• Время
  • 20 Февраля, 2024

ЭТАЛОН КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В этом году казахстанская общественность празднует 100-летие со дня рождения классика казахской детской литературы Бердибека Ыдырысовича Сокпакбаева (15 октября 1924 г. – 24 июля 1991 г.). Юбилей писателя включили в календарь памятных дат ЮНЕСКО. В родном селе писателя Нарынколе возведут памятник.

 

Писатель является автором художественных и публицистических произведений, но, несомненно, главный его шедевр – повесть «Менің атым Қожа» («Меня зовут Кожа»), написанная в 1957 году. История про озорного казахского мальчика, который попадает в разные смешные, а порой неприятные для себя ситуации, вызвала непонимание у казахстанских критиков и педагогов. И редакторы издательства, боясь нареканий с их стороны (так как повесть была слишком уж новаторской, необычной по своему содержанию), вернули рукопись автору. После чего повесть «Меня зовут Кожа» была опубликована в Москве в издательстве «Детская литература» в 1958 году, а затем уже с русского языка была переведена и издана за рубежом на 68 языках. А в 1963 году по книге был снят одноименный художественный фильм, получивший поощрительный диплом на Международном кинофестивале детских и юношеских фильмов в Каннах (Франция) в 1967 году. Это было мировое признание, принесшее славу писателю и его художественному произведению. 
Как отмечалось выше, повесть Б. Сокпакбаева «Меня зовут Кожа» была переведена на 68 языков, она популярна в мире и стоит в одном ряду с такими шедеврами зарубежной литературы, как «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера. Общим для этих повестей является отрицательное обаяние главного героя, его самолюбие, эгоизм, завышенная самооценка и отсюда – проблемы со сверстниками, педагогами, родителями. Все эти художественные произведения изобразили сложный возраст становления личности ребенка, и в известной мере являются автобиографическими. Реализм этих повестей является откровением и порой пугает психологической точностью: сложности переходного возраста, сложные жизненные ситуации. Повести Н. Носова и Б. Сокпакбаева отразили также определенный исторический период нашей страны: послевоенное время, безотцовщина, бытовые трудности. Отцы главных героев погибли на фронтах Великой Отечественной войны, матери постоянно трудятся, поэтому большую часть времени главные герои предоставлены сами себе. У них отсутствует самокритика, самокорректировка, что типично для неокрепшей психики. Оба эти персонажа пугают своей готовностью к преступлениям из-за отсутствия моральных принципов. Но в лучших традициях детской литературы советского периода Витя и Кожа встают на путь исправления. Тогда как Холден Колфилд Сэлинджера в повести «Над пропастью во ржи» сталкивается с социальными проблемами американского общества, нацеленного на обогащение. Все эти дети мечтают. Каждый по-своему, что соответствует их возрасту и положению в обществе. Все они сталкиваются с неприятностями своего возраста, хотя себя не считают детьми. Все эти авторы признавались, что невольно отождествляли себя со своими героями. И это было своеобразным самовыражением, автобиографией.
Кожаберген не доволен установившимся порядком вещей и, прежде всего, своим именем, а особенно своим прозвищем – «Кара», а также тем, что собственная мать называет его «плосконосым». Кожа также возмущен, как ему кажется, ухаживаниями комбайнера Каратая за его матерью. Неприязнь к Каратаю переносится и на его старый мотоцикл, который Кожа мечтает уничтожить. Кожа испытывает ненависть и к Жантасу, считая его своим соперником, незаслуженно получившим путевку в пионерский лагерь. В своих бедах Кожа склонен винить и учительницу Майканову, имеющей основания опасаться непоседу Кожу с его непредсказуемым поведением. Кожа влюблен в красивую и умную одноклассницу Жанар и воспринимает ее благосклонность как должное. Султан старше Кожи, но также не склонен к самоанализу, поэтому это их сближает. Султан и Кожа ищут развлечений, не задумываясь о последствиях. Эти образы особенно реалистичны и узнаваемы для юных читателей, вызывают сочувствие и понимание. Пожалуй, одним из немногих персонажей, вызывающих уважение у Кожи и желание считаться с ним, был учитель Ахметов. При отсутствии отца учитель Рахманов был для Кожи своеобразным примером для подражания.
Важной для литературы советского периода была тема труда, как для детской, так и взрослой. Потому что именно трудовая деятельность была главной составляющей в советском социуме.
Кожа при всех его недостатках отдавал себе отчет, что не имел права оказаться на первой странице детской газеты вместе с одноклассниками, трудившимися летом на благо общества. Муки совести Кожи не давали ему покоя, но при этом, прежде всего, он винил не себя, а Жантаса, вскрывшего этот обман. В этой повести нет идеальных героев-детей. Возможно, что именно в этом и кроется секрет успеха этого художественного произведения.
Проблема взаимоотношений родителей и детей наиболее ярко показана на примере отношений Кожи к матери и бабушке, обеспокоенных его шалостями, постоянными жалобами на него. Любовь к ним и стимулирует Кожу встать на путь исправления. Примечательно, что благородный поступок Кожи, вернувшего выпавший пакет зефира с повозки хозяину его остался неизвестным, а подкладывание лягушки в сумку учительницы стало известно всем. Кожа страдал от этой несправедливости.
Попав под дурное влияние Султана, став бесчестным вором-соучастником, Кожа, наконец-то осознал меру своего падения в глазах соотечественников: схваченный за шиворот прилюдно и названный вором, он ощутил ужас и стыд. И прежде всего перед своей матерью, потрясенной произошедшим. Кожу очень волновало и отношение к нему учителя Рахманова, самого авторитетного и истинного педагога. Больше всего Кожа уважал Рахманова за справедливость и смелость: Рахманов не приписывал себе военных подвигов, а наоборот, сообщил, что во время войны в дивизии Панфилова работал на складе и раздавал патроны. Но от этого Рахманов только вырос в глазах Кожи, стал примером добросовестного труда.
 В мировой детской литературе все главные герои проходят испытания в виде исправления собственных ошибок, признания их и стремления впредь не повторять их. Это неизбежный процесс становления личности, формирования морально-нравственных принципов у детей и подростков, входящих во взрослую жизнь.
По своим художественным достоинствам повесть «Меня зовут Кожа» Бердибека Сокпакбаева стоит по-прежнему в первом ряду казахской детской литературы и является эталоном для современных и будущих писателей, пишущих о детях и для детей.
Бердибек Сокпакбаев много занимался журналистикой, работал в редакциях газет и журналов «Қазақ әдебиетi» (Казахская литература), «Балдырған» (Малыш), был редактором на киностудии «Казахфильм». Его всегда волновали сложные проблемы детского воспитания. Его книги во многом автобиографичны. 
«То, что пережито в детстве, – говорил писатель, – не забывается никогда. Впечатления не скудеют, не охладевают. Они теплятся, как жар под слоем золы. Следует сдуть этот слой и вспыхивает огонь!..».
Б. Сокпакбаев был членом Союза писателей Казахстана с 1952 года, где он работал консультантом по детской литературе. 24 июля 1991 года классика казахской детской литературы не стало.

Мереке УЮКБАЕВА, 
профессор-филолог

4220 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми