• Общество
  • 25 Ноября, 2013

АБЫЛАЙ ХАН И НЕЗАВИСИМОСТЬ

Ханкельды АБЖАНОВ, 
д. и. н., профессор, 
член-корреспондент НАН РК,
директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова КН МОН РК

Саттар МАЖИТОВ, 
д. и. н., профессор, 
академик РАЕН и МАИ, 
главный научный сотрудник 
Института истории и этнологии 
им. Ч. Валиханова КН МОН РК

Истоки исторической мысли казахской земли уходят корнями в глубокую древность. Их научное обобщение и систематизация связаны с выделением истории в особую отрасль научного знания. Этот процесс продолжается по сегодняшний день. Новое возрождение отечественной исторической мысли связано с утверждением независимости и суверенитета. Данный факт является бесспорным и признанным далеко за пределами современной республики. Горизонты и эвристическая основа исторического знания были предопределены стратегическим курсом социально-экономического и политического развития нашей страны, у истоков которых стоит Первый Президент Казахстана – Нурсултан Назарбаев. 

В потоке истории независимости
В трудные годы становления независимости Глава государства определил матрицу методологии исторической науки в своем актуальном по сегодняшний день труде «В потоке истории». Именно здесь мы находим образцы для профессионального анализа мирового и национального историко-культурного процесса. В то же время Президент предупреждал: «Если бы политики отвечали только на вызовы современности, то судьба первых была бы намного проще. Драма действующего политика состоит в том, что шлейф истории незримо присутствует в каждом его деянии или высказывании, будь то разрушительный или созидательный акт. Не имеет особого значения – сознает это или нет сам актер политического театра. Важно другое – постоянное присутствие этой невидимой силы, то проясняющей, то затемняющей смысл сугубо практических и сиюминутных дел. Мое обращение к прошлому продиктовано пониманием этой исторической «загрузки» сегодняшних событий». (Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамұра, 1999, с. 4.). 
Так с 90-х годов ХХ века в Казахстане начался процесс вписывания сложных процессов и достояния историко-культурного прошлого в общее полотно истории современности. Это стало стимулом для возрождения и переосмысления национальной истории. Ныне наступил этап «перезагрузки», заданный выступлением Госсекретаря РК Марата Тажина на расширенном заседании Межведомственной комиссии по изучению национальной истории. Во главу угла отныне поставлены проблемы и вопросы, связанные с новым этапом осмысления и воссоздания объективной истории Казахстана как состоявшегося государства. Президентская программа «Народ в потоке истории» составляет основное ядро реализации нового масштабного процесса освоения исторического знания о прошлом и в особенности, новейшей истории Казахстана. Предпринимаемые новые шаги и реальные результаты по ее реализации призваны стать основой социальной поддержки Стратегии «Казахстан – 2050» как основы для успешного развития и процветания нашей страны в будущем. 
Магистраль настоящего развивается настолько динамично и современно, что для движения по нему недостаточно багажа прошлого. Каждый день истории независимости нашей страны, вырабатывает и предлагает новые методы взвешенного и осознанного обращения с прошлым. Особенно важно иметь в виду данное указание Лидера Нации, когда речь идет об истории государственности и ее символах. Отмечаемый ныне 300-летний юбилей Абылай хана проходит в формате особой социальной ответственности, прежде всего, историков страны. Юбилейные торжества, сопровождающиеся набором отработанных методов хвалебных речей и пышных дастарханов – достояние вчерашнего дня. Ныне пришло время для получения и показа реальных результатов научных исследований, основанных на подлинно исторических документах и артефактах. Взгляд историка должен быть осязаемым, принимаемым и потребляемым обществом. Главное – история и сказанное историком должны найти адекватное отражение в сердцах и сознании казахстанцев, стать побудительным мотивом к уверенному продвижению по пути будущего, служить поднятию духа нации, способствовать полету мыслей и реализации конкретных дел. 

Дух Аныракая
Абылай хан – герой национальной истории Казахстана XVIII века. Имя Абылая стало достоянием отечественной и мировой истории с того момента, как произошла решающая для судьбы казахского народа – Аныракайская битва. Много сказано и написано об этом важном историческом событии. Существуют разные взгляды на ее датировку. Однако бесспорно одно – Аныракай стал символом вступления Казахстана в новую эпоху мирохозяйственных и международных отношений. 
С XVIII века Казахстан и страны Цент­ральной Азии включаются в общую систему мирового капиталистического хозяйства. Развитые страны капитализма были заинтересованы в вывозе из этих стран дешевого сырья, продуктов сельского хозяйства и других богатств. Между этими государствами появляется соперничество за торговое, военное и промышленное преобладание в мире.
К началу XVIII в. терпит кризис империя Великих Моголов в Индии, что сопровождается восстаниями маратхов и образованием Маратхского государства. Индия втягивается в систему английской колониальной экспансии. Внутренний кризис переживает Османская империя. В ней были предоставлены широкие привилегии иностранцам, которые получили возможность увеличить свои капиталы. Наблюдая за настойчивым и бесцеремонным наступлением европейского капитализма, Япония (Токугавский сёгунат) и Китай объявляют политику «закрытых дверей». Джунгарские правители – хунтайджи неоднократно посылают своих послов к китайскому императору в надежде установить с ним прочные политические и экономические связи. В Центральной Азии в первой половине XVIII в. сохраняли свою независимость лишь Ойратское (Джунгарское) ханство и Казахстан. Они представляли собой отдельно взятые цивилизации, которые имели свои внутренние и внешнеполитические проблемы.
Казахи, будучи более приспособленными, к происходившим в мире новым общественно-экономическим условиям и геополитической ситуации, обратили свои взоры на будущее в сторону обновляющейся России. Для джунгар, стремившихся сохранить единство своего государства и его политическую независимость в надежде на реванш над такими же, как и они, кочевыми казахами, история обернулась закатом. На роль реальных же устроителей и наблюдателей за последней корридой кочевников на евразийском материке история выбрала их великих соседей, которым было суждено стать могущественными империями. Дух Аныракая составил основу будущих устремлений Абылая в борьбе за сохранение территориальной целостности, государственности и суверенитета своей страны. Впереди стояли труднопреодолимые задачи, сопряженные особенностями внутреннего и внешнего развития казахского общества. Путь от пастуха Сабалака до хана Абылая сделал Абильмансура Уалиулы символом борьбы за независимость Казахстана. 
Клич, произнесенный Абылаем, и героизм, проявленный молодым батыром на поле Аныракая, сделали его легендарным. Коллизии эпохи, которые признавали Умбетей жырау, Бухар жырау, акын Татикара и другие яркие личности того времени, проложили дорогу для имени Абылая на века. 

Вершины Абылая
На протяжении почти полувековой истории личность и деятельность Абылая стала достоянием устной народной историологии и исторических документов, созданных в сопредельных странах. Как предполагал Шакарим кажы: «Очевидно, Абылай стал ханом уже с 1735 года». Хотя фактически 24-летний султан Абылай еще не стал ханом Среднего жуза, он был верным соратником Абульмамбета. В документах 30-х годов XVIII века их имена упоминаются рядом. Например, в 1737 году в агентурных сведениях, использованных полковником Останковым, говорится о намерении Абульмамбета и Абылая пойти в российское подданство. В одном из писем на имя царя России есть подпись: «С верой в Вас султан Абылай приложил свою печать». В том же году к султанам Бараку и Абылаю обратилась делегация из представителей башкиров, которая пригласила Абылая стать их ханом. 
В середине XVIII века Абылай стал известен как правитель Среднего жуза. Если в 1758 году в указе Российской Коллегии иностранных дел он упоминается как «правитель Среднего жуза», то одно из своих писем, относящихся к тому же году, он начинает со строк: «Правитель Среднего жуза султан Абылай». Как бы то ни было, несомненно, что уже с конца 20-х годов и до своей кончины в конце XVIII века, Абылай входил в состав национальной элиты казахов и до момента официального провозглашения, выполнял миссию достойную хана. Безусловно, эта проблема требует своего детального освещения. Однако в народном сознании сохранилась память о том, что на протяжении 48 лет Абылай был ханом в окрестностях Кокшетау. 
Абылай хан внимательно наблюдал за теми изменениями, которые происходили в соседних и дальних странах. Его волновали проблемы безопасности и мирной жизни соотечественников. Все это в комплексе способствовало формированию цельной личности воина, государственного деятеля, дипломата и гражданина своей страны. Понятно и то, что одновременно менялись и личные качества, которые порождали внутренние переживания и противоречия. Как свидетельствуют документы, если в 40-х годах XVIII века, когда только утверждалась политическая карьера молодого султана, он отличался живостью и быстротой ответов на вопросы русских гостей, то спустя 17 лет принятые им китайские послы отмечали его сдержанность и критический настрой. Правнук Абылай хана Чокан Валиханов спустя столетие будет отмечать, что величие Абылая было связано во многом с его личностными качествами легендарной личности. 
Содержание и суть Абылая как символа независимости Казахстана проистекают не только из его незаурядных личностных качеств. Будучи дальновидным государственным деятелем, он смог сплотить вокруг себя мыслителей и государственников своего времени. Он выработал принципы управления, направленные на укрепление государственной власти, единства казахского общества, военной силы и международного авторитета страны. Сегодня много говорят о том, что Абылай способствовал развитию институтов биев и батырства. На ниве возрождения национальной истории стало модным возвеличивать того или иного предка бия или батыры, авторитет которых связывается с именем Абылая. Историческая объективность требует сказать и о том, что таковых было не более 20-ти. Это подтверждается сведениями Бухар жырау и исследованиями Чокана Валиханова. 
Высоты Абылая измеряются не только его политическими успехами. Весьма важно обратить внимание на его экономические и социальные воззрения. Широк круг мероприятий, направленных на преобразование хозяйства и в целом общества казахов. Он понимал важность возведения городов, что, в конечном счете, так и осталось неисполненной мечтой выдающейся личности. Стремление ввести в хозяйстве новаций, воспринятых от соседей, развитие оседания и земледелия, сохранение традиционных маршрутов кочевания, поощрение торгово-финансовой деятельности для хана Абылая были приоритетными. 
История ханства Абылая содержит примеры его вмешательства в решение социальных споров, вопросы здравоохранения, развитие сферы правовых норм и других жизненно важных аспектов жизнедеятельности казахского общества. Однако исторические условия его времени способствовали лишь их отдельному проявлению и единичным успехам. Говорить о системных мероприятиях и тем более о реформах в области социально-экономической модернизации эпохи Абылая не приходится. 

Драма политика
Поднятие Абылая ханом в 1771 году в святом Туркестане на белой кошме открыло широкие возможности для реализации его политических планов и мероприятий. Часть из них ему удалось воплотить в жизнь. Во многом это касается внешнеполитической деятельности. Днями и ночами потомственный представитель белой кости чингизидов прилагал усилия по защите пределов Казахстана, вступая в военные конфликты с русскими, китайцами, джунгарами, маньчжурами, калмыками, башкирами, кырыгызами. 
Проекты Абылая по созданию единого централизованного государства не увенчались успехом. Его жизнь и государственно-политическая деятельность прошла в постоянной борьбе за сохранение территориальной целостности страны. Как свидетельствуют китайские хроники, казахи во времена Абылая жили в достатке, у них было много скота. Однако они не отличались внутренним единством. Абылаю приходилось считаться с создавшимся положением дел и соответственно им приводить свою власть в исполнение. Он не скрывал от китайских послов факт своего восхищения существующей в их стране системой власти. Ссылаясь на особенности национального менталитета, говорил, что нельзя отрезать нос из-за того, что из него течет. 
Политическая драма Абылая усугублялась трудностями в духовно-интеллектуальной сфере и противоречиями в социально-политических отношениях. В то время еще не были выработаны механизмы влияния на массовое общественное сознание. Между тем, в соседней России открывалась академия наук, во Франции начала выходить многотомная «Энциклопедия», количество университетов в Германии перевалило за 40. Стала давать глубокие трещины историческая и цивилизационная связь между странами и народами. Коммуникативное пространство казахов вступило в фазу сужения. На повестку дня встал вопрос о степени противостояния казахского общества общемировой трансформации. В потоке мировой истории страны Азии и Востока с их традиционными обществами оказались в конце локомотива. 
Не следует сбрасывать со счетов общий геополитический фон, создавшийся вокруг Казахстана. Царская Россия и императорский Китай как ближайшие соседи вовсе не были заинтересованы в том, чтобы на казахской земле было единое национальное государственное образование. Внешние силы пытались склонить на свою сторону представителей правящей элиты и влиятельных лиц казахского общества. Исторические документы гласят об эволюции внешнего вмешательства во внутренние дела Казахского ханства, направленной на проведение политики «разделяй и властвуй». На протяжении свыше, чем 35 лет XVIII века Оренбургское генерал-губернаторство строило планы отчуждения опасного «пахаря» Абылая от власти. «Пахарем» Абылай был прозван за то, что просил Петербургский двор прислать крестьян из России для того, чтобы они научили казахов земледелию. 

Возвращение Абылая
Обретение Казахстаном независимости, выход нашего государства на рубежи международной политики стали началом многих мероприятий, направленных на возвращение в национальную историю доброго имени незаслуженно забытых и ошельмованных прежней идеологией исторических личностей. В особенности это благотворно отразилось на воссоздании объективного образа деятелей государственного масштаба. Ныне стоит задача пропаганды достигнутых результатов, воздвижения памятников этим личностям в странах ближнего и дальнего зарубежья. 
Идеи Абылая о стабильном развитии страны, согласии и мирном сосуществовании внутри и за ее пределами являются основой для утверждения о нем как о прогрессивной личности и государственном деятеле планетарного масштаба. Именно поэтому за годы независимости Казахстана были воплощены многие его назидания и планы. Наследие Абылая является бесценным в части реализации его правовых и институциональных аспектов. Конституция современного Казахстана как основной стратегический закон страны, является воплощением мудрости героя из эпохи былой свободы и независимости нашей страны. Плоды проводимых под неустанным руководством Президента Н. Назарбаева реформ по социально-экономической, политической и культурной модернизации казахстанского общества стали реальными и осязаемыми. Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества и напрямую влияет на решение судьбоносных для человечества проблем. 
Взгляд за горизонт достигнутых свершений и побед показывает, что дух Аныракая стал решающим не только в судьбе хана Абылая, звезда которого будет всегда освещать наш путь независимого развития. Не случайно Лидер Нации в Стратегии «Казахстан – 2050» обратился к культурному коду казахского народа, который за многие столетия выработал в себе устойчивый иммунитет толерантности, единства, добрососедства. Как сказал Глава государства: «Я верю, что наша достойная история, память наших славных предков помогут нам преодолеть трудности грядущего времени. История – свидетель: в непростые времена наш народ всегда объединялся и превращал невзгоды в свои победы… Так было почти 300 лет назад у Аныракая, где объединились казахи. В тот момент преданность своей земле и здравый смысл взяли верх. Этот подвиг совершил предок каждого из нас». Подвиги и идеал Абылай хана также живут в каждом из нас и продолжатся в будущих поколениях. 
Вектор, заданный Президентом страны является высокой планкой для тех, кто исследует и кому предстоит изучить жизнь, мировоззрение и деятельность Абылай хана. В этой связи необходимо приложить усилия историков-ученых и всего общества к активному освоению и развитию аблаеведения как особой и комплексной отрасли исторического знания. Здесь есть каждому что сказать. Впереди открытие новых артефактов, поиск неизвестных источников и документов, анализ достигнутых знаний об Абылае – настоящей гордости национальной истории Казахстана, мудром и отважном правителе нашей страны.

4060 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми