• Культура
  • 20 Декабря, 2016

Дао Алтая. Исток человеческой цивилизации

Сейдахмет КУТТЫКАДАМ

ЧАСТЬ 2. ИЗНАЧАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ
Глава 6. Изначальная религия

Надо хотя бы вкратце поведать о возможных верованиях протоалтайцев.
Причины возникновения древних религий до сих пор остаются неясными до конца. Возможным объяснением является следующее: страх перед опасными, могучими и необъяснимыми силами природы и тайна собственного внутреннего мира требовали найти медиатора между Макрокосмом и Микрокосмом, чтобы обращаться к нему за помощью при сложных обстоятельствах.

Но почему в одних случаях люди своих Учителей обращают в богов, в других создают себе богов по образу и подобию своему, а в третьих – нет? Это отдельная тема.
Что касается религии протоалтайцев – а назовем мы ее просто Изначальной религией, – то ее установление выглядит практически невыполнимой задачей. Но мы попытаемся нащупать, хотя бы в общих чертах, возможные ее формы во тьме тысячелетий.
Этот опус можно было бы назвать книгой «Тысяча и один вопрос», поэтому зададим еще один из наводящих вопросов.
Если мудрые протоалтайцы сами до всего додумались, какая у них была нужда в богах? На то две причины: во-первых, со временем дела далеких предков их потомкам казались настолько «невероятными», что они не могли их объяснить без вмешательства «высшей силы». (А у всех есть далекие предки, даже у самых далеких, которые, как правило, идеализируются.) То есть религия создана более поздними протоалтайцами. Не будем забывать, что речь идет о десятках веков между этими поколениями.
Во-вторых, это связано с особенностью человеческого сознания, которое мифологично, неустойчиво и нуждается в какой-то могучей внешней опоре.
Но есть ли Бог? Для человека главное средство познания мира и себя – это сознание. А сознание нуждается в боге, идоле, фетише..., и сознание его порождает. А каков этот Бог, реальный или виртуальный, не имеет значения.
Вот что говорит по этому поводу Мирча Элиаде: «Трудно представить, как мог бы действовать человеческий разум без убеждения, что в мире есть нечто бесспорно настоящее; и нельзя представить, как могло возникнуть сознание, если бы человек не придавал смысл своим импульсам и переживаниям. Осознание же настоящего и полного смысла мира тесно связано с открытием священного. Через опыт священного человеческий разум постиг разницу между тем, что проявляется как настоящее, мощное, обильное и имеющее смысл, и тем, что лишено этих качеств, т. е. существует в виде хаотического и зловещего потока явлений, возникающих и исчезающих случайно и бессмысленно... Коротко говоря, «священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории... На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакраментальную ценность. Другими словами, быть – а еще вернее, стать – человеком означает быть «религиозным».52
Богом для протоалтайцев была Природа, поэтому их религия основывалась на ней. Вероятно, вначале существовал анимизм, но люди со столь высоким сознанием не могли удовлетвориться им и, скорее всего, разработали религию, объемлющую природу в главных ее формах. И эта Изначальная религия, скорее всего, представляла собой в основном смесь прототенгрианства, протомитраизма и некоторых элементов протофинно-угорской мифологии. (Термины, которые я использую: протофинно-угорская мифология, протомитраизм и прототенгрианство – это условные обозначения неразрывных частей одной и той же религии. Хотя вполне возможно, что Единая религия возникла из синтеза верований отдельных регионов Алтая, а после опять распалась, но каждая из частей сохранила нечто общее. Я использую их названия задним числом для ясности излагаемой гипотезы.)
После раскола протоалтайцев на алтайцев, ариев и уральцев разделилась и Единая религия. Это во многом напоминает происхождение трех религий из единого авраамова корня: иудейства, христианства и ислама.
Каковым могло быть соотношение этих трех верований в Изначальной религии? Начнем с финно-угорской мифологии. Она во многом напоминает тенгрианство, есть только небольшие различия, которые и входили в единую Изначальную религию. Это два главных сюжета. Первый: образ беспредельного океана, со дна которого по повелению бога – демиурга Инмара, прообраза Тенгри, утка Керемет (это слово по-арабски означает «чудесная». Может быть, это одно из свидетельств изначальной связи всех языков?) достает комок грязи, из которого создается Земля и все полезное на ней. Второй: бьющий из подножия мирового древа источник жизни. Эти сюжеты, вероятно, составляют древнейший слой Изначальной религии. 
Более высокую долю в ней несет митраизм. Митра, что означает «договор», «согласие», – бог Солнца и незыблемого договора. Митра связан со звездным небом, то есть с Тенгри. Митра – главный устроитель социальных отношений и личного благосостояния людей, он обеспечивает богатство, комфорт, счастье, здоровье, потомство.
«Митра гарантирует устойчивость и согласие между людьми, охраняет страну от раздора и несчастья, если в ней чтут договор, и разрушает страны и наказывает врагов, если они не чтут договора, нарушают его, служат лжи» («Мифы народов мира», т. 2, М., 1982, с. 155). Причем договор должен соблюдаться со всеми, даже с врагами и носителями лжи. Таковы были благородные принципы протоалтайцев. То, что митраизм является составляющей Изначальной религии, подтверждается тем, что он получил распространение во многих культурах, мифах и религиях.
Митраизм породил зороастризм, а от него произошли все религии единобожия.
Но главной составляющей, по сути, матрицей Изначальной религии, являлось прототенгрианство, отождествлявшее богов и Природу.
(Голландский философ Барух Спиноза53, придерживашийся подобного взгляда, наверное, был тайным тенгрианцем.) В пользу доминирующего положения прототенгрианства говорит следующее:
1. Это простая, наивная до высшей святости религия, о ее великих заповедях, которые не все дошли до нас, мы можем только догадываться. В ней не ощущается никакого влияния других религий, в то время как ее следы наблюдаются во многих верованиях, например, в Шумере Верховный бог назывался Дингир.
2. Лапидарная фундаментальность ее канонов.
3. Сакральная связь между Небом, Землей и Судьбой – людей, народов, рас и человечества.
4. Место бытования позднейшего тенгрианства – Алтай.
Через многие тысячелетия тюрки и монголы наследовали эту древнейшую религию, но, имея смутное представление о ее священном первоисточнике и не до конца понимая многие символы, упростили ее и кое-что добавили от себя.
Попробуем реконструировать Изначальную Религию на базе трех упомянутых проторелигий, но опираясь в основном на тенгрианство.
Если излагать вкратце, она выглядела следующим образом. 
Вначале существовали Всемогущий и Извечный Тенгри и безбрежный Океан.
Первым творением Тенгри является утка, он использует ее для добычи со дна Океана комков глины, из которой создает Землю – Этуген. От космического брака Тенгри и Этуген рождаются все боги, в том числе и Митра.
Образуются три мира: Небо, Земля и Преисподняя. Вся жизнь людей проходит под беспредельным, всемогущим и многоликим небом, поэтому Верховное божество – Тенгри – Небо, олицетворяющее мужское начало мироздания с абсолютной властью над судьбой других богов, мира и людей. Его супруга Этуген – богиня земли, женское начало, символ плодородящего женского чрева. Подземное царство имеет своего бога – Эрклига. Главным богом для людей после Тенгри и Этуген является Митра, бог солнца и социальных отношений.
Люди ходят по земле и трудятся на ней, а самое главное в их жизни – вода, поэтому Йер (Жер) – Су, то есть (поверхностная) Земля – Вода – божество среднего мира и плодородия. Оно живет на снежной вершине горного хребта в центре Земли, где ее пуп и где растет огромная ель, то есть на Алтае, на Уч суру – Белухе.
Все живое умирает и уходит в подземный мир, где царит Эрклиг.
Эрклиг подчиняется суровому и непреклонному Тенгри, но враждует с его супругой Этуген и с Жер-Су.
Вестниками Тенгри являются два лебедя: белый – для добрых вестей и черный – для грозных вестей. (Кстати, слово «лебедь» переводится на казахский язык как «аққу», то есть дословно «белый гони», или «белый гонец», и, надо полагать, был и «цараку» – «черный гонец». По-видимому, в палеолите черный лебедь обитал не только в Австралии, но и на Алтае.)
Вот так схематично выглядела «простая», великая и «синкретическая», если позволителен задним числом столь непочтительный неологизм, Изначальная религия гениальных творцов Изначального Знания.
Следы прототенгрианства можно найти во всех древних религиях: в (самостоятельном) митраизме, шумерском пантеоне богов, египетской мифологии (только там над небом властвует женская богиня – Мут), китайском синкретизме, японском синтоизме и особенно в древнегреческой мифологии, где Уран – Небо, Гея – Земля, Аид – бог подземного царства, а Аполлон – бог солнца и муз. (Древнегреческая религия в своей древней части является почти точной копией Изначальной религии. И даже введенный греками новый царь богов Зевс означает «Светлое небо».)
Все древние цивилизации, повторяя протоалтайцев, считали, что пуп Земли находится на их территории, и себя они воспринимали как центр ойкумены.
С Алтая распространился культ Мирового Древа, воплощающий практически во всех религиях и космогонических мифах универсальную концепцию мироздания. Это Древо – символ, связующий три сферы: Небо, Землю и Подземный мир. От него происходят различные функциональные древа: «древо жизни», «древо познания», «небесное древо», «древо плодородия», «священное древо».
Древние германцы поклонялись священному дереву-тотему, называемому Йер-Суб, стоит ли говорить о его прямой связи с прототенгрианской Елью (деревом), возле которой живет божество Среднего мира – Йер-Су.
Кстати, у греков есть таинственные боги-близнецы – брат и сестра Аполлон и Артемида – с неясной этимологией, что говорит об их иноземном происхождении. Их отец – небесный Зевс, а мать Лето – тоже богиня негреческого происхождения, имя которой переводится просто как «мать».
Аполлон (опишем его функции шире) – бог солнца, светлого начала, искусств, основатель городов, прорицатель, он соединяет в себе небо, землю и подземный мир.
Он один раз в год отправлялся на три зимних месяца на воздушной колеснице, запряженной лебедями, в некую идеальную страну на севере – Гиперборею, «за Бореем» – богом северного ветра, к которой испытывал неодолимую тягу, и возвращался в начале лета.
Если вспомнить, что лебеди – священные птицы протоалтайцев, то, вероятно, они возили Аполлона на его Изначальную родину.
Аполлон – патрон общегреческого святилища в Дельфах, где находится «пуп земли» – Омфал и прорицает оракул.
Кроме того, он привез с собой из неведомой северной страны двух своих верных служителей, мудрецов с говорящими именами для тюркского слуха – Абарис и Аристей, которые обучали греков.
Абарыс (Абарис) и Арысты (Аристей) имеют один корень – Арыс (арис), который означает «мудрый предводитель, учитель». Звуковая этимология скользка, особенно при переводе древних слов, но с учетом консервативности алтайских языков, наверное, мы можем их прочитать как «Мудрый Аб» и «Умудренный».
«Аб» может быть именем собственным или уважительным сокращением, как принято до сих пор у некоторых тюркских народов. Все эти совпадения вряд ли случайны. Мы здесь уделили наибольшее внимание аналогии между прототенгрианством и древнегреческой мифологией – наиболее известной и знаменитой.
Артемида, богиня охоты, проводит все время в горах и лесах, но она же, по одной из версий, богиня Луны. То есть два бога – главные светила Земли – Солнце и Луна, восходящие в неведомом краю и уходящие за неведомый горизонт, являются в Грецию для того, чтобы освещать ее днем и ночью.
Думаю, если внимательно проанализировать мифологии других древних народов, то можно найти немало типологических соответствий и в них с (прото)тенгрианством. (И неслучайно то, что на Алтае смыкаются три мировые религии – христианство, ислам и буддизм, а также зороастризм, даосизм, конфуцианство, шаманизм...) Но прямым его наследником является тюрко-монгольское тенгрианство.
Будет нелишним к сведениям о религии добавить представления протоалтайцев об универсальных «кирпичиках» мироздания. Вероятно, среди них бытовали две системы универсалий – двоичная и троичная. Трудно определить, почему так сложилось и почему разные цивилизации принимали ту или иную из них.
Как известно, бинарность наиболее разработана в древнекитайской натурфилософии, символами которой являются универсальные полярные и переходящие друг в друга силы – инь и ян. Подобное есть и у арабов: джемаль (красота – символ женщины) и джелал (величие – символ мужчины). У этих народов базовыми понятиями были женское и мужское.
Алтайцы взяли троичную систему универсалий. В казахском изложении эти начала звучат так: ер (мужское), Катын (женское) и бала (детское). (Катын по-тюркски – «женщина», но позже среди казахов привился более мягкий арабский эквивалент – «әйел».)
По представлениям алтайцев, во всех структурах мироздания действуют не две полярные силы, а три – равновесные. Например, базовые: женское, мужское и детское (существуют не только женщина и мужчина, но и их плод – ребенок, точнее, дети, которые начинают новый цикл жизни); небо, земля и воздух (между ними); добро, зло и равнодушие; холод, жар и тепло; прекрасное, безобразное и заурядное; сладкое, горькое и пресное; северный и южный полюса и экватор; день, ночь и сумерки; прошлое, будущее и неуловимое настоящее, ну и, наконец, им соответствуют даже современные знания об атоме – электрон, протон и нейтрон.
Востоковед Клара Хафизова54 пишет: «В основе таинственной силы этой цифры лежит, возможно, простое наблюдение древних людей о том, что только при единстве двоих – его и ее – зарождается новая жизнь. У человека выделялись три цикла жизни: внутриутробное состояние, жизнь, смерть (жизнь в потустороннем мире), а в жизни на земле три этапа – детство, зрелость, старость.
...Триада является идеальным выражением целостности и полноты всего сущего. При помощи цифры 3 можно объяснить связь и единство материальных и духовных сил между Землей, Небом и Человеком...
...Триада в стандартном поведении присуща многим народам, она является воистину универсальной».
Троичная система выглядит более гармонично, так как она рассматривает не только две полярные силы, но и следствие их взаимодействия, что подразумевает устойчивость и динамичность Великого Единого Начала. Скажем, огонь – мужская стихия, – воздействуя на воду – женскую, – рождает пар – новую стихию.
В мире идет бесконечная борьба Добра и Зла, в разные периоды истории верх берет то добро, то зло, а при их уравнивании рождается равнодушие, но вот это равнодушие расслаивается, и начинается новый этап борьбы антагонистических начал.
У алтайцев, в частности, у тюрок, троичность прежде всего выражалась в космизме: микрокосм – человек, мезокосм – жилище, макрокосм – Вселенная, а также Небесный, Срединный и Подземный миры. Из-за приверженности к троичности они к своей священной горе Уч суру (Белухе) с ее двумя выделяющимися вершинами «искусственно» добавляли третью, едва приметную.
Троичность находит место и в бытие, это особенно наглядно у казахов: у них три жуза (три племенных объединения) – среди них не только Старший и Младший, но и Средний жуз; три места кочевок – весеннее, летнее и осеннее, у мужчины три журта – группы родственников по линиям отца (своей), материнской и жены.
В Шумере была триада верховных богов и триада планетарных богов, а в Индии – триада индуистских богов.
В иранской поэме «Шах-наме» Фирдоуси мифический царь Фаридун делит свое царство на три части между своими сыновьями: Салмом, Туром и Ираджем.
Запад тоже культивирует троичность: три ипостаси Бога в христианстве, три основные конфессии в нем – католичество, протестанство и православие, три местопребывания душ в потустороннем мире – рай, ад и чистилище, три ветви власти демократии, три мегапериода в истории – Древний мир, Средние века и Новое время...
Таким образом, вместе с великими культурами древности рождаются и великие религии, и все они, даже не сознавая сами, питаются корнями, уходящими вглубь тысячелетий – в Изначальную Религию, имеют примерно одинаковые сценарии возникновения.
Все пророки «богоизбранных» религий или избранных ими богов поначалу собирали вокруг себя простых, «необразованных» и доверчивых людей – бездомных, пастухов, рыбаков, бедуинов, то есть примерно такую же «невежественную» паству, как и протоалтайцы.
Вот что утверждают по этому поводу скептические умы.
В идею общей бого- или вероизбранности могла поверить только подобная «наивная и невежественная» толпа, объединенная одним стремлением выжить. Цивилизованные и образованные люди, скорее, убеждены в их личной «богоизбранности», но в том, чтобы все окружающие их соплеменники вдруг оказались «богоизбранными», их никак нельзя было убедить.
Жрецы протоалтайцев в своей миссионерской деятельности имели дело вообще с дикими племенами, и некоторые из этих «общин» первыми начинали глубоко верить в своего пророка и «заражали» этой верой других.
В этой «святой наивности» кроется нечто большее – скажем, чистая Душа, искренняя Вера, Мысль, незамутненная суетным профаническим «знанием», способность признать истинного носителя Духа.
Этот пример очень показателен в отношении адептов Изначального Знания и Изначальной Религии и их паствы.

Глава 7. Протоязык
Это великое и безбрежное Изначальное Знание и глубокая Изначальная Религия не могли выразить себя при помощи тех архаических и скудных языков, которые царствовали повсюду. Требовался богатый, гибкий и выразительный язык для передачи всех этих сложных смыслов. И такой язык возник – тот самый искомый Великий Протоязык, от которого произошли все мировые языки (с учетом различных местных условий они стали разными языками, но у них единая матрица), кроме гипотетического праязыка отдельных африканских лесных племен, живших в полной изоляции, австралийского и некоторых полинезийских языков, чьи носители потеряли контакт с Евразийским континентом после окончания последнего ледникового периода.
В деле распространения языков мы тоже наблюдаем моноцентричность, и корни мирового языкового древа находятся на Алтае.
Вероятно, первыми отделились от Протоязыка американо-индейские языки, за ними – «куст» языков, которые распространились из Месопотамии, в их числе: койсанская, нигеро-кордофанская, нило-сахарская, семито-хамитская языковые семьи. Затем – дравидская, кавказская, китайско-тибетские и другие семьи.
И в последнюю очередь разделились уральские, арийские и алтайские языки, то есть они составляли «ядро» протоалтайского языка, которое расщепилось. Подобное предположение я основываю на том, что некоторые лингвисты, в частности, Н. А. Баскаков, считают уральские и алтайские языки родственными, некогда составлявшими единство. А «В. В. Напольских полагает, что заимствования в финно-угорских языках свидетельствуют о языке именно индоарийского типа. Есть свидетельства о контактах с прафинно-угорским еще праарийского языка (древнеямная культурная общность), которые продолжились и позже» (ru.wikipedia.org. «Андроновская культура и индоиранцы»). Отсюда нетрудно предположить древнее родство алтайских и арийских языков и общие корни всех трех языковых семей, особенно с учетом того, что арии в течение многих тысячелетий жили между уральцами и алтайцами. Системный, совокупный и иерархический анализ этих языков позволит примерно определить, каким был протоалтайский язык.
То, что арийский относится к флективным языкам, алтайский – к агглютинативным, а уральский – к агглютинативным с незначительными элементами флексий, позволяет предположить, что протоалтайский был в основном агглютинативным языком. Это совпадает с языковедческой теорией о первичности агглютинаций.
Но здесь требуются пояснения. В течение многих тысячелетий протоалтайский язык постоянно развивался и к тому времени существенно изменился, поэтому можно говорить об условных древнепротоалтайском, среднепротоалтайском и новопротоалтайском языках, и разница между древнепротоалтайским и новопротоалтайским языками могла быть намного больше, чем между древнегреческим и новогреческим, древнеегипетским и коптским, кельтским и валлийским языками и т. д.
Поэтому в последнем случае речь идет о новопротоалтайском языке, а первые языки отделились от древнепротоалтайского.
Думается, для полноты картины необходимо дополнить вышесказанное следующей «механикой».
Протоалтайские языки распространялись «волнами» во времени и пространстве. Этих «волн» было много (и они, разумеется, не были единовременными и сплошными, а разновременными и с лакунами), но их можно сформатировать в три основные «волны» по предположенной нами схеме.
Первая, древнепротоалтайская, «волна», прокатившаяся по Земле примерно в X тысячелетии до н. э., получила наибольшее распространение и ушла дальше всех, не затронув только некоторые изолированные локальные африканские праязыки и австралийские языки.
Эта «волна» смешивалась с местными автохтонными «примитивными» языками, в результате чего возникали новые своеобразные древние языки.
Вторая «волна» возникла примерно через два с половиной тысячелетия. И она, в свою очередь, стала покрывать образовавшиеся местные языки, но не достигла пределов первой «волны» (естественно, и изолированной Америки).
Третья «волна» возникла примерно в V тысячелетии до н. э. и покрыла собой часть второй «волны» и примерно половину первой «волны» (как уже было сказано, без Америки).
Поэтому мы сейчас имеем примерно следующую языковую картину в мире в плане последовательности происхождения.
1. Наследники Изначального восточноафриканского праязыка – «чистые» – изолированные от мира единичные, возможно, сохранившиеся языки в африканских дебрях (во второй половине ХХ века один такой нашелся) и австралийские языки.
2. «Чистые» представители древнепротоалтайского языка – американоиндейские языки.
3. Часть языков Старого Света – прямые потомки древнепротоалтайского языка, смешавшиеся с местными архаическими языками. Это языки в большинстве своем наиболее удаленные, в смысле расстояния, от Алтая.
4. Часть языков, представляющих собой смесь древнепротоалтайского и среднепротоалтайского языков и древних местных говоров.
5. Остальные – ностратические языки, в которых отдельное и совместное место занимают три языковые семьи: уральская, арийская и алтайская.
Эти языки имеют в своей основе четыре древних слоя: автохтонные местные говоры, древнепротоалтайский, среднепротоалтайский и значительный новопротоалтайский.
В данном случае мы описывали основные компоненты древнего субстрата этих языков. Со временем, в результате развития собственной культуры обладателей этих языков и изменения окружающей среды, влияния других культур, мировых религий, торговли, литературы и т. д., эти языки значительно эволюционировали и превратились в разные языки, даже в рамках одной языковой семьи. Однако их корни нетрудно проследить.
Если подумать о гипотетической возможности восстановления древнепротоалтайского языка, то есть истинного Протоязыка, то вначале надо произвести структурную реконструкцию новопротоалтайского языка на базе уральских, арийских (индоевропейских) и алтайских языковых семей.
Вторая фаза наиболее сложная; наверное, реконструкция среднепрото­алтайского языка возможна на базе новопротоалтайского плюс дравидской, китайско-тибетской, кавказской и эскимосско-алеутской семей. И, наконец, на базе всех языков мира (кроме австралийской языковой семьи), в первую очередь американоиндейских, возможна реконструкция древнепротоалтайского языка или Протоязыка.
В предлагаемой упрощенной схеме возможны какие-то неточности в последовательности или соотношении слагаемых, но они не столь важны, как сам принцип поиска.
В книге Н. Н. Чебоксарова и И. А. Чебоксаровой «Народы, расы, культуры» сказано: «Лингвист Х. Педерсен в свое время выдвинул гипотезу о генетической связи языков нескольких крупнейших семей, которые считались неродственными. Он назвал эти языки «ностратическими» («нашенскими». – С. К.). Исследования советского лингвиста В. М. Иллич-Свитыча показали научную обоснованность объединения индоевропейских, семито-хамитских, уральских, алтайских и некоторых языков в большую ностратическую макросемью языков. Это макросемья, видимо, сложилась в верхнем палеолите на территории Юго-Западной Азии и примыкающих к ней областей.
При отступлении последнего вюрмского оледенения и климатического потепления в мезолите ностратические племена расселились по обширной территории Старого Света; они оттеснили, а частично ассимилировали племена, которые обитали там ранее.
...Есть основания предполагать, что на Юго-Востоке Азии примерно в то же время складывалась другая древняя языковая макросемья (или ствол) – тихоокеанская, дифференциация которой привела к развитию китайско-тибетских, австроазиатских и австронезийских языков.
К языкам, очень трудно поддающимся генеалогической классификации, принадлежат уже известные нам языки американских индейцев, «палеоазиатов Сибири», австралийцев, некоторых народов Западной Африки».
Если внимательно вчитаться в этот текст, то его смысл укладывается в нашу схему, естественно, с некоторыми дополнениями и изменениями. Главная разница в том, что, по нашему мнению, все языки мира, кроме первичных, полностью изолированных африканских и австралийских, произошли от единого Древа, от которого в три больших этапа выделились три ствола.

Глава 8. Духовное наследие протоалтайцев
Духовное наследие протоалтайцев воистину неизмеримо. Именно они даровали всем древним народам Изначальное Божественное Знание. Они разбудили человеческое сознание и научили первым навыкам осмысленного труда и простейшим технологиям. Большая часть их Знаний не была воспринята из-за неподготовленности диких племен, но и то, что удалось им привить, дало человечеству сильнейший толчок вперед. 
Изначальная Религия, которую они распространяли, была воистину вселенской. Она разбудила души людей и призвала их к истинному Богу-Природе.
Но в большинстве древних культур постепенно природных богов стали заменять антропоморфными и зооморфными из-за неумения абстрактно мыслить на том этапе. Позже взяли верх «религии без бога», где были обожествлены Учителя-мудрецы, такие как Лао-цзы, Куи-цзы (Конфуций), Будда, и религии единобожия с трансцендентным Абсолютом, однако все эти религии – сектантские и «языческие» – далеки от Универсума.
Протоалтайцы создали Протоязык, от которого произошли все мировые языки мира. Эти три великих дара протоалтайцев стали главной основой для возникновения всех великих и самобытных культур древности и развития человечества.
Подведем итог под Древнейшим периодом. 
(Прошу читателей простить меня за некоторый повтор, но это очень важно – для закрепления в памяти забытых Истин.)
Примерно 12–14 тысяч лет тому назад на Алтае возникает Изначальное (Примордиальное) Знание, а следом – Изначальная Религия. Соответственно этому всестороннему Знанию и истинной Религии вырабатывается универсальный Протоязык. Их творец – протоалтайская раса. В это время почти весь мир населен кроманьонцами с примитивными формами первобытной культуры и неразвитым языком. Протоалтайцы распространяют свои Знание, Религию и Язык по всей планете, за исключением Австралии и труднодоступных джунглей Африки, где обитают редкие первобытные племена.
(Наиболее генетически «чистых» потомков древнепротоалтайцев можно обнаружить среди индейцев Америки, которые не смешивались с колонистами из Старого Света, и наиболее близкую к древнепротоалтайскому языку реконструкцию можно произвести на базе индейских языков.)
Не во всех регионах труды протоалтайцев приносят плоды, но благодаря им возникают протокультуры на берегах рек Евфрат, Иордан, Нил, Хуанхэ, Инд и Атлантида в Восточном Средиземноморье. В некоторых местах, например, в Америке, семена, посеянные протоалтайцами, дали культурные всходы намного позже.
Именно на Алтае сотворены три духовные основы земной цивилизации, три великих столпа, скрытых во тьме веков, которые являются фундаментом земной цивилизации, к сожалению, до сих пор неосознанным.
Это воистину начало Великой Осевой Эпохи, когда проснулся Разум и воссиял Дух избранных, которые станут затем пастырями Человечества.
Примерно к VII тысячелетию до н. э. эта Изначальная культура постепенно угасла.
(Продолжение следует)

КОММЕНТАРИИ
52 Элиаде Мирча, «La Nostalgie des Origines», 1969, с. 7.
53 Спиноза Бенедикт (рожд. Барух Спиноза, лат. Benedictus de Spinoza, 1632–1677) – нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени. Сын португальских евреев, вынужденных бежать в Нидерланды. Спиноза изучил труды таких еврейских философов, как Авраам ибн Эзраи Маймонид, Герсонид, был знаком с трактатом «Свет Господа» («Ор Адонай») Хасдая Крескаса и сочинениями арабо-мусульманских философов: аль-Фараби, Авиценны и Аверроэса. Спиноза отождествлял Бога и Природу.
54 Хафизова Клара Шайсултановна – известный отечественный китаевед, доктор исторических наук, автор книги «Казахская стратегия Цинской империи». «Казахстанская политика Цинской династии имеет свои особенности, вызванные той политической и стратегической ролью, которую она придавала Казахстану в связи с географическим положением – буфера между Российской и Цинской империями. Свой отпечаток на форму международных отношений и дипломатические институты накладывала и специфика казахского общества, которая заключалась в кочевом образе жизни и довольно устойчивых патриархально-родовых традициях казахов», – пишет Клара Хафизова, приводя далее интересную периодизацию казахско-китайских отношений с объяснением каждого из периодов в контексте международной обстановки того времени. Именно исходя из этого контекста, автор много и интересно освещает казахско-джунгарские отношения, всю их драматичность для казахского народа. Клара Хафизова помогает внимательному и непредвзятому исследователю понять, насколько сложной была политическая ситуация той эпохи в Средней Азии и нынешнем Синьцзяне, а через это – и мотивы многих узловых моментов в дальнейшей казахской истории.

971 раз

показано

10

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми