• Новости
  • 23 Июня, 2012

Причины миграции артистов балета

Алия Таныкпаева, Заслуженный деятель РК, ведущая балерина Государственного оперного театра Цюриха Мир динамичен и изменчив. Процессы, происходящие в нем, диктуют новые требования во всех областях жизни, в том числе и в искусстве. Необходимо признать, что сегодня человеку приходится мыслить кардинально иначе, меняя свое отношение к миру, обретая, через разрешение внутреннего конфликта, способность творчески воспринимать действительность. Составляющими успеха в профессиональной реализации молодых специалистов являются индивидуальная модель профессионального становления, активная жизненная позиция, гибкость в профессиональной реализации. В наше время многие решаются на поиск работы самостоятельно, увольняясь «по собственному желанию», с надеждой найти лучшее и что-то более интересное, будучи не удовлетворенными творческими и социальными условиями. Вопросы построения карьеры, выбора наиболее перспективного направления профессионального развития, повышения удовлетворенности от своей деятельности в последнее время все чаще волнуют как молодых специалистов, так и артистов со стажем, по тем или иным причинам столкнувшихся с вопросом смены работы. Осознание артистом своих потенциальных возможностей, своих перспектив в искусстве, необходимость профессионального роста побуждают его активно вести поиск нового места работы. Авторитетные социологические исследования говорят о том, что для 30% сотрудников главным мотивом при смене места работы является отсутствие на прежнем месте возможностей профессионального и личностного развития. Анализируя численность скрытой миграции из России, «Новая газета» в 2008 году приводит следующие данные: «...отток человеческого капитала в страны Европы и Америки, в поисках новой работы и реализации, составляет 39%».1 Помимо желания артиста профессионально реализоваться, имеется еще ряд причин трудовой миграции. В современных условиях отсутствия экономического обеспечения, помощи и поддержки со стороны государства, многие театры перестают выполнять благородную миссию сохранения, развития, обогащения культуры и воспитания зрителей. В настоящее время, когда основной продукт театра – спектакль – не может полностью покрыть все расходы на содержание театра, у администрации встает вопрос, каким образом собрать необходимую сумму. Огромный объем экономических проблем, необходимость их решения для элементарного функционирования театра, заставляет руководство больше думать не о творческом процессе развития труппы и создании условий для профессионального становления и роста артистов, не о формировании репертуара, а о разрешении бесконечных денежных проблем. Театры сегодня выживают, сдавая театральные площади в аренду для проведения банкетов, свадеб, корпоративных мероприятий. Артисты театра не редко вынуждены по приказу руководства обслуживать подобные арендные мероприятия, выступая с концертными номерами. Данная ситуация в достаточно краткий срок приводит к деградации театра, потере качества исполнительского мастерства артистами, потере художественной привлекательности спектаклей. Ситуацию усугубляет неустроенность артистов: отсутствие служебных квартир, невозможность из-за нехватки средств приобрести собственное жилье, слабая социальная защищенность, низкая заработная плата. В современных условиях, многие артисты, как и большинство людей других профессий, испытывают значительные трудности в сфере профессиональной самореализации. При отсутствии перспектив профессионального роста, существующие противоречия, между желаемой карьерой и реальной ситуацией, усиливают неудовлетворенность собой, своим профессиональным статусом. Осознание необходимости существования в данных обстоятельствах сопровождается сильными отрицательными эмоциями у артистов балета, порождая у них психическую напряженность, дискомфорт, оказывая, в конечном итоге, разрушительное воздействие на личность. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры в рамках данной профессии. Именно этим объясняется достаточно высокий процент желающих изменить своё нынешнее место жительства в странах постсоветского пространства на страны Западной Европы. Приведем несколько мнений профессионалов балетного мира России и Казахстана, которые констатируют причины сложившейся ситуации. «В России танцуешь на голом энтузиазме, за идею, но раскрыться в профессиональном плане очень сложно», – считает балерина из Хабаровска Анна Тутаева, которая сейчас живет и работает в Китае и считает, что в этой стране ее труд и талант оценивают по достоинству2. «Сейчас выпускники училищ толпами уезжают работать в Европу. Финансов нет, зарплаты маленькие, и если у театра нет поездок за рубеж, то привлечь людей тяжело, – сокрушается руководитель Имперского русского балета Гадиминас Таранда. – Так что Россия, конечно, теряет кадры сильно»3. Главной причиной того, почему выпускники хореографического училища не стремятся занять вакантные места, Булат Газизович Аюханов, руководитель Государственного академического театра танца Республики Казахстан, считает отсутствие социальной поддержки артистов балета: «У нас глобальное несоответствие – уровень подготовки танцовщиков высокий, а почвы, куда упали бы эти семена, у нас нет. После окончания училища 8-10% выпускников сразу уезжают за рубеж, затем к ним присоединяются разочарованные в отечественном искусстве».4 За время учебы молодой человек получает определенное представление о будущей профессии. После завершения образования молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности, наступает время реального выполнения профессиональных функций. И здесь кардинально меняются условия: новый коллектив, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и новый статус – не ученика, а артиста балета. В это время у молодого артиста нередко возникает определенная кризисная психологическая ситуация, вызванная несовпадением реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Поэтому большое значение имеет первое место работы – старт карьеры. От этого зависит становление в профессии, дальнейший профессиональный рост. Таким образом, можно предположить, что одна из причин, по которой, некоторые артисты решают кардинально изменить свою жизнь и начать новую карьеру, уехав в Западную Европу – это личное ощущение необходимости качественного роста в своей профессиональной деятельности для формирования индивидуального стиля, с целью освобождения от определенных стандартов и догм. Это смелый профессиональный поступок, на который идут немногие, так как подобное действие невозможно совершить без коренной ломки устоявшихся норм и правил. Уровень мастерства труппы и ее состав, стиль работы – все это играет определенную роль при выборе нового места работы. Получив место, молодые перспективные артисты заключают контракт и уезжают танцевать на Запад. Выпускников хореографических училищ с постсоветского пространства можно встретить практически везде, где необходима серьезная балетная подготовка. Итак, само явление трудовой миграции в мировых масштабах вполне нормально и естественно, как и любое здоровое стремление человека к финансовому благополучию и социальной защищенности. Трудовая миграция в артистическом мире, в частности, в среде артистов балета постсоветского пространства, помимо социальных и финансовых причин связана с творческим поиском и желанием самоутверждения в профессии. Возможно, во времена существования Советского Союза только «железный занавес» сдерживая массовый отток артистов на Запад. Если бы не эта преграда, то таких танцовщиков, как Р. Нуреев, М. Барышников и Н. Макарова на Западе было бы гораздо больше. Понять причины, побуждающие человека с творческой натурой совершать пожизненное творческое самопожертвование в поисках самого себя, неспециалисту трудно. Невозможно и полностью остановить миграционный процесс. Но для снижения оттока молодых, перспективных, профессиональных кадров профильным государственным организациям, курирующим сферу искусства, руководству театров, необходимо делать соответствующие выводы и создавать более приемлемые социальные, финансовые и, в первую очередь, творческие условия для артистов на родине. г. Цюрих Литература 1. Иванова А. 440 000 человек уехали из России за последние пять лет // Новая газета. http://old.novayagazeta.ru, № 71, 2008. 2. Абзалилова Д. Почему наши балерины уезжают заграницу? // Интернет издание ДВ-РОСС. http://trud-ost.ru/?p=31241, 2010, 26 марта. 3. Таранда Г. Имперский Русский балет впервые в Австралии // Единение . http://unification.net.au/articles/read/307, 2009, 23 сентября. 4. Ассонова А. Жизнь на кончиках пальцев // Континент. 2009, http://www.continent.kz/2009/06/13, № 6.

1463 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми