• Исторические страницы
  • 20 Ноября, 2022

ДНИ ТРЕВОГ И НАДЕЖД

Жетписбай БЕКБОЛАТУЛЫ,

профессор КазНУ им. аль-Фараби

Мы любим утверждать, что история повторяется. Это действительно так. Если раньше на слом эпохи потребовались столетия, ныне за 30 лет произошли колоссальные социально-политические изменения, на географической карте появились новые независимые государства. Три десятка лет – это «ничтожно малая величина» для Истории, и за это короткое время мир изменился до неузнаваемости. Теперь мы живем на рубеже, на стыке времен. Так было в 1917 году. Как и тогда, мир начинает обретать новые формы и содержание, о которых в свое время писал американский публицист Джон Рид в книге «Десять дней, которые потрясли мир». 

В двадцатом веке политические революции плавно перетекли в технологические. Данная тема была раскрыта видными социальными мыслителями Уолтом Ростоу, Дэниелем Беллом и Элвином Тоффлером, которые в своих трудах по постиндустриалистским типологиям истории обосновали теорию научно-технического прогресса. Диву даешься их прозорливости. Размышляя в русле этой теории, философ Вадим Мальцев пишет, что с изобретением письменности человечество достигло возможности накапливать знания в большом объеме, что способствовало цивилизационному скачку. Промышленная революция изменила жизни людей практически до неузнаваемости, возникновение новых отраслей и рынков, смена элит расставили новые приоритеты и дали жизнь новым направлениям в науке и искусстве. То же самое происходит и сегодня. Мы стали свидетелями новой революции – информационной. Мир меняется на наших глазах, технологии развиваются со скоростью режущей воздуха пули. Нам остается только следить за происходящей трансформацией (https://m.facebook.com/maltsevdesign).

Несколько слов о пресловутой трансформации. Нынешние студенты-гуманитарии хорошо знают произведения Збигнева Бжезинского, Сэмуэля Хантингтона и Фрэнсиса Фукуямы о грядущих изменениях на политической карте мира. И что интересно, конспектируя «Великую шахматную доску» и «Столкновение цивилизаций», они становятся свидетелями жизненности их прогнозов, принимают скромное участие в их реализации.

Пережив две общественно-экономические формации, я прошел эволюционный путь от коммунистической утопии – «Зияющих высот», по меткому выражению Александра Зиновьева, – к суровой капиталистической реальности, поэтому знаю цену своим словам. По сей день переживаемые лично мной трансформации не кончаются. Думаю, что данное утверждение справедливо также для моих сверстников, современников.

Образно говоря, в сравнительно молодом возрасте я «перенес на ногах» так называемую четвертую российскую революцию, а сейчас стал невольным свидетелем пятой. Вкратце поясню: к началу XX века советско-российские историки относят три революции: Первая российская революция; Февральская и Октябрьская революции. А некоторые современные социологи не без основания именуют «августовский путч» ГКЧП (Госкомитет по чрезвычайному положению) СССР «Четвертой революцией», и я с ними совершенно согласен. После провала данного путча произошел очередной развал империи и распад огромной страны, занимавшей одну шестую часть суши. Распад Советского Союза президент России В. Путин назвал «великой геополитической катастрофой», обещая постсовкам, что вернет все «на круги своя». С помощью тотальной пропаганды свои устремления Путин сумел превратить в мейнстрим. Разогретое Соловьевым, Симоньян, Скабеевой и Кº российское общество (большинство) требовало от руководства страны «исправить ошибку истории», таким образом обозначив основную идею и важный вектор всей последующей деятельности президентской команды. Первый акт «Марлезонского балета» – аннексия Крыма вызвал небывалый подъем патриотизма, в многотысячных митингах мужчины вытирали скупые слезы, а женщины кричали «ура! И в воздух чепчики бросали», точь-в-точь как по Грибоедову. Аналогично была встречена и специальная военная операция – СВО в Украине, начатая 24 февраля сего года и продолжающаяся поныне. СВО привела в движение тектонические плиты геополитики, и я осмелюсь ее именовать «Пятой российской революцией».

Наверное, Всевышний вложил в уста (калька с казахского – Жаратқан аузына салды) президента Путина в знаменитом послании Федеральному собранию 2005 года пророческую оценку результатов четвертой и особенно пятой российской революции: «десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию…». Пользователи сети нашли пророчество также снятой в 1958 году режиссером Тимофеем Левчуком фильме «Киевлянка», в ленте которого есть фрагмент, где один герой говорит другому о распаде Российской империи. «Российская империя распалась. Это факт. Вся ползет по швам, как старый жупан. России конец! Дай бог, если останется хоть Московское княжество», говорит один из героев. А сегодня о распаде заговорили вслух не только в Киеве…

 

КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ

 

В российском, отчасти в казахстанском обществе все постсоветские годы превалировало восприятие распада СССР как национальной трагедии. Память об утраченном государстве, ностальгия по социалистическому прошлому стали маркером для определения «своих» и «чужих» внутри социума. Приведу пример из нашей действительности. Многих своих русскоязычных коллег-казашек я знаю со студенческих лет. Ныне они уважаемые доктора наук, профессора. Работа на ниве просвещения располагает к обмену мнениями о проблемах учащейся молодежи.

Хорошо известно, что со времен Адама и Евы старшее поколение ругает молодежь, не понимая, почему у нее совсем другие ценности и приоритеты. В науке данный феномен называется «конфликтом поколений». Потому что жизнь современной молодежи не похожа на нашу молодость – молодость их родителей, дедушек и бабушек, так как другая эпоха, другие правила. И лексикон другой, именно об этом писал российский поэт Андрей Дементьев: «На свой язык их сленг перевожу, //Хотя я понимаю все душою». Если честно сказать, по большому счету нынешняя молодежь не особо отличается от молодежи предыдущих десятилетий: тот же возраст, те же трудности, но сегодня имеются особенности, которых не было раньше.

Нынешняя молодежь, студенчество отличаются внутренней свободой. Они не интересуются политикой, хотят нарядно одеваться и быть в центре внимания. Моих возрастных коллег раздражало их слабый интерес к русской литературе и журналистике, к славной советской истории. «Патриотизма маловато». Я часто был свидетелем нелицеприятных сцен, когда уважительное обращение учащихся к ним «апай» приводил их в бешенство. Просвещенные дамы требовали, чтобы к ним обращались непременно по имени и отчеству. А наши разговоры «о насущном» часто заканчивались полемикой о языке и традициях. Спор наш по сути напоминал известный диспут Остапа Бендера и ксендзов. «Бога нет, – сказал Остап. – Есть, есть, – сказали ксендзы».

Мы каждый раз расходились во мнениях.

С каждым годом в Казахстане меняется демографическая картина. Страна молодеет. Стабильно фиксируется отрицательное сальдо миграции (то есть выбыло больше жителей, чем прибыло в РК) с Россией. В вузах увеличивается доля студентов, обучающихся на казахском языке. По некоторым специальностям с трудом формируются русскоязычные учебные группы. Поэтому мои русскоязычные коллеги с грехом пополам преподают в казахских группах. Кстати, мои коллеги – представители титульной нации. Но они за 30 лет независимости не выучили и 30 слов на «родном» по паспорту языке. Социологи определяют таких персон как «манкуртов». Они живут ностальгией о невозвратно ушедшей советской эпохе, когда небо было синее, трава зеленее, мороженое вкуснее, а они сами были молодыми и красивыми.

А для них казахскоязычная молодежь как бы чужие, так как язык чужой и другой менталитет. Не раз заметил, как они после занятий злобно щипели, процедя сквозь зубы: «Ах, какие патриоты!». Хочу отметить, конфликт поколений тут налицо. Конфликт между «продуктами Брежнева, Назарбаева, Путина» и молодым поколением казахов, выросших в независимой стране.

Немного политической «бухгалтерии». Все в мире имеет свою цену. И вот постэсэсэсровским совкам, среди которых достаточно много также русскоязычных казахов – потомков раскулаченных баев и репрессированных интеллигентов неожиданно настал час истины. Выросшие на примере подвигов воинов Второй мировой, живущие ностальгией о «широкой, родной стране», активные участники шествий «Бессмертного полка» в Алматы с плакатами «Можем повторить», «Идем на Берлин», они ошеломлены событиями последних недель в соседней стране, особенно на фоне «могилизации» и «отрицательных побед» (новояз) российской армии. И они поняли, что пришла пора трезво осмыслить свои же высказывания, к примеру, о «мамбетах, колхозниках» и прочие «атрибуты» их избранности. А их «избранность» заключалась в слепом поклонении перед «более прогрессивной русской культурой» (по выражению вождя мирового пролетариата), «великим и могучим» русским языком и всем, что олицетворяет «русский мир». Они ставили себя выше своих соплеменников, считали себя более образованными, культурными и умными.

Выходит, права всезнающая Википедия, определившая ностальгию по СССР «результатом дебилизации и манкуртизации населения».

«Одному из признанных русских мыслителей XIX века приписывают слова: «Нет хуже русского-инородца». Вернее, в документальном варианте они звучат следующим образом: «…обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения» (В. И. Ленин). В чем корыстная психология подобных людей? Из кожи вон лезут доказать, что они гораздо больше русские, чем сами русские. И как бы пекутся об их интересах больше них. Вроде, как в старинной европейской поговорке: «Быть большим католиком, чем Папа Римский»»(https://adyrna.kz/index.php/ru).

Парадигму мировоззрения, на основе которой лежит советский менталитет, не искоренить – это на генетическом уровне. Рассуждая об этом феномене основатель разговорного клуба казахского языка Batyl bol Алексей Скалозубов приходит к интересному выводу. По его мнению, «казахстанские русские (и русскоязычные, – авт.) делятся на две категории: в первой категории те, кто прошел обучение в современном Казахстане, во второй – те, кто вырос во времена Советского Союза». И между этими двумя поколениями лежит большая культурная пропасть. Ребята, которые выросли в независимом Казахстане и прошли обучение в современной школе, имеют совершенно другое мировоззрение. Они знают, что земли Казахстана в течение многих сотен лет принадлежали казахам, много знают про Золотую Орду, Казахское ханство, знают про колониальное прошлое, знают про Ашаршылық, про массовые репрессии. Старшее поколение, 40 плюс, в большинстве своем мыслит так же, как мыслят в России. Люди могут со всеми дружить, серьезно любить Казахстан, но при этом думать, что Алматы – это Верный, а Северный Казахстан – это земли России. Многие так думают, и это большая проблема, которую никак не изменишь, потому что люди сформировались в этой парадигме (https://rus.azattyq.org/).

Мало кто из нынешних потомков казахско-советской творческой и научной интеллигенции, к которым также относятся мои коллеги, может в оригинале ознакомиться с трудами своих отцов, дедов и бабушек. У меня есть сомнение, что они даже не задумываются об этом. Полностью обрусевшие, они не считают нужным владеть хотя бы азами казахского языка. В инете «висит» очень интересный пост. Его автор – Жулдызай Назаровна Форт (Жұмаділдаева). Приведу с сокращениями. «Нам нужно понять и осознать, что человека другие уважают только тогда, когда он сам себя уважает. То же и с целым народом. Ведь язык – это душа народа, ключ к его менталитету, характеру, культуре и только посредством родного языка возможно заявить миру о себе. Поэтому не нужно думать, что если казах прекрасно владеет русским и английским, но не знает родного языка, то автоматически заслуживает восхищения и уважения. Все как раз напротив. Карл Маркс сказал: «Не знать языка страны проживания может гость, идиот или оккупант, насаждающий свой язык». Так кем являются те, кто прожив всю жизнь в Казахстане и пользуясь его благами, не знают и не считают нужным знать казахский язык?» (https://ok.ru/bzdazastan?st.). Вопрос не праздный.

Мне импонирует патриотизм Алексея Скалозубова: «Наша родина – Казахстан, мы любим свою родину, мы хотим учить язык, понимать друг друга, понимать и любить культуру. Мы – не партизаны, не сепаратисты, мы будем стоять за свою родину и за свой народ... За границей всех граждан Казахстана, в том числе и меня, называют казахами. Почему бы и нет? Поэтому слово «казахстанец» я не использую. Нет такой нации, как нет национальности европеец или евразиец. Слово «национальность» должно исчезнуть из употребления в принципе. Это пережиток советских времен, смешивающий политическую и этническую самоидентификации, вносящий в общество путаницу и раздор».

Весьма интересный материал представил портал Azattyq Rýhy. В статье, озаглавленной ««Я и русская, и казашка»: Ксения Придатченко – об отношении к госязыку», рассказывается о режиссере, сценаристе и редакторе К. Придатченко. Ксения родилась в селе Явленка Северо-Казахстанской области, живет в Астане уже более 10 лет. Она считает, что государственный язык необходимо знать каждому жителю нашей страны. Ксения говорит на казахском языке и любит казахскую культуру. «Недавно подумала, что хохлома или украинская вышиванка вообще не рядом со мной, нигде. Потому что этого нет внутри меня. Я с этим не родилась, не росла, я с этим не развиваюсь. А казахский «ою-өрнек» – это мне близко, это я знаю, понимаю, это я могу нарисовать, это я ношу в какой-то одежде, это часть меня, это мой код», – говорит она. По ее словам, жить в Казахстане и не знать казахский язык – это странно. «Я никого не осуждаю, у каждого свой путь, у каждого свой выбор, но если мы хотим быть действительно независимой страной, то мы должны хотя бы на начинающем уровне знать казахский язык, хотя бы уметь поддержать беседу», – считает она.

Думаю, что многие согласятся с утверждением Алексея Скалозубова: «Я считаю, что я казах. Это моя политическая национальность. Я родился на казахской земле, мой отец родился здесь и мой дед. На протяжении поколений наша семья вливалась в казахское общество и культуру. Все мы были довольны своей жизнью и в каждом поколении принимали решение оставаться здесь». Это слово патриота, человека, которому не безразлична судьба своей страны.

Приведенные примеры о заметном изменении в ментальности и общественной психологии казахстанцев. Эти метаморфозы означают не банальный конфликт поколений, а позиционируют борьбу идеи: имперско-колониальной и национально-патриотической.

 

ДНИ ТРЕВОГ НАШИХ

 

Казахстан в силу своего географического расположения находится на периферии мировых и локальных военных конфликтов, однако с возрастанием социальной напряженности в российском обществе, вызванной с последствиями специальной военной операции, с опаской смотрит на северного соседа. «Здесь пули не свистят, не поют здесь свинцовые метели, здесь канонада не слышна...». Но в Казахстане фронт проходит через души и сердца, растет в душах тревога.

Не будет преувеличением сказать, что сейчас Евразия переживает один из самых драматичных периодов в своей истории. Вести с полей сражений СВО становятся все более противоречивыми. Западные средства массовой информации пишут о том, что за восемь месяцев войны российская армия понесла колоссальные потери. И в такой неоднозначной ситуации недавнее объявление о частичной мобилизации стало как бы соломинкой для утопающего. Российское руководство до последнего избегало мобилизации по политическим мотивам. Однако после неудач в Харьковском направлении было решено взять реванш, и утром 21 сентября в телеобращении Владимир Путин объявил «частичную мобилизацию». Он заявил, что страна воюет с «коллективным Западом», пригрозив применить ядерное оружие. С точки зрения профессора политологии и национальной безопасности университета Нью-Хейвена Мэтью Шмидта, речь Путина во многом была направлена на внутреннюю аудиторию с целью вернуть инициативу и укрепить моральный дух соотечественников (https://cnn.com/). Одним из следствий мобилизации стал масштабный отъезд россиян, дабы избежать мобилизации.

По мнению экономистов Банка России, указ президента о призыве 300 тысяч человек для участия в боевых действиях в Украине подорвал доверие потребителей и деловую активность. Кроме того, мобилизация окажет давление на экономику в ближайшие месяцы. «Частичная мобилизация», первая со времен Второй мировой войны, вызвала бегство из страны более 350 тысяч россиян. Согласно отчету Центробанка РФ, призыв усугубил и без того острую нехватку рабочей силы и «негативно повлиял на доверие потребителей и бизнеса» (https://censoru.net/2022/10/21/).

Президент Путин на этом не остановился. Спустя через неполный месяц он заявил на заседании Совета безопасности 19 октября, что подписал указ о введении военного положения в аннексированных РФ в конце сентября зонах Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей Украины с ноля часов 20 октября. Ряд западных политиков оценил этот демарш очередным шагом на пути к возможной ядерной эскалации конфликта. При применении ядерного оружия западные государства начнут масштабную операцию, в ходе которой они полностью уничтожат российские войска в Украине и пригрозят в случае повторного использования ядерного оружия ядерным же ответом (https://www.dw.com/ru/kommentarij-ne-nado-boatsa-adernyh-ugroz-putina/a-63444811).

Такое развитие событий Казахстану, как союзнику России, не сулит ничего хорошего. Во-первых, замедлится экономический рост. Во-вторых, возрастет внутриполитическая напряженность, обусловленная вынужденной релокацией россиян. Данная миграция, именуемая также «Исходом русских» (Сергей Медведев, «Радио свобода», 12 октября 2022г.), заслуживает того, чтобы о ней говорили поподробнее (https://www.svoboda.org/author). Итак, волна миграций 2022 года началась 24 февраля, в первый день вторжения российской армии на территорию Украины. Если на протяжении большей части правления Владимира Путина основной причиной для переезда являлись экономические причины, то после февраля 2022 года – политические. Уехавшие после начала войны с Украиной, как правило, не поддерживают политику российских властей, часто активно выступают против нее. Кроме того, сильно изменился состав мигрантов. В новую волну в основном страну покидали социально активные представители интеллектуального и творческого труда. Так, оппозиционный активист и политик Леонид Волков характеризовал волну следующим образом: «Уехали люди талантливые, уехали артисты, уехали менеджеры, уехали журналисты, политактивисты. Это огромный удар по будущему России. Особенно, если они не вернутся» (https://www.forumfreerussia.org/notice/2022-06-10/-emigracziya).

 Ожидается, что к концу 2022 года около 15% россиян с готовыми активами на сумму более 1 млн долларов эмигрируют в другие страны. Так, одним из направлений миграции состоятельных граждан традиционно являлся Израиль. Израильское правительство упростило процедуру репатриации для русских евреев и выделило дополнительные бюджеты на прием мигрантов. По разным оценкам, с февраля по сентябрь 2022-го в страну перебралось 23-24 тыс. переселенцев из РФ, еще 13 тыс. россиян с еврейскими корнями получили визу на въезд, 20 тыс. – ожидали одобрения консульства. Предположительно, из-за опасения дальнейшей «утечки мозгов» российские власти рассматривали решение закрыть российское отделение Еврейского агентства для Израиля (Сохнут), помогающего с репатриацией (https://www.timesofisrael.com/).

С тех пор, как Путин отдал приказ о частичной мобилизации 21 сентября, по данным казахстанских властей, только в РК прибыло 200 тысяч россиян, а выехало за тот же период – 147 тысяч. Социальные сети полны сообщениями россиян. Они хвалят и благодарят Казахстан, который принял на себя основную волну спасающихся от «частичной мобилизации» граждан соседней страны и в целом справился с этой задачей более-менее достойно.

Простые казахи в лихие годы Второй мировой спасли тысячи депортированных поляков, немцев и украинцев, чеченцев и балкарцев от неминуемой смерти. Милосердие и сострадание у нас в крови. Вот что об этом говорит предприниматель, организатор сообщества Salem Almaty Алим Сайлыбаев: «На благотворительной выставке «Остановите войну!» познакомились с первыми переселенцами из России и поняли, что таких людей в Алма-Ате будет много. А реакция местного сообщества неоднозначна. На самом деле, мы ожидаем, что осенью-зимой будет вторая волна. Если первая была политической, то эта – экономическая, как говорят алматинцы, «колбасная». И вот этого люди опасаются, что приезжие, начнут звать сюда дядю Вову, и это станет поводом для оккупации. Мы понимали, что в Алматы сейчас едут те, кто не согласен с политикой власти и против войны. И в то же время это люди, кто может себе это позволить, – профессионалы высокого уровня, очень хороший «человеческий материал». Наш город много раз давал приют беженцам. Это часть истории Алматы. Мы решили продолжить традицию и принимать всех без ограничений, но с условием – что мы против войны и в этом конфликте на стороне Украины и что переселенцы тоже попытаются адаптироваться к нашему городу. Мы понимаем, что и украинцы, и россияне здесь не по своей воле. Мы всех принимаем и создаем среду, где все будут относиться друг к другу одинаково. Это Алматы. В этом уникальность нашего города и нашей страны» (contact@novayagazeta.eu). Разумеется, есть и обратная сторона медали: значительная часть общественников высказывает справедливые опасения, что такое гостеприимство в дальнейшем чревато сильным социальным взрывом: эвакуировавшиеся россияне, мол, могут сеять сепаратистские настроения и вообще пытаться вести себя с чувством собственного превосходства.

Тем не менее общее отношение казахов к релокантам, скорее, доброжелательное и местами даже жалостливое. Перефразируя типичный пропагандистский штамп российских СМИ, «россиян восхитило добродушие граждан Казахстана», – пишет «Новая газета». Приехавшие никак не могут привыкнуть и особо отмечают, что местные жители готовы помогать бесплатно и тратить почти все свое время на помощь тем, кто потенциально несет опасность. Такие чувства – ужасная новость для российской власти и российской пропаганды: на глазах рушится миф о том, что страну окружают одни враги. В телеграмм-каналах вовсю разгоняют тезисы о том, что на самом деле казахи терпеть не могут россиян и сейчас начнут вытирать о них ноги (особенно в этом преуспел телеграмм-канал «Грамоты Ярослава», который, по некоторым данным, ведет один из уехавших из Казахстана журналистов-пропагандистов: для описания подобных авторов больше всего подходят слова «мерзкий» и «склизкий», (contact@novayagazeta.eu).

Неспокойно, тревожно от того, что в самой России многие одержимы имперско-освободительной идеей. Реалий сегодняшних дней точь-в-точь повторяют сцену из статьи Льва Толстого «Опомнитесь!», написанной в дни мобилизации на русско-японскую войну в 1904 году: «Одуренные молитвами, проповедями, воззваниями, процессиями, картинами, газетами, пушечное мясо, сотни тысяч людей, однообразно одетые, но с разнообразными орудиями убийства, оставляя родителей, жен, детей, с тоской на сердце, но с напущенным молодечеством едут туда, где они, рискуя смертью, будут совершать самое ужасное дело – убийство людей, которых они не знают и которые им ничего дурного не сделали». Видно, за прошедшие с 1904 года 118 лет в России практически ничего не поменялось. История повторяется.

Зовут на такие бесчеловечные «подвиги» не только пропагандисты, но и государственные мужи. Так, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Александр Бородай, один из лидеров сепаратистов Донбасса и бывший так называемый премьер-министр непризнанного «правительства ДНР» сравнил Казахстан с Украиной начала нулевых годов и призвал «проявить силу»: «Мне хорошо знаком азиатский менталитет, и, к сожалению, в Азии хорошо понимают только язык силы, – заявил он. – Эта сила необязательно должна быть проявлена, но возможность применения должна быть продемонстрирована. Слабых не уважают. Союзниками России, как говорил Александр III, остаются ее армия и флот, других настоящих союзников у нас, к сожалению, нет» (https://www.currenttime.tv/a/my-konechno).

...Я с удовольствием принимаю участие в профориентационных работах, часто провожу встречи со старшеклассниками. Мне интересно общаться с подрастающим поколением, узнать их мнение о происходящем в мире и стране, поговорить об интересующих их проблемах. Этим летом был в школе одного из алматинских микрорайонов. Как раз в это время российские политики, начиная с Медведева и кончая Никоновым и Бородай, один за другим выступали перед своей аудиторией с воинственными речами, призывали «отобрать подаренную Россией казахам территорию», «денацифицировать, демилитаризовать Казахстан». И это очень задевало моих собеседников. Я им рассказал о фильме «Завтра была война» о Великой Отечественной. Фабула картины охватывает предвоенный год жизни советских школьников. Эпилог фильма трагичен: все главные персонажи героически погибают, защищая родную землю. Мой рассказ, кажется, затронул души слушателей. Возникшее молчание прервал голос из последней парты: «Если у нас отнимут Родину, у нас не остается ничего другого, как взять в руки оружие и воевать за родной дом до конца с теми, кто хочет завоевать нашу землю, заставить нас забыть родной язык, жить по чужим законам».

С тех пор те искренние слова взволнованного подростка каждый раз с тревогой откликаются в моем сердце, особенно когда включаю пропагандистские телеканалы. И слышу о продолжающемся исходе россиян.

1747 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

МЫСЛЬ №2

20 Февраля, 2024

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Сагимбеков Асыл Уланович

Блог главного редактора журнала «Мысль»