• Общество
  • 20 Февраля, 2024

ЭПОХА ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ КАЗАХСТАНА

Каков политический прогноз для Казахстана на 2024 год? Как вызовы современного мира влияют на наше государство, и в чем заключается концепция китайского проекта «Один пояс и один путь»? На эти и другие вопросы корреспондента журнала «Мысль» отвечает политический аналитик, директор Центра политических исследований Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК Айдар Молдашович АМРЕБАЕВ. 
 

– Делать прогнозы – это дело не совсем благодарное… Могу лишь высказать свое мнение относительно некоторых актуальных трендов развития во внутренней и внешней политике государства и складывающейся геополитической конфигурации вокруг Казахстана, – отмечает А. Амребаев. – В отношении внутренней составляющей политики, можно сказать, что политический процесс становится все более и более определенным после «безвременья», связанного с транзитом. При этом складывающаяся ныне диспозиция старых и новых «игроков» характеризуется конфликтом интересов. И это очень серьезный фактор дестабилизации внутренней политической обстановки. При этом состояние казахстанского общества характеризуется своеобразной «дисперсностью» и маргинализмом, говоря простыми словами, речь идет о раздробленности и расщеплении социума на различные сегменты по различным критериям. Например, чрезвычайное социальное расслоение, распад традиционных структур, объединяющих людей, в числе которых семья, трудовые коллективы, родовые и этнические структуры. Информационная цифровая среда, в которой мы оказываемся в условиях глобальных коммуникаций, является серьезным вызовом для нашей национальной идентичности. Фактически, Казахстан находится в эпицентре современных гибридных информационных войн, что настоятельно требует от государства превентивных мер по отражению информационных атак и формирование устойчивого и патриотичного национального информационно-идеологического контента, защиты собственного информационного пространства. Думаю, что деятельность государства будет сосредоточена на этом направлении в данном сегменте национальной безопасности. Социально-экономическое положение граждан переживет серьезный «стресс», связанный с реализацией новой экономической политики, анонсированной Президентом страны, а также действующие олигополии и монополисты предпримут действия по сохранению незаконно приобретенных активов, как в стране, так и за рубежом. Мы будем наблюдать определенный общественный разлом между сторонниками нового, Справедливого Казахстана и прежними адептами. Межэлитный конфликт будет проходить с особой интенсивностью, что может сказаться на общественной стабильности по различным основаниям.
Внешняя политика государства будет нацелена на сохранение баланса внешнего влияния, нейтрализации гибридного вмешательства во внутренние дела страны, выстраивания контрбалансов деструктивному внешнему воздействию. При этом турбулентные международные процессы, связанные с конфронтацией Запада и России, конкуренцией Китая и США, противоречиями между «Богатым Севером» и «Бедным Югом» будут набирать силу и в ряде стран могут привести к формам «горячих» столкновений интересов. При этом, в некоторых странах, имеющих непосредственные интересы в Казахстане, пройдут выборы глав государств, например, выборы президентов в США, России, Азербайджане и других, что предоставит определенное «окно возможностей» или «время тишины» для выработки адекватных внешнеполитических решений Казахстану по минимизации деструктивного влияния. Это время должно быть потрачено на укрепление функциональной мощи государства в различных аспектах и усиление международной субъектности страны. При этом непредсказуемость итогов выборных процессов в важных для нас странах, создают определенные риски, требующие серьезного внимания и экспертной оценки потенциала влияния на нас. 
– Как Вы в целом оцениваете деятельность Президента РК Касым-Жомарта Токаева не только во внешней, но и во внутренней политике Казахстана?
– Действующая власть в стране реализует стратегию по укреплению своего авторитета и влияния после попытки государственного переворота в январе 2022 года. Президент поступательно формирует новый «политический класс» в стране, осуществляет целенаправленные мероприятия по демонополизации и деолигархизации в экономике, что вызывает сопротивление прежних элит. Полагаю, что данный процесс является объективно необходимым с точки зрения формирования здорового конкурентного политического поля в Казахстане и оздоровления социально-экономической ситуации. При этом, возникает необходимость консолидации усилий различных общественных сил, как близких к Главе государства, так и представителей гражданского общества, имеющих альтернативные взгляды на дальнейшие перспективы развития страны, вокруг идеи и ценностей построения справедливого, прогрессивного государства. Касым-Жомарт Кемелевич с первых дней вступления в должность предложил концепт «слышащего государства», который призван установить постоянный, честный, конструктивный и заинтересованный диалог власти и общества. Эта модель создает платформу рекрутирования во власть здоровых сил общества, реализации на практике принципов меритократии, открытых «социальных лифтов» для новой генерации политиков. У нас на деле сегодня происходит смена политических поколений. Вместе с ней приходит новый политико-идеологический дискурс, предъявляющий к ним иные, чем прежде, требования. По меткому выражению американского профессора Марлен Ларуэль, новые независимые страны Евразии переживают эпоху «постпостсоветскости». Конечно, в разных государствах она вступает в свои права с разной степенью восприятия и укорененности. Ряд стран переживают экзистенциальный кризис в связи с этим, столкновение национальных интересов, геополитических ориентиров. Пример военного конфликта России с Украиной – красноречивый пример. Иные государства прибегают к модели адаптации, уже показавших свою состоятельность, моделей постлиберального социально-политического и экономического устройства, другие мучительно «топчутся» между прошлым и будущим. Касым-Жомарт Кемелевич, как достаточно искушенный политик-дипломат, обладая открытым, незашоренным сознанием, прагматично выстраивает идеологию самостоятельного национального развития, опирающейся, как на передовые модели Запада и Востока, так и нереализованный пока в полной мере потенциал национальной идентичности. Если хотите, перед ним стоит просветительская задача созидания современной нации-государства. С моей точки зрения, его политическая миссия на посту Главы государства состоит в создании институциональных условий для сохранения и упрочения государства в условиях перехода современного мира к новой парадигме развития, новому мировому порядку со всеми соответствующими рисками и возможностями. Укрепление функциональной мощи государства, конкурентоспособность национальной экономики, выход ее из «ресурсного проклятия», раскрытие потенциала национального человеческого и социального капитала, использование внешних «окон возможностей» вместе с нейтрализацией потенциальных угроз суверенному развитию Казахстана, – таковы проблемы, над которыми работает Президент. Что касается внешнеполитического климата вокруг Казахстана, то Президенту Токаеву достаточно успешно удается реализовать стратегию баланса и синергии разнонаправленных внешних векторов и импульсов, несмотря на серьезные вызовы. 
– Президент К.-Ж. Токаев неоднократно в своих выступлениях отмечал, что мы строим Справедливый Казахстан. Концепция «слышащего государства», как Вы уже отметили, стала одним из элементов его политики. Вместе с тем, в ходе претворения всех этих идей Главы государства, наблюдается много перекосов в их реализации нашими чиновниками. Что на деле, в Вашем понимании, должна представлять эта концепция? 
– Одной из проблем идеи Справедливого Казахстана является ее концептуальная незавершенность и отсутствие согласованной со всеми участниками, идеологии изменений, понятной и принятой большинством населения. Кроме того, явной проблемой является слабая реализация политики Справедливого Казахстана на практике. Это связано, как с непониманием чиновничеством своей миссии, так и с бойкотированием и инерцией сопротивления изменениям старой элиты. Опора на государственную бюрократию и недоверие к гражданскому обществу, проявлявшееся ранее властными структурами, создало почву для перманентного конфликта интересов, то, что было выражено в классической формуле «верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому». Отсутствие социального доверия как к государственным органам со стороны общества, так и к институтам гражданского общества со стороны властных структур, доставшееся в наследство Президенту Токаеву, являются серьезной проблемой на пути построения Справедливого Казахстана. Сохранение ограниченности «социальных лифтов» для большинства людей и кулуарности практики принятия решений на разных уровнях создает эффект «затромбированности» каналов общественной коммуникации. С моей точки зрения, концепция Справедливого Казахстана требует объективной экспертно-аналитической проработки с четкими критериями и индикаторами достижения. Она должна быть понятна и принята различными слоями общества и последовательно реализована посредством прямого диалога общества с властью, активного политического участия граждан в делах национально-государственного строительства. Односторонняя дорога реформ только со стороны государства вряд ли способна достичь эффективных результатов даже при подключении всего административного ресурса и мощи социальной политики государства. Необходимо стимулировать рост среднего класса и широкое представительство его интересов в представительных и законодательных органах власти. Государство нуждается в реализации на практике принципов меритократии при формировании государственных органов, а также строгом руководстве системой сдержек и противовесов различных ветвей власти и функционирование на деле правового государства. 
– Мы сегодня наблюдаем усиливающуюся интеграцию экономик и обществ во всем мире (это видно на примере стран ЕС и Запада). Как процессы глобализации, вызовы современного мира (с учетом последних событий в мире) влияют на наше государство? То есть, как внешнее влияние сказывается на Казахстане? 
– Существуют конструктивные и деструктивные факторы внешнего влияния на Казахстан. Для их оценки, как конструктивных или деструктивных, необходима объективная и непредвзятая аналитика. Вместе с тем, можно сказать, что имеющиеся глобальные проблемы современности непосредственно влияют на внешнеполитическое позиционирование Казахстана, выстраивание актуальной внешнеполитической повестки дня. В этом плане, как мне кажется, нашему руководству пока удается сдерживать воздействие деструктивных факторов внешнего влияния и использовать выгодную внешнеполитическую и внешнеэкономическую конъюнктуру. Я имею в виду, например, ситуацию конфронтации Запада и России. Казахстану удается избежать наложения вторичных санкций и диверсифицировать вектора внешнеэкономических ориентиров. В частности, в настоящий момент Казахстан является активным участником проекта налаживания так называемого «срединного коридора», – Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) из Китая в Европейский Союз в обход России. Мы используем синергию встречного движения двух инициатив, – «Пояса и пути» с Востока и «Global Gateway» с Запада, что может дать положительный эффект в плане становления Казахстана как реального транспортно-логистического хаба между Востоком и Западом, Севером и Югом. 
Другим примером позитивного влияния глобальной повестки дня является климатическая повестка. Это позволяет Казахстану актуализировать вопрос климатических изменений через призму разрешения экологических проблем в Казахстане и односторонней привязки экономики к нефтяным ресурсам. Стратегия постепенного достижения углеродной нейтральности и переход на возобновляемые источники энергии весьма актуален для Казахстана, как с точки зрения перехода на новое качество экономики от сырьедобывающей к высокотехнологичной, производящей, так и позиций улучшения экологии и международного имиджа страны. 
 – Анализируя роль Китая в мировой экономике и инициативу последних лет КНР «Один пояс, один путь», а также историческую встречу глав государств КНР и ЦА в г. Сиане в прошлом году «Китай – Центральная Азия», открытие нового десятилетия китайской инициативы на 3 Форуме в Пекине, какие сегодня возможности и перспективы открываются для Казахстана? 
– Я уже сказал о том, что у Казахстана появляется хороший шанс стать на деле транспортно-логистическим хабом. В целом, китайский вектор внешней политики Казахстана является сейчас для нас одним из наиболее значимых и перспективных. Как отметил наш Президент, «Китай для нас является ответственным и надежным партнером» в стремительно меняющихся международных условиях. Он позволяет выстраивать контрбаланс деструктивному противостоянию Запада и России. Вечное всестороннее стратегическое партнерство, договор о котором подписан между главами Казахстана и Китая, создает прочную основу для согласованного встречного движения. Одним из проявлений доброй воли является введенный после сианьской встречи с осени 2023 года безвизовый режим для граждан наших стран в течение 30 дней. Это важный шаг на пути реального сотрудничества и укрепления доверия между нашими народами. Открытие необъятного рынка Китая является безусловным благом для нас и хорошей возможностью для отечественных предпринимателей. А привлечение китайских коммерческих инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса позволяет «перезапустить экономику» на новой технологической и рыночной основе. Особенно актуальными с точки зрения улучшения качества профессионального человеческого капитала Казахстана, является, например, проект развития «Мастерских Лубаня» (сети профессионально-технических учреждений образования. – Прим. авт.) или скоординированный между странами, переход на рельсы цифровой экономики. Для нас представляет большой интерес в этом отношении успешный пример Китая по расширению доступа граждан к передовым IT-решениям и услугам. 
– Вы являетесь членом правления экспертного клуба «Один пояс и один путь» (созданного по инициативе казахстанских ученых и экспертов, занимающихся изучением казахстанско-китайских отношений). В чем заключается инициатива, каковы цели и задачи, а также философия проекта КНР «Один пояс и один путь»? 
– Философия «Пояса и пути» – это своеобразная стратегическая модель глобализации по-китайски. Одновременно с этим, «Пояс и путь» – это экономическое обоснование идеологической доктрины возрождения былого величия Китая, достижение «китайской мечты» о процветающем и гармоничном обществе. В определенном смысле, данная инициатива стала внешнеэкономической концепцией «выхода Китая из тени». Можно сказать, что провозглашение данной инициативы в сентябре 2013 года в столице Казахстана – Астане, ознаменовало собой открытие миру Китая, как страны, успешно реализовавшей стратегию «реформ и открытости» под руководством Дэн Сяопина, прозванного архитектором китайских реформ. Действующий Председатель КНР Си Цзиньпин продолжил строительство «социализма с китайской спецификой», но уже в новую эпоху, что ставит его вровень с такими выдающимися китайскими руководителями, как Мао Цзэдун и Дэн Сяопин. Успехи Китая по «Пути на Запад», благодаря которым страна устраняет имевшиеся диспропорции в развитии регионов, китайское руководство увидело новое «окно возможностей» для реализации китайской модели глобализации, как взаимосвязанного и взаимозависимого мира, устремленного к совместному процветанию. Так родилась сначала концепция налаживания Экономического пояса Великого Шелкового пути на континентальном треке в западном направлении, а затем, Морской Шелковый путь XXI века на восток. В объединенном варианте сегодня эта инициатива носит название «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative). Основной целью данной геостратегической концепции является создание благоприятных условий для связи емкого рынка Китая с развитыми рынками Востока и Запада, модернизация транспортно-логистических коридоров между странами-участниками инициативы. В конечном итоге, «Пояс и путь» нацелен на то, чтобы вывести китайскую экономику на лидирующие позиции в мире, а также способствовать росту благосостояния, экономического процветания страны и достижения достойного этой страны, политического влияния Китая в мире.
Казахстан с самого начала провозглашения этой инициативы стал активным участником проектов «Пояса и пути». По итогам 3 Форума «Пояса и пути», обобщившего итоги десятилетия инициативы осенью прошлого года, было признано, что Казахстан является образцовым партнером данной инициативы. Благодаря самому высокому уровню двусторонних отношений, – всестороннему стратегическому вечному партнерству Казахстана и Китая, удалось реализовать множество совместных проектов в транспортно-логистической сфере, в плане диверсификации нефтетрейдинга, индустриального сотрудничества по строительству совместных предприятий, наращивания торгово-экономического сотрудничества и гуманитарного взаимодействия. Для Казахстана чрезвычайно важно поддерживать высокий уровень взаимодействия с Китаем, который является серьезным и ответственным партером в различных международных организациях, где участвуют оба государства, например, таких, как ШОС, СВМДА и других. В многовекторной внешней политике Казахстана Китай играет роль стратегического контрбаланса с другими векторами, что позволяет нашей стране сохранять устойчивость и безопасность. Китай также представляет поистине безграничные возможности, как один из самых емких и состоятельных рынков для нашей страны. Таким образом, участие Казахстана в стратегической китайской инициативе «Пояс и путь» отвечает нашим национальным интересам и расширяет возможности укрепления нашей международной субъектности. 
– На Ваш взгляд, какие лучшие черты политических и экономических реформ Китая может взять для себя за основу Казахстан? 
– Думаю, что опыт китайских реформ весьма показателен для многих стран с переходной экономикой. Не является исключением и Казахстан. Китай выработал очень гибкую экономическую модель с учетом государственного патернализма (то есть сильного централизованного государства), объединяющей нацию идеологии социального партнерства (социализма с китайской спецификой) на рыночной основе. Особенностью современной идентичности Китая является гармоничное сочетание традиционных китайских ценностей, коммунитарной идеологии партнерства и устремленности к адаптации передовых технологических инноваций. Казахстану, с нашей точки зрения, было бы очень важно адаптировать опыт этой страны по сохранению сильной государственности и рыночной мотивации хозяйствующих субъектов, создание для них условий для развития и освоения рыночных ниш. Исключительное трудолюбие и патриотизм могут также стать хорошим примером для формирования нашей национальной трудовой этики. Интересен для Казахстана и опыт нулевой терпимости к коррупции в Китае. В этом плане, традиционные этические добродетели конфуцианской философии, как человеколюбие, безупречное служение обществу, сохранение лица, чести и достоинства государственного служащего, его ответственности перед народом являются блестящим примером для формирования казахстанской модели государственной службы. Перспективными для нас с точки зрения формирования транспарентной и «чистой государственной службы» являются опыт внедрения цифровых сервисов государственных услуг, а также повсеместного внедрения инструментов цифровой экономики в Китае. Огромный рынок Китая представляет уникальные возможности для бизнес-активности наших предпринимателей, что может вывести нашу страну в разряд динамично развивающихся экономик. 

Беседовала Сауле АХМЕТОВА

 

4757 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми