• Исторические страницы
  • 24 Марта, 2022

МЕДИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АЛЬ-ФАРАБИ

Михаил АЛЕЙНИКОВ, 
кандидат исторических наук, доцент

В статье анализируются особенности медицинских воззрений аль-Фараби в контексте его философского учения. Показан вклад аль-Фараби в развитие медицинской науки. 

Summary: The article analyzes the features of medical views of al-Farabi in the context of its philosophical system. The contribution of al-Farabi to the development of medical science is shown.

«Поскольку мы достигаем счастья лишь только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья». Это муд­рое изречение во славу философии высказал Абу-Наср Мухаммад ибн-Мухаммед ибн Тархан ибн – Узлаг аль-Фараби ат-Турки – великий представитель средневековой восточной философии и науки, основоположник арабоязычного перипатетизма. Следуя традиции своего времени, он придерживался точки зрения, что философия возвышается над всеми другими науками.

Как известно, философия и наука на арабском Востоке в IX–XII вв. достигают огромных успехов, опережая в своем развитии в данное время Западную Европу (особенно математика, астрономия, медицина). Неспроста этот период называют «Восточным Возрождением» или «Восточным Ренессансом». Как и эпоха Возрождения в Западной Европе в XIV–XVI вв., Восточное Возрождение породило титанов мысли, чувства, характера и дела, обогатило мировую науку и культуру ценными открытиями и выдающимися достижениями. Многогранное творчество аль-Фараби в полной мере олицетворяет возрожденчес­кий идеал человека (универсальная личность), является ярким примером воплощения этого идеала в жизнь. Многие его аспекты еще требуют более глубокого изучения.

Аль-Фараби является уроженцем казахской земли, выходцем из привилегированного слоя тюрков. Об этом свидетельствует слово «тархан» в сос­таве его полного имени. Он родился в местности Фараб, у впадения реки Арысь в Сырдарью (что соответствует Отырарскому району Туркестанской области современного Казахстана). Известно, что его отец входил в состав конной гвардии в городе Васидж. Философское и естественнонаучное образование он получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде [1, с. 500, 502].

Аль-Фараби писал свои произведения на тюркском, арабском и персидском языках. Он был полиглотом – к концу жизни знал в совершенстве семьдесять языков, создал Отрарскую библиотеку, написал десятки трудов по философии, математике и логике. В честь него назван Казахский национальный университет – Al-Farabi Kazakh National University. Его лик есть на казахских монетах, о нем пишут книги и песни. Самым известным произведением мыслителя является написанный в 948 году «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

За свои восемьдесят лет жизни аль-Фараби оставил великое духовное наследие, которое во многом опережало его время. Многие его идеи актуальны и принципиально важны и сегодня. В этом плане более глубокое изучение философского наследия аль-Фараби представляется необходимым. Имя аль-Фараби прочно вошло в историю мировой науки и культуры. Труды этого мыслителя оказали большое влияние не только на развитие тюркской и казахской философии, но и стали связующим мостом для сближения культур Востока и Запада.

Аль-Фараби является родоначальником восточной рационалистической философии, духовным наставником многочисленных мыслителей Ближнего и Среднего Востока, в числе которых Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн Туфайль, Ибн-Рушд, аль-Фергани, аль-Бируни, Низами Гянджеви, Рудаки, Фирдоуси, Руми, аль-Кинди и др. Его творчество оказало влияние на философию и науку средневековой Западной Европы.

При жизни аль-Фараби признан «Вторым учителем», поскольку он является автором комментариев к философским трудам Аристотеля и Платона. Аль-Фараби так же как и Аристотель, систематически излагал свои взгляды по всем отраслям знаний. Широко известны его многочисленные философские трактаты, посвященные традиционной онтологической, гносеологической, социа­льно-этической проблематикам, вопросам логики и психологии. Весом вклад аль-Фараби в филологию, музыковедение, астрономию и математику. Мыслитель составил комментарии к работам Евклида и Птолемея. Опираясь на социально-политические и этические идеи античных мыслителей, используя социальные идеи Древнего Востока, он разработал собственную концепцию идеального общественного устройства. Помимо всего вышеперечисленного, важное место в творчестве аль-Фараби занимают естественные науки, в частности, медицина.

Медицина в эпоху аль-Фараби являлась одним из развитых и значимых разделов естественных наук. Она рассматривалась не только как одна из наук, но и как «искусство врачевания». В эпоху Античности и в Средневековье философские и медицинские знания были тесно взаимосвязаны. Многие философы одновременно являлись врачами. Так, великий средневековый персидский ученый, философ и музыкант Ибн-Сина (известный на Западе как Авиценна) был врачом и везиром при разных правителях.

Античные и средневековые мыслители высказывали извечно актуальную мысль о том, что врачебное дело – это одновременно и наука, и искусство, а врач – не ремесленник, а представитель особой профессии, в которой наряду с научной и технической подготовкой требуются творческое отношение к делу, высокая нравственность и духовность, постижение искусства профилактики, диагностики и лечения. Сформулированное ими кредо врачебной деятельности как единство знания, добра и красоты по-прежнему сохраняет свое значение.

Приверженцем данного философского подхода к пониманию сущности медицины и особой социальной миссии врача был аль-Фараби. Идеи мыслителя об этике ученого, в том числе и представителя медицинской науки, о нравственной оценке профессиональной деятельности медика, месте и предназначении истинного врача в общественной жизни, его ответственности за судьбы людей занимают важное место в его научном наследии. По мнению аль-Фараби, знание и добрые нравы, наука и воспитание тесно взаимосвязаны. Если врач не обладает высокими нравственными качествами, добродетелями, то он не может считаться высококвалифицированным специалистом. Даже если это опытный и знающий медик. Деятельность настоящего врача и его образ жизни должны отвечать самым высоким нравственным требованиям [2, с. 18].

Аль-Фараби полагал, что врачу необходимо совершенствоваться всю жизнь. Совершенствоваться как теоретически и практически, так в и духовно-нравственном отношении. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути врач не находился, ему нельзя считать свою профессиональную подготовку окончательно завершенной. Эта идея мыслителя перекликается с современными установками на непрерывное медицинское образование.

Следует отметить, что медико-философские идеи аль-Фараби стали предметом исследования отечественных ученых сравнительно поздно – лишь в начале 80-х годов XX века. Это связано с тем, что только в это время был осуществлен перевод на русский язык его трактатов: «Об органах человеческого тела», «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела», «Об органах тела животного, их функциях и потенциях» [3, с. 33]. Эти сочинения аль-Фараби – основной источник информации об его медицинских воззрениях. Отдельные мысли по проблемам медицины содержатся также в ряде других работ мыслителя.

Медицинские трактаты аль-Фараби представляют интерес не только потому, что они показывают наличие тесной связи между его естественнонаучными и философскими идеями, они интересны и тем, что свидетельствуют о борьбе мыслителя за чистоту и научную достоверность знаний, об энциклопедическом характере его интересов и аналитическом подходе к решению сложных проблем науки.

«Цель наша заключается в том, – писал аль-Фараби в трактате «Об органах человеческого тела», – чтобы вскрыть то общее, что содержится в исследованиях Галена и Аристотеля относительно органов человеческого тела, показать, какова возможность познания их путем наблюдения и непосредственного восприятия, а также какова возможность познания путем логического осмысления процессов, происходящих в организме человека; выявить виды здоровья и болезней, присущих человеческому организму в целом и его отдельным органам. Взгляды Галена и Аристотеля совпадают как взгляды врача и естествоиспытателя, хотя и преследуют различные цели. Метод и цель Галена – чис­то медицинские. Метод же Аристотеля – это метод естествоиспытателя, а цель его – совершенство рассуждения. Но оба они рассматривают это как область искусства».

 В связи с этим аль-Фараби дает определение предмета медицины и естествознания, выделяет их различные функции и цели. «Медицина изучает функции здоровья в человеческом теле и в каждом из его органов, ибо медицина – это искусство, опирающееся на истинные принципы, которые способствуют сохранению здоровья человеческого организма и каждого его органа. Что касается естествознания – это теоретическое искусство, с помощью которого дос­тигается достоверное знание природных тел и присущих им акциденций». Аль-Фараби считает, что естествознание служит для разъяснения сущности каждой естественной вещи, для изучения материи, ее атрибутов, а также формы и причинно-следственных связей в природе [4, с. 37–38].

Итак, медицина в понимании аль-Фараби – это практическое искусство. Он выделяет ее объект, цель, задачи и функции: «Объектом медицинского искусства служат тело человека и его различные органы. Цель, которую врач преследует в отношении тела человека и каждого из его органов, состоит в том, чтобы добиться для него того или иного вида здоровья и уберечь его от того или иного вида болезни. Медицинские действия направлены либо на то, чтобы поддерживать здоровье того, кто им обладает, либо на то, чтобы посредством этих действий возвращать здоровье тому, кто поражен каким-либо недугом. Все эти действия могут совершаться лишь благодаря наличию органов». Таким образом, мыслитель выделяет лечебную и профилактическую медицину, подчеркивает их огромную значимость и неразрывное единство. Подробно о функциях врача аль-Фараби пишет в своем трактате «О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела».

Действия врача предполагают глубокое познание им человеческого организма в целом и отдельно взятых органов в частности. Значит, ему необходимы знания в области анатомии, гистологии, морфологии, физиологии. Аль-Фараби отмечает, что врач может и должен познать каждый человеческий орган, его функции, виды его заболеваний, причины и симптомы болезней. Для этого необходимо исследовать изменения, возникающие в теле и органах, а также то, что происходит в результате этих изменений. Надо также изучать выделения организма, совершенствовать диагностику его состояния [5, с. 119].

Особое внимание в медицинских трактатах аль-Фараби уделяет характеристике причин возникновения болезней, которые рассматриваются на основе их причинно-следственной связи с внешними воздействиями. По его мнению, значимое влияние на возникновение заболеваний имеет внешняя среда – условия жизни, труда, особенности климата, погоды, источники водоснабжения, качество и режим питания и т. д.

Ученый указывает на роль окружающей среды, лекарств и пищи в устранении болезней и сохранении здоровья, а также опыта, и знаний врача, умения грамотно использовать различные лекарства и инструменты для лечения людей. В трактате «Об органах человеческого тела» подчеркивается: «Врачу надлежит изучать инструменты и вещи, посредством которых он осуществляет свои действия, именно: пищу, простые и сложные лекарства и прочие средства, такие, как скальпель и тому подобное. Пища бывает животной, растительной и минеральной, а посему ему надлежит изучать и исследовать многие виды животных и их органы, многие виды растений и части их видов, многие минеральные тела, но не с той точки зрения, с какой их изучает естествоиспытатель, а с точки зрения того, каковы средства или вещества, с помощью которых можно поддерживать здоровье, особенно в органах человека». Аналогичные мысли содержатся и в трактате «О возражении Галену по поводу его разногласий с Арис­тотелем относительно органов человеческого тела». Аль-Фараби здесь указывает на то, что «медицинская деятельность, как и другие области науки, является действенной благодаря орудиям. Орудиями медицины являются питание, лекарства, скальпель и другие» [6, с. 120].

Характерно, что в отличие от западно­европейских средневековых схоластов аль-Фараби был сторонником прогресса научного знания, в том числе и медицины. Он был убежден в необходимости развивать и совершенствовать медицинское искусство, ставить научные опыты и проводить эксперименты, исследовать человеческое тело и его органы. И все это – во имя социального прогресса и торжества гуманизма.

Проблем медицины и врачевания аль-Фараби касается также в работе «Афоризмы государственного деятеля». При анализе причин болезней и цели медицины он исходит из своей философской концепции единства бытия, принципы которой переносит в плоскость врачевания. Он привержен принципу целостности человеческого организма и его единства с окружающей средой – природной и социальной. Мыслитель указывает на взаимозависимость различных частей и органов человеческого организма. По сути, мыслитель предвосхитил некоторые положения системного подхода, возникшего и получившего широкое распространение в науке XX века.

Аль-Фараби оказал существенное влияние на формирование взглядов Абу Али Хусейна ибн Абдаллаха ибн Сины (Авиценны) – выдающегося средневекового персидского ученого, философа и врача, автора многотомного «Канона врачебной науки». Известно, что труды Ибн Сины по медицине изучали Леонардо да Винчи и Везалий. В Западной Европе они считались ценным руководством в течение всего средневековья. По свидетельству великого исламского правоведа и хадисоведа Абу Бакра аль-Байхаки, а также арабского писателя, историка и юриста Ибн Халликана, Ибн Сина в значительной мере использовал работы аль-Фараби.

Ибн Сина в понимании природы человеческого организма, сущности здоровья и болезни также исходил из позиции целостного системного подхода, применяемого в наше время практически во всех областях знаний, так как с помощью него можно последовательно и детально изучить то или иное явление. Он рассматривал организм человека как единую систему, в которой отдельные органы находятся между собой в постоянной взаимосвязи [7, с. 247].

Ибн Сина наследовал лучшие стороны медицины Гиппократа, Галена, Ар-Рази и аль-Фараби: лечить больного, а не болезнь, изучать состояние организма с учетом индивидуальных особенностей. В понимании предмета, задач и целей медицины аль-Фараби стоял на научных позициях, и в этом отношении он был непосредственным предшественником Ибн Сины, который в понимании и изложении теории медицины следовал аль-Фараби. Аль-Фараби отмечает: «Врач лечит каждый больной орган в отдельности, только соотнося его со всем телом и органами, примыкающими к нему и связанными с ним, дабы лечить его таким образом, чтобы это принесло ему здоровье, из которого извлекают пользу все тело и органы, прилегающие к больному органу и связанные с ним...». Он подчеркивает, что знание взаимной причинной зависимости всех органов тела должно быть важнейшим принципом врачевания. Если врач не соблюдает этого, то он приносит вред здоровью человека [8, с. 192–193].

Согласно аль-Фараби, нарушение физического (телесного, соматического) здоровья отражается на состоянии душевных, мыслительных и иных способностей человека, то есть он обращает внимание на единство и взаимосвязь психического и соматического.

Здоровье и болезнь, жизнь и смерть аль-Фараби рассматривает диалекти­чески, то есть как неотъемлемые атрибуты всего живого, как взаимопредполагающие друг друга противоположные стороны одного целого – человеческого бытия. Они свойственны каждому живому существу, в том числе и человеку, подобно тому, как равенство и неравенство свойственны любым количественным отношениям.

Аль-Фараби разделял взгляды Арис­тотеля о единстве теории и практики. Он считал, что «во врачевании лекарь становится совершенным целителем благодаря двум силам: силе общей теории и силе, приобретаемой в результате длительной практики в делах медицины, связанных с болезнью, и навыку, вследствие длительного опыта и наблюдения над телом человека. Благодаря этим силам врач может определить лекарства и лечение в соответствии с каждым случаем и при любом состоянии».

Главными органами человека он считал сердце и мозг, которым подчиняются все остальные органы: «Печень управляет желчным пузырем, почками и подобными органами… мочевой пузырь служит почкам, почки служат печени, печень – сердцу… Сердце есть источник прирожденной теплоты. Именно от него она исходит в другие органы, от него они питаются… благодаря врожденному духу, который распределяется между органами посредством артерий».

В трактате «Об органах тела животного, их функциях и потенциях» аль-Фараби высказывает мнение, что «сила, благодаря которой возможна пульсация вен, есть главная питающая сила в субстанции тела. Стало быть, сердце по своей субстанции и в той мере, в какой оно питает, является главенствующим органом» [9, с. 158]. «Сердце является главным органом, – подчеркивает аль-Фараби, – который не управляется никаким другим органом тела. Затем идет мозг. Он также – главный орган, но господство его является не первичным, а вторичным, потому что, управляя всеми другими органами, он сам управляется сердцем. Он, однако, служит только сердцу и обслуживается другими органами в зависимости от природного намерения сердца» [10, с. 271].

Следует обратить внимание на то, что такая трактовка роли сердца в организме человека была характерна для суфизма, который оказал заметное влияние на общий духовный климат эпохи аль-Фараби. Сердцу суфии приписывали разнообразные функции сознания – мышление, проявление совести, любви и считали его центром жизни вообще. «Сердце является первым началом, – пишет Ибн Сина, – от которого текут к мозгу силы, из коих одни завершают свои действия в мозгу и в его частях – как, например, воображение, представление и прочее, – а другие от мозга к внешним по отношению к нему органам, как, например, к зрачку или к двигательным мускулам» [11, с. 273].

Мусульманские философы подчеркивали, что сердце также таинственно, непроницаемо и непонятно, как и душа человека, его сознание. Аль-Фараби и Ибн Сина, не умаляя роли сердца, считали, что мозг человека играет исключительно важную роль в умственной деятельности. «Посредством одной из своих частей мозг уравновешивает теп­лоту, способствующую воображению, – замечает аль-Фараби, – посредством другой – то, что способствует мышлению; и, наконец, посредством третьей – то, что способствует сохранению в памяти и воспоминанию» [12, с. 273]. Абу Хамид аль-Газали также считал, что сердце «правит» всеми частями человеческого тела подобно властителю в государстве.

С высоты сегодняшнего знания некоторые теоретические положения аль-Фараби справедливо воспринимаются как наивные и умозрительные. Это нормально и объяснимо. Наличие тех или иных заблуждений на пути к достоверному знанию неизбежно. Каждый этап научного познания, как известно, ограничен уровнем развития науки в конкретный исторический период, условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями конкретного ученого. Тем не менее, содержание работ по вопросам медицины в творческом наследии мыслителя свидетельствует о достаточно основательном для своего времени знании им теоретических истоков этой науки, а также ее истории.

Проанализировав указанные выше трактаты, можно сделать вывод о том, что аль-Фараби достаточно глубоко понимает принципы регуляции жизнедеятельности человеческого организма как единой системы его многочисленных органов и частей. Он, несомненно, был хорошо знаком с достижениями биологической и медицинской науки своего времени, и при их трактовке подходит к ним как врач-теоретик и как философ. Налицо органическая связь его философских, естественнонаучных и медицинских идей.

 Аль-Фараби возносит философию в ранг божественной универсальной науки, рассматривающей все сущее, считает ее основой всей познавательной деятельности человека. Его философские взгляды играют роль мировоззренческой и методологической базы по отношению к медицинским и естественнонаучным воззрениям, которые, по сути, являются частью философского учения великого мыслителя.

Вся философия аль-Фараби отличается ярко выраженной гуманистической направленностью. Его гуманизм зиждется на бескомпромиссном признании абсолютной ценности человека как личности.

Рационалистические устремления и диалектические воззрения аль-Фараби ярко проявляются при рассмотрении многих теоретических вопросов естествознания и медицины. Можно констатировать, что аль-Фараби сделал важный шаг к утверждению естественнонаучной сути медицины, внес значимый вклад в преодоление антинаучных схоластических догм и разного рода суе­верий.

г. БИЙСК, РОССИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Таранов П. С. Анатомия мудрости: 120 философов: в 2-х т., т. 1. Симферополь: Таврия, 1996, 624 с.
2. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука, 1987, 496 с.
3. Там же, с. 33.
4. Аль-Фараби. Об органах человеческого тела. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука, 1987, с. 105–136.
5. Там же, с. 119.
6. Аль-Фараби. О возражении Галену по поводу его разногласий с Аристотелем относительно органов человеческого тела. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука, 1987,  с. 142.
7. Гребень Н. Ф. Психосоматические идеи в учении Авиценны. Авиценна: мыслитель, ученый, гуманист: Материалы международной научной конференции. Республика Беларусь, г. Минск, 18 декабря 2013 г., ред. коллегия: А. А. Лазаревич, Х. Сафари [и др.]. Минск: Ковчег, 2014, 261 с.
8. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, 1973, 436 с.
9. Аль-Фараби. Об органах тела животного, их функциях и потенциях. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. Алма-Ата: Наука, 1987, с. 149–160.
10.  Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972, 430 с.
11.  Ибн Сина. О душе. Фрагмент из «Книги спасения». Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М.: Соцэкгиз, 1961, 630 с.
12. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата: Наука, 1972, 430 с.

5364 раз

показано

658

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми