• Общество
  • 25 Ноября, 2013

Гуманизация межнациональных отношений

Людмила Сексенбаева,
кандидат педагогических наук,
ассоциированный профессор,
доцент КазНПУим. Абая

«Достоинство индивида любой национальности определяется не только тем, достиг ли он своей цели, сколько выбором пути и настойчивостью движения... При этом «ценность человека» определяется сопоставлением его не с плохими людьми, – считал Абай, – а с лучшими из лучших…».1 Абай не дает забыть ни казаху, ни русскому, ни любому человеку другой национальности опасности власти количественного большинства над индивидуальностью.

 

Психология национального воспитания состоит в открытом восприятии и органическом усвоении сознанием и характером человека культурных и духовных ценностей не только родной нации, но также и достижений сопредельных народов. Попытки вознестись лишь в собственной исключительности, отгородиться от других национальных культур невосполнимо ущербны как для одной, так и для другой нации, поскольку препятствуют формированию и возникновению общечеловеческих ценностей. Такие устремления ведут к раздроблению здравого смысла в любом национальном движении к свободе. К примеру, современные мусульманские модели национального воспитания, опираясь на целостную картину мира, в которой материальное неотделимо от духовного, стремятся развить идею «мусульманского гуманизма», основанную на принципах равенства, богатства и свободы. В учебных пособиях «социальная справедливость» трактуется как гражданское равноправие, в них популярна идея защиты прав человека, а ислам рассматривается в качестве одной из гарантий свободы мысли и слова.2 
Приобщение подрастающего поколения к общечеловеческой культуре через национальное воспитание поможет развить у молодежи человеческие качества, заложенные любой нацией в природу своих этнофоров. Ведь очень много общего в культуре разных народов.
Национальные традиции связывают разные поколения одного народа. В преемственности поколений веками шлифуются и отбираются наиболее рациональные и характерные для духовного облика нации массовые идеи, принципы, чувства, нормы и правила поведения, ритуалы, обряды, в которых выражается отношение нации к условиям своего бытия и способу существования.
Нельзя не отметить позитивное значение в жизни казахского народа институтов обычного права, таких как оказание безвозмездной коллективной помощи члену родовой общины, попавшему в беду из-за несчастного случая, падежа скота, стихийного бедствия («жұмылу»); оказание такой же помощи соседям по кочевьям («асар»); материальная поддержка, наделение скотом, продуктами питания обед­невшего члена рода («ағайыншылық»); выкуп скота у сородича или соседа в случае падежа скота, чтобы возместить его стоимость («кызыл-көтеру») и др. 
Обращение к духовному содержанию этих и других фиксированных и неписаных норм «әдет», возрождения традиционного у казахов уважительного отношения к людям, старшим по возрасту и жизненному опыту, а также поддержка и забота аксакалов в формировании личности молодого человека – есть благодатное поле национального воспитания.
Что необходимо учитывать нам, педагогам, психологам в учебно-воспитательном процессе? Основное в национальном воспитании, конечно, – не внешнее воссоздание форм различных ритуалов и обрядов, исторически соответствовавших своему времени в жизни поколений. Главное и самое трудное, по нашему мнению, заключается в уяснении через их изучение сути национальных традиций, в возвращении индивиду души нации, ее человеческих идеалов и устремлений.
В эпоху глобализации, XX век высвободил огромную энергию наций и народов в нашем мире. Национальная энергия стала одним из ведущих факторов развития общечеловеческой цивилизации. Возникает проблема самозащиты наций, проблема их физического выживания, сохранение своего уникального историко-культурного лица. Этноцент­ризм, национал-экстремизм одних ведут к сепаратизму и автаркии других. И здесь возникает потребность в гуманизации межнациональных отношений.
Объективной потребностью наших воспитательных действий непременно является недопущение конфронтации этнофоров и национального противостояния. 
На наш взгляд, центральной проблемой национального воспитания, от решения которой напрямую зависит и возрождение человеческого достоинства нации, и характер человека – является проблема соотношения идеи гуманизма с национальной идеей. Общение («тілдесу»), как особая духовно-универсальная форма взаимоотношений с миром как целым, лежащее в основе всей казахской традиционной культуры во всех ее формах, является всеобъемлющей национальной идеей. Межличностное общение, понимаемое как смысл бытия, общение с природой, со Вселенной, данное с младенчества, одухотворяет его. 
В традиционной культуре казахского народа основополагающим является бытие человека в гармонии с миром и с самим собой. Бытие во Вселенной, сформированное казахом-кочевником, притягательно своей гармонией с природой («үндестік») и связанным с ней глубоким и возвышенно-благотворным самосознанием каждого человека.
Казахская национальная идея «тілдесу», будучи универсальной, нравственно-возвышенной и прекрасной, может быть национальной идеологией, одухотворяющей все уровни отношений человека с миром. На что мы и опираемся в своей практической деятельности по воспитанию этнофоров.
Психологический аспект национальной идеи «тілдесу» таков:
Вечная опора и поддержка человека и сейчас, и всегда – это «Жарық дуние» (мир – свет), которая означает одновременно и жизнь, и мироздание, чувственное понимание взаимосвязи «жизни и мира». Существует также опора «арқа сүйеу», данная человеку на уровне глубокого психологического знания. Она живет в человеке всегда, и не приходится сомневаться ни в ее мощи, ни в ее вечности. Эта опора, данная на уровне глубокого ощущения, дарует ему особую полноту жизни, поскольку выводит его на всеобъемлющую истину: вечен мир, вечна жизнь, вечна и его жизнь через него самого и его потомков. Ни с чем не сравнить эту бесконечную опору – «Жарық дүние», к которой и вслух, и втайне обращается любой страждущий. И самое главное, этот опыт взаимосвязи и общения не записан и не зафиксирован раз и навсегда, но его «носит» в себе, персонифицирует определенный человек, через себя он воплощает, осуществляет преемственность культуры взаимоотношений с миром.
Таким образом, формирование человека в процессе национального воспитания – это интегративное личностное качество, характеризующееся активной познавательной деятельностью этнофоров по приобщению к мировой культуре на основе этнокультуры, взаимообогащения национальных культур больших и малых этносов путем использования средств родного языка, этнопсихологии и этнопедагогики. 
Воплощая творческий процесс, духовная культура несет в себе отпечаток как личностного, так и народного. Нация возрождается, благодаря одновременному осознанию людьми своей принадлежности к ней и их устремлению к Добру, Красоте, Истине, через которые преобразуется сама личность и возвышается достоинство нации. Восхождение к национальному есть не только возрождение национального достоинства личности, но и стремление к достижению высот духовного совершенства, заложенного в каждой нации как частице человеческого целого. «Разве есть на свете народ, – вопрошал немецкий философ и историк Иоганн Готфрид Гердер, – совершенно лишенный культуры?». И восклицал: «Как мало культурных людей в культурном народе!».3
История наций, как живых клеточек человечества, неминуемо устремляется и выходит на единственный, соответствующий их естественной природе путь – к человеческому достоинству, которое заключается в свободном национальном саморазвитии и самореализации. 
Достоинство нации разносторонне проявляется в ходе исторического развития общественных систем и мировой цивилизации. Но ее свойство, благодаря которому нация обретает качественную целостность, есть свобода социально полезного действия. Национальное достоинство, как качество свободной личности, проявляется независимостью человека от идеологических догм, от идей национального конформизма и обособления. Каждый способен сохранить свое национальное достоинство, которое своими корнями произрастает из человеческого и через национальное к нему же восходит. Без воспитания национальных чувств личности, включающих внутреннюю ее ответственность перед своей национальной общностью, вряд ли можно достичь формирования национального воспитания.
Гуманизация межнациональных отношений на основе национального воспитания должна складываться из всего того, что делает индивида сознательным представителем и носителем достоинства родной нации, ее лучших качеств, воспроизводящих этническую неповторимость и передающих гуманистическую направленность исторического развития. 

Литература
1. Абай. Слова назидания. Алматы, 1995, с. 29–30.
2. Шарипова Р. М. Концепция «национального просвещения» в мусульманских странах. М.: Наука, 1991, с. 73–88.
3. Гердер И. Г. Идеи к философии и истории человечества. М.: Наука, 1977, с. 6.

 

1092 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми