• Общество
  • 24 Января, 2023

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ АНТИГЕРОИ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ

Будда учил свою паству простому тезису: «Мы должны быть похожи на лотос. Листья лотоса не смачиваются грязью, несмотря на то, что он растет в болоте. Так и человек должен жить в мире, не смачиваясь грязью мира». В мировоззрении буддистов зло и добро – независимые субстанции, противостоящие друг другу; человек вправе выбирать одну из сторон, но если он на линии добра, то должен сделать все, чтобы не соприкоснуться со злом. Отсюда и непротивление злу насилием, отсюда духовные искания Махатмы Ганди и его друга по переписке Льва Толстого. 

Позиция даосистов по этому вопросу заметно отличается от взглядов Будды. По их мнению, добро и зло неизменно уживаются внутри человека, образуя единое целое. В попкультуре есть понятие «антигерой». Это главный герой киноистории, который живет и поступает в соответствии с даосистской концепцией «инь-янь»: в отличие от белого и пушистого протагониста антигерой может иметь черты злодея, но ему не чуждо добро и все, что с ним связано. Малефисента, Эдди Брок, Джокер, Дракула в сольных фильмах – типичные антигерои. Они совершают аморальные поступки, но нам их искренне жаль, мы им сочувствуем и даже понимаем их, потому что они в центре истории: тому, кто является главным героем, волей-неволей приходится сопереживать.

Христианство и ислам, две основные религии, долгое время смотрели на доб­ро и зло глазами буддистов: признавая за человеком свободу воли, апологеты авраамических конфессий полагали, что человек либо добр, либо зол, третьего не дано.

В XIX веке ситуация изменилась. В 1843 году английский писатель Чарльз Диккенс пишет святочную повесть «Рождественская песнь в прозе», которая оказала огромное влияние на эволюцию христианской системы взглядов на противостояние добра и зла. Впервые в литературном произведении на религиозную тему главным героем стал злодей, который к тому же имеет положительные качества. Диккенс также приложил руку к популяризации Рождества, ведь до «Рождественской песни в прозе» европейцы предпочитали праздновать с широким размахом День подарков и Пасху.

Эбенизер Скрудж – первый антигерой, понравившийся обществу. Он такой же, как мы. Порочный, алчный, злобный, но глубоко внутри души доб­рый и светлый человек. Вот какую характеристику дает Диккенс своему герою в начале книги: «Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать… Умел, умел старый греховодник! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий – он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых святках».

А вот какие метаморфозы наблюдаются в характеристике этого же персонажа в финале повести: «Таким он стал добрым другом, таким тароватым хозяином, и таким щедрым человеком, что наш славный старый город может им только гордиться. Да и не только наш – любой добрый старый город, или городишко, или селение в любом уголке нашей доброй старой земли. Кое-кто посмеивался над этим превращением, но Скрудж не обращал на них внимания: смейтесь на здоровье! Он был достаточно умен и знал, что так уж устроен мир, – всегда найдутся люди, готовые подвергнуть осмеянию доброе дело. Он понимал, что те, кто смеется, – слепы, и думал: пусть себе смеются, лишь бы не плакали! На сердце у него было весело и легко, и для него этого было вполне довольно».

Эбенизер Скрудж стал отцом плеяды рождественских антигероев, скрывающих большое сердце за черствой внешностью. Гринч, Торвальдсен и Скрудж Макдак одинаково не любят Рождество, презирают его.

В биографическом фильме Бхарата Наллури «Человек, который изобрел Рождество», снятом в 2017 году, освещается история создания «Рождественской песни в прозе». В 1843 году Чарльз Диккенс испытывает финансовые и психологические трудности в связи с неудачами на литературном поприще: три романа, написанные после оглушительного успеха «Оливера Твиста», плохо продаются и могут поставить крест на карьере популярного писателя.

Он решает написать небольшую повесть о Рождестве, вдохновляясь судьбой знакомого одинокого богача, похороненного без почестей. Книгу приходится писать в соседстве с нелюбимым отцом, по вине которого Диккенсу в детстве пришлось работать на фабрике (отец Чарльза, будучи мотом, живущим не по средствам, попал в долговую тюрьму). Чарльз ссорится с персонажами книги, советуется со служанкой Тарой, поклонницей ирландского фольклора, отголоски которого можно найти в «Рождественской песни в прозе», ищет точки соприкосновения с отцом, на которого у него остались детские обиды. Помирившись с отцом, Диккенс заканчивает повесть и вновь становится популярным автором, попутно делая Рождество главным праздником года.

Эбинезер Скрудж стал настолько любимым персонажем в англоязычной литературе, что многие писатели сознательно или неосознанно копировали его образ или наполняли свои произведениями отсылками к самой знаменитой книге Диккенса.

Доктор Сьюз, написавший в 1957 году поэму «Как Гринч украл Рождество», наделил своего героя, у которого есть вполне самостоятельная история, некоторыми чертами Скруджа: он не любит Рождество, у него есть психологическая травма, связанная с праздником, но в финале истории персонаж меняется к лучшему.

Скрудж Макдак, созданный художником и автором комиксов Карлом Барксом, один из самых популярных персонажей мультипликационной вселенной Диснея – почти полная копия своего тезки (есть даже мультфильм «Рождественская история Микки», представляющая собой ремейк «рождественской песни в прозе»). Скрудж Макдак богат, скуп, больше всего на свете любит деньги, но в глубине он добр и может совершать благородные поступки.

В датском сериале «Иисус и Жозефина» есть похожий на Скруджа персонаж Торвальдсен, который в отличие от Эбинезера Скруджа так и остается отрицательным персонажем, потому что является воплощением Князя тьмы.

Тенденция к популяризации антигероев (из свежего контента можно вспомнить произведший эффект взорвавшейся бомбы сериал «Уэнсдей») понятна и оправданна. В лучших традициях даосизма современному человечеству хочется верить, что даже в самом черством и неприятном человеке таится частичка ангельского света и рождественского тепла.

Празднуя очередной Новый год, посмотрите на ночное небо, загадайте заветное желание, закройте глаза и на секунду поверьте в людей, чей характер кардинально меняется под Рождество, в людей, чье сердце полнится изобилием душевного тепла, в человечество, которое учится на своих ошибках и готово к духовной эволюции.

 

Цените каждое мгновенье,

Любите сердцем этот мир,

Среди мучительных решений

Душою слушайте эфир.

Храните встреч тепло и радость,

И берегите сон родных,

Есть в жизни горечь,

боль и сладость,

Есть холод зим и дар весны.

Цените в людях человечность,

С любимым будьте навсегда,

Ведь жизнь – ускоренная вечность:

Нажать на паузу нельзя.

Амир БАКТЫГАЛИЕВ,

педагог

г. Астана

 

1010 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми