• Время
  • 20 Марта, 2024

Т Е Н Г Р И З М

(О целостном взгляде на прошлое, настоящее и будущее)

 

Торегали КАЗИЕВ, 
исследователь, писатель

 

К началу 2024 года внутривидовая конкуренция привела человечество к грани ядерной войны. Биологической, химической, геофизической, цифровой и прочей, способной даже не оставить следов о том, что была когда-то планета Земля и на ней обитали люди. Тот же результат может быть скоро достигнут и без участия человека, т. к. ИИ (искусственный интеллект) достиг уровня, превосходящего людей не только в вычислениях, но и в творчестве, когда компьютер решает задачи, которые ему не программировались. Ограничителей в виде морально-этических принципов у ИИ нет, атомизированное человечество ограничителей машине дать не может. Если бы люди как вид в целом сегодня придерживались нравственности, они бы к такому состоянию не пришли.

 

Момент истины и обращение к истории Волго-Урало-Казахстанского региона

Были ли люди когда-то не разобщены? Были ли и где – учения, религии, мировоззрения, законы, сплачивавшие светлой идеей людей воедино? Для чего же вообще создали сапиенса? Из-за чего он пришел к такому плачевному моменту? Где на планете была точка первой сборки? Что скажет история? Как людям разных убеждений прийти сегодня к доброму консенсусу, исходя из понимания закономерностей мироздания? Чтобы жить всем и дальше, не причиняя вреда и не уничтожая друг друга… Завтра может оказаться поздно… Пока же каждый выхватывает из истории то, что кажется ему выгодным, в результате никто не имеет понятия об общей картине того, что происходило, происходит и будет происходить на самом деле. Искаженные представления о фактической реальности ведут к ошибкам.
Мы уже писали, что по источникам Волго-Урало-Казахстанский регион являлся прародиной ностратических языков или даже языка всего человечества. Мнение российского лингвиста С. Яхонтова (1926–2018): «Наиболее вероятной прародиной ностратических языков является Южный Урал и соседние районы». Тот же адрес указывают палеолингвист М. Алинеи, историк М. Отт и др. в своей теории палеолитической непрерывности. В частности, казахское наследие уже многие тысячи лет говорит об авторе праязыка: «Түгел сөздің түбі бір, түп атасы Майқы би» («У всех слов основа одна, праотец (слов) Майкы би»).
Археология и история свидетельствуют, что население древнейшего Южного Урала и Казахстана создало в каменном веке «всю мировую цивилизацию» (выражение классиков археологии Г. Чайльда и Г. Кларка), повысив производительность труда древних людей в 60 раз (Г. Матюшин. У истоков цивилизации; Археологический словарь; книги о Туране историков А. Нарымбаевой и Ж. Байжумина). Возглавлявший четверть века Центрально-Казахстанскую археологическую экспедицию академик А. Маргулан также пришел к выводу, что металлургию миру подарили евразийские мобильные охотники и скотоводы, а древние металлургические термины все (!) из тюркского языка.
В книге М. Бойс «Зороастрийцы. Верования и обычаи» указывается адрес центра Турана – где в каменном веке каган Йима (Джам, Жем, Майкы, Аргы Мак) начинал Золотой век человечества – в степи восточнее реки Волга (Идель, Еділ, Атиль). Там же, в Приилечье, автор монографии «Эпоха меди Степного Приуралья» С. В. Богданов выделил центр «тамаруткульской традиции» бронзового века, т. е. того же Волго-Южно-Урало-Казахстанского пространства. И опять там же, на реке Илек, южном притоке Урала (Жайык) археолог К. Ф. Смирнов располагал начало тысячелетней Сарматии РЖВ (раннего железного века VIII в. до н. э. – IV в. н. э.), раскинувшейся от Прибалтики до Китая (К. Ф. Смирнов. Сарматы на Илеке; Т. Сулимирский. Сарматы). О том, что в каменном веке и при Валдайском оледенении в регионе развивалось скотоводство, свидетельствуют каменные загоны для скота на Устюрте (Магомедов М. и др. Каспийская Атлантида//Научная мысль Кавказа. 1994, №4). Что Йима пережил ледник, есть в индийских древностях.

Как уничтожалась история хартленда (Сердца Мира) целых 4000 лет

В источниках можно найти, в т. ч. в археологической литературе, что в XIX веке и даже в XX веке левый берег Илека от Илецка до Актобе имел самую высокую плотность древних памятников во всей Евразии!.. После находок в 1860 годах «Золотого кургана» в местности Тамар Уткуль, поразившего артефактами Петербург и Европу – пошла нескончаемая грабительская «золотая лихорадка», а стройки и сплошная распашка целины в XX веке – уничтожили 99% ценнейших материальных следов древности. Вы можете ли поверить, что за один день могут взлететь в небо сразу 400 курганов древнейшего некрополя, эпохи меди и РЖВ – из 500?.. Это случилось около нынешней ж. д. станции Сагарчин в июле 1888 г. – так пишется в журнале «Вопросы археологии Западного Казахстана» 1996 г., с. 7.
Сейчас там ни одного кургана не осталось и нет следов в научной литературе о том, что же было в уцелевших в тот бурный июльский день 1888 года 100 курганах?! В Приилечье стояли многие древние города и один из них, между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района Актюбинской области, мог быть столицей Турана – городом Орнык, построенный каганом Майкы: «Майқы атам Орнық деген қала салған, /Қаланың төңірегі екен қорған» (Майқы би. А. 2014, с. 16). Академик И. М. Стеблин-Каменский с восторгом писал: «В разделе Авесты – Видевдате рассказывается, как первый царь Йима «владелец добрых стад», царь-пастух Золотого века, строит первый город». Это же о нашем городе Орнык!..
В начале XX века камни того священного города ушли в тело ж. д. Оренбург-Ташкент, а после – на стройки советские и периода «дикой демократии» 1990-х годов... Знаю людей, которые возили оттуда камни по заданиям начальников, один из них – Федор Ильцов – еще живет в Соль-Илецком районе… Рядом с уничтоженным городом еще чудом сохранились святилища, названия местностей Майкысай, Майкыбулак, Мак-Бал-сай (Бал – потомок Майкы и тоже каган Турана), а в середине Актюбинской области река Жем/Йембі, в Челябинской области знаменитый Арка Йым – тоже с именами устроителя Золотого века человечества. По Илеку и Кобде и сегодня живут табынцы и таманцы, которые принадлежат к союзу племен Жетиру (картказак), живущему в пределах указанной археологом С. В. Богдановым территории «тамаруткульской традиции». Родословную Жетиру возглавляет Аргы Мак, в Старшем жузе и в других тюркских народах именуемый – Майкы. Имя Мак (Волк) дано при рождении, священное и потому в обиходе чаще употребляли обережные имена (жанама ат) – Махмет, а потом Майкы, Жем, Йембі, Йима и т. д.: «Атанған Махмұт дана, болып Майқы» (Майқы би. А. 2014, с. 17). 
Мне приходилось лет 30 обращаться к ученым и администрациям Оренбургской области РФ и Актюбинской области РК, в обеих протекает река Илек – чтобы начали исследования остатков хотя бы двух важнейших городов Приилечья. Увы. К примеру, у посетившего место одного города (между Акобой и Васильевкой) профессора из Оренбурга не оказалось интереса к тюркским древностям, а актюбинские спецы по изучению и охране памятников даже не выехали к месту возможной столицы Турана… Еще хуже обращения к официальным администрациям, ведь начальник не историк, зовет к себе докторов и академиков, специалистов по истории компартии и средневековью, а те консультируют боссов на уровне давно отживших учебников, потому как отлично знают по теме защищенных диссертаций, а об остальном – ни, ни!.. Мне было творчески стыдно видеть отсутствие даже пониженного научного уровня по данной проблеме у обладателей немалых званий и степеней…
При приезде в Астану в 2005 г. Генри Киссинджер прямо объявлял, что Казахстан является колыбелью цивилизации, но некоторые из наших руководителей тогда на полном серьезе считали, что степняки до 1991 года, т. е. до них – никогда не имели своего государства... И за 19 лет после отъезда мэтра мировой дипломатии никто из официального научного мирка не удосужился расшифровать миру подаренную мэтром аборигенам такую многообещающую инновационную формулу-идею!..
Бренд потрясающий – хотя бы для создания индустрии туризма, находящейся на третьем месте в мире после торговли нефтью и автомобилями… Такую же тюркскую Турцию ежегодно посещают более 40 млн интуристов и разные там Греции, Италии и Египты тоже многие миллионы туристов, хотя не они все же подарили миру цивилизацию – а на прародину цивилизации ни одного миллиона в год туристов не приезжает… Статика дремлющего сознания.
Быстро исчезают даже дошедшие до XXI века памятники: между Жайсаном и Корниловкой были каменные аллеи, не уступавшие французскому Карнаку, где на каждом камне табличка об охране французским государством, но здешних камней с каждым годом все меньше и меньше, сейчас может и совсем нету – уже лет 15 там не был… Над Бала Кобдой же у аула Шаган были сотни резных красивейших кулпытасов, с VI века до н. э. по XIX век – уже 20 лет назад исчезли совсем. На Жеке около Акобы приезжаю один год – 45 кулпытасов, приезжаю на следующий – осталось 15… И видны следы грузовиков: подъезжают мародеры к самым красивым памятникам и грузят – продают в города богачам, которые украшают ими свои усадьбы и дачи… Бездарная пропажа наследия предков… Которое уничтожается уже тысячелетиями…
Тюрколог Аманқос Мектептегі о 16 сменах письменности у тюрков после 1900 гг. до нашей эры: «Біздегі қордаланған білімнің бәрін 16 рет төгіп тастады... осы уақытқа дейін 16 жазуды пайдалансақ, біздің миымыз 16 рет ауысты. Өзіміздің адамзат қоғамына қосқан үлесіміз бола тұра, басқалардың игілігін малданып ғасырлар бойы жүреміз» (Ежелгі руна жазуын мектептер мен университеттерде оқыту керек пе? / Алаш айнасы. 20.02.2018).
Крайние две смены письменности у казахов произошли в прошедшем веке при большевиках – убивали народную память. Если бы во главе СССР встал Троцкий (было 50% вероятности) – ввел бы язык эсперанто и ни одного местного языка, включая русский язык, на территории СССР не осталось бы!
...Об арабских нашествиях VIII века в Среднюю Азию великий Беруни: «И уничтожил Кутейба людей, которые хорошо знали хорезмийскую письменность, ведали их преданиями и обучали наукам и подверг их всяческим терзаниям... погубил хорезмийских писцов, убил их священнослужителей и сжег их книги и свитки, после этого хорезмийцы остались неграмотными и полагались в том, что им нужно, на память» (Беруни. Избр. Ташкент. 1957, с. 48).
В XIV веке в 1388 году Тимур сравнял с землей столицу Хорезма – посеял ячмень. С начала 1391 года он уничтожает города и их население в Волго-Урало-Казахстанском регионе и Сибири, в особенности те рода и племена, которые славились своими абызами и поддерживали вокруг себя исконные народные традиции – тенгризм. Историк Марлен Зиманов: «Тимур совершил на кочевников могульских джете и их дулатских эмиров по 8-10 походов... Тамерлан в 1391 году вместо прямой дороги на Итиль и Самарскую Кондурчу очутился в Западной Сибири, где разгромил шибанидские улусы Сибири. Он все сжег до нынешнего Тобольска (а тогда Кашлыка и Искера). Далее он пошел через нынешние Павлодар и Костанай, и все стер в такую «пыль истории», что память про те города осталась только в книге В. Егорова «Города Золотой Орды...»... Легкая кавалерия дошла до Алтая. Там он провел зачистку ордынских племен точно так же, как в Моголистане. И вот отсюда он развернулся на Жайык».
То, что сделал головорез Кутейба в Мавераннахре в VIII веке, Аксак Тимур повторил в XIV веке в казахских, башкортских, татарских, сибирских, алтайских, северокавказских и прочих землях…
Как писал башкортский историк А. Зарипов, той весной Тимур разгромил страну Табын иле, входившую в государство Чингисхана на правах члена конфедерации – бывшую интеллектуальную сердцевину Древнего Турана, включавшую в себя семь племен Картказака/Жетиру, предком которого был каган Турана Аргы Мак (Майкы, Йима, Джам). Некоторые роды были вырезаны полностью. Остатки Табын елі разбрелись, разделившись на 17 частей. В том 1391 году 18 июня на реке Кондурче произошла битва, где армия хана Золотой Орды Тохтамыша проиграла армии Тимура.
О зверствах в 1395 году на Северном Кавказе из материала «Домбай инфо» под заголовком «Нашествие Тимура»: «...Поход Тимура на Северный Кавказ был страшным. Тимур ставил целью разрушить потенциал, физически истребляя население и сравнивая с землей города... в фольклоре карачаевцев и балкарцев сохранилось имя этого завоевателя, ликвидировавшего государственность Алании, подвергшего его народ тотальному уничтожению». Бақытжан Әуельбеков: «В Золотой Орде было около 150 городов…». Вадим Егоров: «Практически все города были сожжены и разграблены... 1395 год практически последний год существования Золотой Орды в прежних формах и на прежней территории… Агония распада длилась до середины XV века» (Егоров В. Золотая Орда: мифы и реальность). «В 1405 году в Париже Тимуру поставили памятник с надписью «Освободителю Европы» (Равшанов Т. /Центр­азия. 25.06.2007).
Это только несколько примеров того, как уничтожали историческую память…

Мировоззрение Золотого века человечества все еще живо

Многие ученые утверждают, что из степного тенгризма вышли зороастризм, авраамические и другие религии и учения (Қасымжанов А. Рухани тамырлар //Қазақ. А. 1994). Можно в интернете прочесть и труд Э. Шюре «Великие посвященные», где он называет Йиму (Майкы) – Учителем всех последующих пророков: Зороастра, Моисея, Рамы, Иисуса и др. И материальные следы жизни таких подвигов степняков сровняли с землей – для чего? Чтобы люди не знали о Золотом веке человечества…
Но источников для обоснования вышеуказанных достижений степняков еще есть очень много в наследии народов мира, из них приведем только один древнегреческий: «Похитил огонь для людей Прометей... Научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму… он познакомил с металлами, научил добывать их в недрах земли и обрабатывать. Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо… впряг коня в колесницу… построил корабль, открыл им силу лекарств» (Кун И. А. Легенды и мифы Древней Греции. М. 1981, с. 86–87). Аполлоний Родосский писал: «Прометей был прежде – скифским царем».
А прототипом древнегреческого божества Посейдона, по книге Геродота «История», являлся скифский Тагимасад – это потомок Аргы Мака (Майкы) – Тогым. И тоже отражен в топонимике: местность Мар Ток в Актюбинской области, Мартокский район, аул Марток. В Оренбургской области река Ток, город Тоцк, Тоцкий район. И трезубец (тарак) Майкы и Тогыма, конечно, отмечен в руках Посейдона…
Память народов мира о Золотом веке человечества коррелирует и с девизом кагана Турана Майкы (Йима), «поднявшего своими руками девятерых из сорока ханов» Турана, приведенным в сказании «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған»: «Если хан справедлив, с его головы не соскользнет счастье, если народ основателен и по черной земле проведет корабль». Ясно, если этот призыв исполнялся и на деле, то это был действительно Золотой век – для тех стран, которые находились в сфере влияния Турана… 
Вот шумерские документальные источники III тысячелетия до н. э., из книги проф. Н. А. Иванова «Всеобщая история», стр. 36: «Классическая модель развития – Шумер 3-й династии Ура. От нее дошло 100 тысяч клинописных табличек. Однако и в предшествующий период все элементы этого общества были в нем заложены. Этот тип организации общества обосновывался морально-этическими принципами… закон, что главная цель – защитить слабого от сильного… Древний Египет… Принцип организации общества был близок к шумеро-вавилонскому… все были равны… общие черты ранней древности – отсутствие рабов».
И Шумер, и Египет, как и Древнейшая Греция, входили в конфедерацию Турана, об этом мы приводили ранее источники, а вот характеристика социального устройства метрополии (Турана) археологом С. В. Богдановым: «Изучение социальной организации древнего населения позволили определить внесословный характер погребального обряда. До сих пор в Самарском Заволжье и степном Приуралье не обнаружено ни одного курганного некрополя военной аристократии, жрецов, ремесленников и т. п. Анализ материалов приводит к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: все основные подкурганные захоронения III тысячелетия до н. э. принадлежат одной социальной группе древнейших номадов… основу социальной организации составляли семейно-родовые кланы» (ру. – Т. К.) (Проблемы изучения Ямной культурно-исторической области. Оренбург. 2006).
Или вот мнение проф. Нины Леонидовны Моргуновой, из первой тройки бронзовиков России: «…вызывает удивление полное отсутствие каких бы ни было свидетельств имущественного и социального неравенства» (Археология Оренбуржья. С. 75).
Выражения «к парадоксальному выводу», «вызывает удивление» говорят о том, что настоящие практические подвижники археологической науки на основе своих исследований приходят к тому, что никакого кастового общества и даже понятия о рабстве на просторах Евразии от Дуная до Китая в древности не бывало. Хотя уже несколько веков официальные учебники истории излагают гипотезы о каком-то древнем кастовом строе, при том, что никаких следов кастовости от Дуная до Чукотки и Китая нет... Скажем, русский человек даже в начале XVII века говорил, что он «отрок Божий», а о тюрках Л. Н. Гумилев писал, что тюрки до прихода арабов и иранцев в VIII веке вовсе не знали понятия «раб» и слово «гул», «кул» имело другое значение. К примеру, «құл» означало «Құдыреттің ұлы», т. е. «Всемогущий сын» (значение то же, что и «отрок Божий»). Роды, племена были кластерного типа, т. е в каждом из них имелись специалисты всех специальностей: абызы/управленцы/ученые/учителя, охотники/воины/скотоводы, собиратели, кенгеры (шахтеры), ремесленники, торговцы, рыбаки и прочие. Самообеспеченность кадрами всех отраслей являлась жизненной необходимостью при мобильном образе жизни, иначе просто можно погибнуть от тех или других реальных вызовов. После выборов хана происходил «хан талапай», его имущество делили между бедными сородичами и жил хан «на одну зарплату», в зависимости от результатов хозяйственного года и никакого «диктаторства» быть не могло. Демократия тенгризма. Конфедерация Турана, создающая оптимальные возможности для полноценного развития всех членов конфедерации...
Тут также нужно иметь в виду, что в научной литературе государство Туран и адрес центра его редко употребляется, разве только такими авторами, как М. Бойс, А. Нарымбаева, Ж. Байжумин и др. Особенно трудно археологам – свяжись борьбой с отжившими гипотезами и не будет финансирования раскопок, а также пойдут другие меры воздействия. Скажем, историки пишут, что до 1900 гг. до н. э. Шумер и все страны от Персидского залива по Сибирь входили в Циркумпонтийскую металлургическую провинцию (ЦМП) евразийских скотоводов с центром на Южном Урале, но что это Туран и не обмолвятся – хотя, к примеру, некоторые номера журнала «Российская археология» иногда почти целиком посвящены ЦМП. Ну, почему лондонская профессорша может писать о том, что столица Золотого века была восточнее реки Волга, т. е. на территории Казахстана, а казахстанцы и россияне об этом не ведают – хотя книга Мэри Бойс об этом «Зороастрийцы. Верования и обычаи» вышла в Москве на русском языке еще в 1989 году? За 35 лет никто не проснулся?

Тысячелетняя засуха, распад Турана около 1900 гг. до н. э. и начало деградации сапиенса…

Итак, как писали мы в предыдущих материалах, около 1900 гг. до н. э. государство Туран распалось, после тысячелетней засухи, и большое количество его населения переселилось в разные страны. Ведь даже река Волга высохла (Идель, Еділ, Атиль, Карасу Атиль – у индийцев стала Сарасвати). По источникам, первым каганом Турана около 14953 г. до н. э. стал Майкы и, значит, государство Туран просуществовало около 13 тысяч лет. Выше было показано на примерах, что в Золотом веке человечества действовали морально-этические принципы (тенгризм), на которых основывались социальная организация общества и законы государства. 
После распада Турана человечество потеряло объединяющую цель жизни. Мечту. На казахском слово «мечта» определяется словом «арман», которое состоит из «ар» – «честь» и «ман» – «человек». То есть тенгризм воспитывал человека чести. После 1900 гг. до н. э. система воспитания человека чести разрушилась, сузилась, потеряла динамику. Начался разброд и парад эгоизмов.
В книге Н. Иванова «Всеобщая история» (Изд. РАН. 2005, с. 171): «Характерной чертой поздней древности (рубеж II – I тысячелетий до н. э.) было появление рабства… начали финикийцы, продолжили греки». В Афинах в IV веке до н. э. из 431 тысячи человек населения 93% были рабами (Боннар А. Греческая цивилизация. М. 1992, с. 145). Европа, США и многие другие страны только во второй половине XIX века отменили у себя рабство/крепостничество.
После распада Турана религии и прочие учения вначале многое основывали на тенгризме, но постепенно под давлением различных эгоистичных властей признавали как рабовладение, так и некоторые другие отрицательные вещи… Сегодня в ходу рабочая поговорка: «Большая рыба поедает маленькую» и реальная грань ядерной войны. Раздувание ненависти, гибридные войны, дезинформация, деградация смыслов, крайнее засорение информационного поля человечества, что грозит, возможно, отключением от вселенских мегаполей, подпитывающих мозг, душу и дух…
Ведь наряду с падением нравов происходит и антропологическая деградация: по исследованиям ученых за нынешние три тысячи лет произошло резкое уменьшение массы человеческого мозга, подтверждающее тезис о духовности материальности и материальности духовности. С. Дробишевский, кандидат биологических наук, доцент МГУ в материале «Ученые узнали, почему за последние три тысячи лет наш мозг уменьшился в размерах» (Антропология РУ) отмечает: «…выяснилось, что уменьшение нашего мозга произошло около трех тысяч лет назад». Статья «Почему у древних Homo sapiens мозги были больше, чем у нас» от 5.05.2020. Дзен: «В среднем мозг современного мужчины весит 1375 гр., женщины – 1275 гр. Согласно антропологам, исследовавшим почти 1500 черепов людей, живших между 30 – 2 тысячелетиями до н. э., масса мозга тогда составляла – 1500 гр. у мужчин и 1400 гр. – у женщин. Уменьшение на 100-165 кубических сантиметров».
О том, что при падении нравов начнет уменьшаться мозг, авторы праязыка знали и отметили это в своем мировоззрении, в частности, в словаре – об этом чуть дальше…
Возникает вопрос: «Когда же начинался тенгризм?

Корни и основные формулы тенгризма

По исследованиям тюрколога Едыге Турсунова, в среднем палеолите (600 тысяч лет назад – 70 тыс. лет назад – П. Е. Матвеев. Метод. пособие по хронологии. Владимирский ГУ, 2006) в регионе (Волго-Урало-Казахстанском) возникает дуальное общество, где роды и племена обмениваются невестами (обычай жеті ата). При сватовстве от каждого рода выходят акыны и состязаются в айтысе. Пример широкого общения и развития речи и интеллекта, т. к. нужно уметь сочинять и запоминать длинные тексты, а с учетом того, что это делают мобильные охотники, такое общение родов и племен, состязания в красноречии, родство и взаимное дружелюбие всех по пути встречающихся людей, распространяются минимум на расстояния от Ямала до Тибета и от Дуная до Китая. Ведь мобильные охотники шли по ежегодным маршрутам за пасущимися животными, которые забредали в любые уголки Евразии. На суровых открытых пространствах Евразии некуда спрятаться и защититься людям от хищников можно только вместе, плечом к плечу, спина к спине – идея единства человеческого рода родилась тут, в жестоких боях против миллионов хищников. Род, коллектив, артель. Формула – человек человеку друг, товарищ и брат, сестра – не забудем, что знаменитые своими подвигами амазонки вышли из степных просторов. Причина не в выдуманном фантазерами матриархате, которого никогда не было, а в социальной организации, когда при мобильном характере жизни был ценен каждый боец, и сыновья и дочери с рождения воспитывались воинами, способными дать отпор любым нападениям...
И бывало, если умирал хан/каган – его супругу могли оставить на месте супруга, которая благодаря талантливому правлению оставалась в памяти последующих поколений, почитавших аруахов – своих светлых предков. Иноземцы принимали это за почитание богов, как и уважительное отношение степняков к Солнцу, Луне, Земле, Огню и другим субъектам/объектам Мироздания... В тексте Авесты, к примеру, есть богини Анахита (Ана Кете) и Аши – это реальные праматери: племени Кете, и рода Ашебек племени Табын. Муж Ашебек также отмечен в наследии, это Аспамбет (Есімбет, Еспембет): «Аспамбет азан шақырды, Адай деп берді атымды» (дастан «Адай»). Все отмечены в шежре и др. источниках, а в Авесту, в Библию (Ашира) и др. попали при переселении из Степи после тысячелетней засухи... Пророк Зороастр (Жарастыр – по «Истории татарского народа» М.Закиева) в тексте Авесты не раз заявляет, что он из племени тама – тама и сейчас по Илеку живут и таминец Жарас агай у нас в совхозе ветеринаром работал.
 И антропология древнейшего населения региона была смешанная – европеидно-монголоидная, что подтверждается, как и обычай жеті ата – археологией и генетикой, к примеру останками охотников 34-тысячелетней давности на стоянке Сунгирь на краю города Владимира. Там нашли 65 тысяч артефактов, в т. ч. тысячу украшений... 
По источникам, тенгризм был и около 117 тысяч лет назад в начале Валдайского оледенения, когда северная часть региона находилась в зоне тундры и тундростепи, и тамошнее население жило в пещерах и подземельях, как змеи, выходящие на свет только для добычи пищи. Об этом символически свидетельствует и наследие многих народов мира, поскольку обладатели праязыка и их потомки расселились по всей планете. Если из фактического места действия, то вот эпос «Кобыланды батыр» варианта жырау Айсы Байтабынова из Кобдинского района Актюбинской области: «Қобыланды өзі тым шебер еді,/...серкенің мүйізінен/Тарақ істеп береді./Ай қараңғы, бұлт күні тарақтың сәулесі/Сәскелік жерге түседі».
Здесь Кобыланды (Коб жыланды), сидя под землей, изготавливает из рога животного испускающий свет тарак (трезубец). Древние слова и тексты абызы составляли многозначными и часть значений их сейчас приоткроем: «Коб» – кендгер кобан журты, кыпшак, мастер, Солнце. «Ыланды» – змеиный, добрый, абыз. Термин «змеиный» и то, что батыр сидит под землей, символически показывают время начала Валдайского оледенения. «Иыланды» – «добрый» (вспомните выражение «көңілі иіді» – душа подобрела). И еще: абызы в древности называли себя «змеями», у Моисея «Медный Змий» имелся, Иисус и др. светлые учения древности относились к этому образу положительно – это по ходу «заимствования» и «оседлывания» светлых учений эгоистами наряду с признанием рабства и других отрицательностей стали причислять Змия к «нехорошим» символам… Тарак (трезубец) – тамга живущих по Илеку и Кобде таракты табынцев, а также племен таракты Среднего жуза и жалаир Старшего жуза и это также один из самых загадочных знаков рунической письменности… Тарак (трезубец) отмечен в руках абызов и каганов Турана, в т. ч. Майкы (Джам, Йима, Аргы Мак) и «означал в начале лучи солнца, само Солнце и Тангры (Тенгри)» (булг. летописи «Джагфар тарихы). И пишется там, что абызы звали себя, свое племя/народ словом «қазақ». Слово это было священным и поэтому неабызы вместо него произносили «казаяк», казык, азык и т. д... Пришло теперь время и о словаре поговорить...
Состав сегодняшнего языка состоит из трех частей: 
1. Слова и фразеологизмы до 1900 годов до н. э. 
2. Измененные слова и фразеологизмы, и их измененные значения после 1900 гг. до н. э. 
3. Новые слова.
Слова и фразеологизмы первой части несут в себе следы первых слов охотничьих эпох и языковой реформы при кагане абызе Майкы в 15 тысячелетии до н. э., где словарь не имел ни одного слова с плохим значением, как в организме нет ни одного плохого органа.
Теперь об основополагающих формулах тенгризма. Абызы, ученые люди, возглавившие создание человека современного анатомического вида Homo sapiens, исходили из наличия трех реальностей:
 1. Мироздание (космос), во главе которого Абсолют. Тенгри (Тәңір) – одно из его имен.
 2. Природа, как часть Мироздания.
 3. Человечество, как один из видов живых существ Природы и, значит, Мироздания – живо и полноценно развивается – пока живет по законам Мироздания.
По взглядам абызов, на все составляющие Мироздания распространяются закономерности развития Мироздания, выражаемые в морально-этических принципах. Поняв и узнав это, а также и сами принципы, абызы воспитывали и образовывали людей согласно общим закономерностям Мироздания. К примеру, трудолюбивейших муравьев абызы назвали «құмырысқа», что буквально означает – «к песочному счастью», а таких же трудолюбивейших пчел – «ара», с буквальным значением «между». «Р» движения зажат двумя пространственными «а»… 
«Между» означает, что пчелы застряли между достигнутыми ими успехами и дальнейшим восходящим развитием, а муравьи в развитии дошли до «песочного счастья» и им дальше путь пресечен!.. За что? За нарушение закономерностей мироздания – эти трудяги разделили свои виды на касты: на рабовладельцев и рабов!.. Хуже была судьба видов, имевших непомерные аппетиты: динозавры, мамонты, саблезубые тигры и прочие – исчезли. Волков степняки уважают, но назвали «каскыр» буквально – «враждебно истребляющие» – этот вид остановлен в развитии за то, что лишал жизни животных больше, чем нужно для питания. Мамонта степняки звали «зіл» буквально – «тяжелый», да и русское «мамонт» (мамынт, мамыр) буквально – «тяжелый», потому и исчез из-за «тяжести».
«Человек» на казахском – «адам». «А» – «пространство» (по С. Кондыбаю). «Да» – «Бог», «Абсолют», «Тенгри». «М» здесь – «сын», «дитя», «творение». Имея в виду, что Абсолют вдохнул в человека частицу своего духа, буквально «адам» – «в пространстве Тенгри творение (дитя)» с основным смыслом «Тенгри с тобой, пока ты с Тенгри». То есть если человечество живет по законам Мироздания, то Тенгри с ним, если отходит от законов Мироздания (от морально-этических принципов) – Тенгри останавливает как «застрявших» или поступает как с динозаврами…
Тенгризм был компасом человечества, мировоззрением тех, кто к любому делу приступает со светлыми намерениями, тогда они удаются, т. к. поддерживаются законами мироздания. При темных намерениях человек становится игрушкой темных сил и тонет в темноте все дальше и дальше. Об этом есть и в религиях, но тенгризм – не религия, а мировоззрение, важно повторить еще раз. Ибо степной человек с самых древнейших времен придерживался морально-этических принципов, исходя из своих знаний, понимания мира, традиций предков и убеждений, добровольно, а религии пропагандируют мораль, пугая адом. Нередко представители религий говорят одно, а делают противоположное, другое и часто люди не знают, как к этому относиться. Степняк с древнейшести знал и понимал, что Абсолют есть и нужно соработничать вместе с ним, сотворчествовать, жить в соответствии с законами Мироздания, честно, основательно и справедливо… После распада Турана многое стало рушиться, но традиции помогали не тушить совсем в сердцах – свет предков…
Если в тенгризме «все люди – дети Адама» и все народы обладают равными правами, то религии их разделяют на «избранных» и не очень, настраивают нередко на войны между собой…
Пришло время и слову «мозг»: на казахском «ми», «мий», «мый». «М» – «творение». «Иі» – «Доброта», «Добрейший» (Абсолют, Творец)… То есть «Мий» – «Творение Тенгри» и если отказался человек от морально-этических принципов, от Доброты (!), то частица духа Абсолюта, которую он тебе вдохнул, уходит из твоего мозга, который теряет свой вес… Выходит, что духовность имеет материальность, как и материальность – духовность. Для людей Золотого века человечества эти и другие жизненные формулы были азбукой.
Очень интересен и следующий факт. Доцент МГУ С. Дробишевский в материале «Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозга. Антропогенез РУ» говорит, что «сейчас групповой рекорд размеров мозга принадлежит монголам, бурятам и казахам», а «все древнейшие (после 1900 гг. до н. э. – Т. К.) цивилизации возникли в средиземноморском поясе, где живут далеко не самые крупные и головастые популяции». Получается, что в нынешние четыре-три тысячи лет в целом динамически шел прогресс в средиземноморском поясе, но у них уменьшился мозг, а в степном поясе после распада Турана шел регресс, и наступила статика, но «групповой рекорд размеров мозга», как выразился уважаемый доцент МГУ, и сейчас принадлежит тем степнякам, общества которых находятся в статике. Как сие объяснить?..
Действительно, в связи с тысячелетней засухой и с уходом из жизни абызовской системы была потеряна прежняя динамика развития в Евразийской Степи. Наступавшая же после статика (застой, прерываемый иногда отдельными динамическими вспышками) способствовала тому, что уже в нашу эру степняки отстали от многих стран. Но в повседневности степняков сохранились многие формулы тенгризма и частица духа Тенгри все еще живет в мозгах и душах многих – потому и «рекордсмены по мозгу» пока… Но фактическое болонское образование с рекордной быстротой исключает из младших масс остатки тенгризма – так что в будущих нескольких поколениях нынешние «рекордсмены» быстро сравняются с несколько отставшей по этому физическому показателю среднестатистической массой…
Прогресс-динамика в технически передовых ныне странах очень сильно подвинул человечество к чудесам новых технологий, но без морально-этических оснований прогресс, как и предсказывали абызы тенгрийцы, привел к красным линиям, т. е. к возможному самоуничтожению планеты. Когда не останется ничего живого на планете. Но, возможно, до крайности с планетой не дойдет, т. к. уйдет из жизни только человек, как это случилось с динозаврами. Причину этого абызы также знали: информационное поле человечества есть часть инфополя Мироздания и просто при переходе красных линий двуногими будет нажата кнопка «стоп» только на человеческом сообществе… Есть в наследии много источников о том, что древнейшие абызы об инфотехнологиях были осведомлены на более высоких уровнях, чем нынешние интеллектуалы, специалисты этой отрасли. Об этом можно написать тома, но на этом пока завершим… Для тех же, кто хочет исследовать тему: все это есть в словаре человечества, т. к. абызы предвидели многие катаклизмы и то, что государства можно строить и тысячи лет, но всего лишь одно бездарное, жадное, эгоистичное поколение может разрушить их в считанные месяцы… Потому для справедливых и основательных потомков предки оставили свои заветы в необозримом наследии, которое не уничтожишь, пока жив хоть один праведник…
И все же не дает покоя вопрос: как можно, обладая таким даром как наибольшие на планете мозги, этот качественнейший инструмент для восходящего развития – быть отсталыми и веками, тысячелетиями глотать пыль уходящих вперед караванов? Ведь, к примеру, Создатель любит ақкөңілді (добродушного) казаха и вот опять уже 33 года мы свободны в своем государстве на родной земле, а отстаем от прогресса. Ну, что, свободные: попросили иностранцев пробурить в своей родной земле дырки и качать нефть, от продажи той нефти иностранцы получают денежный доход, небольшую часть коего отдают как бы местным, половину этих денег олигархи держат в банках за рубежом… Ни передовой науки, ни технологий, ни гуманитарного воспитания и образования: ученые, инженеры, изобретатели, писатели, поэты ниже уровня охранников банков – по зарплате. «Аш жалаңаш ақын!» (голодный, голый поэт) – статью с таким заголовком в газете «Қазақ әдебиеті» написал Кадыр Мырзалиев в 1990 годах, он умер 24 января 2011 года, прошло ровно 13 лет после его смерти – но поэтам и писателям до сих пор гонорара за их стихи и книги никто не платит!.. Ну, какое воспитание будет у молодых поколений, если тем, кто готовит пищу для их воспитания – не на что жить поэто-писательским трудом? Таково отношение и ко многим определяющим место страны в мире специальностям – вспомним кластерность родов, племен, союзов и государств ранней древности – ни один из тех субъектов не допускал своего отставания ни в одной жизненно важной отрасли!.. Ну, что скажешь, если на научные и опытно-конструкторские разработки «рекордсменами» 30 лет выделялось ежегодно не более 0,16% от ВВП, если порогом безопасности страны считается в мире 2%, а передовые государства выделяют до 4% и больше?! Если у нас Мерседес (мозг) всю жизнь стоит в гараже, а другие пользуются своей машиной каждый день – кто будет конкурентоспособен более, о, братцы и сестренки?..
С уходом из родных просторов слоя Учителей Жизни, то есть Абызов, степняки потеряли Вдохновение, по-казахски – Шабыт. Это слово из древнейших охотничьих эпох, когда создатели праязыка ориентировались на звуки, издаваемые братьями меньшими. К примеру, слово «ыр» (от него «орда», «порядок», «ordo», «ordnung», «тәртіп» и др.) – от подражания рычанию волков и собак 
(С. Кондыбай). «Б»-акценты – блеющие, «м»-акценты – мычащие и т. д. Так вот, «ыт» (ет, ит) – «делай», «мясо», «собака» – тоже из охотничьего обихода. «Шаб» – «беги!», «руби!», «нападай!». Тогда «шабыт» буквально – «бег (убыстрение) дела», «вдохновение», «прогресс» (буквально с латинского – «движение вперед»)!.. Получающие наибольшее количество Нобелевских премий евреи каждую субботу своей жизни семьями изучают «Тору», постигая простые, образные и секретные слои древнейших текстов, изощряя мозг и этот день недели они зовут «шаббат» – словарь абызов раннейших охотничьих эпох Волго-Урало-Казахстанского региона жив и в деле у этого народа... Английская поговорка утверждает: «если есть воля – есть и путь»... Слово «воля» (волиа) на казахском – «жігер», «иігер», на латинском – «will», на английском – «will». Абызовское «иігер» здесь буквально – «творец», в смысле «создатель нового продукта». Доярка, когда при дойке корова не спускает молоко, просит корову: «Иы, иы, иы!» – «дай продукт, дай продукт, дай продукт!». Но потерявшие волю к творчеству и вдохновение даже самые добродушнейшие общества никак не проснутся и не дают новых открытий и изобретений. Матери талантов и гениев продолжают рожать, но в обществе, находящемся в статике, их способности не нужны – формула Л. Н. Гумилева. В русском, латинском и английском языках корень «и» от первичного «иі» тоже в словах, как видите, сохранился… Значит, для восходящего развития человечества необходимо сочетать и морально-этические принципы и научно-технический прогресс. Динамика нужна и той и той сфере. Как в поговорке: «На Бога надейся, да и сам не плошай». Судя по этой поговорке, отсутствие соработничества и сотворчества с Абсолютом приравнивается с плохим делом и ведет к отсталости и неконкурентоспособности. А уменьшение и отсутствие нравственности ускоряет деградацию человечества и ведет к прямой его гибели…

Университеты тенгризма до 1900 годов до н. э.

Встает вопрос: как же абызы добивались того, что создаваемое ими разумное и нравственное человечество многими тысячелетиями шло вперед по восходящей? Обратимся опять к археологии. Посмотрите на Аркаим, открытый замечательным археологом Геннадием Борисовичем 
Здановичем (1938–2020). Этот город – пример древних университетов, дававших знания и умения массам молодежи по всем отраслям знания. Другой замечательный археолог Зайнулла Самашулы Самашев говорит, что от реки Тобол тянется цепь древних городов до Мангистау. Фактически же их в Волго-Урало-Казахстанском регионе в десятки раз было больше и многих из них мы больше никогда не найдем. Дело в том, что эти университеты древности стояли на перекрестках пастбищных путей и два раза в год менялись там составы студентов: в марте, когда пасущиеся животные, а за ними охотники и скотоводы – шли к летним пастбищам и в сентябре – когда шли к зимовкам.
Аркаим археологи датируют XXVIII – XVIII веками до н. э., то есть он был покинут после распада Турана. Примером факта практического обучения студентов является наличие там в каждом доме работающей металлургической печи, где плавили медь. Позволим выдержку из того, что сказал археолог Г. Б. Зданович по этому поводу, вы ахнете: «Мы раскопали в Аркаиме 30 жилищ… водный колодец… остатки меди… рядом место прокала и между ним (это оказалась печь) и колодцем отверстие, глиняный обожженный стержень связывал печь и колодец… Для меня это было потрясением. В Ригведе говорится о боге огня Агни, родившимся из темной таинственной воды. Это не давало покоя тем, кто изучал религию, мифологию – «Как так? Бог огня родился из воды? Такого быть не может!». Поддув, шел от воды из колодца в печь. Рядом с колодцем и печью лежала руда. Мы привезли свою руду и тут же получили металл… Мы работали с немцами… эти немцы были поражены, все время восклицали: «Как гениально, как гениально!». Мы получили медь из руды с помощью поддува этого колодца (глубина 3-4 метра). Там в каждом доме своя металлургическая печь» (Минск. 19.04.2010).
Мы здесь видим пример поражения ученого мира – тем, что представляемый в религиях и мифологиях «выход огня из воды» (как это так?) оказался соответствующим реальности – благодаря исследованию Аркаима. Но об этом феномене, о «выходе огня из воды», словарь казахского языка говорит уже десятки тысяч лет, может, и сотни тысяч лет!.. «Ақ» – «теки!». «Ағын» – «течение воды». «Жағын» – «огонь». Абызы физику знали и до Валдайского оледенения, а поздние деятели разных стран использовали тенгристское знание уже для своих личных целей, в данном случае – в качестве религиозных символов... Потрясаетесь?..
Представьте: на Аркаим и дальше в Зауралье и Западную Сибирь шли в марте каждого года, на летние пастбища следовавшие за пасущимися животными мобильные охотники и скотоводы из Приилекских, Мангыстауских, Среднеазиатских и прочих просторов. На одной из Арало-Каспийских научных конференций, которых в Актобе прошло уже три, говорилось, что даже в XIX веке в Зауралье еще ходили на летние пастбища из Сырдарьинских степей. Житель аула Майдан Акбулакского района Оренбургской области Казихан аксакал рассказывал мне – по словам его деда каждую весну около его аула по мартовскому льду переходили в сторону Зауралья адайцы из Мангыстау и из всего Устюрта. Кыстау моего прадеда Бексултана еще в начале XX века стоял на правом берегу Кобды недалеко от могилы Кобыланды батыра, а его прадед в 1830 годах участвовал в движении батыра Жоламана, протестовавшего против строительства линии Орск – Троицк, которая загородила путь к многим летним пастбищам в Зауральской стороне. Шли, как выше говорилось, маршруты и по линии Юг – Север в Поволжье и Западном Приуралье. И на этих маршрутах цепи городищ-университетов занимались тысячи лет обучением студентов. Обучали всем профессиям: как стать абызом, учителем, астрономии, медицине, географии, геологии, шахтерству, металлургии, кузнечеству, животноводству, ветеринарии, агрономии, работе с деревом, обработке кожи, шитью одежды, строительству домов и юрт и прочим нужным специальностям. Ну, кто на планете знал астрономию, географию, ветеринарию и медицину лучше мобильного охотника и скотовода, обошедшего и обплававшего весь мир? Прочтите внимательно о Токсарисе и Гиппократе, о Прометее уже говорили, о каменной и металлиндустрии тоже, но остановимся на мореплавании и агрономии. Здесь места уже становится мало для примеров, потому только скажу, что очень большой из океанов носит имя степняка Атланта, а Балтийское море называлось Сарматским и Северный Ледовитый океан – Скифским. Самая северная точка Евразии на мировых картах еще в XVII веке называлась мыс Tabin (сейчас Челюскина) и самая восточная (сейчас Дежнева) – тоже мыс Tabin! Потому-то Посейдон считается покровителем мореходства и коневодства. Вначале степняки из талы сплетали қорап (короб), обтягивали шкурами и получался корабль – поняли, из какого языка термины первичного мореплавания? Чтобы начать входить в историю мореходства, прочтите об этом в «Истории англосаксов» Ш. Тернера...
А теперь об агрономии. Я сам окончил Оренбургский сельхозинститут по специальности «Ученый агроном-экономист» и очень благодарен своим замечательным преподавателям за полученные от них знания. Но агротехника, к сожалению, в большинстве своем остается механистичной и люди при урожае в 10 центнеров зерна с 1 га говорят, что не зря сеяли, при 15 радуются, а при 20, 30, 40 – рекордсмены. А в 1943 году актюбинец Шыганак Берсиев получил 201 центнер проса с 1 гектара. И около десятка бригад области более чем по 100 центнеров с 1 га. Шыганака наградили орденом Ленина, заработанные деньги он отдал на постройку танков для фронта. Об этом есть в газетах тех лет, книгах, в т. ч. Бертольда Брехта «Тары». Когда его пригласили в Москву, Шыганак спросил президента Академии наук Т. Д. Лысенко: «…я сею просо, когда перестает дуть ветер с Каспия, поливаю просо, когда просо хочет пить... А вы как думаете?» Академик честно ответил: «Вам лучше знать». Все знают, что за столетие один или два раза любой вид растения или животного может дать невиданный урожай или приплод… Создается это оптимальным сочетанием всех факторов жизни именно для этого вида. И абызы знали и умели создавать такое оптимальное сочетание факторов – что говорит о том, что такое знание и умение есть продукт многих тысяч лет наблюдений… Шыганаку достались какие-то останки знаний и умений предков, о таких людях говорят: «…арқасы бар»...
Слово «Арқа» олицетворяется в одном из своих несущих значений как воздействующее инфополе отцов и даже Құдырета на отдельного человека или даже на целые поколения, немногие люди почти каждого поколения им владеют. Йым, Иім, Им – Доброта и в данном случае Арқаим – «Отцов Доброта»... Все тут осмысленно, братцы и сестренки – посмотрите на контекст местности – реки Ұлы Қаракен, Өтекен и т. д., нет ничего случайного в сохранившейся священной топонимике. Арқа Иім, как и десятки таких университетов, внедрял, воспитывал в студентах обе стороны динамического развития – морально-этические принципы и научно-технологический прогресс. Что там учили и агрономии, показывают небольшие участки посевов проса и ячменя и нередко сегодняшние ученые (!), привыкшие, что «10ц/га – это не зря сеяли», в научных журналах задаются вопросами: участки малые – разве можно с них прокормиться? А почему тут частые пожары были? Руда есть, металл есть, а шлака и мусора в Аркаиме нету?! И вообще, для чего его построили?.. Дочь прадеда, Канзада апа, прожившая 93 года, рассказывала мне: «…при приезде на кыстау рвали всю траву вокруг и мусор, что горит – сжигали, что не горит – отвозили на телегах в специальные места и закапывали… При пахоте и забое скота просили у Природы прощения: «…сенің жазығың жоқ, менің азығым жоқ». Весной то же самое делали – чтобы при степном пожаре огонь к дому не подошел…».
Официальная наука часто не знает внутренней жизни тех, о ком пишет. Что видит снаружи, про то и поет, часто – по заказу... Но есть и редкие личности, верные настоящей истине и умеющие идти наперекор профанации науки. Выше я упоминал выдающихся археологов Г. Б. Здановича, 
З. С. Самашева, Н. Л. Моргунову, 
С. В. Богданова, теперь скажу об академике РАН директоре Института Степи в Оренбурге Александре Александровиче Чибилеве. Со всеми ими, хоть и короткое время, имел счастье общаться, а с 
З. С. Самашевым встречался на одной из конференций. А. А. Чибилев применяет часто к нашему региону термин: «очаговое земледелие». И вправду, к примеру в Казахстане 60% территории занимают пустыни и полупустыни, 25% сухие степи с рискованным земледелием, только 5% леса и остальное гористая местность. Поэтому тут сплошная распашка и механистичность агротехники, применяемой в других почвенно-климатических уровнях – не годится. Шыганак сумел в своей работе учесть конкретику...

Образование и воспитание на местах до 1900 гг. до н. э.

Представим схематически управленческую систему сверху вниз: каган Турана – хан члена конфедерации Туран – бек/би большого союза племен/жуза – бек/би малого союза племен – бек/би племени – бек/би рода – би попрода. Все эти должности занимали люди с высшим образованием, прошедшие многоступенчатое обучение в университетах, подобных Аркаиму. Прошли реку знания и понимания – в сказаниях можно встретить, что Моисей или другой древний персонаж плыл в детстве в корзине/коробе по воде, или как Алаша с матерью через Сырдарью переправились и т. п. – это говорит об их посвященности в секреты Вселенных, об учености – это абызы... Термин «жрец» не годится, т. к. в исторической литературе он осквернен тем, что применяется принадлежностью выдуманного кастового или рабовладельческого построения, о котором в хартленде до н. э. и не знали...
В родах, подродах, племенах занятия индивида с воспитателями начинались, когда еще человек лежал в утробе матери – кормили мать так, чтобы это способствовало рождению энергичного, талантливого в необходимых профессиях человека – почитайте наследие... На местах ведь практически не было ни одного неграмотного человека, ибо к 12 годам мальчики и девочки отлично знали многие предметы, особенно астрономию и географию и любой из них мог хоть днем, хоть ночью свободно ориентироваться и найти любой родник, гору, пастбище и реку маршрутов своего рода – на расстоянии тысяч километров. Незнание могло привести к серьезным конфликтам между родами и племенами: придет род на свое летнее пастбище, а трава там уже съедена, вытоптана и скот будет голодный, начнет худеть и падать – оттого, что кто-то залез на не свою территорию!.. Кстати, поход Моисея по пустыне – повторение похода Алаша на восток Степи около начала 15 тысячелетия до н. э. Имя Моисей составлено из имен Майкы и Алаша в огузском акценте, а Мойша – в кыпшакском акценте. О том, что авраамические религии использовали тексты тенгризма, читающий книги мир знает и удивляться нечему.
Так вот, на местах результативное воспитание и образование населения было поставлено отлично, ведь для этого нужны лишь три вещи: резерв времени, усердие управленческо-образовательного аппарата и желание учащихся. Богатая мамонтова фауна давала возможности иметь запасы пищи, потому с самого начала оледенения резерв времени имелся. И среди управленческо-интеллектуального слоя временами могут попадаться честные инициативные люди, обладающие организационными талантами и стратегическим мышлением. Будущему человечеству повезло с хартлендом – в древнейшести здесь нашлась могучая кучка мыслителей-организаторов, которые смогли запустить механизм восходящего развития человечества на многие тысячелетия... Главное – чтобы этот механизм был выгоден всем, сверху донизу, снизу доверху и по горизонтали – это делать абызовская система тогда умела...
О каждом человеке на планете степняк и сегодня говорит: «Ол да Адам баласы – он тоже сын (дитя) Адама» – формула единства человеческого рода, сформулированная первыми абызами, понявшими закономерности Мироздания. И с тех же пор и до сих пор степняк при встрече приветствует: «Армысыз?» – «Честны ли вы, справедливы, достойны, добры, правдивы, благородны, основательны, совестливы, стыдливы?». Отвечает: «Армыз. Бармыз» – «Да, мы честны, справедливы, достойны, добры, правдивы, благородны, основательны, совестливы, стыдливы. Мы есть». Мы здесь приводим примеры на казахском языке, но их можно привести и на основе и других языков, вопрос только в том, насколько сохранились первичные слова за четыре с лишним тысячи лет после 1900 годов до н. э. Скажем, в русском еще недавно также приветствовали при встрече: «Гов еси (Солнцем расти), добрый молодец»! И при прощании: «Честь имею!». «Говеть» означало – «жить». В казахском до сих пор понятие «жить» обозначается словами «күн көру», что буквально – «Солнце видеть». У евреев Иегова – «Доброта Солнца». Коб, знаете – Солнце, как и Гов на русском, корень один... Достоинство – от дост (друг). Добро (до бір о) – бог один в пространстве. Правда (бір аб да) – один отец бог…
Главным житейским принципом тенгризма в международных отношениях был лозунг: «Солнце светит всем».
...В Степи Тенгир (Танир), в Шумере Денгир, в Египте Атон и Итен, в Риме Тин, в Китае Тян, у японцев в синтоизме Тенри, у русских День, у германцев Один, реки Днепр, Днестр, Дунай и т. д. «Да будет День!» – восклицают русские. Англичане каждую среду приветствуют Его, называя этот день – Wednsday – «в честь Одина, верховного олицетворителя мудрости и равновесия», установил им названия в IV веке римский император Константин. Еще много можно привести примеров сохранения рациональных зерен прошлого в самосознании человечества. Сегодня пришло время о них поразмыслить… Задача исполнения своего предназначения в том, чтобы рациональность всегда основывалась на законах Мироздания, определяющих восходящее развитие. Мобильный охотник, на заре своего восхождения, будучи еще рядовым звеном пищевой цепочки на суровых открытых просторах, пересекая за год дважды самые разные ландшафты, самим климатом приучался быть очень рациональным и часто в пути поглядывал на Небо, бормотал: «…я с тобой!».
Таң на казахском буквально – «Рассвет», «Утро», «Заря». Таңір – «Дающий Рассвет».
Мы идем ли к пониманию – почему все еще жив человеческий мир?.. 
В ошибках прошлого никто из нынешних не виноват, достижения же прошлого нужны всем живым, ибо все еще имеются возможности продолжать свой восходящий путь. Нужны лишь доброта, вдохновение и воля. Всех. Все сегодня конкурирующие между собой вышли из одного корня. Потому и нужен широкий взгляд на историю, а не зацикливание на отдельных периодах и моментах, как бы они не были важны, победительны или трагичны. Сохранить человечество и каждого человека – задача.
...Поэты Древней Греции с грустью и надеждой воспевали ушедший Золотой век. Вот, поэт Гесиод (VIII–VII века до н. э.) в поэме «Труды и дни»: «Поколенье людей золотое. Жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, горя не зная... Умирали, как будто объятые сном. Сколько хотели трудились, спокойно сбирая богатства. Стад обладатели, любезные сердцу счастливых» (перевод В. В. Вересаева). Обращения лучших людей Греции нередко были адресными, вот строки Гомера, жившего около 1000 годов до н. э. – в «Илиаде»:
«Зевс обратил свой взор в даль, 
на земли конеборных фракийцев, 
Сражающихся врукопашную мисийцев 
и дивных доителей
Кобылиц, млекоедов и абиев, 
справедливейших из людей...»/

В V веке до н. э. поэт Херил отмечал:

«И саки, пастыри овчин, скифского рода, 
но обитатели,
Богатой пшеницею Азии, 
высланцы тех кочевых,
Что самые между людей 
справедливые»...
Тосковали греки по Золотому веку».
Продолжим же наш Общий Путь, дети Адама и Евы!.. Глядя на зеркало Мироздания, которым является первичный тенгризм, объединимся с опорой на то, что есть лучшего и светлого в разных учениях, мировоззрениях, религиях, общественных и этнических группах – ради восходящего развития человечества!

 г. Астана

1811 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми