• Общество
  • 23 Июня, 2012

Казахстан: вопросы модернизации экономики

Слово «кризис» уже набило у всех оскомину. Оно звучит везде и всюду. Где сейчас Казахстан, в какой фазе кризиса, куда кренит наш «корабль экономики»? Будет ли оставаться стабильной ситуация в стране в 2012 году, учитывая проблемы мирового рынка? На эти и другие вопросы дает ответы нашему журналу председатель Национального Банка РК Григорий МАРЧЕНКО.

– В целом, по итогам кризиса можно утверждать, что казахстанская банковская система достаточно спокойно его перенесла, что говорит о наличии у нее ресурса устойчивости, – рассказывает Г. Марченко. – Большинство банков успешно справилось с обслуживанием внешнего долга, а проблемы отдельных банков не отразились, в целом, на функционировании банковской системы. Сами «проблемные» банки при поддержке государства успешно справились с проведением реструктуризации внешнего долга. Крайне показательным в данном случае является то, что население не потеряло доверия к банковской системе, о чем свидетельствует растущий размер депозитной базы. Так, если на 1 января 2009 года вклады физических лиц составляли 1,5 трлн. тенге, то в настоящее время они выросли и по состоянию на 1 апреля 2012 года составили 2,8 трлн. тенге. На сегодняшний день банковская система менее значительно подвержена внешним шокам, связанным с нестабильностью международных рынков капитала, в силу снижения доли внешних обязательств и замещения внешнего фондирования внутренним. Так, если в 2007–2008 годах доля внешних обязательств в совокупных обязательствах банков превышала 50%, то на начало апреля текущего года этот показатель составил 18,4%. Согласно оценкам как зарубежных, так и казахстанских экспертов внешнеэкономические риски в 2012 году действительно могут вырасти. Это связано, прежде всего, с достаточно непростой ситуацией, сложившейся в Еврозоне. Несмотря на то, что в настоящее время правительствами стран Евросоюза уделяется огромное влияние разработке и реализации мер, направленных на поддержку финансового сектора, решение проблем в фискальной сфере, в частности, в отношении дефицита бюджета отдельных стран, ситуация остается сложной. Очень важно, чтобы европейские лидеры определились, как вести общую скоординированную, возможно весьма жесткую для некоторых стран Евросоюза, экономическую политику. Зависимость Казахстана от внешних рынков существенна в отношении мировых цен на нефть. При этом угрозой экономическому благосостоянию страны можно считать только сильное и длительное снижение цен на нефть. Вероятность такого варианта развития событий весьма мала, в остальных же, менее негативных вариантах развития ситуации, Казахстан серьезно не пострадает, с учетом наличия в стране стратегических финансовых запасов – золотовалютных резервов и Национального фонда. В настоящее время валютные активы Национального фонда уже превысили 50 млрд. долларов США. – На ваш взгляд, какие первоочередные приоритетные задачи сегодня стоят перед казахстанским банковским сектором? Все ли идеально? Что необходимо усовершенствовать? – В настоящее время в банковском секторе Казахстана нерешенной остается проблема низкого качества кредитного портфеля банковской системы, для решения которой банки проводят комплексные мероприятия по реструктуризации некачественных займов, включая снижение ставок, прощение пени, изменение сроков погашения займов и другие. Более того, в целях санации балансов банков и их очистки от неработающих займов Национальным Банком, с участием представителей банковского сектора, была разработана Концепция улучшения качества активов банков второго уровня. В рамках данной концепции Национальным Банком была создана организация для выкупа у банков проблемных кредитов и восстановления их стоимости – АО «Фонд проблемных кредитов» (ФПК). Концепция также предполагает создание дочерних организаций специального назначения в целях выкупа некачественных активов и проведения мероприятий по восстановлению их стоимости самими банками (децентрализованный подход). В настоящее время ФПК, совместно с банками второго уровня, проводится работа по определению объема проблемных кредитов, в отношении которых будут реализованы процедуры выкупа. Предположительно, передача займов в ФПК должна полностью завершиться к концу текущего года. В связи с реализацией данных мер в 2012 г. можно ожидать улучшения качества кредитного портфеля большинства крупных и средних банков. В то же время результат во многом будет зависеть от активности самих банков и их готовности проводить процедуры по списанию неработающих активов. Высокая доля проблемных активов казахстанских банков обусловлена не только платежеспособностью заемщиков, но и рядом других факторов. Так, банки не стремились списывать неработающие займы с баланса, в силу неурегулированности вопросов, связанных с налогообложением доходов от восстановления провизий в случае списания займов. Тем не менее, проблемы с налогообложением к настоящему времени уже фактически решены. Национальным Банком приняты постановления, определяющие правовое поле функционирования данных организаций, включая вопросы установления видов и определения стоимости выкупаемых активов, а также налоговых послаблений. Это должно послужить катализатором процессов списания неработающих займов с балансов банков. – Вопрос о планах Нацбанка. В конце 2011 года уровень инфляции составил 7,4%. Каков сегодняшний прогноз инфляции, и не будет ли он изменен? – Действительно, в 2011 году по официальным данным годовая инфляция составила 7,4%. Данный уровень инфляции полностью соответствовал целевому коридору 6-8%, который обозначился как основная задача Национального Банка в 2011 году. Необходимо отметить, что указанная задача была достигнута совместными усилиями Национального Банка, Правительства и местных исполнительных органов. В соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2012 год, основной целью Национального Банка является удержание уровня годовой инфляции в целевом коридоре в 6-8%. Указанный коридор объективен при текущем макроэкономическом развитии Казахстана. При этом в 2012 году годовая инфляция составила 4,6%, что является самым низким уровнем годовой инфляции с мая 1999 года. В настоящее время Национальный Банк не планирует пересмотр целевого коридора, установленного на 2012 год. – Григорий Александрович, недавно в стенах Парламента вы озвучили сумму, которую можно было бы направить на модернизацию нашей экономики – 3,5 млрд. долларов. Откуда будут взяты эти средства, и конкретно, на какие сектора экономики они пойдут, будут потрачены? – В своем Послании от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» Президент поручил инвестировать средства Национального фонда Республики Казахстан во внутреннее развитие страны, в том числе в строительство железных дорог, газопроводов, доступного жилья, реализацию программы занятости, и главное – диверсификацию отечественной экономики. Приводить в настоящее время какие-либо определенные цифры преждевременно, поскольку предстоит большая работа – прежде всего, по определению тех отраслей экономики, которые действительно требуют масштабных инвестиций. Затем – путь от разработки стратегических планов до конкретных проектов, с выверенными технико-экономическими обоснованиями, с полным расчетом затрат. До этого невозможно говорить о точных размерах инвестиций из Национального фонда на эти цели. При этом хотелось бы уточнить, что в соответствии с действующей Концепцией формирования и использования средств Национального фонда, одобренной Указом Президента Республики Казахстан № 962 от 2 апреля 2010 года, для выполнения сберегательной функции Национального фонда установлен неснижаемый остаток в размере 20% от прогнозного значения ВВП на конец соответствующего финансового года. Национальный Банк поддерживает направленность инвестиций Национального фонда, так как диверсификация экономики, развитие ненефтяных секторов экономики стратегически важны для Казахстана, это вопрос будущего всей страны. При этом важно отметить соблюдение основных принципов инвестирования – возвратности средств и платности, этот вопрос также напрямую влияет на будущее Казахстана, поскольку фонд создавался в целях сохранения и приумножения прибыли от природных ресурсов нашей земли для будущих поколений казахстанцев. – Вопрос о небезызвестном союзе трех государств. Действуя в рамках Таможенного союза, Беларусь, Казахстан и Россия унифицируют некоторые акты, прежде всего таможенные. Насколько сильно разнится валютная политика трех государств, и какое влияние это оказывает? – Касательно политики обменного курса национальных валют в Беларуси, Казахстане и России следует отметить следующее. В Беларуси проводится политика привязки национальной валюты. Национальный банк Беларуси устанавливает коридор колебаний курса белорусского рубля к корзине из трех валют (доллар США, евро, российский рубль). В Казахстане и России с 2009 года также проводилась политика привязки национальной валюты к иностранной валюте (доллару США – в Казахстане) или к бивалютной корзине иностранных валют (доллару США и евро – в России). Однако в октябре 2010 года Банк России объявил об отмене фиксированных границ для изменения стоимости бивалютной корзины. А в конце февраля 2011 года Национальный Банк Казахстана осуществил переход от валютного коридора к режиму управляемого плавающего обменного курса тенге. Таким образом, в Казахстане и России валютный курс гибче, чем в Беларуси. В то же время он менее предсказуем, поскольку в целом, как Национальный Банк Казахстана, так и Банк России не препятствуют формированию тенденций в динамике курса рубля и тенге, обусловленных действием фундаментальных макроэкономических факторов. При этом надо отметить, что валютный курс рубля подвержен более сильным колебаниям, в отличие от тенге. Так, колебания тенге происходят в пределах +/- 2%, тогда как рубль колеблется в пределах +/- 20%. Таким образом, Национальный Банк сглаживает резкие и дестабилизирующие колебания обменного курса тенге. Кроме того, необходимо отметить, что нашими странами было подписано и ратифицировано Соглашение о согласованных принципах валютной политики. В рамках данного Соглашения центральными (национальными) банками стран-участниц ЕЭП будут предприниматься меры по гармонизации и сближению подходов к формированию и проведению валютной политики, по повышению доверия к национальным валютам стран, по расширению использования национальных валют во взаимных расчетах. Данные меры будут способствовать проведению сбалансированной экономической политики и углублению интеграционных процессов между нашими странами. – С какими проблемами, связанными с формированием ТС и ЕЭП, будет сталкиваться или уже сталкивается казахстанский бизнес? – К основным преимуществам формирования Таможенного союза следует отнести создание единой таможенной территории и как следствие устранение административных барьеров, упрощение таможенных процедур, формирование унифицированной базы таможенного законодательства и обеспечение свободного передвижения товаров между странами-участниками Таможенного союза, наряду с увеличением емкости внутреннего рынка. Согласно официальным данным по статистике взаимной торговли со странами-участницами таможенного союза товарооборот по итогам 2011 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. вырос на 25% до 23,6 млрд. долл. США, при этом экспорт товаров в союзные государства вырос на 28,4% (7,8 млрд. долл.), а импорт – на 23,9% (15,8 млрд. долл. США). В данном случае товары, импортируемые из союзных государств при нулевом таможенном тарифе и отсутствии таможенного оформления на границе обладают большей конкурентоспособностью, нежели аналогичные товары, импортируемые из третьих стран. Вместе с тем, необходимо отметить, что с формированием Таможенного союза, казахстанские товаропроизводители ощущают конкуренцию со стороны производителей аналогичных товаров России и Беларуси. – В Казахстане начал формироваться рынок электронных денег «e-tenge». Объясните, пожалуйста, в чем преимущества этой системы? Какие финансовые операции в связи с этим будут упрощены? – Дальнейшее развитие в Казахстане рынка электронной коммерции и расширение возможности использования Интернета и иных устройств (к примеру, мобильных телефонов) в торговой деятельности диктует на современном этапе появление на рынке подобных нововведений. Формирование, создание и работа подобной системы преследует только одну цель – это введение в оборот электронных денег и организация обслуживания операций, осуществляемых с их использованием. Преимущество систем электронных денег, прежде всего, связано с возможностями и удобствами использования электронных денег, особенно при совершении интернет-покупок, проведении регулярных и повседневных платежей по дистанционным каналам, что снизит транзакционные издержки участников системы, позволит повысить доступность финансовых услуг по платежам и переводам денег, значительно упростит торговые операции в сегменте электронной коммерции. Система электронных денег служит для проведения быстрых и безопасных расчетов при покупке товаров по Интернету и открывает большие возможности для развития новых сегментов рынка электронной коммерции, в частности, развития новых видов онлайновых услуг в торговой деятельности. С появлением подобных систем, совершение покупки в Интернете станет более удобным для населения, и существенно облегчится для них возможность проведения финансовых операций в повседневной жизни. Дополнительно отмечаем, что в настоящее время Национальным Банком совместно с банками ведутся организационные работа по внедрению Системы электронных денег «е-tenge» на базе дочерней организации РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан». Детали и особенности функционирования данной Системы будут обнародованы позже. – У нас покупательная способность доллара намного ниже, чем во многих других странах (например, в Узбекистане, Турции). С чем связан этот парадокс? – Покупательная способность одной и той же валюты может существенно различаться в разных странах. Для международного сравнения экономических показателей используется паритет покупательной способности. Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета. Так, на паритет покупательной способности оказывают влияние таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы. Дополнительно к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов. – В долговой яме уже несколько стран Еврозоны, и сегодня в прессе все чаще обсуждают крах евро. Что будет с евро? Стоит ли надеяться на доллар? Как поведет себя юань? – Судьба евро в долгосрочной перспективе во многом зависит от политических решений лидеров стран Еврозоны. Для дальнейшего успешного развития монетарному союзу необходимы атрибуты фискального союза. Доллар США в ближайшее время останется основной мировой резервной валютой. Политика властей Китая в области валютного регулирования будет определяющим фактором в изменениях валютного курса по отношению к другим мировым валютам, в частности, к доллару США, как к валюте основного торгового партнера Китая. Необходимо отметить, что для долгосрочного сохранения накоплений необходима валютная диверсификация. Стандартная схема включает 50% в национальной валюте и 50% – в иностранных валютах. – И последний вопрос. За последнее время вы несколько удивили общественность, сделав ряд критических заявлений, в частности, многих встревожил вопрос о соблюдении принципов гендерного равенства и связанным с этим повышением пенсионного возраста для женщин. Представители профсоюзов видят в этом, к примеру, такой подтекст: пенсионные фонды не готовы взять на свое содержание большое количество людей, которые подошли к пенсионному возрасту, поэтому Марченко заговорил о соблюдении принципов гендерного равенства. Что скажете по этому поводу вы? – Это не моя инициатива, предложение о выравнивании пенсионного возраста для женщин существует уже давно. А то, что журналисты преподносят это, как мою инициативу – просто нелепо. В отношении пенсионного возраста необходимо отметить, что в случае принятия соответствующего решения, процесс повышения пенсионного возраста будет проходить поэтапно, в течение длительного периода времени – по мере улучшения демографической ситуации, роста продолжительности жизни, а также с увеличением доли и роли накопительной системы в пенсионном обеспечении. Данная мера направлена на снижение нагрузки на государственный бюджет, а также на предоставление возможности гражданам большей продолжительности трудовой деятельности, что позволит продолжать накапливать и рассчитывать на более достойную пенсию в будущем. При этом сохранится возможность выхода на пенсию до наступления пенсионного возраста. Действующие параметры пенсионного возраста могут сказаться недостаточными для накопления средств, обеспечивающих достойный уровень жизни в нетрудоспособном возрасте. Вопрос повышения пенсионного возраста – это, прежде всего, вопрос солидарной пенсионной системы, выплаты в которую идут из бюджета. С доходностью накопительных пенсионных фондов это прямо никак не связано, тем более, что за 14 лет работы их доходность в полтора раза, я подчеркиваю, превышает накопленную инфляцию. Вопросы задавала Сауле АХМЕТОВА

1072 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми