• Общество
  • 25 Ноября, 2013

О РОЛИ ИДЕОЛОГИИ

Сагади Булекбаев,
доктор философских наук, профессор КазУМО и МЯ им. Абылай хана

На примере любого государства можно конкретно увидеть, как сказывается на состоянии экономики официальная политика. Она может либо открыть дорогу для быстрого развития экономики и предпринимательства, либо поставить на их пути глухие барьеры, загнать в непроизводительную, теневую экономику. В этом плане отличительными признаками успешно модернизированных стран были, в первую очередь, порядок, четкая постановка целей, отказ от всякого рода демагогий, тщательный анализ средств для достижения указанных задач, минимизация затрачиваемых средств и усилий. Решение этих вопросов требует мобилизации всех имеющихся сил и средств. Оно невозможно без собранности и самоограничения. И как следствие – отторжение системой институтов и лиц, доказывающих свою некомпетентность или бесполезность. Порядок в условиях модернизации – это средство обеспечения ее эффективности. Как показал опыт стран, успешно реализовавших программы реформирования и модернизации, огромную роль в этом процессе играет также и духовная сфера, в первую очередь, идеология, которая обосновывает и легитимизирует ход всех проводимых преобразований. 

 

Здесь нужно вспомнить, что в любой системе все здание общества держится на трех основных опорах: системы власти и управления, экономики и идеологии. И в результате смены строя в Казахстане все три системы претерпели значительные изменения. Однако больше всех пострадала идеология. Сначала это было незаметно. Все были убеждены, что базисом общества является экономика. Однако потом выяснилось, что это – заблуждение, оказывается, экономика зависит от организации власти и управления. И вниманием казахстанцев завладели проблемы власти. Лишь теперь все начинают замечать, что человеческое общество есть объединение людей, наделенных сознанием, что социальная организация общества есть результат сознательной деятельности людей, а не приспособления к неподвластной воле людей экономике – рыночному фундаментализму, что система власти и управления и экономика не могут достаточно эффективно функционировать без должной идеологической обработки людей. А для этого необходимы соответствующее условиям идеологическое учение и идеологический механизм, вбивающий это учение в мозги граждан. Однако все то, что на этот счет делается в стране, пока не соответствует потребностям страны.
На всем постсоветском пространстве, включая Казахстан, в результате смены общественного режима в нашем обществе был отменен марксизм-ленинизм как государственная идеология. Наступило состояние идеологического хаоса. Здесь нужно дать некоторые пояснения. Власти, прежде чем разрушить гегемонию «старого коммунистического режима», потребовалось, во-первых, разрушить культурное ядро этого общества, а во-вторых, создать новую целостную мировоззренческую основу, которая бы консолидировала людей. В решении первой задачи, то есть «разрушения культурного ядра» социалистического общества власть достигла определенных результатов. Но это была лишь часть проблемы, поскольку, кроме разрушения старой идеологии, и образовавшегося в результате этого духовного вакуума нужно было обеспечить «культурную гегемонию», нужную для легитимации нового социального порядка. Короче говоря, заполнять этот вакуум, если и не новой идеологией, то, по крайней мере, какой-то духовной продукцией, компенсирующей ее.
В это самое время в нашу страну через СМИ и культуру устремились потоки западной идеологии, началась реанимация религии взамен утраченной идеологии (особенно ислама и православия), усиленно поддерживаемой новой властью. Также в нашем обществе практически бесконтрольно со стороны власти стали появляться и распространяться всевозможные нетрадиционные религии и всевозможные учения. Ко всему этому добавились различные псевдоучения (включая астрологию, магию, «ясновидение» и т. п.). Начались поиски некой «национальной идеи», призванной (по замыслу искателей) сплотить казахстанцев в единое целое и вдохновить на некий порыв к мировому величию. При этом искатели новой идеологии не поднимаются над уровнем дилетантизма и примитивного национализма. На том же уровне оставались руководители и идеологи политических партий и общественных движений.
Здесь нужно пояснить, что идеология прошла длительный исторический путь от самых примитивных идей и учений, погруженных к тому же в явления иного рода (мифологию, религиозные учения, литературу, науку), прежде чем обрела самостоятельное существование и социальный статус особого компонента социальной организации общества. Это произошло лишь в ХХ веке. Первым крупнейшим в истории феноменом такого рода явился марксизм-ленинизм, ставший государственной идеологией Советского Союза. Он подчинил себе философию, которая в западном мире составляла часть светской (нерелигиозной) идеологии и послужила одним из источников марксизма. Он подчинил себе и целый ряд сфер науки – экономику, социологию, историю и т. д. С отменой марксизма, как государственной идеологии, была отброшена на задворки философия, а прочие обслуживавшие идеологию сферы интеллектуальной деятельности частично перешли в услужение новым властям. Хотя по большому счету власть не оценила их роль в нашем обществе. Лишь в последние годы, после крупных провалов на идеологическом фронте, следствием которого явились участившиеся в последнее время неожиданные события в виде религиозного экстремизма в различных областях Казахстана, беспорядки в Жанаозене, Шетпе, которые повлекли за собой человеческие жертвы, серьезно обеспокоилась не только власть, но и широкая общественность Казахстана. Все это не может не вызвать обычных вопросов. Кто виноват и что делать? По чьей вине эти политические риски? К великому сожалению, никто из экспертов или аналитиков не может дать ни глубокого объяснения ситуации, ни вразумительных предложений по ее исправлению.
Здесь, на наш взгляд, в связи с религиозным экстремизмом, следует, во-первых, уточнить понятие «религиозный либерализм». Во-вторых, кто из экспертов формирует эту стратегию «религиозного либерализма»? И где та неуловимая граница между либерализмом и бесконтрольным развитием ситуации? В-третьих, кто и как (особенно во властных структурах и некоторой части религиозных деятелей) оценивает складывающуюся ситуацию? В-четвертых, почему специальные государственные структуры (в виде КИСИ, института философии и политологии, аналитических центров и т. п.), призванные по статусу и роли давать научно-обоснованные оценки и прогнозы для властей, не смогли выявить явные и неявные предпосылки для дестабилизации существующего строя? Сегодня и общество, и власть в Казахстане, наконец-то, поняли (и даже почувствовали), какую опасность представляет собой довольно индифферентное отношение некоторых правоохранительных органов к процессам почти открытого насаждения чуждых для Казахстана религиозно-политических идеологий, которые и становятся почвой для квазиидеологий террористов. 
Другой опасностью, вызванной провалом в области идеологической работы, являются информационно сетевые войны, которые как цунами прокатились в последние десятилетия в мире, вызвав серии «цветных революций в мире». Нет сомнений в том, что и Казахстану сегодня может также грозит опасность втягивания в состояние нестабильности, которая создается под влиянием извне в политических целях – так и при наличии внутри РК влиятельных сил, также заинтересованных в дестабилизации и захвате власти. Предпосылки для дестабилизации имеют системный характер, они представляют собой взаимосвязанные «дремлющие» (латентные) кризисы социальных отношений, деградацию систем жизнеобеспечения, безопасности и культуры, повальной коррупции, быстрые изменения в массовом сознании. Созревание всех этих частных кризисов и соединение их в систему с переходом в новое качественное состояние есть результат стратегического политического выбора, принятого властью в нашей стране. 
Основаниями для этого вывода служит множество фактов, в которых уже нельзя не видеть определенной системы, содержание и тональность сообщений некоторых оппозиционных СМИ, так и действия некоторых политических организаций внутри РК. Нет сомнений в том, что эти упущения властей в области идеологической работы, именно в результате этих просчетов возникают серьезные политические риски в нашей стране. 
Еще одним просчетом властей, на наш взгляд, является недооценка духовно-нравственных проблем современной молодежи. В своем прошлогоднем Послании народу Казахстана Президент РК указал на отсутствие воспитательных элементов в нашей образовательной системе и на настоятельную необходимость ее включения. Эти просчеты – результат не только разрушения советской общественной системы, но и результат проводимой политики в области образования, в частности, школьной и вузовской. Здесь имеется в виду то, что под лозунгом «деидеологизации» в школе была отринута система ценностей, характерная для социализма, но в то же время не разработана новая привлекательная система ценностей для школы, ее компоненты не вплетены в образовательную систему. В этом плане не случайно замечание Президента. Что касается вузов, то там идет повальное сокращение гуманитарных дисциплин, под флагом специализации, забывая о том, что вуз готовит не только специалиста, но и гражданина, ответственного за судьбу страны. Это не голословное утверждение. Даже в КазНУ им. аль-Фараби идет сокращение часов по философии и истории. Что тогда говорить о других вузах страны?! Чиновники из МОН и руководители вузов начинают забывать, что главная задача образования – это не только «формирование компетенций», а формирование развитой, творческой личности, гражданина, руководителя, ответственного за будущее Казахстана. Возможно, среди главных причин, породивших в последнее время серьезные политические риски в нашей стране, это недооценка властями роли гуманитарных наук в системе образования и воспитания. В конечном счете, это снова упирается в идеологию, точнее, в ее отсутствие. 
Говоря об идеологии, нужно отметить, что марксизм утратил значение не потому, что был преодолен идеологическим учением более высокого интеллектуального уровня и более адекватным потребностям и условиям конца ХХ и начала XXI века, а потому что был просто отброшен, искусственно лишен возможности для существования. Вместе с КПСС был разрушен идеологический аппарат. Прекратилось обучение марксизму в учебных заведениях. Прекратилась подготовка специалистов. Прекратилась его пропаганда. Допущена и поощряется его критика, обычно переходящая в извращения его. Ему создается репутация не только ложного, но и преступного учения. Здесь вопрос не в защите марксизма, его крах был предрешен. Сыг­рав огромную роль в русской революции и в выдвижении СССР на позиции лидера мировой истории, он в новых условиях второй половины ХХ века стал терять свое соответствие реальности и превратился в один из факторов кризиса и краха советского коммунизма. Но то, что пришло на смену ему, есть не шаг вперед на пути интеллектуального и нравственного прогресса населения, а беспрецедентная в истории человечества деградация. 
Можно ли остановить этот процесс и сделать что-то позитивное в этой сфере жизни страны? Это сложный вопрос, здесь трудно делать прогноз. Но в любом случае ясно одно, что без серьезных усилий и материальных затрат со стороны власти в отношении разработки и пропаганды светской (гражданской, нерелигиозной) идеологии ни о каком улучшении идейного и морального состояния в стране и речи быть не может. Социальная функция идеологии – формирование сознания людей, адекватного современным условиям их бытия, и управление людьми путем воздействия на их сознание. В наступившем XXI веке никакая религия и церковь (не говоря уж о еретиках, сектантах, шарлатанах и т. п.) эту функцию должным образом (в интересах страны) выполнить не могут. Это под силу только светской идеологии, базирующейся на лучших достижениях научного познания реальности и формирования высокой духовности. Здесь нужно отметить, что духовность не ограничивается только религиозностью. Последняя есть лишь ее частная форма. По сути, духовность включает в себя более обширное состояние сознания (духа) людей, которое формируется под воздействием образования (особенно гуманитарного), просвещения, пропаганды достижений науки, знакомства с литературой, кино, музыкой, живописью, театром и другими подразделениями культуры, воспитания системы ценностей и нравственности и т. д. В советские годы народы СССР по уровню духовности превосходили все другие народы планеты. И эта оценка духовности советского народа давалась в соответствии с критериями науки, а не на основании каких-то смутных и дремучих представлений о природе человека. В числе этих критериев были такие, как самое лучшее в мире и самое демократичное всеобщее образование, общедоступность и высокая нравственность культуры, доминирование высших духовных ценностей над материальными в советской системе ценностей.
Не нужно забывать, что СССР выстоял в труднейших условиях, победил в величайшей в истории человечества войне против самого сильного врага и стал мировой сверхдержавой в значительной мере благодаря высокой духовности советского народа, а не благодаря отсутствию таковой. Это – исторический факт, и что инициаторы «холодной войны» Запада против Советского Союза с самого ее начала главной целью своих атак избрали именно духовное состояние советского народа. Они понимали, что Советский Союз можно было сломить только при условии разрушения его духовного потенциала, при условии занижения духовного уровня советского населения. 
Эта цель Западом достигнута, старая система и ее идеология разрушена, ее возрождение исключается. И это правильно. Однако новой идеологии нет. На создание новой, светской идеологии нужны десятилетия серьезной основательной работы. Носители светской (гражданской) идеологии, философы, политологи, социологи, в силу снижения их общественного и социального статуса, в силу их не востребованности властями, молчат, боятся, что их выбросят, и заискивают перед руководством; западная идеология, проникающая через СМИ, культуру и личные общения в сознание наших людей, по самому своему характеру не может стать организованной и единой идеологической силой. Поиски некой «национальной идеи» пока не привели к серьезному результату. 
В этой ситуации религия, точнее – ислам, фактически становится не просто главной религией в стране, а главным компенсатором идеологии. Поскольку она имеет мощную поддержку со стороны власти. К примеру, сегодня, по официальным данным, в Казахстане несколько тысяч мечетей. Можно с полным правом утверждать, что ислам становится государственной идеологией постсоветского Казахстана. Возникает вопрос: может ли ислам, даже вкупе с другими великими религиями заменить государственную идеологию или хотя бы быть претендентом на эту роль? Наверное, нет, поскольку идеология – это очень широкое понятие, которое включает в себя, помимо религии, множество и других компонентов. Поясним, что идеология относится к ментальной сфере, которая является одним из основных компонентов социальной организации, наряду с системой хозяйства и системой власти и управления. В этом плане ее основная функция – это формирование сознания членов объединения, обеспечение людей необходимой «пищей» для сознания и управление ими путем воздействия на их сознание. В эту сферу включаются религии и нерелигиозные (светские) идеологии с соответствующими организациями, средства воспитания и образования молодежи, литература, театр, средства массовой информации и вообще все то, что, так или иначе, касается менталитета людей и манипулирования ими путем воздействия на менталитет. И одним из важнейших средств при этом является система ценностей. Например, в социальной организации западных стран имеют место такие явления, как демократия и рынок. Западные идеологи выделяют их в своих сочинениях, включают их в систему ценностей западного мира и вдалбливают в мозги людей Запада и граждан незападных стран, на которые имеют далеко не бескорыстные виды, именно как ценности, которые надо ценить и охранять и к которым надо стремиться, если их нет. 
В этом плане, и в Казахстане властям нужно серьезно задуматься над духовной сферой нашего общества. Пора понять, что основу реальной духовности составляют: система образования, культура, система ценностей, система воспитания. Только на их основе можно сформировать развитую, творческую личность, настоящего гражданина, истинного патриота, болеющего за свою страну. Только так можно сформировать человека с цельным мировоззрением. Дело в том, что человек без цельного мировоззрения всегда инструмент, который продается, как картошка на базаре. У него нет принципов, он подвержен любому влиянию, готов делать что угодно, если ему выгодно. Отсюда вывод – будущее Казахстана, ее социальной конструкции зависит от того, какое место у нас займут в ней духовность, нравственность, идеология. Пока не поздно – нужно очень серьезно, основательно и системно заняться разработкой идеологии для нашего общества. Нужно отбросить мишурную светскость и либеральную фразеологию о демократии. В конечном счете, это проблемы национальной безопасности РК. На наш взгляд, для разработки светской идеологии нужно привлечь действительно лучшие национальные кадры, имеющиеся в гуманитарной отрасли, а не придворных философов и псевдоидеологов, готовых оправдать любое действие властей. По сути, это «медвежья услуга». Такое мы уже проходили в эпоху развитого социализма. Для власти нужны трезвый анализ и оценка общественно-политической ситуации, конкретные научно-обоснованные рекомендации по решению назревших проблем. Таких кадров у власти нет или они не достаточно востребованы. Если так, то нужно создать систему подготовки идеологических кадров. В противном случае, не избежать серьезных политических рисков. Как показали события последних лет, сегодня огромное количество «нематериальных угроз», связанных с политическими институтами, населением с его сознанием и ментальностью, интерпретациями и чужим экспертированием, остаются вне зоны внимания власти, прессы, политтехнологов. Это говорит о том, что в нашем обществе реально существуют явные и неявные предпосылки для дестабилизации существующего строя. Никто не гарантирует того, что им не воспользуются внешние и внутренние силы для деформации или разрушения существующей системы.
А если такая угроза реально возникнет перед нашим обществом, пойдут ли наши люди, в условиях существующего идеологического хаоса за Президентом, пожертвуют ли они себя во имя государства? Это далеко не однозначный вопрос. Реально сегодня в умах господствует крайний индивидуализм, с принципом «каждый за себя, а Бог за всех». Душами сегодня владеет в основном потребительская психология. Поэтому, пока не поздно, надо работать над тем, чтобы формировать надличностные ценности и установки, идеи и идеалы, как жертвенность, готовность «принять смерть» за те или иные дорогие сердцу ценности, принципы, установки? Ведь именно они представляют собой скрепы, объединяющие людей, народы в единые сообщества, служащие в качестве духовного субстрата их совместной жизни. 
Сегодня очень важно чтобы в процессе строительства нового независимого государства была разработка четкой и понятной всем модели будущего государства. Во-вторых, важно разработать для этого государства светскую модель идеологии. А для этого нужно, прежде всего, отбросить мишурную светскость и либеральную фразеологию о демократии. В конечном счете, это проблемы национальной безопасности РК. В-третьих, нужно возродить дух и патриотизм нации. Для этого необходимо удревнить свою историю, тем более, что для этого есть все основания. Об этом убедительно свидетельствуют, как долго скрываемые в силу ряда причин, от широкой общественности исследования в области тюркологии, так и новейшие исследования и открытия ученых о месте и роли тюрков в мировой истории и культуре, которые коренным образом меняют наши представления о истории и культуре тюрков. Поэтому нужно более глубже и основательней рассмотреть историческое прошлое тюрков. Сегодня, на наш взгляд, очень важно, преувеличенно, в силу того оно столетиями принижалось, уделять внимание общетюркской и казахской истории, и создавать тюркоцентричную историю мира. Другими словами, сегодня нужно восстановить историческую справедливость, долгое время попираемой европоцентризмом в существующей историографии. Для этого нужно заново прочесть историю. На основе этого показать, что мы имеем древнюю историю, что наша история не история маленького народа, а история великой нации. Для создания такой истории нужно выделять огромные средства и силы. Важно и нужно показать образ народа, который уже в глубокой древности раньше других освоил дерево и металл, приручил животных. Показать всему миру, что эти открытия, по существу, явились научно-техническими революциями для человечества. Это надо знать, об этом надо говорить, и эти факты должны находить яркое выражение в учебниках истории. Не нужно забывать, что во всех странах, мифологизированная история воспитывает граждан как наследников великой и сильной нации. Укреплению этих взглядов способствуют сохранение прошлых и изобретение новых традиций.
Современная цивилизация открыла для себя тот факт, что главным ее мотором является не физическая энергия, выраженная в киловаттах, а социальная, что зачастую успешность развития того или иного государства во многом зависит от того на сколько успешно и умело элита направит эту энергию на благо своего государства. Это в первую очередь связано с теми целями, которые выстраивает элита. Большие цели всегда выстраивают тоталитарные государства. Однако они справедливо критикуются за отчужденный характер «больших целей», не соотносимых с миром повседневности, ничего не дающих «маленькому человеку». Но это не означает, что большие цели, как таковые, – вредная химера. Вне известной системы приоритетов и иерархизации целей, вне веры в будущее, жизнь человека и коллектива однозначно теряет смысл, без них никакую перспективу выстроить невозможно. Поэтому вера в «большие цели» и «большую перспективу» вовсе не принадлежит к тоталитарным государствам, а составляет неотъемлемое качество человеческой культуры, как таковой. Именно в ней, как показывают современные исследования, секрет послевоенного экономического чуда Западной Германии, Европы, Японии. Именно эти страны сумели выявить заложенную в народе скрытую энергетику больших целей. Энергетику национального и цивилизационного самоутверждения народов, которые, встретив опасный вызов истории, мобилизовались для достойного ответа. Элита, достойная этого названия, отличается одной важной особенностью: искусством формулировать большие цели и тем самым возвышать народы в их собственных глазах. В этом плане и наша правящая элита должна «играть на повышение» – постоянное повышение статуса РК в дальнем и ближнем зарубежье, на повышение общей цивилизационной самооценки ее народа. Здесь дело в том, что международный государственный и цивилизационный статус Республики Казахстан сегодня имеет для нее величайшее внутриполитическое значение: этот статус служит одной из весьма немногих еще остающихся опор национального самоуважения в стране. 

 

854 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми