• Исторические страницы
  • 21 Октября, 2013

АБЫЛАЙ ХАН И ТОЛЕ БИ

К 350-летию Толе би

Ханкельды АБЖАНОВ,
д. и. н., профессор, 
директор института Истории 
и этнологии им. Ч. Валиханова,
член-корреспондент НАН РК

 

В истории казахов немало личностей, оставивших своей неутомимой  деятельностью глубокий след в прошлом народа и страны. С годами становится заметной их роль в формировании исторического сознания населения, растет народная любовь к ним. В условиях глобализации изучение проблем  личности является важной составляюшей обеспечения конкурентоспособности. 

В созвездии исторических личностей  Абы­лай хан и Толе би занимают самое значимое  место. Если первый сумел подняться на вершину власти и остался в истории как властитель трех жузов, то знаменитый бий стал символом демократии в  степи, участвовал в создании закона «Жеті Жарғы». Их жизненный путь, вклад в национальную историю не до конца изучены. Окончательно не установлены даже даты их рождения. Так, во всех энциклопедических изданиях годом рождения Толе би указан 1663 год. Проливают свет на данный спорный вопрос обнаруженные  в Китае архивные документы. В них, датированных 1758 годом, на маньч­журском языке записано: «Абилиз хан и все батыры, кожа единогласно заявили: «К нам не приезжали люди, о которых вы говорите, мы бы их не скрывали у себя. Все, что у нас делается, делается с ведома Толе би. Завтра Толе би сам прибудет сюда, нам всем надо сообща обсудить и принять верное решение». 


Той ночью мы прибыли в ставку Толе би и рассказали о случившимся. Той же ночью Толе би вместе с нами прибыл в Ташкент. 16 числа казахские батыры: Абилиз хан, Толе би, Койгельды и Сасык би собрались в Ташкенте. Затем встретились с нами, чтобы объявить: «Вот мы и воссоединились с Великим царем. Мы хотели бы  поехать к Великому царю и засвидетельствовать свое почтение, но надо учесть, что Толе би достиг 83-летнего возраста, Койгельды исполнилось 70 лет, поэтому им трудно перенести столь долгую дорогу». 
Следовательно, Толе би родился не позднее 1675 года, он старше родившегося в 1713 году Абылая на 38 лет. Скончался Толе би на 20 лет раньше великого правителя. 
Удивляет очень долгая общественно-политическая жизнь Толе би.  В возрасте 83 лет он стоял во главе государственных дел. Подтверждением тому китайский документ 1758 года, где сказано: «Казахи старшего жуза и главенствующая власть Ташкента   находятся в ведении Толе би. Все верховоды батыры и простая масса подчинялись власти Толе би. Мы отметили это, когда были у них – Толе би принимал смелые решения, работал очень скоро, и нас пытался отправить в скором времени». 
Вообще, необыкновенные способности Толе проявились очень рано. Не случайно оратор Кыбырай би из рода Дулат благословил его так:
…Оседлавший скакуна Акбоз,
Он сам, как скакун не объезжен, 
Не признающий  столбовых дорог,
Делает далекое близким.
Будь дальновидным!
Он из тысячи один, мчится по склону гор 
Не признавая столбовых дорог, 
Делая далекое близким.
Будь догадливым!
Истинное окружение твое
Будет по густоте как лес.
Не говори другу, что у тебя нет врага,
Не говори врагу, что у тебя нет друга,
Не оставайся беззащитным.
Достиг ты совершеннолетия, 
Покажи свою мощь народу,
Проживи ты долгие года с честью,
Доживи ты до старости.
Где бы ты не находился,
Помни об этом благословении! 
Есть  немало фольклорных и авторских документов, свидетельствующих, что и у юного Абылая проглядывались задатки будущего властителя.
Не боясь одиночества,
Сторонясь окружавших скотоводов,
Не садясь на голую землю,
Разослав одежду,
Из рукавов сделав изголовье,
Раскидав руки-ноги,
Ты мог спать так в то время,
Ты забыл ли это, Абылай! – 
так говорил Умбетей жырау.
Абылай и Толе прекрасно понимали, что наступили времена, когда во всем мире колонизаторская политика занимает доминирующее место и для благополучия Казахского ханства необходимо заключить союз с более могучим государством. В 1723 году во время национального бедствия стало понятно, с кем надо заключить союз. Потому в 1733 году Толе би написал письмо Российской царице Анне Иоанновне с просьбой принять под свое покровительство.Через 7 лет султан Абылай подписал документ о принятии Средним жузом подданства России.  Конечно, никто не думал, когда документы о подданстве  подписывали такие лидеры, о том, что на долгие три века теряют свободу. Самое интересное, при их жизни, когда определяли  внешнюю и внутреннюю политику ханства, ни Россия, ни Китай не могли диктовать казахам свои колонизаторские условия.
Они особое значение придавали развитию экономики. Переход к земледелию, использование потенциальных возможностей городов, развитие торговли рассматривали как шанс укрепления фундамента государственности.  Толе би призывал не ограничиваться только скотоводством, он поощрял земледелие, каналостроение. Это подтверждают и узбекские историки. В книге «История Ташкента» сказано: «Вместе с тем Толе би, ставка которого была расположена на берегу реки Чирчик, у начала канала Бозсу, обеспечивавщего водой Ташкент мог в любое время изменить направление воды и оставить город без нее». 
Абылай хан и Толе би – государственники, боролись за сильную  государственную власть. К примеру, когда Барак султан в 1748 году убил Абулхайыр хана, Толе би и другие известные деятели ради мира и единства народа сумели предотвратить конфликты. Огромный дипломатический дар двух личностей можно оценить по проведенным переговорам, отправленным депешам и дипломатическим делегациям в Россию, Китай, Джунгарию, Коканд, Киргизию. Для них всегда на первом месте были интересы Казахского ханства, всего народа. Так, в 1758 году во время переговоров с китайскими послами Абылаю сообщили о болезни супруги – байбише, состояние ее было крайне тяжелым. Ответ Абылая был таков: «Мои семейный проблемы не так уж значительны. К тому же, будь я дома, и то не смог бы вернуть к жизни умирающего человека. Для меня важны  переговоры с Богда-Ежен ханом. Вернусь домой, проводив гостей до границы государства».
Политика Абылая и Толе в отношении Джунгарии очень сложна и полна нюансов. Когда вчерашнее могучее государство начало внутренне разрушаться, они умелыми действиями сумели ускорить процесс разложения. Об этом историческом факте профессор Ж. Дадебаев размышляет: «Абылай хан и Толе би умело воспользовались борьбой и расприями за трон Джунгарских ноянов. Согласие и объединение Толе би и Абылай хана привели к такой политической победе над вконец измотанными и выдохшимися борьбой Джунгарами». 
Абылай и Толе мечтали сохранить суверенное  государство казахов. Их мечта сбылась в условиях независимости Казахстана. Во-первых, создана сильная президентская республика. В соответствии с действующей Конституцей, глава Государства определяет основной вектор внутренней и внешней политики страны, выступает как гарант  Казахстана во внут­ренних и международных отношениях.  Тем самым, является символом единства народа и власти,  непоколебимости Конституции, залогом свободы  прав человека и гражданина. 
Во-вторых,  экономическая и социальная модернизация, осушествленная в нелегких условиях, уже дает весомые результаты. Если  за первые 20 лет независимости ВВП на   душу населения увеличился  в Южной Корее – в 3 раза, в  Малайзии  – в 2 раза,  Сингапуре  – в 4 раза, то у нас –  в 16 раз.
В – третьих, Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, председательствовал в ОБСЕ, ОИК, ШОС. «ЭКСПО – 2017» еще одно свидетельство международного авторитета и признания нашей страны и лидера нации Н. А. Назарбаева. 
Для нас Абылай, Толе – гордость и слава истории.

ОТ РЕДАКЦИИ
Пользуясь случаем, поздравляем Ханкельды Махмутовича с 60-летием! Желаем ему здоровья, благополучия и успехов в его трудовой и творческой деятельности! 
Предлагаем читателям краткий материал о пути его становления, как ученого.

Ханкельды Махмутович Абжанов – специалист в области изучения национальной культуры и истории интеллигенции Казахстана, доктор исторических наук (1992), профессор (2007), член-корреспондент НАН РК (2013). 
Родился 11 октября 1953 года. Окончил исторический факультет КазГУ им. Кирова с отличием (1976), преподаватель кафедры философии и научного коммунизма Целиноградского инженерно-строительного института (1976–1977), преподаватель кафедры истории СССР КазГУ им. Кирова (1977–1979), прошел путь от старшего лаборанта до заведующего отделом Института истории и этнологии им. Ч. Ч. Валиханова (1979–1993), заведующий кафедрой историографии и источниковедения КазНПУ им. Абая (1993–1999), профессор, заведующий кафедрой,заместитель директора научного центра гуманитарных исследований «Евразия» Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (1999–2009), первый заместитель директора Института истории государства (2009–2011), директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова КН МОН РК (с мая 2011 г.).
Становление как ученого прошло под руководством академика Р. Б. Сулейменова в стенах Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Валиханова и определило круг его научных интересов: в 1983 г. – защищена кандидатская диссертация «Рост кадров сельской интеллигенции Казахстана и ее роль в условиях развитого социализма (1961–1980 гг.)», а в 1992 г. – докторская«Сельская интеллигенция Казахстана: исторический опыт формирования и социальной практики (1946–1985 гг.)». Научное сотрудничество с академиками К. Нурпеисом, М. Асылбековым, О. Исмагуловым воплотилось в серии научных публикаций. Участвовал в написании книг «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (Алматы, 1992), «История Казахстана. Очерки» (Алматы, 1994), «История Казахстана» в пяти томах (на казахском и русском языках (1996–2010), «Қазіргі Қазақстан тарихы» (2010), «История современного Казахстана» (2010), «Қазақстандағы президенттік билік институты: тарих, тағылым, тәжірибе» (2010), «Қазақ хандығы тарихы: құрылуы, өрлеуі, құлдырауы» (2011), «Ұлттық идея: тағдыры мен болашағы» (2012) и др. коллективных работ. 
Ханкельды Абжанов – автор более 600 научных и научно-популярных публикаций, среди которых свыше десяти монографических исследований, учебников и учебных пособий. В них широко освещена историческая судьба национальной интеллигенции, дана объективная оценка теоретико-методологическим проблемам научного познания, вопросам периодизации отечественной истории, изложены новые концепции национальной идеи в исследовании актуальных проблем исторической науки Казахстана. Анализируя социокультурное содержание исторического сознания древних тюрков, их мировозрение, истоки формирования национальной интеллигенции, ценности общества эпохи советского Казахстана, ученый внес достойный вклад в преодоление «белых пятен» отечественной истории. Труды опубликованы на казахском, русском, английском, арабском, уйгурском, турецком языках. 
Под руководством Х. М. Абжанова подготовлено 15 докторов, 40 кандидатов исторических наук. В разные годы принимал участие в работе диссертационных советов как в качестве члена, так и председателя, был председателем экспертного совета по историческим наукам ВАК МОН РК. Является членом государственной комиссии по ономастике при правительстве РК, членом Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, заместителем Председателя Национального конгресса историков Казахстана. Главный редактор научного журнала «Отан тарихы». 
Обладатель государственного гранта «Лучший преподаватель ВУЗа» (2008). Награжден нагрудным знаком «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2003), «За заслуги в развитии науки Республики Казахстан» (2007), юбилейными медалями «10 лет Астане»(2008), «20 лет независимости» (2011), «Народной революции – 90» (Монголия, 2013).

2847 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми