• Исторические страницы
  • 20 Апреля, 2023

КАГАН ТУРАНА МАЙКЫ – ОСНОВАТЕЛЬ ЗОЛОТОГО ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

(или почему Генрих Киссинджер назвал Казахстан колыбелью цивилизации)

Торегали КАЗИЕВ, 
писатель-исследователь

История есть описание собственных предков…
Лев Гумилев

Праязык начинался в Волго-Урало-Казахстанском регионе?
Если серьезно окунешься в историю, натыкаешься на удивительные вещи!.. «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» – это выражение знает каждый второй казах (переводится – «У всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би»). 
Майкы – второе имя Аргы Мака, праотца жетіру, со священным именем «қартқазақ», о котором в книге Н. Мынжани «Қазақтың қысқаша тарихы» пишется: «слово «қазақ» не сразу стало именем народа, сначала это имя было именем рода-племени, потом объединения племен... в составе кіші жуза объединение жетыру (кердери, кереит, табын, тама, жагалбайлы, телеу, рамадан) звались қартқазақами. Со временем имя «қазақ» стало именем народа, именем нации». 

 

О жетиру-қартқазақе писал и отец казахской кириллицы, член-корр. АН КазССР С. Аманжолов в книге «Вопросы диалектологии и истории казахского языка», законченной в январе 1958 г., после этого в течение 6 дней изгнанный из Академии, пединститута и обвинявшийся на собраниях в национализме, одно из коих закончилось одновременно ударившими его инсультом, инфарктом и смертью...
И в шежире уйсынов ұлы жуза тоже праотец Майқы, а также в шежире башкортов, татар, венгров (там есть табын), ногайцев, узбеков, каракалпаков, кумыков и других народов.
Тянет герой этого выражения на авторство праязыка!.. Человечества или первого евразийского (ностратического) языка. Встают, конечно, вопросы, имеет ли это утверждение отношение к реальности?.. Когда это было? На какой конкретной территории? Имеет ли отношение к Майкы, отмеченному в родословных? Листаем источники и находим мнение одного из гуру российской лингвистики С. Е. Яхонтова: «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы…».
 Всех, конечно, не перечислишь, упомянем еще известного в мире палеолингвиста Марио Алинеи и историка Марселя Отта, представляющих теорию палеолитической непрерывности. Согласно ей, в Приуралье и соседних территориях в каменном веке шло непрерывное развитие, и создался праязык, от которого потом пошли тюркские, угрофинские, индоевропейские и прочие языки!.. Но мы же еще со школы привыкли слышать, что тюрки-то родом с Алтая?!
Открываем «Археологию Казахстана» от 2006 г.: «…в настоящее время растет число сторонников Ю. Немета, А. Зайончковского и М. Ширалиева, считавших прародиной тюрок Волго-Уральский регион».
Прекрасно обоснована теория о Волго-Уральской прародине тюрок и в работе ученых Карачая и Балкарии К. Лайпанова и И. Мизиева «О происхождении тюркских народов». 
Приглашают включиться в размышление о роли здешних мест в мировой истории и культуре три научные «Арало-Каспийские конференции», проведенные в начале девяностых в городе Актобе по инициативе доктора исторических наук Серика Ажигали, собирающие многих ученых страны и соседних государств. На Арало-Каспийской конференции сообщили, к примеру, об открытии кавказскими учеными на Устюрте каменных загонов для скота, относящихся к ледниковому периоду (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида. Научная мысль Кавказа. 1994, стр. 4.).
 Основатель науки о казахской мифологии Серикбол Кондыбай также выделяет Актюбинскую область как среду, создавшую самые древние пласты казахского эпоса (Кондыбай С. 4 т., 2008, с. 384).
Археологи и фольклористы глубину исторической памяти азиатских народов определяют в 40–60 тысяч лет. О том, что при всех ударах судьбы память о прародине все еще чудом сохраняется, стихи Магжана Жумабаева, обращенные к Уральским горам: 
«Анамыз, бізді өсірген қайран Орал,
Мойның бұр тұңғышыңа» – 
«Мать наша, нас вырастившая 
удивительная Орал,
Повернись к своему первенцу!..
«Первенец» же – первым говорить начинает, однако... Перейдем к личностям. 

Майкы – каган Турана!

О личности начинаем узнавать из сказания «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» («Этот казах в какое время трехжузовым назван»). Там говорится, что Майкы девятерых ханов своими руками на трон посадил... в то время из сорока ханов правил в Бухаре хан из Красного Арыса. И этот хан своего сына Алашу в младенчестве вместе с матерью изгнал из дома, по наущению байбише, которая сама детей не рожала. Жил Алаша охотничеством, в тени Бай Терека, как в 12 лет его принял к себе Майкы, послал осваивать восток казахской степи, сделал первым собственно казахским ханом. И именно тогда народ наш стал трехжузовым (Майқы би. А. 2014).
Значит, Майкы был каганом Турана с его 40 ханами. Говорится, что и до Алаша хана народ казахский жил, но своего ханства не имел. Казахи, мобильные охотники и скотоводы, были государствообразующим народом, пронизывавшим Туран ежегодными маршрутами вслед за пасущимися животными. Как сегодня русские не имеют своей республики в федерации.

Казахи разделились на три жуза в период таяния Западно-Сибирского ледника и заселения подсыхавшего востока Степи

Изначально казахи больше жили на западе степи, т. к. восток степи находился под тундрой, под водами и болотами, где и население было редкое, а в части Западной Сибири лежал ледник. Как ледник стал подтаивать, а восток степи подсыхать послал туда Алашу с джигитами каган Турана Майкы. И создались тогда три жуза, три лица Степи – на основе трех ежегодных маршрутов мобильных охотников и скотоводов. О том, что казахский народ начинался на западе степи, можно прочесть и в книге Акселеу Сейдимбека «Қазақтың ауызша тарихы».
Ледник располагался на севере Европы, назван Валдайским (около 12 тысяч лет назад), на юге доходивший до Валдая (Мосин В. С. «Южный Урал в каменном веке»). Южнее шла полоса тундры и степь – от Поволжья и Приуралья до Жидели Байсына на стыке Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. Климат в тогдашней степи был примерно такой же, как сегодня, только немного холоднее, – отмечают палеоисторики. 
Многие места сказания говорят о том, что Майкы был из абызов, т. е. из ученых людей. Термин «жрец» тут не годится, т. к. в исторической литературе жрецы подаются как представители кастового общества (индийского, персидского, европейского и прочих). А в Степи каст никогда не было и до прихода арабов в VIII веке тюрки не знали понятия «раб», а слово «гул», «кул» имело другое значение (Гумилев Л. Н.). 
В древних текстах слово имело минимум три значения: простое, образное и тайное. О Майкы в сказании говорится, что он был хромым, всю жизнь на арбе ездил. Исследователи С. Кондыбай, Б. Тлеубердиев отмечают эту «хромоту» как «змееподобность» и принадлежность к абызам.
В источниках, пришедших из незапамятных времен, много поздних наслоений, сокращений и добавок, иногда и намеренно провокационных. Для того чтобы самому научиться отличать наслоения разных эпох, нужно начинать с чтения книг: «Қазақ ономастиканың лингвокогнитивтік аспектілері» Б. Тлеубердиева, «Кобланды батыр», М. 1975 г. и других. Часто путают Майкы кагана с Майкы времен Чингисхана, нередко все деятели с этим именем сливаются в один средневековый образ – в соответствии с установкой большевиков, что «казахи начинались в XV веке»... 

Управлявший языком масла

В книге «Майқы би», А. 2014 г. написано: «Атанған Махмұт дана, болып Майқы» («Именован Махмут-гений, став Майкы»). И говорится, что есть три языка отношений и управления: май тілі (язык масла), шаң тілі (язык пыли/ юридический) и қан тілі (язык кровавый). За управление языком масла присвоили кагану имя Майкы, т. е. это имя дано не при рождении.
Б. Тлеубердиев пишет о том, что С. Кондыбай идентифицирует личность Майкы с древнеиндийским, древнеперсидским, авестийским, германским и прочими Ями, Иама, Йима, Имир, Юмис и другими. В Авесте – это царь скотоводов Йима, давший человечеству Золотой век, в «Шахнаме» Фирдоуси – царь Джем, у индийцев – тоже Йима и т. д. В булгарских летописях «Джагфар тарихы» это Джам – первый царь государства Идель (Семь племен), называвшегося и Туран. 
 Лондонский профессор Мэри Бойс определяет: царь Турана Йима и его ученик пророк Зороастр родились и жили в степях восточнее реки Волга!.. В каменном веке (Бойс М. «Зороастрийцы. Верования и обычаи», 1985). Профессор Ж. Артыкбаев также относит время жизни Майкы к древнейшим эпохам (Қазақ тарихы мен этнологиясының мәселелері). Спаситель булгарских летописей Ф. Нурутдинов датирует начало правления царя Джама Иджика (Иджак, Азак – так в летописи) из абызовской династии Дуло (Дулат) 14953 годом до н. э. Это время ледника. Индийские древности также утверждают, что Йима пережил ледник.
Здесь нужно помнить, что все указываемые даты лишь ориентир, а каждый источник носит фрагментарный характер и истина приближается только при сравнении источников трех групп: науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов. 
В булгарских летописях пишется: «...волка нельзя было называть его именем «мак», потому булгары называли его «кара», «буре», «син», «кур» и т. д.». И еще: «...в одном месте алпа (первого духа) Бир Гюна называют Бай Тереком, в другом – Кара Багом (Аргы Маком. – Т. К.), в третьем – Джамом, в четвертом – Кыш Тарханом, в пятом – Кермесом, в шестом – Ауданом, в седьмом – Маром, в восьмом – Рыштау (Руслан), в девятом – ... Но все (во время сборов) должны молиться одинаково». А также говорится, что «алпов-асов было 33 (отсюда 33 года Христа, 33 богатыря русских сказок и т. д.)».
Здесь мы видим, что при рождении будущий каган получил имя Мак. А то, что исторические лица в последующем попадали в число аруахов, почитаемых в качестве алпов (духов), можно привести десятки примеров. У части народов аруахи превратились и в божества. Тот же Биргюн у русских Перун, у прибалтийских народов Перкун, Перкунас и т. д. Скифский Тагимасад (праотец таракты табынцев Тогым) у греков почитался как бог Посейдон (Геродот. История. М., 2006, с.253), а о титане Прометее античный автор Аполлоний Родосский писал: «Прометей был прежде – скифским царем». Первый хан кыпшаков Абар освящен как алп молнии, кузнечества и торговли Сувар, на булгарском зимнем празднике Рождества как царь-солнце Кубар. У русских это бог-кузнец Сварог, а в книге грека Геродота «История» отмечен как гипербореец Абарис, ходивший по земле со стрелой в руке. 

Примеры единства первоначала 

Совпадения древности у разных народов объясняются единством первоначала. В булгарских летописях говорится, что государство Идель (Туран) создано семью племенами. О жетіру-қартқазақе (семиплеменном-первоказахе) было выше...
З. Аминев в статье «Отражение космогонических воззрений в эпосе «Урал батыр» пишет: «Изучение мест расселения башкирских племен по рекам Яик (Урал), Нугуш, Идель и Сакмара показывает, что в этих местах расселены так называемые башкорты-семиродцы, от которых, по поверьям, образовался башкирский народ». Табынцы башкортов и сегодня имеют второе имя уйсын, и в шежире праотец – Майкы... Присутствуют и остальные шесть племен первоначала Турана, указанные в перечне Н. Мынжани.
М. И. Ахметзянов: «...из татарских шеджре следует, что Майкы был родоначальником племени уйшин. Этноним ишун (Шун, Сун, Сон) сохранился в активном лексиконе в Поволжье и Приуралье в виде гидронимов (названии рек и озер). Татарские деревни Шунбаши и Верхний Шун. Эти имена сохранились нам в наследство от древних татарских племен» (О происхождении топонимов. Казань. 1990).
Есть в Татарстане и топонимы по именам тех семи племен: аулы Югары Табын, Тюмян Табын и другие. Упоминаем о табыне, т. к. он сохранил до сего дня в качестве родовой тамги тарак (трезубец) – неотъемлемый знак каганской власти. А также жалаир в ұлы жузе и тарақты в орта жузе. При величии Турана распространился в мире как знак элиты. В булгарских летописях пишется, что в руках абызов династии Дуло (Дулат), представителем коих был первый царь Иделя Джам, всегда был посох (асатаяк) в форме трезубца. И те абызы себя, свое племя и асатаяк в форме трезубца звали словом «қазақ». Это слово означало вначале «лучи солнца, само солнце и Тангры (Тәңір)» и было запрещено его произносить простым людям под страхом смертной кары. Применялись обережные имена: казаяк, казык, азык и еще многие другие. Если основное имя того или иного народа/племени в какие-то периоды не фиксируется на публике – это не означает, что его нет и не было – табуировано для частого ­произношения.
В Крыму крымско-татарские названия местностей: мыс Картказак, село Картказак, село Таврическое (Табын) в Ишунской (Уйсын) волости в 1860 годы и т. д. Примеры можно продолжать до бесконечности и не только из наследия тюркских народов...
Река Жем в Актюбинской области, она же Йембі. Вспомнишь выражение «оның көңілі иіді» (его отношение подобрело) и понимаешь, что Йима (Иітуші) – «Создающий Добро». Там как раз недалеко Борсык кумы – одна из зимовок первого Алаша хана (Артыкбаев Ж.). Академик Мирфатых Закиев в «Истории татарского народа» писал, что Зороастра при рождении назвали Жарастыр (Примиряй людей) и он был тюрком. А Зороастр в «Авесте» говорит, что он из племени спи тама – таминцы до сих пор живут на берегах Илека! Как и в Башкортостане и в Татарстане. А в Ригведе ее составители не раз обращаются к высшим силам: «...помогите людям племени го тама, народа кушика (қазақ)»! Это обращение тех, кто мигрировал из нашей Степи в другие страны во время тысячелетней засухи в третьем-втором тысячелетии до н. э. Но почему, в древнейшие эпохи центром мира была выбрана именно наша суровая для проживания Степь? Ведь и в Авесте говорится не раз о суровости природы Турана.
Где располагалась столица Турана

 Откройте энциклопедию «Актобе» и увидите на карте овраг (устье древней реки) с названием Майкысай, идущий со стороны реки Кобды к реке Илек. Рядом Майкыбулак, Мак-Бал-сай и другие говорящие названия местности. Бал – потомок Майкы и тоже отмечен в булгарских летописях как один из последующих каганов Турана. И, конечно, в казахском наследии:
Балдың көп дүр ұрпағы,
Үйсінді жоқ ұрмағы,
Ондай ел өскін келеді,
Оның жоқ дүр құрмағы,
Қоң, Рат, Қып, Шақ, Болданды
Жоқ демеңіз болғанды.
 (Табын. А. 2006. «Алаш» тарихи-зерттеу орталығы)

Диодор Сицилийский писал, что в числе потомков первого царя скифов (Майкы?) были братья Пал (Бал) и Нап. Потомки этих царей распространили свое владычество до египетской страны Нила» (II. 43. Вестник Древней Истории. 1947, с. 250–251). Это к тому, что надо изучать все источники – а их еще тысячи!.. Просто мы сейчас не имеем возможности углублять и расширять поиски – размеры статьи не позволяют.
В междуречье Илека и Кобды между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района Актюбинской области, по всей вероятности, располагался и город Орнык, построенный каганом Майкы:

«Майкы атам Орнық деген 
қала салған,
Бұл орын көпке дейін мекен болған,
Қаланың төңірегі екен қорған.
Шыңғыстың лаңында талқанданып,
Шыққан күш, өткен еңбек 
бекер болған.
Қазақ та сол бір кезде білім алған.
Күлін көкке ұшырып жоқ қылыпты,
Кейінге жоқ сияқты бірі қалған.
Арабтан сол бір кезде үлгі алыпты,
Екені осылайша бізге анықты.
Бар болса қай орында ескі мұра,
Барлығын жоқ қылуды ұйғарыпты.
Қазақтың бар мұрасын 
күл ғып өртеп,
Тарихтан кейінгілер құр қалыпты»
(«Майқы би» кітабы. С. Шәріп, Қ. Дәрібайдың ақпараты. А., 2014, 16 б.).

Знаменитый переводчик иранской «Авесты», академик РАН И. М. Стеблин-Каменский с восхищением писал: «В разделе Авесты Видевдате рассказывается, как первый царь Йима, «владелец добрых стад», царь-пастух Золотого века строит первый город». Это о нашем городе Орнык?!..
Там рядом большое озеро есть – я туда летом 1983 года рыбачить ездил из Акбулака, что за 40 км. А где-то в 1986-м ко мне в редакцию районной газеты ветеран ВОВ пришел, Алексей Александрович Корчагин, и сообщает о развалинах города Орнык: «...до войны в 1940 году я возил камни с того города на полуторке на строительство элеватора в Акбулаке. Стены там были километрами, вдоль и поперек, высотой в метра полтора, в земле полметра. За Свечковкой в сторону Уртака. Некоторые камни были с надписями».
Стал расспрашивать других старожилов и выяснилось, что большинство камней возможной столицы Турана ушло в тело железной дороги Оренбург–Ташкент в начале XX века, а остальное интенсивно выбрали на стройки советского времени ближайшие районы Оренбургской области России и Актюбинской области Казахстана. Один из сотен шоферов, из тех, о ком знаю, возивших те священные камни – Федор Ильцов – еще жив и живет в селе Первомайское Оренбургской области. Обращался не раз за прошедшие годы в руководящие инстанции обеих областей и писал в печати о необходимости археологического обследования места, где стоял тот город, но судя по всему – это никого не интересует. Если даже это не Орнык – он же наш, казахский… А сейчас, наверное, уже ни одного камня там не осталось. В Грецию, Египет, Италию и прочие страны десятки миллионов туристов в год ездят посмотреть на древности, а у нас, получается, наши древности никому не интересны?

Почему центром Древних Государств Евразии было Илеко-Кобдинское междуречье?

Ключи к ответу лежат в тех же трех группах источников. В археологических ежегодниках 1970-х годов отмечалось, что местность по левому берегу Илека от Соль-Илецка до Актобе (170 км!) имеет самую высокую плотность древних курганов во всей Евразии. Т. е. «долина царей» здесь в несколько раз длиннее, чем в Древнем Египте!.. А находящийся между Соль-Илецком и Актобе Акбулакский район Оренбуржья историки называют районом святилищ. Это древние храмы, где абызы выступали перед массами мобильных охотников и скотоводов, весной шедших на северные летние пастбища вплоть до Казани и Рязани, а осенью обратно на южные зимники в Мангыстау, на Сырдарью, в Бухару, Жидели Байсын и другие места. Здесь стояли университеты древности, вроде знаменитого Аркайыма, тоже расположенного на территории исторического қартқазақа – обучавшие молодежь всем специальностям тех эпох!.. Наука и технологии қартқазақа расходились за тысячи километров.
В книге «Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время» пишется, что река Урал в широтном течении была природной разделительной линией для кочевий. На север от реки летом много травы и воды, но зимой толстый слой снега и животные не могут достать корм тебеневанием и потому они осенью шли на юг. Зимники начинались с Илека, впадавшего в Урал ­с юга.
Применительно к первому тысячелетию до н. э. археолог К. Ф. Смирнов в работе «Сарматы на Илеке» показал, что на Илеке формировалась и тысячелетняя Сарматия, в пике могущества контролировавшая территории от Вислы в Германии до Чукотки и от Дуная до Китая. Так было и при Туране – причина в геополитическом расположении Приилечья как центра «врат народов» между Каспием и Уральскими горами, и как центра кочевых маршрутов между Казанью и Афганистаном, и в близости к Урало-Мугалжарской горно-рудно-металлургической базе – основе для тысячелетий технологического и военного преимущества Турана в мире. Прочитав книги археолога Г. Матюшина, историков А. Нарымбаевой, Ж. Байжумина и других, вы сами увидите, что и 15–20 тысяч лет назад на Южном Урале и в Казахстане вовсю работали «заводы» по массовому изготовлению лучших в тогдашнем мире орудий труда и оружия. Вплоть до падения от тысячелетней засухи около 1900 гг. до н. э. у Турана конкурентов на планете не было.
Вот, в книге Г. Матюшина «У истоков цивилизации» о мастерах Южно Урало-Казахстанского региона каменного века: «По определению английских классиков археологии Гордона Чайльда и Грехэма Кларка те люди, которые делали такие микролиты, создали всю мировую цивилизацию»… И пишется, что микролиты – это маленькие камни, по заключениям специалистов в 100 раз острее современных хирургических инструментов, вставлялись в пазы костяных и деревянных ножей, кинжалов, копий, стрел, жатвенных ножей, сох и других, повышающие производительность труда в 60 раз! Примеры из той же книги: «…обнаруженные в Зарзи (Месопотамия) изделия изготовлены из яшмы, которая залегает только в яшмовом поясе в Южном Зауралье, в Атбасарском районе Кокчетавской области и в Актюбинской области. Из озера Карабалыкты распространялись яшмовые микролиты по всему свету». 
Академик Алкей Маргулан, четверть века возглавлявший Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию, еще в 1970-е годы писал в своих трудах, что тюрки подарили миру металлургию и все древние металлургические термины мира взяты из тюркского языка. Многие опасались гения Маргулана. Его не раз преследовали, часть трудов пропала, но он сумел остаться в науке. Сила его была в том, что сочетал научные знания и умения историка и археолога с глубокими знаниями казахского (тюркского) наследия. После него к защите допускались диссертационные темы, в основном посвященные временам не ранее средних веков – чтобы историческое сознание народа застряло на средневековом уровне? Сегодня стоит задача возрождения исторического сознания.
…Часть святилищ, расположенных с декабря 1934 года на российской стороне (когда часть районов из Актобе передали Оренбургу), официально отнесена к важнейшим памятникам Оренбургской области. К примеру, святилище Солнца и Огня в около десяти км от казахстанских аулов Ортак и Аксай – имеет форму круга диаметром 70 метров, сегодняшнюю высоту кругового вала в 3 метра и шириной в 6 метров. В той же местности Донгелексай есть еще святилище с диаметром метров в 200 (на научном учете не состоит) – его показывал мне в 2005 году местный уроженец Новицкий (и. о. не помню). Говорил он, что на казахстанской стороне были еще храмы в 300 метров в диаметре и даже в 600 метров. Есть еще святилища у села Вершиновка (включены в число важнейших), около аула Майдан и другие.

При кагане Майкы и после него в мире тысячи лет царили справедливость и основательность…

Кагана Турана Йиму (Майкы) ученые, культурологи и прочие знатоки истории мира называют человеком, установившим Золотой Век человечества. Учителем всех последующих Пророков: Заратустры, Моисея, Рамы, Иисуса и других (Шюре Э. Великие посвященные). Факт, отмечаемый специалистами – из тенгрианства вышел зороастризм, а из зороастризма – иудаизм, христианство, ислам (Қасымжанов А. Рухани тамырлар. Қазақ. А., 1994).     
В отношении авторства праязыка после изучения источников приходишь к выводу, что каган Майкы провел всеобъемлющую языковую реформу. С тем, чтобы в словах сохранился весь опыт человечества, и возможно было бы даже через тысячелетия этот опыт изучать, понимать и применять в практической жизни.
Главный завет Майкы дан им в вышеозначенном сказании: «Хан әділ болса, басынан бағы таймайды, халық табанды болса, қара жерден кеме жүргізеді» – «Если хан справедлив, с головы его не соскользнет счастье, если народ основателен и по черной земле проведет корабль» (Майқы би. с. 84). Разве лучше скажешь?..
Как же воспитывалась основательность? Вспомните, как здороваются знающие традиции казахи: «Армысыз (Честны ли вы, благородны, совестливы, достойны, справедливы, стыдливы)?.. Отвечают: «Армыз. Бармыз (Да, мы честны, благородны, совестливы, достойны, справедливы, стыдливы. Мы есть...)».
Прогресс древнейших основывался на морально-этических принципах, которые они считали закономерностями развития Космоса, Природы и Человечества. Почитали предки Отца-Абсолюта, Мать-Природу и свой Человеческий Вид. 
И сегодня казах говорит о каждом человеке на планете: «Ол да Адам баласы» – «И он сын Адама». Универсальная идея единства человеческого рода.
Степняк не знал фобий в отношении других народов. В открытой суровой степи негде было спрятаться, каждый человек ценен и только вместе, плечо к плечу, спина к спине, можно было защититься от хищников. Мобильный охотник, скотовод, двигаясь по тысячекилометровым маршрутам, радовался каждому встреченному адаму. Обмен продукцией, торговля, артель, бригада, род, племя, народ, обмен невестами между двумя племенами – дуальное общество (по Турсунову Е.), начиная со среднего палеолита (300–40 тысяч лет назад).
Археологи говорят, что по правой стороне Илека в эпоху бронзы больше жили андроновцы (кыпшакские племена), по левую больше срубники (огузы). Гены андроновцев совпали с генами косеули табынцев – табынцы и сегодня живут на Илеке. Благожелательная общительность между людьми создала сапиенса. М. Закиев пишет, что в древности по левую сторону Волги больше жили кыпшакские племена, по правую – больше огузские. Кобыланды – кыпшак, его супруга Кортка из туркмен-огузов. Сарыбай, отец Козы Корпеша, – из кендгер кобан журты (кыпшак), а Карабай, отец Баян сулу – из огузов. Факт.
Анализ останков нескольких охотников на стоянке Сунгирь под Владимиром, живших 34 тысячи лет назад, показал их смешанную европеоидно-монголоидную антропологию и то, что они придерживались обычая жеті ата, не допускали близкородственного кровосмешения. Гены их совпали с генами некоторых нынешних степных родов.
И непрерывность развития с изначальных времен объясняется устойчивым климатом – в источниках сказано, что за 2,5 млн лет антропогена самым устойчивым на планете был климат в Евразийской степи. Уходила отсюда часть населения лишь в периоды долгосрочных засух, но основа социума оставалась и продолжала дело предков – казах (тюрк) умеет жить и в пустыне.
Пример того, что в Древней Степи не было каст, приводит оренбургский археолог, автор монографии «Эпоха меди Степного Приуралья» С. В. Богданов: «Изучение социальной организации древнего населения позволило определить внесословный характер погребального обряда. До сих пор в Самарском Заволжье и степном Приуралье не обнаружено ни одного курганного некрополя военной аристократии, жрецов, ремесленников и т. п... Анализ материалов приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу: все основные подкурганные захоронения III тысячелетия до н.э. принадлежат одной социальной группе древнейших номадов… основу социальной организации составляли семейно-родовые кланы (ру)» (Проблемы изуч. ямной культ. ист. обл. 2006). И профессор Н. Л. Моргунова из Оренбурга, из первой тройки археологов-бронзовиков России: «…вызывает удивление полное отсутствие каких бы ни было свидетельств имущественного и социального неравенства» (Археология Оренбуржья. С. 75).
Удивляются маститые двигатели конкретной археологической науки тому, что уже пара веков господствует в исторической литературе не соот­ветствующая реальности гипотеза, что древнее общество в евразийской степи было разделенным на касты, классы, сословия и т. п.
Реальность в том, что каждый род и племя старались иметь в себе всех специалистов и старательно обучали молодежь в университетах, подобных Аркайыму. В журнале «Российская археология» (№ 4, 2005) пишется, что медную руду из рудников развозили по аулам, и каждый род выплавлял металл сам. Применяя добавки, степняк плавил медь дровами, углем или древесным углем при 500 градусах!.. Потому и курсы проходили ребята в Аркайымах, где в каждой аудитории металлургическая печь! 
Многие тысячи лет Туран был лидером планеты и на земле царили справедливость и основательность. Об этом говорят подлинные документы тех эпох. Пример по книге «Всеобщая история» Н. Иванова о III тысячелетии до н. э.: «Классическая модель развития – Шумер 3-й династии Ура. От нее дошло 100 тысяч клинописных табличек. Однако и в предшествующий период все элементы этого общества были в нем заложены. Этот тип организации общества обосновывался морально-этическими принципами… закон, что главная цель – защитить слабого от сильного… Древний Египет… Принцип организации общества был близок к шумеро-вавилонскому… все были равны… общие черты ранней древности – отсутствие рабов». Т. е. на Ближнем Востоке и в Северной Африке, находившихся в сфере влияния Турана до 1900 гг. до н. э., поддерживалась социальная справедливость, близкая к тому, что было в метрополии. Так было и в других странах.

Тысячелетняя засуха и падение Турана около 1900 гг. до н. э. 

Туран пал около 1900 гг. до н. э. в результате тысячелетней засухи. Вот что пишут историки природы В. Демкин, У. Соловьева, Т. Демкина, А. Борисов в статье «Палеоэкология восточноевропейской степи в эпохи энеолита и бронзы»: «Около 5000 лет назад началась аридизация (иссушение) климата, продолжавшаяся на протяжении тысячелетия …около 4000 лет назад в восточноевропейских степях возник самый масштабный палеоэкологический кризис за последние 6000 лет» (Сб. «Проблемы ямной культурно-исторической области»).
Археолог Н. Л. Моргунова: «…в течение XX–XVIII веков до н. э., судя по пестроте археологических материалов, в Поволжье и Приуралье происходили бурные события, связанные с переселением, смешением и ассимиляцией различных этнических групп. Этот период археологи иногда называют «смутным временем» по причине его насыщенности серьезными потрясениями: экономическими, военными и, видимо, политическими» (Археология Оренбуржья. С. 68).
Историк металла Е. Н. Черных пишет о распаде в 1900 гг. до н. э. империи евразийских кочевников, простиравшейся от Сибири до Персидского залива, которую он назвал Циркумпонтийской металлургической провинцией (ЦМП), центром которой был Каргалинский металлургический центр под Оренбургом (ж. Росс. арх-я. 2005, 4).
Речь идет о Туране, но если сегодня ученый напишет слово «Туран» – начинаются трудности с финансированием исследований. Мне пришлось слышать об этом весной 2006 г. в Оренбурге в кулуарах научной конференции по проблемам ямной культуры, в которой принимали участие ученые нескольких стран. Выступавший там Г. Б. Зданович, открыватель Аркаима, рассказывал, как они (археологи) четыре часа спорили с лингвистами в Академии наук в Москве о языках, лежащих под степными курганами эпохи бронзы людей и к единому мнению не пришли… Если хочешь, чтобы твоя работа финансировалась, сразу пиши, что только индоираноевропейские языки были у раскапываемых степняков древности?! Меня поразил тогда честный ответ антрополога Анатолия Хохлова на заданный вопрос, когда он выступал с трибуны. Его спросили с места ученые из Самары: «Как провести генетическое исследование останков людей эпохи ранней бронзы?» Ответ: «Во-первых, это дорого! Во-вторых, все равно это окажется алтаец, а вам это – надо?!»… Оренбуржцу С. В. Богданову, когда он выступал с трибуны, задали вопрос: «А почему тут нет наших казахских коллег»? Сергей Вячеславович тоже ответил честно: «…наши казахские коллеги застряли на саках». Оренбуржцы, конечно, приглашали ближайших соседей на конференцию, но… К примеру, в нашем Актобе ни одного сарматолога, специалиста по бронзовому веку, специалиста по каменному веку – нет. Выкопается лопатами очередной «золотой» или «бронзовый» человек – ставится модная уже третий век «арийская метка» и дело с концом… Четвертый город страны по населению, скоро станет миллионником, имеет кучу вузов и колледжей, а историков по древности – нет… Написал я книгу «Во главе Великой Сарматии», а официальные, что при должностях, историки мне: «Ойбай, сарматтардың қазаққа қатысы жоқ!»... Тогда как ветеран отечественной антропологии Оразак Смагулов еще десятки лет назад дал профессиональное заключение на основе своих многолетних исследований – об «уйсуно-сарматском антропологическом единстве (сообществе)» и других соответственных вещах (Қазақ. А. 1994)...
Г. Б. Зданович на той конференции тепло говорил об эпизодах казахской истории, и я в отдельной беседе с ним выразился: «Вот бы вам об этом написать книгу!» Геннадий Борисович призадумался, а потом посмотрел на меня и огорченно с упреком выпалил: «Об истории казахского народа должны писать вы сами!» Видимо, как и С. В. Богданов, не раз огорчался равнодушию некоторых к истории своих собственных предков.
…Результатом тысячелетней засухи стал, и исход большой части населения во все стороны света. Степь лишилась абызов, покинуты университетские города, такие как Аркайым. В Иране появились Авеста и зороастризм, на Ближнем Востоке авраамические религии, в Индии Ригведа и буддизм, в Китае небесные воззрения, лаоизм, конфуцианство. Народы со временем вкладывали в былые степные учения свои местные конкретности и потому для установления первоначала необходимо постоянное сравнение дошедших текстов с оригиналом, т. е. с наследием тюркских народов. И надо помнить, что в Степи не было ни рабства, ни кастовости, а то, что в авраамических религиях признали рабовладельчество, в других некоторых странах кастовый строй и т. п. – это сугубо их местные предпочтения и добавки.
…Индийская Самхта Ригведа сообщает причину, из-за которой их предки-степняки переселились в Индию: «3900 лет назад высохла река жизни Сарасвати (Карасу Ати), до того бывшая полноводной»!..
По дате с выводами ученых-палеоэкологов сходится. Ати, Атиль, Еділ – так звали Волгу. Звуки «с» и «к» могут употребляться паралельно, казах воду и красавицу зовет «су» и «сұлу», а башкорт – «ху» и «хылу». Оттого и паралельные «Карасу» и «Сарасу».
Если за тысячу лет засухи и могучая Волга высохла, значит и Жайык тоже... Что скажешь о более мелких водоемах?.. Река жизни в овраг превратилась, и трава исчезла в степях. Ушли кони, коровы, косули, овцы, козы... Мамонты исчезли за тысячи лет до того.

Разница мировоззрений Майкы и Аристотеля

Оставшиеся без руководства и направления благородных абызов, многие страны планеты Земля уже почти четыре тысячи лет находятся в безостановочном брожении и в стратегической темноте: нет светильника и нередко многие общества попадают в руки эгоистов-манипуляторов. Через несколько веков после падения абызовского Турана эгоисты, подражая муравьям – таких же людей, как они сами, начали делать рабами: «Характерной чертой поздней древности (рубеж II – I тысячелетий до н. э.) было появление рабства… начали финикийцы, продолжили греки» (Иванов Н. Всеобщая история. М. Изд. РАН. 2005).
В Афинах в IV веке до н. э. из 431 тысячи человек населения 93% были рабами (Боннар А. Греческая цивилизация. М. 1992, с. 145).
Европа только во второй половине XIX века отменила у себя рабство.
Распространены во многих странах сегодня восхищение греческим философом, воспевателем рабства Аристотелем и заявления политиков о желании стать очередным Римом – разве желающие добра своим народам могут подражать тем рабовладельческим Греции и Римской империи?.. 
Вот, прочтите на стр. 212–213 книги А. Боннара: «Аристотель в письме Александру (Македонскому), – некоторые аспекты этого письма нам сохранил Плутарх – советует монарху; обходиться с греками как подобает отцу, а с варварами – как подобает господину, первых считать друзьями и близкими и пользоваться вторыми, как пользуются животными или растениями». 
Другой девиз морально заблудившихся предводителей: «большая рыба поедает маленькую»…
Понимаете разницу между мировидением справедливого человека Золотого Века, продолжавшегося многие тысячи лет и воззрениями рабовладельцев и эгоистов, веков морально-этического падения? 

Золотой век человечества остался в памяти народов

И те, из древних же греков, кто имел благородное сердце и честь, и в века темного рабства в их родной стране, вспоминали об ушедших золотых тысячелетиях общей свободы. Обращали взгляд в сторону Великой Степи, которая подарила когда-то миру универсальную идею единства рода человеческого и морально-этические принципы, как закономерности Космоса, Природы и Детей Их… 
Поэт Гесиод (VIII–VII века до н. э.) в поэме «Труды и дни» о тех далеких тысячелетиях: «Поколение людей золотое. Жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная… Стад обладатели, любезные сердцу счастливых».
Гомер, живший около 1000 лет до н. э., в «Илиаде»:

«Зевс обратил свой взор вдаль, 
на земли конеборных фракийцев,
Сражающихся врукопашную 
мисийцев и дивных доителей 
Кобылиц, млекоедов и абиев, 
справедливейших из людей…»

Поэт Херил в V веке до н. э.:
«И саки, пастыри овчин, 
скифского рода, но обитатели,
Богатой пшеницею Азии, 
высланцы тех кочевых,
Что самые между людей 
        справедливые…».
На вышепоказанных и не показанных примерах (а их в десятки и в сотни раз больше) мы убеждаемся, что каган Турана Майкы был исторической личностью, которая со временем обросла легендами, мифами и даже была обожествлена. Многие распространенные имена, как Михаил, Майкл и другие, пошли от его имени, и есть даже в Библии. Как и Елиса в той же Библии, Елисей у Пушкина – огузское произношение имени Алаша хана Первого. Есть необходимость в том, чтобы официальные историки-тюрки, как и ученые других стран, скрупулезно изучали имеющиеся источники и как бухгалтеры разложили все по полочкам.
Тех, кто занимается историей, можно схематически разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто своим исследовательским трудом открывает истину о прошлом. Во второй те, кто вводит или не вводит открытия в учебники – в зависимости от пожеланий заказчиков учебников. В третьей группе – лекторы, рассказывающие то, что напечатано в учебниках – будь то правда или дезинформация.
Сегодня мы суверенная страна и необходимо овладевать исследованием опыта прошлого своих предков, скрупулезно изучать и описывать историю родной Степи. 

Заключение

Встает вопрос: если Майкы провел всестороннюю реформу первого языка, то кто же был создателем? Кто стоял в начале сапиенса? В начале казахского – всех тюркских – всех евразийских народов?
На этот вопрос ответ дает надпись на камне в местности «Таңбалы шұбар» недалеко от Жезказгана. В переводе на русский академика Алкея Маргулана звучит так: «Кипчаки, найманы, алчины, аргыны (каракесек), уйсыны (куйсын) и табыны! О, дай благоденствие этим шестерым!».
...Если за начало ледника и сапиенса принять предлагаемую учеными дату в 115 тысяч лет назад, то время с того начала до падения Турана можно разделить схематически на четыре династийные эпохи: кыпшак-огузскую эпоху, найман-алшынскую, аргын-каракесекскую и дулат-уйсун-табынскую. С учетом того, что каждое названное здесь племя представляет и другие родственные и союзные племена.
Как видите, вначале названы кыпшаки и огузы – с них и начался сапиенс – сапалы адам. Именно они возглавили переход активных, мыслящих и умелых людей от теплого времени к резкому ледниковому, когда ленивые, зевающие, плачущие, хохочущие, неумелые, недружные и неспособные бороться и воевать помёрзли от холода и быстро были съедены миллионами голодных хищников.
В науке есть латинское выражение хомо хабилис – человек умелый. «Хаб» и «кып» одно и то же слово на разных акцентах. Кылу – делать, а кып – «сделав». «Делающий», «умелый», «мастер», «шебер», «жакып (иаков)». Кып шак – мастеров время! Ок – камень, стрела, пуля. Огыз – камень бросай, стреляй, пуляй!..
В казахском наследии кто вытащил людей из пещеры ледникового периода? Таласбек Асемкулов нашел, что Кубыра (Кып) пайгамбар – о нем есть дастаны и сказание, записанное исследователем из рассказов стариков в Семипалатинской области. Да и Серикбол Кондыбай недаром говорил, что актюбинская земля дала самые изначальные слои казахского эпоса. Вот, из варианта кобдинца Айсы Байтабынова, о том, как сидя под землей Кобыланды (Кып) мастерит тарак (трезубец), испускающий свет:

«Қобыланды өзі тым шебер еді,
...серкенің мүйізінен
Тарақ істеп береді.
Ай қараңғы, күн бұлт күні 
тарақтың сәулесі
Сәскелік жерге түседі.
...Жарқылдаған сәулесін
Қарлыға сұлу көреді».

О том, что супруга Кобыланды Кортка была дочерью огуза и о Карабае, о дуальном обществе, содружестве сородичей Кыпшака и Огуза со времен среднего палеолита уже был разговор. Видите, тарақ (қазақ), испускающий лучи света, создан каракыпшаком Кобыланды еще в ледниковую эпоху…
О вышеуказанных четырех эпохах пишу книгу на казахском из семи частей под названием «Қазақнама». Первую часть посвятил четвертой эпохе и очень коротенько-схематически написал, издал, озаглавил – «Қартқазақ»!.. Сейчас пишу следующую часть, о первой эпохе, под названием «Екі аяқтыларды адамзат қылған қыпшақ пен оғыз». 

г. Актобе

 


 

2495 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми