргыны, был, несомненно, новой этнической общностью, новым племенным союзом». В своей монографии «Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза» (Алма-Ата: «Наука», КазССР, 1974, 200 с.) ученый подчеркивает: «Новый племенной союз был «многочисленным», «многим», и соседние племена вполне могли дать ему соответственно название «argun». Так носитель, объект этнонима, состоящий из различных по своему происхождению родов, в силу своей многочисленности стал известен в истории казахов как племя аргын».
В XIV–XV вв. завершился процесс консолидации казахского народа, длившийся несколько веков. Итогом стало возникновение Казахского ханства. Как гласят документы, хотя господствующим на территории Средней Орды (жуза) населением являлись представители племени аргын, однако в летописях и сказаниях многих исследователей к удивлению мало упоминается племя аргын (аргун) как синоним Среднего жуза. Если Рашид ад-дин, Абуль-гази, «Шейбаниада», монгольская хроника «Сокровенное сказание», арабские авторы и т. д. в какой-то мере говорят почти о всех тюркских, монгольских и других родах и племенах, то аргынам (аргунам) зачастую посвящено лишь несколько строк, в которых название их связано с какой-то личностью или областью вселенной.
К этому уместно добавить и то, что в вышедших в свет во всех академических изданиях истории КазССР (1943–1990 гг.), истории Республики Казахстан (начиная с 1994 г.), региональных изданиях истории республики (начиная 1995 г.), а также в монографиях отдельных отечественных и зарубежных ученых последних лет должным образом освещены исторические роли древних племенных объединений: уйсынов (уйсунов), канлов, алшынов, карлуков, огузов, кереитов, жалаиров, кыпчаков (кипчаков). А вот о самом крупном и влиятельном племенном объединении – аргынов (аргунов), сыгравших доминирующих роль на всех судьбоносных этапах истории Великой степи, в вышеназванных учебных и научных изданиях почему-то написано недостаточно. 
Приведенные в фундаментальной монографии (Куанганов Ш. Т. «Арий-гун» сквозь века и пространство: свидетельства, топонимы. – Алматы, 2008, 672 с.) письменные свидетельства историков, летописцев, ученых-исследователей говорят о том, что аргыны (аргуны) вошли в этногенез почти всех тюркоязычных народов, народов Европы. Они (аргыны), заняв в их составе определяющее место, внесли заметный вклад, как в тюркскую историю, так и в историю народов Европы. Значит, без обстоятельного изучения происхождения племени аргын (аргун) история тюрков будет неполной. Это означает, что многие аспекты, оставшиеся до настоящего времени «белыми страницами» истории тюрков, следует восполнить. Одним словом, на сегодня история происхождения племени аргын, как наиболее древнего и многочисленного среди тюркских народов, представляет несомненный интерес.
Этнонимы родов племени аргын приводятся в источниках периода образования Казахского ханства. И это является ярким свидетельством активного его участия в политических процессах в регионе своего проживания. Например, как отмечается в книге ­Ш. Т. Куанганова, «в русских летописях указывается, что с левой руки от престола хана находились два бека – один из рода аргун (аргын), а другой из рода кыпчак (кипчак)». О том, какие племена составляли основу ханства, находим и в трудах Кадыргали Жалаири. В его труде «Жамиат-ат-тауарих» также говорится об аргунах (аргынах), кипчаках, жалаирах и о других известных племенах тюрков, которые сегодня составляют основу казахской нации.
Как известно, описать историю всех племен казахов для одного человека – задача неимоверно сложная. Поэтому нами предпринята попытка показать на примере самого многочисленного и одного из древнейших племен нашего народа – аргынов (аргунов) – его историю, характерную для всех племен казахов.

Роль племени Аргын (Аргун) в формировании казахского народа

По мнению зарубежного исследователя Рудольфа Итса, «человек ищет своих предков, чтобы в великой созидательной жизни многих поколений землян – людей, преобразовавших Землю, сделавших ее удобной для своей жизни, найти свое место, которое принадлежит ему по праву творца и мыслителя». Руководствуясь этой установкой, нами сделаны следующие выводы по результатам многолетних исследований истории племени аргын и его места в процессе формирования казахского народа:
В Казахской советской энциклопедии говорится: «Китайские летописцы ясно указывают на то, что гуны являются предками всех тюркских народов, В. В. Бартольд, А. Н. Бернштам и другие ученые тоже поддерживают эту версию. Они утверждают, что гуны и огузы – один и тот же народ. Имя гунов как этноним сохранился у аргунов» (Казахская советская энциклопедия. Том 1 (на казахском языке). Алматы. 1972, 648 с.).
Знаток истории тюркских народов Ш. Кудайбердиев слову аргун дает следующее обоснованное научное разъяснение. Он рассматривает этноним племени аргун из двух составляющих слов: ар и гун. У древних тюрков значение «ар» семантически восходит к словам великий, богатырь, герой. «Гун» в переводе означает солнце.
Существует древняя поговорка: аргун (аргын) – «ага баласы» (в переводе – аргун (аргын) – сын старшего). Как следует из древних источников, «ага» – одно из архаических слов тюрков, которое применялось ими во все времена, включая и наши дни. Слово «ага» у древних народов Палестины, Малой Азии означало старшинство и власть над другими народами. Название «ага» служило титулом. В древности, когда тюрки собирались по какому-либо поводу, то почетное место уступали представителю племени аргын (аргун), сопровождая при этом его особое право ритуальным словом «ага баласы». В соответствии со статусом ему также оказывались и другие почести. В наши дни реликты этой древней традиции сохранились в аулах казахов, особенно в населенных пунктах Центрального, Северного и Восточного Казахстана. 
Аргыны (аргуны) были одним из древних народов планеты. Так, этноним данного племени указан во многих письменных источниках древности: в трудах Геродота, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта и других историков древней Эллии. С именем племени Аргун, начиная от китайской стены до степей Сарыарки, связано множество этнотопонимов. Так, М. Тынышпаев утверждает: «Имя Аргын или Аргун носит известная река в Бурятской области, впадающая в р. Амур. На Алтае есть р. Аргут, составляющая правый приток р. Катуни... На Кавказе в реку Сунджу впадает горная речка Аргун, текущая по Аргунскому ущелью, в котором расположен аул Аргун» (Тынышпаев М. История казахского народа. – Алма-Ата: «Қазақ университеті», 1993, 224 с.).
И. Прохоров в статье «История устами народов» («Казахстанская правда», 28 декабря 2021 года, с. 7.) замечает: «Если остановиться на топонимических наименованиях, связанных с племенем аргын, то они охватили все евразийское пространство. Такие названия широко встречаются, начиная с горных массивов Ирана и Армении, на землях Анатолии, Кавказа (Аргунское ущелье, Аргей, Арджияс, Мейрамлык), Древней Греции (Аргос, Арголида, мыс Аргын), Кипра (Алас), Дальнего Востока (реки Аргун, Аргут), современной Якутии (Саха), на всей территории казахской степи (Арганаты). Наряду с этими странами и регионами сведения относительно племени аргын и его известных представителей сохранились в исторических и этнографических документах Северной Индии, Афганистана, Ирана, Европы, Китая. Поскольку ареал распространения племени аргын был огромным, его части встречались в каждом улусе империи Чингисхана, во владениях Тамерлана. За пять тысяч лет до нынешнего времени западное крыло аргу дошло до Балканского полуострова. Малой Азии и обосновало города Аргос, Тиринф, которые оказали влияние на развитие западной цивилизации».
Многочисленное племя аргын (аргун) в записях летописцев именуется как «басым ил», в источниках с искажением – «басмил». На тюркском языке «басым» передает смысл – превосходящий, сильный, а «ил» – государство.
В Средней орде (Среднем жузе) аргыны, представляя собой самое многочисленное племя, надо полагать, сыграли значительную роль в оформлении северо-восточного диалекта, легшего в основу современного литературного языка казахов. Недаром в истории казахской литературы самое большое место занимают поэты и писатели, выходцы из аргынов, во главе которых стоит выдающийся поэт и философ, основоположник казахской литературы Абай Кунанбаев.
Боевой клич аргунов (аргынов) – «Каракожа». Ш. Куанганов утверждает, что повторение названий Каракожа, Кара-Кочо, Киракочи, Хара-Хото, Кара-Мурза в качестве главы или этнонима племени, а также топонима, этнотопономина связано с перемещением племени аргун по просторам Евразии. Это подтверждается и в родословной казахов – шежире. В поэзии Бухар жырау (XVII век), знатока родословной тюрков говорится:

«Каракожа, возглавив нас, Повел нас (аргунов) на ратные дела».

В «Толковом словаре казахского (тюркского) языка» слову «кожа» («ходжа») дается следующее пояснение. В нем говорится, что «кожа» означает глава семьи, хозяин дома, ведомства, конторы, собственности. В литературе казахов это слово в таком значении сегодня и применятся. Значение слова кожа (ходжа) у казахов имеет смысл тождественный слову «хозяин». 
В трудах китайских историков сообщается, что «кожа» (кочо) ата объединил прекрасные шесть арысей, стремящихся к истинной дружбе». Их имена в истории известны как Каракожа (Аргыны), Аккожа (Найманы), Сарыкожа или Актамбердикожа (Кыпчаки), Коныркожа или Даракожа (Конраты), Балтакожа или Есимкулкожа (Кереи), Касымкожа (Уаки).
Одним из известных ученых, исследования которого оказали большое влияние на формирование концепции происхождения многих тюркских племен и в том числе племени аргын, был Н. Аристов. С кипчаками и кереями он сопоставлял у аргынов тамги отдельных подродов, что позволило исследователю определить этническую близость аргынов к крупным племенам Среднего жуза между собой, Н. Аристов приводит одновременно сведения, свидетельствующие о существовании исторических связей их и с другими тюркскими племенами: «Момунский род канджигалы в Коржункульской и Ерейменской волостях отличается особым типом лица и имеет тамгу кипчаков; в последней волости отделения коскельды, кылдигаръ, оюмъ, кама и джапар. Из момунских же родов куланъ-кипчакъ (Ишимская волость) и боштунъ-кипчакъ (акмолинская волость) тамгу имеют общекипчакскую... В Чирубай-нуринской волости (куандыкский род кареке) есть отделения токбура, ак-бура, чучакъ, баргана, кенджигары и асыгъ-нурбай. Вообще аргынское племя оправдывает значение своего имени, будучи действительно смесью киреевских, найманских, кипчакских и т. д. частиц» (Аристов Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. СПб: Живая старина, 1897, выпуски 3-4, 456 с.). Уместно отметить, что у исследователей родословной (шежире) казахов Среднего жуза имеются два важных сообщения. Одна из них – сообщение Мусы Чорманова, большого знатока родословной казахов Среднего жуза. Другое сообщение можно найти в «Заметках...» Н. Коншина, в которых он передает рассказ какого-то аксакала. По данным М. Чорманова, от Среднего жуза ведут начало восемь племен, причем четыре их них, а именно кыпчаки, аргыны, найманы и конраты, – от законной жены, а четыре младших – кереи, уаки, таракты и туленгуты – от незаконной. По мнению М. Чорманова, причисление последних к незаконнорожденным объясняется их малочисленностью и разбросанностью. В «Заметках» Н. Коншина говорится о существовании семи племен, вышеперечисленных М. Чормановым, исключая туленгутов. По легенде, Таракты был незаконным сыном Аргына и прозван в народе – «названный сын Аргына». Упоминание М. Чорманова о незаконнорожденности Таракты и особенно его тамга говорят о том, что Таракты некогда составляли отдельный род и впоследствии присоединились к племени аргын (аргун).

Краткие сведения о знаменитых потомках Аргын-ага

Аргын (Аргун) ага был грамотным человеком своего времени, пишущим книги битикчи («битик», с древнетюркского переводится как «книга»). В «Encyclopedia Iranica», авторитетной англоязычной энциклопедии, рассказывающей об истории, культуре и цивилизации иранских народов от предыстории до нашей дней, имеется обстоятельная статья «Argun Aqa» (Аргын Ага).
Профессор Ж. Бекболатулы в статье «Просвещение и информационное влияние» (Мысль, 2022, № 8, c. 42-53) подчеркивает, что Аргын Ага является реальной исторической фигурой: «Приведу с сокращениями «ARGUN AQA (турецкий argun «полукровка» и монгольский aqa «старший брат»), монгольский администратор в Иране (ум. 673/1275). Он принадлежал к племени ойрат, а его отец, Тайчу, по словам Джувейни, был тысячным полководцем... Амир Кадан из племени Джалайир, в руки которого он таким образом перешел, послал его вместе со своим собственным сыном Илюге поступить на службу к Великому хану Угедею (Агадаю). Овладевший уйгурской письменностью и в раннем возрасте зачисленный в число секретарей (битикчи) Великого хана (bitician)... Как при его предшественнике, Коркузе, при Аргуне служили представители потомственного иранского чиновничества. Среди них был и отец Джувейни, сахиб-диван Баха ад-Дин, замещавший Аргуна во время его отсутствия в 1246 году; сам Джувейни служил при Аргуне десятью годами позже. Благосклонно настроенный к деятельности Аргуна Джувейни заявляет, что тот положил конец посягательствам войск на мирное население Азербайджана и отменил незаконные налоги, установленные Шереф ад-Дином Хорезми в Хорасане... Последним зафиксированным его деянием было проведение новой переписи населения в Грузии в 671 или 672/1273. Аргун умер на пастбищах Радкана, близ Туса, 20 зул-л-хиджа 673 / 17 июня 1275; он оставил множество сыновей, из которых наиболее известен Ноуруз, военачальник, казненный в 696/1297 при Газане». 
Поэтому не стоит удивляться тому, что потомки книжника Аргына стали просветителями, известными всему миру. 
В племени аргын неограниченной властью и уважением пользовался Котан (Хотан-жырау, Хотан-бай). В этой связи аргыны произносили его имя, подчеркнув словом тайшы. В преданиях и легендах Котану тайшы отводится немалая роль в образовании Казахского ханства. Он пережил нескольких золотоордынских ханов.
Известный в Сарыарке акын Жанак, живший в XVII веке, с гордостью возвещал о том, что: 

«Первопредок Аргунов акын Хотан (Котан тайшы), Был в стихах куда мастеровитей многих из нас».

Сыном прославленного среди кочевников Котана тайшы (Хотана-жырау) был наиболее влиятельный и сильный в Дешт-и Кыпчаке бай многочисленного племени аргынов (аргунов) Дайркожа, прозванный в народе Акжол бием – справедливым бием. Из позднейших сведений об аргынах важное значение имеет тот факт, что они являются одним из активных племен в образовании казахского ханства. Могущественный правитель Дешт-и Кыпчака Абулхаир хан решает наказать за непокорность аргынского бия Дайркожу (Акжола). Путем физического устранения бия аргынов Абулхаир рассчитывал предотвратить раскол, добиться покорности племени его власти и пресечь саму идею образования нового ханства. Волю хана приводит в исполнение преданный ему человек, предводитель многочисленных кыпчаков Кобланды батыр. Узнав об устранении любимого бия, аргыны потребовали от Абулхаира выдачи Кобланды. Хан отказал в их просьбе. За это аргыны и кереи во главе с султанами Гиреем и Жанибеком оставили Абулхаира и ушли на восток, в Моголистан.
В народной памяти подробно сохранились детали трагического события, связанного со смертью Акжол бия. До нас дошел трогательный плач в стихах Хотана-жырау (в народных преданиях Котан тайшы), отца Акжол бия, при похоронах сына:

«Зачем ты поссорился 
с Каракипчаком Кобланды, мой сын?
Я уже стар и немощен, скоро 
пойдет мне десятый десяток лет.
Для сыновей Ногайлинской земли был 
ты путеводной звездой!
За что же погасили тебя 
несчастные люди?
Зачем же ты поссорился 
с Каракипчаком Кобланды, мой сын?».

В преданиях говорится, что Котан тайшы первым покинул ставшей ненавистной ему Орду Абулхаира. Никто не мог остановить сломленного горем 90-летнего аксакала племени аргын. Так гласит предание, передававшееся из уст в уста.
Кстати, аргыны с первых дней образования казахской государственности всегда поддерживали центральную власть. Общеизвестно, что многие казахские ханы Жанибек, Керей, Аблай и Кенесары опирались на силу и многочисленность этого племени. Эти факты нашли яркое отражение в творчестве Бухара жырау, в произведениях известных поэтов, исторических личностей.
События тех лет после многочисленных изучений, опираясь на труды историков, сохранившиеся достоверные письменные источники, устные сведения, подробно описал И. Есенберлин в исторической трилогии «Кочевники». 
Среди тюркоязычных народов Азии аргуны (аргыны) одними из первых приняли мусульманскую религию. Правоверному мусульманину, чтобы стать суфитом, нужно было тогда преодолеть четыре ступени: шариат, тарикат, марифат, хакикат. Преодолевших это в Степи и стали называть софитами (суфитами), присоединив к именам каждого из них слово «софо». Тюрки произносили это слово «софо»; казахи на свой лад – «сопы», «софы»; китайские историки называли их «сопо». Это слово сохранено в названии родов, входящих в состав племени аргын (аргун).
Согласно еще одному преданию словом «софо (сопы)» называли в Малой Азии и в странах Эллии преподавателей красноречия, ораторов и трибун. Сегодня, казахов – потомков «софо» родов племени аргун (аргын), так и называют «мастерами красноречия». Немного преобразовав, еще говорят: «дай им трибуну, перо и бумагу».
В статье Хабижановой Г. «Исторические взаимосвязи племенного объединения Аргын» (Қазақ тарихы, 2012, №3 (114), с. 15–17) подчеркивается: «Н. А. Аристов привел аргынское сказание о том, что у одного из потомков Алаша, родоначальника всех казахов, был сын Аргын, старшая жена которого родила сына Мейрама, а у него родились два сына – Куандык и Суюндук».
Эти сведения уточняются родословной – шежире Ш. Кудайбердиева и у других известных авторов. По их утверждениям, Ергул-ана – это старшая жена (байбише) Каракожа батыра. От нее родился сын Мейрамсопы (Мейрам софо), от которого распространилось самое крупное родовое объединение аргынов «Бес Мейрам»: Куандык (подроды Агыс, Калкаман, Боршы, Темеш, Карпык и Алтай): Суюндык (Бегедык (Козган); Шегендык (Коксал); Болаткожа (подроды Каракесек, Шубыртпалы, Жалыкпас, Камбар). В народе дети старшего сына (Мейрамсопы) собирательно называются «байбише баласы» (дети старшей жены).
Средние Аргыны, объединение по имени их матери в группу Момын, разветвляются на пять родов («Бес Момын «Пять Момынов»): Аксопы (Ак-софо), Карасопы (Кара софо), Сарысопы (Сары-софо), Надирсопы (Надир-софо), Кенжесопы (Кенже-софо). От Аксопы родились Маябоз и Тобыкты, от Маябоза Канжыгалы. Легендарный Богенбай батыр, защищавший пределы Евразии от Маньчжурской и Джунгарской экспансии является потомком из рода Канжыгалы. В трудные для казахов годы Богенбай показал себя как настоящий, признанный всем народом, полководец, а в преклонном возрасте как мудрый бий, искусный дипломат. По прямому указанию Аблай хана он был похоронен в священном для всех казахов городе Туркестане. 
Из шежире известно, что от Карасопы родились Басентиин и Карауыл, а от Сарысопы – Атыгай. По преданиям потомков, родившихся от Надирсопы и Кенжесопы, среди казахов нет.
От третьей жены Каракожа батыра родился Танбисопы (Танфи-софо). От него происходят роды Сарыжетым и Шакшак, которых называют «Токал аргыны» («Младшие аргыны»). Ш. Куанганов в своей монографии отмечает: «Ш. Кудайбердиев в поэме «Нартайлак и Айсулу» дает историческое пояснение появлению такого названия. Аргун-ага от младшей жены Бозша имел сына Момындыка. Этот род называют Токал-аргун, что означает «аргуны от младшей жены». Момындык имел двух сыновей по имени Баргун и Шакпак (Кремень) – настоящее его имя Айдерке. Шакпака люди называли «Шакшаком». Изучив архивные материалы, крупный исследователь истории тюрков Кудайбердиев на странице 120 своей знаменитой Родословной (Кудайбердыулы Ш. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханской дистанций. – Алма-Ата: Жазушы, 1990, 120 с.), в поэме «Нартайлак и Айсулу» делает такое обобщение:

«Погиб Тайлак. Оскудела земля наша, 
Сиротой возмужал Айдерке...
Они, отколовшись от Среднего жуза, 
Отошли от нас к Младшему жузу.
И Шакпак, и Саржетим, 
оказались вдалеке
Зовут их там аргуном младшим,
Они же, на деле, 
потомки Нартайлака».

В основе поэмы лежат старинные предания, связанные с тюркским шежире.
Общее начертание тамги племени Аргын выглядит как глаза – ОО. В тамге и кличе отражены факты: «Двухглазие» (знак дальновидности) и «Акжол» (знак справедливости).
В древние времена, когда племя аргу было в полном составе, тамга (герб) была из четырех, потом из трех кругов и называлась, соответственно, четыре, потом три глаза.

Необходимость знания своих предков по женской линии

В последнее время специалисты-родологи обосновывают следующую мысль: «Знать своих предков только лишь по мужской линии мало, нужно пристально изучить судьбу мужчин по женской линии (нағашы) и женщин рода с обеих сторон. Дело в том, что согласно психогенетической теории исследования, модель поведения активна через поколение. То есть, говоря еще проще, бабушки-дедушки авторы сценария нашей жизни, родители – режиссеры, а мы – актеры» (Сауытбекова А. Найти ресурс рода. Мысль, 2016, № 5, с. 36–38).
Справедливость данного утверждения можно проверить на примере судьбы дочерей Турсын (Турсын-Мухаммед) хана, правителя Ташкента в середине XVII века. 
Турсын-Мухаммед (1562–1627), сын султана Джалима, был правнуком Джанибека, второго казахского хана. Претендовал на трон правителя Казахского ханства, однако впоследствии потерпел поражение от Есим хана. Он был на три года старше хана Есима. При возведении престол Есима в 1598 г. Турсын было отказался от своих амбиций. Но, став известным и популярным в народе после победоносных войн против Бухарского ханства, освобождения южных казахских родов от бухарского подданства, чингизид султан Турсын вскоре провозгласил себя ханом Казахского ханства и начал чеканить от своего имени монеты. Будучи независимым от Есим хана, дважды давал клятву верности хану Есиму. Но оба раза нарушал ее. Его главной опорой был род Катаган. Чтобы не давать повода к гражданской войне среди единого народа, хан Есим признал Турсына равноправным с собою правителем.
В 1627 г. Есим выступил в поход против джунгар. Воспользовавшись отсутствием хана Есима, Турсын нарушил перемирие, захватил вторую столицу хана – город Туркестан. Воины Турсына перебили множество людей, захватили жен и детей Есим хана. Турсын решил покончить с Есимом.
После возвращения из похода Есим хан объявил войну Турсыну. Во втором томе Истории Казахстана (Алматы: «Атамұра», 1997, 624 с.) описывается Сайрамское сражение: «В окрестностях Ташкента состоялось сражение казахских ханов Есима и Турсуна (Турсына). По сообщению «Бахр аль-асрар» Турсын-султан погиб, его умертвили его же приближенные. После этого бухарский хан передал Есим султану бразды правления Ташкентом, Туркестаном. В 1628 г. вместе с убийством Турсуна Есим-ханом были истреблены остатки казахов-катаганов, находившихся в подчинении Турсуна». 
Есим хан, убивший в междоусобицах Турсын хана, подарил его дочерей известным Аргынским батырам, воевавших на стороне Есима. На странице 22 книги Ж. Б. Бикенова, Ж. М. Жакенова, Т. К. Исабека «Тоқа шежіресі» (Шежире рода Тока, родового объединения Карпык племени Аргын. – Караганда: «Карагандинская Полиграфия», 2000, 402 с.) излагаются следующие сведения: Али батыру из рода Тобыкты Есим хан подарил Конырбике; Шаншар батыру из рода Каракесек подарил трех дочерей Турсын хана – Айбике, Нурбике, Кызданбике; Каржас батыру из рода Суюндык подарил Жолбике; Бесим батыру из рода Тока подарил Даулетбике. У казахов традиционно на первом месте имена и образы великих исторических личностей, внесших заметный вклад в формирование единой казахской нации. В этой связи рассмотрим генетическую историю знаменитых исторических личностей, в чьих жилах по материнской линии течет кровь основателей Казахского ханства. 
История рода потомков Турсына – Мухаммед хана по линии дочери Конырбике.
Как известно, великий Абай (Ибрагим) Кунанбаев – поэт, основоположник новой письменной казахской литературы является потомком Турсын – Мухаммед хана. Об этом пишет Шакарим Кудайбердиев: «Али, родной брат нашего предка Сары, батрачил у одного сарта (таджика). Услышав о том, что хан Есим убил Турсын-Мухаммеда-хана катаганов и вновь завладел Ташкентом, он, взяв двух откормленных коней у этого сарта, спешит на родину. По дороге ему встречаются дочери Турсын-хана, которые, будучи в пути, еще не знали о смерти своего отца. Захватил дочерей Турсын-хана – Айбике, Нурбике, Конырбике со свитой, обозом, шатрами... Конырбике отдает старшему брату Сары. Вот от этой Конырбике родятся и наши предки пятого колена – Кушик и Мамбет-Софы» (Бекболатулы Ж. Просвещение и информационное влияние. Мысль, 2022, № 8, с. 42–53).
Таким образом, Сары батыр (женившийся на дочери хана Ташкента Турсына – Канирбике) – предок Абая Кунанбайулы, который способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов, помогал молодым получить образование, в том числе в Санкт-Петербурге.
Казахскую литературу обогатили и переводы, сделанные Абаем. Он переводил Лермонтова, Крылова, Пушкина, Гете и Байрона, Петефи, Мицкевича... Абаю были близки некоторые философские воззрения Сократа, Платона, Аристотеля, Спенсера. А его «Слова назидания» считают фундаментальным философическим трудом. Кроме того, Абай написал поэму про Александра Македонского – «Искандер», придав теме оригинальную, философско-нравственную трактовку. И он создал музыку к ряду своих стихотворений.
По данным, изложенным в книге М. Жанболатулы «Тобықты – Шыңғыстау шежіресі» (Шежире рода Тобыкты из племени Аргын. Вторая книга. – Алматы: ЖШС «Курсив», 2004, 424 с.), генеалогия поэта выглядит так: Аргын – Кенжесопы (Аксопы) – Тауфикты (Тобыкты) – Рыспетбек – Мусабай – Суирбас – Сары – Кушик – Айтек – Ырғызбай – Оскенбай – Кунанбай – Абай (Ибрагим). 
История рода потомков Турсына – Мухаммед хана по линии дочери Айбике.
Известный батыр из рода Каракесек Шаншар Булбулулы, который в награду за проявленную храбрость удостоился взять в жены Айбике, был видным общественным деятелем. Он боролся за единение казахов, укрепление государственности. Похоронен в Туркестане в мавзолее Хаджи Ахмета Ясави. Шаншар батыр является дедом прославленного Казыбека Кельдибекулы – советника хана Тауке, главного бия Среднего жуза, дипломата, искусного оратора. Он боролся за укрепление Казахского ханства путем объединения под властью Тауке хана, разрозненных казахских родов и племен, за союз с каракалпакскими и киргизскими племенами, за мирные отношения с Россией. Казыбек би был мастером слова и прозван в народе «Звонкоголосным» («Каздауысты»). Сохранилось множество его изречений, афоризмов, образцов ораторского ­искусства.
 На странице 61 книги «Каракесек шежіресі» (Шежире рода Каракесек, родового объединения Куандык племени Аргын. Вторая книга. Составитель Т. А. Енсебаев. – Павлодар: ЭКО, 2017, 646 с.) представлена генеалогия Казыбек бия. Она выглядит следующим образом: Аргын – Мейрамсопы – Каракесек (Болаткожа) – Акша – Бошан – Таз – Булбул – Шаншар – Кельдибек – Казыбек.
История рода потомков Турсына – Мухаммед хана по линии дочери Жолбике.
Потомком Каржас батыра и Жолбике является великий жырау, поэт-импровизатор, идеолог, советник хана Аблая – Бухар жырау Калкаманулы. Его многочисленные произведения дошли до нас в виде философско-дидактических стихотворений. Жырау смог мастерски использовать образцы традиционного устного народного творчества. «Он не говорил простыми речами, если говорил, то говорил стихотворными медитациями», – писал о нем фольклорист, первый биограф жырау Машхур Жусуп Копеев. Основная тема произведений Бухар жырау – любовь к народу, родине. Он призывал всех к единству страны. Другие важные темы в творчестве жырау – изменение природы человека изменчивость мироздания. Бухар жырау, разделив жизнь на периоды, показывал, как изменяется человек с возрастом, его характер, душевное состояние. 
На страницах 222–223 книги «Қазақ ру-тайпаларының тарихы» («История родов и племен казахов». Аргын 10 том. Книга третья. – Алматы: Историко-исследовательский центр «Алаш», 2007, 660 с.) представлена родословная Бухара жырау Калкаманулы. История рода Каржас, Суюиндыкского родового объединения племени Аргын схематически выглядит так: Аргын – Мейрамсопы – Суюиндык – Каржас – Алтынторы – Жолымбет – Калкаман – Бухар жырау.
История рода потомков Турсына Мухаммед-хана по линии дочери Даулетбике.
Как свидетельствуют данные, отраженные в книге «Шежире рода Тока, родового объединения Карпык племени Аргын», у Бесим батыра и Даулетбике было трое сыновей: Баргана, Айткожа, Сатыбалды. Выходцом из рода Сатыбалды Тока был знаменитый волостной правитель в Центральном Казахстане – Шон Телгозыулы (1828–1901). Его генеалогия выглядит следующим образом: Аргын – Мейрамсопы – Куандык – Карпык – Козей – Тока (Каратока) – Бесим батыр – Сатыбалды – Ерназар – Жанкелди – Зейнет – Телгозы – Шон. 
Шон Телгозыулы был избран волостным правителем Караагашской волости в 1857 г. Эту должность исполнял более 30 лет. Был справедливым человеком, помогал бедным слоям населения. В энциклопедии «Караганда. Карагандинская область» (Алматы: Атамұра, 2008, 528 с.) отмечается: «Шон Телгозыулы удостоился таких высоких наград царской администрации КЭК Почетный халат (чапан), серебряная (1862) и золотая (1866) медали на ленте святого Станислава, золотая медаль на ленте святой Анны (1870), звания «Особо почетный гражданин» (1879). В документально-исторической повести А. Жумадильдина «Когда лед тронулся» (1972, на казахском языке) дается жизненный путь Шона и его сына Оспана, одного из предводителей народно-освободительного восстания 1916 года против царского режима».
Так сложилась судьба дочерей весьма противоречивой исторической фигуры Турсын хана, вышедших замуж за известных батыров племени аргын.

Заключение

В целом на основе изучения истории происхождения племени аргын (аргун) можно сделать основополагающий вывод о том, что многовековой путь казахского народа от кочевых племен до формирования своего суверенного государства был очень сложным и трудным. Причем следует учесть, что многие государства Евразийского субконтинента, в том числе и Казахстан, являются наследниками древних саков и гуннов, а затем Тюркского каганата, созданного древними тюрками более 1500 лет назад. При этом пределы их расселения были огромны – от Енисея до Средиземного моря.
Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, глубокого осознания уроков истории, которые дают силы для динамичного развития государства. Изучение исторического опыта формирует историческое сознание, культуру, традиции и преемственность поколений. История является основой осмысления человеком феномена цивилизации, диалектики глобальных проблем современности.

3198 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми