• Исторические страницы
  • 21 Июля, 2021

ИСТОРИЯ КОЧУЮЩЕГО РЕНЕССАНСА

Книги греческих и александрийских философов и математиков, переведенные на арабский, вкупе с трудами арабских авторов через итальянских купцов-энтузиастов и испанских мусульман из некогда процветавшего Гранадского эмирата, поспешно принимавших католичество в период Реконкисты, попали в Европу и сподвигли итальянский Ренессанс, давший нам Леонардо, Донателло, Рафаэля, Микеланджело, Галилея и Джордано.

Платоновская Академия в Кареджи. 
Поразительный факт: европейцам пришлось переводить с арабского на латынь труды, которые изначально были написаны на греческом или на той же латыни. Средневековье длиной в тысячелетие свело на нет весь потенциал науки и культуры, когда-то демонстрировавших миру свое триумфальное шествие по римским дорогам Европы. Интеллектуалы, читавшие книгу «Имя розы», скажут, что были в Европе монашеские ордены, изучавшие Аристотеля и развивавшие учения греческих философов, университеты, возникшие на базе братств ученых монахов, возглавляемые выдающимися людьми своего времени. Да, были, не отрицаем, но это ведь небольшая горстка по сравнению со стройными рядами армий арабских ученых, наводнивших интеллектуальные центры городов халифата. 
Флоренция стала флагманом нового Возрождения. Марсилио Фичино (1433–1499 гг.), врач флорентийского политического деятеля и банкира Козимо Медичи, свободно владел и древнегреческим, и латынью, будучи способным легко переводить с одного языка на другой. Он, побуждаемый интересом к старине, самостоятельно изучил труды греческих ученых в оригинале. Арабскими рукописями Марсилио не пользовался, поскольку не знал арабский, но вполне мог читать переводы с арабского на греческий и латынь, которые в Италии активно распространялись купцами. Пораженный бессилием современной ему европейской медицины перед чумой и произволом папского престола, отправлявшего на костры инквизиции тысячи ни в чем не повинных людей, Фичино решает возродить древнюю науку и культуру. Его пациент Козимо Медичи в частных беседах обнаруживает удивительное единодушие во всех волнующих душу Фичино вопросах и предлагает молодому врачу основать новый очаг Возрождения; за финансированием, заверяет Козимо, дело не станет. И действительно, основанная в 1462 году Платоновская Академия на вилле Кареджи щедро спонсировалась Медичи и другими банковскими кругами Флоренции. Благодаря появившемуся в то время книгопечатанию знания древних стали дос­тупны широкому кругу читателей. В Академии ученые все еще не отделяли науку от культуры, и очень часто можно было встретить поэта и математика в одном лице. Здесь царила атмосфера свободного поиска истин; занятия, точнее нерегламентированные беседы, велись непринужденно, стесненности и ограниченности мышления не было и в помине. Все вопросы решались сообща, в отсутствие четко определенных правил и ритуалов. 
Джованни пико дела Мирандола (1463–1494 гг.), мыслитель, писатель, стремился к примирению всех существующих философских систем и религий; изучал Каббалу, интересовался ролью чисел в мировых событиях и процессах. Донателлло Барди (1386–1466 гг.) – скульптор, воскресивший портретные бюсты, популярные в древней Греции, мастер, один из первых обратившийся к утраченной манере изображения, характерной для художников античности. Рафаэль Санти (1483–1520 гг.) – живописец и архитектор, создатель многочисленных портретов Мадонны; спроектировал Собор Святого Петра. Микеланджело Буонаротти (1475–1564 гг.) – живописец, архитектор, мыслитель; создал скульптуры «Давид», «Пьета» и многие другие; выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы. Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) – не человек, нет, скорее, человек-эпоха, только так можно его охарактеризовать. Врач, художник, скульптор, архитектор, ученый, музыкант, изобретатель, писатель. В наше время он, наверно, был бы еще киноактером и режиссером, а возможно занял бы нишу Илона Маска. 
Хотя он и был Илоном Маском, Эйнштейном, Королевым и Оппенгеймером своего времени. Его интеллекту было тесно даже среди просторных улиц и проспектов свободной от предрассудков и дикого невежества Флоренции. Он изобрел первый танк, первый вертолет, определил идеальные пропорции человека на примере «Виртувианского человека», не уставал познавать и изучать мир, который тогда еще казался плоским и ограниченным пределами.     Галилео Галилей (1564–1642 гг.) провел во Флоренции детство, затем – после долгого пребывания в Пизе и в Падуе – вновь вернулся сюда. В Платоновской Академии Галилей официально не состоял, однако художники, посещавшие Академию, советовались с ним в вопросах перспективы и композиции. Он хорошо рисовал, имел литературные способности, но предпочел стать физиком. Галилей опроверг физические законы Аристотеля, поставил под сомнение справедливость геоцентрической системы Птолемея, дав взамен гелиоцентрическую систему. Изобрел телескоп, открыл (точнее, переоткрыл) пятна на солнце, обнаружил спутники у Юпитера. Перед угрозой казни Галилей был вынужден отказаться от своих взглядов. 
Последнее дитя итальянского Возрождения, самая трагическая и одновременно величайшая в истории науки после Гипатии личность – Джордано Бруно (1548–1600 гг.). Монах, философ, поэт, учитель Генриха Валуа, Бруно всегда оставался человеком, непоколебимым в своих убеждениях, подкрепленных научным опытом. Бруно формально не относился к Платоновской Академии, но активно использовал идеи Фичино. Сожжен на костре за презрение к церковной доктрине, поддержку взглядов Коперника и тезис о существовании жизни на других планетах. 
После казни Бруно роль инквизиции в Италии усилилась. Солнце Ренессанса закатилось, поступь гениев, собравшихся в одной точке земного шара, больше не сотрясала землю Флоренции, и огонь Возрождения перекинулся на плодородную французскую почву. 
Клуб Мерсенна. Необыкновенно любознательная личность, человек-университет, человек-академия, Марен Мерсенн (1588–1648 гг.), священник, монах, не найдя поддержку у официальных общественных институтов, решил тайно, под видом тихой монастырской жизни, вести бурную научную деятельность, координировать работу всех ученых своей страны. В молодости он побывал во Флоренции, был впечатлен масштабами влияния идей творцов итальянского Ренессанса на просыпающуюся от тысячелетнего сна Европу, и после заката Возрождения задумал осуществить нечто подобное во Франции. Его идею поддержали школьный товарищ Рене Декарт (1596–1650 гг.) и их учитель, преподававший математику, Жан Франсуа (1582–1668 гг.). 
Они предприняли успешную попытку объединить ученых Франции, каждый из которых в то время работал в одиночку. Поскольку влияние иезуитского ордена, запрещавшего собрания и объединения, было все еще велико, друзья прибегли к переписке. Мерсенн был центром, в котором сходились и сталкивались в потоке писем светила французской науки. 
По четвергам парижские математики собираются в доме Мерсенна. В остальные дни вся ученая Франция пишет Мерсенну. Он отвечает всем. Руководит наукой, направляет реки мысли в нужное русло. Все члены его клуба стали действенными двигателями европейской науки. 
Блез Паскаль (1623–1662 гг.) основал теорию вероятности, изобрел прообраз компьютера – суммирующую машину «Паскалину», сформулировал идею гидравлического пресса; это, пожалуй, последний энциклопедист в мировой истории, поскольку Паскаль наряду с занятиями математикой и физикой увлекался литературой и добился признания в этой сфере. 
Рене Декарт создал аналитическую геометрию, исследовал алгебраические функции, открыл рефлекс и аффект, выдвинул свой знаменитый рационалистический тезис – «Мыслю, следовательно, существую». 
Сам основатель клуба исследовал числа Мерсенна, первым определил скорость звука в различных средах, изучал консонанс и диссонанс в музыке, связывал музыкальную гармонию с мировым ритмом. Но самое главное достижение Мерсенна – его переписка. Некоторых из великих ученых Франции того времени мы знаем только из переписки Мерсенна, например, Пьера Ферма (1601–1665 гг.), автора самой известной в истории математики теоремы, доказанной Эндрю Уайллсом в 1994 году. 
В 1666 году при содействии министра финансов Жан-Батиста Кольбера Клуб Мерсенна преобразовался во Французскую академию наук. 
Мерсенн первым в истории сменяющих друг друга ренессансов отделил науку от культуры, позвав в свой клуб преимущественно математиков и физиков. С этих самых пор наука перестала быть делом романтиков, став официальной сферой деятельности со своей бюрократией и иерархией степеней; будучи разлученной с поэзией и философией, она потеряла свой прежний шарм. 
Группа 1645. Философские и математические идеи Декарта были перенесены в Англию его учеником Антуаном Леграном. Там их взял на вооружение математик Джон Уоллис (1616–1673 гг.), слывший феноменальным счетчиком (легко извлекал в уме квадратный корень из многозначного числа), дешифровщиком (расшифровал письма сторонников свергнутого короля Кар­­ла I) и придворным священником. Уоллис был верным картезианцем, одним из анг­лийских сторонников учения французского математика и философа. 
Джона Уилкинса, Кристофера Рена, Роберта Гука и других прославленных английских ученых собрал вместе в 1645 году врач Чарльз Скарборо, основав научный клуб под названием «Группа 1645». Позже, в этом же году, энтузиасты стали называть себя Незримой коллегией, а в 1660 году, в период Реставрации Стюартов, клуб получил государственное субсидирование и преобразовался в Лондонское Королевское общество. В его сферы интересов входили исследования в области экспериментальной и теоретической физики, мореплавания, военного дела, металлургии и медицины. Королевское научное общество заложило основы Великой промышленной революции, способствовало научно-техническому прогрессу в Великобритании. Выдающимся деятелем общества был Исаак Ньютон (1643–1727 гг.), открывший закон всемирного тяготения и три закона небесной механики, разработавший дифференциальное и интегральное исчисления. 
В те времена еще не было научной периодики, и ученые Европы обменивались идеями через переписку. Во Франции роль научного журнала играл Мерсенн, в Англии – секретарь Лондонского королевского общества Генри Ольденбург. Но ученые переписывались друг с другом и напрямую, без посредников, как Ньютон и Лейбниц. В таких условиях сложно было избежать утечки открытия, имеющего первоначального автора, и, как следствие, плагиата. Ряд неприятных историй произошел с немецким ученым Готфридом Лейбницем (1646–1716 гг.). В 1673 году Лейбниц представил научному сообществу метод аппроксимации рядов разностями и был ошеломлен, узнав, что ученый Франсуа Рено использовал его идеи и выдал их за свои. Сам Лейбниц был обвинен в краже идей Исаака Ньютона, когда оба ученых открыли дифференциальное и интегральное исчисление независимо друг от друга (как утверждал впоследствии каждый из них). До открытия ученые долго переписывались, обсуждали математические проблемы, так что и по сей день никто не может сказать, кто из них использовал чужие идеи. 
Курфюрстское Бранденбургское научное общество. 
Лейбниц сожалел, что на его родине, в Германии, не существует такого сплоченного объединения ученых, как во Франции и в Англии. В 1700 году при содействии Фридриха I он создает Курфюрстское Бранденбургское научное общество, прообраз Берлинской Королевской Академии наук. Общество имело лаборатории, ботанический сад, обсерваторию и анатомический театр. 
Заслугой общества Лейбница является небывалый расцвет немецкой науки в XIX–XX веках. Эммануил Кант, Карл Гаусс, Александр Гумбольдт, Герман Минковский, Адольф Гурвиц. Список можно продолжать. 
Но не следует забывать, что любой ренессанс переживает как моменты рассвета и полудня, так и час заката, когда процветание оборачивается реакцией и мракобесием. С 1933 года в научных учреждениях Германии был введен механизм расовой чистки. Ученые еврейского происхождения лишались работы, подвергались преследованию. В том же 1933 году Альберт Эйнштейн (1879–1955 гг.) уезжает в США и отказывается от немецкого гражданства и членства в германских академиях наук. Одновременно с ним уезжают Лео Силард, изобретатель абсорбционного холодильника и циклотрона, Эдвард Теллер, отец водородной бомбы и Юджин Вигнер, развивший теорию ядерных реакций. Все вышеперечисленные немецкие ученые позже примут участие в Манхэттенском проекте. 
 «Скрепка». В 1945 году в рамках операции «Скрепка» американские разведчики захватили группу германских специалистов и вынудили их работать на США. Вернер фон Браун (1912–1977 гг.) возглавил космическую программу, Курт Леговец (1912–2012 гг.) изобрел светоизлучающие диоды и обосновал возможность создания интегральных схем, Герберт Вагнер (1900–1982) выпустил после 1945 года серию управляе­мых ракет. Этот список мог быть длиннее, но, чтобы не утруждать читателя, мы намеренно сокращаем его. 
Немецкие ученые, вывезенные после Второй мировой войны в США, заложили основу американского ренессанса и обеспечили Штатам бесспорное мировое лидерство. Космос, высокотехнологичное оружие, ядерная промышленность, электроника, бум в развитии Интернета – вот неполный перечень сфер, в которых американцы добились успехов во многом благодаря утечке мозгов из плененной нацистскими идеями Германии. 
Джеймс Уотсон, расшифровавший структуру молекулы ДНК в 1953 году, Кип Торн, зарегистрировавший гравитационные волны в 2015 году, Джон Нэш, открывший равновесие Нэша в 1950 году, Джек Килби, изобретший интегральную схему в 1959 году – это нобелевские лауреаты из США, кое-кто из них покинул бренную землю, а другие – наши современники. Они родились и учились в Северной Америке, но, несомненно, испытали влияние ученых – выходцев из Германии, со многими из которых работали бок о бок. Наука в США развивалась задолго до приезда Альберта Эйнштейна и Вернера фон Брауна, в доказательство этого утверждения достаточно назвать имена пионеров американской ракетной техники Роберта Годдарда (1882–1945 гг.) и Вилли Лея (1906–1969 гг.), а также физика Роберта Оппенгеймера (1904–1969), но при учас­тии специалистов из Германии прои­зошла настоящая революция в производительных силах США. Если посмотреть списки лауреатов ежегодно вручаемой Нобелевской премии по физике и экономике, Филдсовской и Абелевской премий по математике, можно убедиться в том, что большинство лауреатов – американцы. Не в последнюю очередь благодаря прогрессу американской науки английский язык сегодня является языком международного общения. 
Такова история кочующего Ренессанса. Шумер, Вавилон, Греция, Александрия, Арабский халифат, Флоренция, Англия, Германия, США. Умный вождь шумеров, пришедших ниоткуда и ушедших в никуда. Безымянный учредитель союза ученых Вавилона. Пифагор, основатель ордена пифагорейцев. Платон, устроитель Академии Платона. Деметрий Фалерский, духовный отец Мусейона в Александрии. Аль Мамун, основатель Дома мудрости. Марсилио Фичино, глава Платоновской Академии в Кареджи. Марен Мерсенн, учредитель клуба Мерсенна. Чарльз Скарборо, создатель «Группы 1645». Кружок Лейбница, ставший прообразом Берлинской Академии. Группа немецких ученых, захваченных разведкой США в ходе операции «Скрепка» и спровоцировавших американский ренессанс. Все эти люди и группы людей создали очаги локальных ренессансов, собирая в одном месте и времени гениев, проявивших себя в различных сферах искусства и науки, даря миру очередной всплеск пассионарности. Одни из этих центров были предшественниками современных академий, другие являлись альтернативой официальным научным сообществам. 
История продолжается. Но вопросов становится все больше и больше. Какая страна перехватит эстафету ренессанса? Увидим ли мы когда-нибудь вновь синтез культуры и науки, приблизимся ли к тем тайнам мироздания, разгадать которые безуспешно пытались Пифагор и Джордано, Галилей и Гипатия, Лейбниц и Эйнштейн? Теория Всего, механизмы выживания тихоходок, познав которые мы сможем найти секрет долгой жизни, происхождение человека как вида, существование инопланетных форм жизни, природа темной материи, гипотеза Римана – это всего лишь шесть названных навскидку из бесчисленного числа так и не решенных вопросов. Кому из ученых современного мира выпадет честь ответить на них? Будут ли среди них представители Казахстана? Очень хотелось бы надеяться на это. 

Аскар МУКАЕВ,
учитель гимназии № 83 

г. Нур-Султан

 

Литература

1. Антология мировой философии. Античность. Возрождение. Минск. Харвест. М., АСТ, 2001.

2. Бартольд В. В. Мусульманский мир. М.: Наука. 1966.

3. Бауэр С. История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима. М.: АСТ, 2018.

4. Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, 1966.

5. Ван дер Варден Б. Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М., Физматгиз, 1959.

6. Вебер М. Наука как призвание и профессия; Протестантская этика и дух капитализма. Избр. произведения. М., Прогресс, 1990.

7. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.,2000.

8. Гнедич П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.

9. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1977.

10. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Наука, 1993.

11. Мец А. Мусульманский ренессанс. М.: Наука. 1966.

12. Родионов М. В. ВПС: История древней Греции и древнего Рима: курс лекций. М.: А-Приор, 2006.

13. Сулейменов О. О. АЗ и Я. Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата, 1975.

14. Сухорукова О. А. История политических и правовых учений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. М.: Форум, 2019.

15. Фильштинский И. М. История арабов и халифата (750–1517 гг.). 3-е изд., испр. и доп. М.: ACT: Восток-Запад, 2006.

16. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М., 1986.

17. Шаповалов Е. А. Курс лекций по философии техники. СПб., 1998.

 

1945 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми