• Общество
  • 25 Ноября, 2013

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Точка зрения

Ажес СЕЙТЕШЕВ, 
академик АПН СССР, НАН РК

С превращением человеческого потенциала в главный ресурс развития мировой цивилизации повышается значение образования в мировом сообществе. В настоящее время определились тенденции, которые характеризуют перспективу развития мировой образовательной системы.

Образование становится приоритетным объектом финансирования, составной частью политики в развитых странах мира. Например, правительство Сингапура потратило 11,1 млрд. долларов на введение лучших мировых информационных технологий в систему школьного образования. В следующие двадцать лет на здравоохранение и образование здесь будет затрачено 40% национального дохода. В настоящее время все школы имеют выход в Интернет, и учащиеся создают свои собственные веб-сайты. 


Следует подчеркнуть, что в новых условиях развития цивилизации реформирование образовательной системы в разных странах мира стало процессом непрерывным, происходящим в соответствии с принципами гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, многовариантности, непрерывности. В связи с этим, дальнейшее развитие получает дистанционное обучение, в перспективе – создание электронных, виртуальных университетов распределенного типа.
Тенденцией развития современного образования является синтез науки, образования и производства. Примером объединения в единое целое – образования, на­уки и внедрения производство, являются крупнейшие технополисы, технопарки в США, Финляндии, Японии, Тайване и др.
Финляндия одной из первых в Западной Европе использовала опыт технополисов, в частности, Силиконовой долины (в Калифорнии), применительно к своим специфическим условиям. Знаменитая операционная система родилась в рамках такого подхода.
А у нас система образования «словесная», т. е. бездеятельная.
Научно-технический прогресс вызвал изменения в профессионально-квалификационном составе самодеятельного населения. А это, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.
В настоящее время одним из ведущих факторов, влияющих на формирование нового состояния образования, является глобализация как декларируемая тенденция развития современного мира. Она способствует развитию мирового образовательного пространства, которое становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом. Однако влияние глобализации двояко: оно может быть как позитивным, так и негативным. Но при этом, по-прежнему решающая роль в обес­печении развития человеческой цивилизации остается за образованием.
Таким образом, становится очевидным, что центральная проблема для общества – образование на протяжении всей жизни – должна основываться на следующих принципах (ЮНЕСКО):
а) научиться работать: совершенствоваться в своей профессии, приобретать компетентность, дающую возможность гибко решать различные задачи и ситуации;
б) научиться жить в новых условиях, поскольку от всех потребуется большая самостоятельность и способность в оценке, сочетающиеся с усилением личной ответственности в рамках реализации коллективного проекта.
Несомненно, что такая стратегия развития мировой системы образования должна быть научно обоснованной и обес­печенной педагогикой и другими человековедческими науками.
Современное духовное состояние значительной части казахстанцев, прежде всего – молодого поколения, вызывает серьезную озабоченность у психологов и педагогов. Это состояние характеризуется размыванием духовных ориентиров, крайним релятивизмом моральных норм, отсутствием внутренней свободы и ответственности, потерей смысла жизни и, как следствие, неумением отличить истинные ценности от ложных, безответственное следование собственным материально-биологическим потребностям. Таким образом, в сознании подрастающего поколения образовался духовно-идейный вакуум, ведущий к снижению уровня воспитанности молодежи. Этот факт требует радикальных перемен, ведущих к актуализации гуманистических ценностей, которые потребуют от педагогов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Эта задача усложняется еще и тем, что и в школах, и в вузах Казахстана отсутствует сколько-нибудь выстроенная система воспитания.
Эффективность образования теперь будет зависеть от того, насколько у обучаемых сформированы умения самостоятельно добывать знания, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества (компетентность).
В этой связи, формирование ключевых компетенций становится основой качества образовательной подготовки личности. В соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы, определены ключевые компетенции. Среди них – социальные и политические компетенции: ориентировочные компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе; компетенции в области коммуникаций; компетенции, связанные с существованием в информационном обществе; компетенции, обусловливающие способность постоянного самообразования. Все это предполагает формирование высокоинтеллектуальной личности. Именно в этом аспекте представляет практический интерес выявление коэффициента (IQ) у субъектов образовательного процесса. Исследования, проведенные в 12 вузах, свидетельствуют: 1% студентов продемонстрировал «высокий» интеллект, 7,9% – «хороший», 53,4% – «средний». Вместе с тем, у 9,4% студентов он определен «ниже среднего», у 2,8% – как «пограничный» и у 25,5% – как «умственный дефект».
Отсутствие в Казахстане координирующего центра научных исследований тормозит развитие науки в области образования на уровне мировых стандартов. Для сравнения: только в одной Великобритании, помимо университетов, исследования в области образования проводятся в различных исследовательских организациях, крупнейшими из которых являются Национальный фонд педагогических исследований (National Foundation for Educational Reseaicli – NFER), Шотландский совет исследований в образовании (Scottisch Council for Restarch in Edaucation – SCRE), Шотландская ассоциация педагогических исследований, Общество исследований высшего образования. Действуют два общества сравнительной педагогики (Британское и Лондонское), имеются ассоциации, общества и научные советы по другим областям педагогики. Важную роль в организации и координации исследований в области образования в стране играет Британская ассоциация педагогических исследований БАЛИ (British Educational Research Association). Ассоциация координирует исследования в различных сферах образования, выполняя задания правительства или его отдельных подразделений, а также иных государственных организаций. Ассоциация 5 раз в год выпускает Британский журнал педагогических исследований (British Educational Research Journal), который содержит статьи, получившие положительные рецензии, проводит ежегодные конференции по актуальным проблемам педагогической науки. В последние годы БАЛИ подготовила доклады для Департамента образования, Совета по экономическим и социальным исследованиям, Совета финансирования университетов, Национальной комиссии по образованию.
Отсутствие механизмов внедрения результатов фундаментальных, прикладных, докторских и кандидатских исследований на уровне высокой заинтересованности Министерства образования и науки, органов образования, отсутствие аналитического центра по изучению, внедрению результатов этих исследований приводит к тому, что МОН РК не имеет должной информации об инновационных работах, результаты которых должны быть приняты во внимание для широкого использования в практике.
Наличие негативного отношения к большому количеству защищаемых работ по педагогическим наукам формирует негативное общественное мнение на уровне обывательского сознания.
За все время независимости РК защищены 190 докторских и 32500 кандидатских работ. А ведь сегодня один из лидеров мирового образования – Финляндия – ежегодно выпускает 1200 докторов наук, средний возраст которых равен 32 годам.
До сих пор низок уровень компьютер­ной грамотности у профессорско-препода­вательского состава, непосредственно занимающегося научно-педагогической и науч­но-исследовательской деятельностью. Слабо используются при проведении исследований технические источники информации. Низок уровень материально-технического оснащения у ведущих вузов республики, которые выполняют основной объем фундаментальных и прикладных исследований.
Вышеизложенное говорит о том, что сегодня в Казахстане отсутствует иде­ология развития педагогической науки, и, следовательно, не ясно по какому пути должны идти реформирование и модернизация всех уровней образования. Модернизация образования не может быть осуществлена без улучшения качества научно-педагогических исследований, без улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров.
В этих условиях должна быть усилена роль государства в образовании и науке, как факторах, определяющих будущее нашей страны. Сейчас очень важно определиться:
– какие направления развития науки получили в РК устойчивое и самобытное развитие;
– какова мера влияния выполненных исследований на практику подготовки национальных кадров;
– каковы современные проблемы развития педагогической науки.
Еще одной важной проблемой является то, что имеющиеся научные исследования практически не используются при разработке проектов реформирования различных сфер системы образования, вследствие слабой взаимосвязи организаций, осуществляющих научные исследования, с органами управления образования.
Существенной необходимостью является активизация исследований профессиональной деятельности педагогов и психологов учебных заведений, что позволит скорректировать их роль, функции в коллективе учебного заведения, а также вооружить эффективными методиками работ.
В современных условиях, когда резко возросли требования к активной творческой деятельности учащихся в различных типах учебных заведений, необходимо сосредоточить внимание на исследовании проблем взаимодействия педагогов и учащихся в учебном процессе для научного обоснования интерактивных методов обучения и новых технологий.
В связи с социально-экономическими изменениями в обществе, остро стоит проблема социализации личности. Поэтому так актуальна разработка этих проблем применительно к учащейся молодежи. Социально-экономические условия жизни в Казахстане требуют решения проблем развития малокомплектных сельских школ и подготовки педагогических кадров для них. Необходимо развивать новые отрасли педагогической науки, востребованные в изменившихся социально-экономических условиях. 
Таким образом, на основании вышесказанного, можно предложить следующие рекомендации:
– создать центр по координации и внедрению результатов педагогических исследований;
– при формировании направлений, перспективных планов педагогических исследований учесть весь спектр мировых тенденций в сфере образования и педагогической науки;
– повысить уровень материально-технического оснащения педагогических исследований;
– разработать научно-обоснованные условия, требования, механизмы для внедрения результатов научных исследований в практику школ и вузов;
– при разработке нормативных документов, регулирующих деятельность преподавателей вузов, учитывать все ее аспекты, т. е. включить в оплачиваемую нагрузку научно-исследовательскую работу;
– разработать систему повышения квалификации преподавательских, научно-исследовательских кадров как внутри республики, так и за рубежом;
– принять меры по социальной защите научно-педагогических кадров, предусмотрев сберегающие здоровье льготы и для сохранения конкурентоспособности нации;
– при разработке стандартов образования строго придерживаться модели современного образования;
– школам и вузам автором предложена новая система обучения, с использованием так называемого «языка дракона», основанная на когнитивно-эргономическом подходе; 
– количество средних специальных и высших учебных заведений ограничить строгим учетом потребности кадров в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и госаппарате на ближайшее 15-20 лет в прогнозе;
– для повышения качества подготовки научных кадров необходимо создать специальный научный центр и привлечь туда лучших отечественных и зарубежных ученых с широкими полномочиями, на платной основе. В этом центре будут защищать кандидатские и докторские диссертации, присваиваться ученые степени и звания, а также будут осуществляться надзор, аттестация, аккредитация всех типов образовательных учреждений.
Министерство образования и науки РК – это особое ведомство, от его деятельности зависит прогресс в образовании и науке. Специально изучалась деятельность этого министерства за последние 10 лет – результаты неутешительны. Оно в реформирование образования и повышение эффективности науки ничего дельного не внесло. Единственно дельной и своевременной была концепция образования, разработанная бывшим министром МОН РК Ж. К. Кулекеевым, но она была отвергнута педагогами образовательных учреждений. Причин много, в частности, 60% профессорско-преподавательского состава вузов не имеют специальную подготовку по психологии, педагогике, эргономике, дидактике и частной методике. Они годами не проходят повышения квалификации ни у нас, ни за рубежом. К тому же, у них невысокая зарплата.
Судьба вуза зависит от уровня квалификации и опыта работы ректоров и двух его проректоров. Изучение деятельности 16 государственных и 8 частных вузов за период независимости Казахстана показало: 38% ректоров государственных и 70% – частных вузов раньше в вузах не работали. У 29% ректоров базовое образование не соответствует профилю вузов, 41% ректоров за указанный срок не выпустил ни одной монографии и ни одного учебного пособия, не подготовил ни одного кандидата, доктора наук. 10% из числа студентов за период обучения в вузе лишь один раз участвовали в научно-практических конференциях и 80% студентов не принимали участия в исследовательских и научно-технических кружках. В 14 вузах за 15 лет 6 раз менялись ректоры.
Министерство образования и науки слабо контролирует деятельность вузов; аттестация или общая их проверка проходят формально, опыт высшей школы никем не обобщается, за истекшие 20 лет не написано ни одной монографии, освещающей деятельность вузов.
У нас есть поучительный пример того, как рационально работать вузу. Это Казахстанско-Британский технический университет, который работает по особой системе. В конце каждого семестра и по итогам года строго проверяется и оценивается деятельность каждого преподавателя: по качеству учебно-воспитательной работы со студентами, по качеству научно-методической разработки, по ка­честву научно-исследовательской ра­бо­ты. Всех, без исключения, не отвечающих этим и другим требованиям, немедленно увольняют. В начале нового учебного года специально созданная комиссия снова формирует профессорско-преподавательский состав, на основе строгого конкурсного отбора: при этом доценты получают в месяц 120 тысяч тенге, а профессор – 160-210 тысяч тенге. Еще существует в этом университете специальный поощрительный фонд для особо отличившихся педагогов.
На основании вышеизложенного, можно предложить следующие рекомендации:
1. Ректоров вузов назначать после строгого конкурсного отбора. В вузах в обязательном порядке создать и проводить: 
а) студенческое научное общество (СНО); 
б) массовые научно-практические студенческие кружки в количестве от 10 до 20; 
в) постоянные ежегодные внутривузовские, межвузовские и республиканские олимпиады; 
г) ежегодную республиканскую научно-практическую студенческую конференцию.
2. Присвоение почетного звания «национальный» вузам осуществлять только после объективной оценки их деятельности. Существующая практика присвоения статуса национальных вузов не стимулирует совершенствование вузовской подготовки национальных кадров.
3. Для назначения человека на должность министра образования и науки РК должен быть особый подход. Этот человек (министр), по меньшей мере, должен знать основы человековедения и основы науковедения, испытать на себе изматывающий учительский труд.
4. При МОН РК иметь особым образом отобранную группу штатных инспекторов для надзора и объективной оценки деятельности образовательных учреждений; каждый из этих инспекторов должен уметь, при необходимости, демонстрировать образцы проведения школьных уроков, вузовских лекций и отдельных воспитательных мероприятий.
5. Министерство образования и науки обязать в кратчайший срок разработать систему и программу воспитательной работы как для школ, так и для вузов с описанием методики ее проведения.
6. Для формирования «классических» национальных производственных кадров необходимо создать госкомитет профобразования и в большом количестве отобрать мастеров производственного обучения на конкурсной основе, срочно отправить их на стажировку в Россию, Германию и Америку.
7. Провести государственную ревизию деятельности телевидения, журналов и газет. Все они занимаются бизнесом (зарабатывают деньги). Бесконечная реклама на телевидении «оболванивает» молодежь, разрушает психику пенсионеров и пожилых людей (раз нельзя запретить рекламу по телевидению – необходимо ввести  специальный канал для рекламы). 
8. Как показывает мировой опыт, нужно чаще показывать «жизненную линию» выдающихся художников, поэтов, писателей, ученых; постоянно организовывать круглые столы по мировым проблемам науки, культуры, образования, цивилизации, космоса и т. д.; организовать постоянно действующие дискуссионные клубы по вопросам молодежи, образования, культуры, путях развития казахстанского общества и т. д.
9. Создать при Правительстве специальный комитет, который занимался бы изучением, обобщением и внедрением в практику мировых достижений наших и зарубежных стран в области науки, производства, техники, образовании, культуры, государственного строительства и др.
10. При Правительстве открыть академию высшей категории, с привлечением иностранных специалистов и профессоров для переподготовки и повышения квалификации ректоров вузов, министров и всех чиновников высокого ранга, работающих в госаппарате и президентском штате.

6751 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми