• Культура
  • 20 Февраля, 2024

ТАЙНЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Лариса МАРТЫНОВА, 
специалист экспозиционно-выставочного сектора, 
куратор выставки «Тайны изобразительного искусства», Восточно-Казахстанский 
музей искусств

Тайны до сих пор существуют. С ними безуспешно боролись научно-технический прогресс, диалектический материализм и социалистический реализм. Конечно, без тайн на душе спокойнее. Можно всю жизнь существовать под флагом рационализма и уйти за горизонт надменным дураком, притворяясь, что и последняя, главная тайна тебе нипочем. 

Настоящий художник, рано или поздно, отважно напрямую или скромно и косвенно прикасается в своем творчестве к этой главной загадке, разделяющей наше существование на две неравные части: бесконечную вечность и коротенькую жизнь, ценность которой при таком соотношении возрастает многократно. Перед лицом тайны жизни и смерти оказывается любое мало-мальски мыслящее существо. Пророки и праведники приходили на Землю один за другим, чтобы усмирить невольный протест ее обитателей, а смысл такой несправедливости объясняется не злым умыслом Создателя мира, а несовершенством человеческого разума, неспособного вместить и понять подобную схему существования. Принимая эту недобрую тайну просто из доверия к Главному конструктору, мы, в меру своего разумения, должны просто соответствовать таинственному плану бытия: быть добрыми, любить все такое же кратковременно-живое, не нарушать установленный порядок и выполнять правила игры, потому что Сомневающийся и Разрушитель обозначен отвратительными рожками и хвостом. Мыслящее животное, обладающее абсолютной свободой воли, по определению, – Сатана, и, по определению, внушает отвращение. Это последний аргумент.
Теперь конкретно о тайнах художников, ремесло которых овеяно загадками с начала появления изобразительного творчества. Когда и зачем первобытный охотник стал украшателем-дизайнером своих пещер и окрестных скал, – не знает никто. Современные исследователи называют дату 33-35 тыс. лет – переходное время, когда не менее умный, но более агрессивный неандерталец уступил место sapiens-ам. Каменный век не знал эстетики, романтики и прочих завитушек культуры. Первобытный человек тратил время только на утилитарные вещи. Мы не знаем, как первые дизайнеры, бывшие по совместительству охотниками и шаманами, убедили своих соплеменников в том, что поверхность стены, измазанная красной охрой, или контур, выбитый камнем на скале – то же самое, что бегает, рычит и кусается на воле. Однако, такое рисование-малевание было не пустым занятием, а первой стадией охоты, и страшный мамонт, обездвиженный с помощью краски на стене, впоследствии становился покорным куском мяса. До сих пор профессия художника сочетает в себе элементы колдовского ремесла и творчества. Живописец по-прежнему пытается остановить ленту времени, найти интересный ракурс объективной реальности, меняющейся ежесекундно. С каждым столетием взгляд художника становится все более изощренным и субъективным. В середине ХIХ века фотографы тоже научились останавливать быстротекущее время с фигурами людей и животных. Художники сразу же закапризничали и объявили, что теперь на пейзажах не закат, а впечатление автора по поводу этого заката. Они ускорили свой изобразительный процесс методом «алла-прима»; вышли из пыльных мастерских на природу и городские улицы, стали пользоваться мольбертами и готовыми красками в тюбиках. На пленэрах появилось то, что не видит фотограф: голубые и розовые тени на земле, электромагнитные световые и звуковые волны. Были объявлены новые художественные ценности, а мир, созданный на холсте и бумаге, вышел за рамки реалистической фотографии, трансформировался в кривом зеркале новых стилей. Сейчас живописец до неузнаваемости искажает тело любимой женщины, пишет ее квадратиками, потом открыто провозглашает авангардизм и убеждает современников, что охотники, чабаны, балерины и шахтеры могут выглядеть, как инопланетяне. Художник обижается, когда ему не верят. Он постепенно уходит в абстракцию, где нет ни одной твари, созданной Главным конструктором Вселенной. Казимир Малевич отвоевал для своих последователей поляну в мире отвлеченных геометрических форм. Но безобразный мир изобразительного искусства с каждым годом становится все более безобразным в критериях положенной человеку этики. Дальновидные пророки предвидели это заранее. Древние греки лишили художников права иметь свою покровительницу-музу. Египтяне при жизни человека опасались завершать его изображение. Законы ислама вообще запрещают рисовать любой живой (одухотворенный) объект и благословляют только головокружительную орнаментальную графику. И это лишь один из аспектов профессиональной тайны художников, которые в течение сотен лет соединяют в своей деятельности элементы ремесла и творчества. 
Всех секретов изобразительной техники современных живописцев и графиков даже искусствовед не знает, а лет двести-триста назад ученик художника сначала, в течение 2-х–3-х лет учился только грунтовать холст и готовить красочные смеси. Живопись была многослойной. Картина создавалась в мастерской в течение нескольких месяцев, иногда и лет. Каждый красочный слой просушивался и покрывался специальным составом. Кто-то натирал поверхность картины долькой чеснока, кто-то – специальным лаком. Рисунок сюжета выполнялся на холсте чаще всего угольным карандашом, потом в ахроматической гамме прорабатывались светотени. Поверху писали цветными масляными красками, и, в завершение, полупрозрачными, жиденько разведенными лессировочными. Отдельная история и технология – живопись темперой, которая появилась ранее масла. Еще одна история о том, как сюжет оторвался от стены пещеры или сооружения и воплотился сначала на деревянной доске, а затем на холсте или бумаге. Любой из этих процессов обрастал своими технологическими секретами. Законы привычной нам линейной и воздушной перспективы, правила композиции отрабатывались в течение веков на основе пропорций, принятых еще в древней Греции. 
Конечно, экспонатами одной выставки все секреты кухни художника проиллюстрировать невозможно, тем более что главное в творчестве – даже не знание технологий, а тайна создания образа, индивидуальная напряженная работа разума и чувств, которая, воплощаясь в цвете и линиях, позволяет увидеть мир глазами автора. 
Выставка «Тайны изобразительного искусства», которая в конце октября 2023 года открылась в Восточно-Казахстанском музее искусств, посвящена Дню Республики. Большая часть представленных здесь тайн напрямую связана с историей, эпосом, традициями и современностью Казахстана. На выставке можно увидеть графику и живописные полотна, выполненные в стилистике классического академического искусства и современного авангарда. Каждая работа имеет свою «изюминку», каждое произведение можно читать и разгадывать как ребус. Эти картины отражают устойчивые исторические и культурные брэнды Казахстана, делающие нашу страну узнаваемой в глазах всего мира. Так силуэт Байтерека в городских пейзажах Астаны олицетворяет не только красивую тюркскую легенду про злого Айдахара и птицу Самрук, но и желание древних мыслителей объяснить смену дня и ночи. Иногда мы в полной мере не осознаем значимость некоторых событий недавней истории Казахстана. На выставке есть большеформатный ночной пейзаж, созданный в 1988 году Заслуженным деятелем искусств Казахстана Уке Ажиевым. Называется он «В степях Байконура». Картина представляет момент запуска ракеты так необычно и осязаемо, что зритель не только видит ее огненный хвост и электромагнитные волны, воспринимаемые каждым живым существом в степи, но и «слышит» звук, гул, ощущает вибрацию всего окружающего пространства. Очевидно, что подобные работы официальным советским искусством не приветствовались, ведь автор откровенно и жестко пишет о разрушении степной экосистемы. На дальних планах большое стадо овец в ужасе мчится прочь от взрыва. Внезапно разбуженные верблюды и овцы ревут. У овечки на первом плане в беззвучном крике – настоящий волчий оскал. Как бы то ни было, Казахстан – земля, с которой человек впервые вышел в Космос. Это событие даже не политического, а эволюционного масштаба, сравнимого разве что с выходом рыбы на сушу. 
Известные далеко за пределами Республики алматинские художники Ерболат Толепбаев и Алпысбай Казгулов, изображают пространство и время в виде единой субстанции. Великие физики и математики ХХ века именно так воспринимали наш мир. Художник, который пишет время, ощущает его непрерывное движение в виде вихря, торнадо или тумана. Усть-Каменогорский график Марат Смаилов, наоборот, смотрит на окружающий пейзаж, как пассажир, которому кажется, что он, сидящий в вагоне, – неподвижен, а пейзаж проплывает мимо его окна. В композиции «Батыр» фигура пассажира-всадника в центре формата выполнена как фотография, на лету остановившая бешеную скачку, а субстанция пространства-времени на глазах зрителя движется вокруг человека, как лента, на которой различимы развалины древних мазаров, степные балбалы и упряжка с верблюдом. В целом же современный художник не любит, когда его хвалят за фотографический реализм. Он как будто бы до сих пор ревнует к натуре. Исключение – авторы, работающие в стиле фотореализма. Ведь цветом и линией можно изобразить звук и другие невидимые для человека волновые объекты и явления. В картине «Кобыз» тарбагатайского живописца Алибека Шоканова нет реального интерьера или пейзажа, нет никакого фотографического пространства. Здесь нет и самого музыканта, – только корпус кобыза и руки играющего. Вся остальная поверхность большого (150х115см) полотна – музыка. И не просто музыка, а именно звучание кобыза с его мистикой, полетами в пространстве-времени и обрядовой жутковатостью. Чего стоит один только глаз шамана, вскрывающий у любого посетителя музея все его первобытные страхи! А вместе с волнами музыки вокруг инструмента движется само время и, размытое на ленте времени, степное пространство. Если приглядеться, можно увидеть картинки, похожие на отражения в речном потоке: развалины древних строений и фигуру всадницы. Цветовая гамма с преобладанием темных красноватых оттенков и яркими вспышками кадмия лимонного желтого удивительно соответствует звучанию кобыза. На выставке есть еще одна живописная работа, посвященная этому инструменту. Называется она «Играющие». Ее автор – художник из Семея Виктор Шмидт. Человек, достаточно хорошо знающий историю изобразительного искусства, особых тайн в этой картине не увидит, но непременно скажет: «Как она хороша!». Написанное в стиле аналитического искусства, это полотно похоже на мозаику, а в его содержании удивительно сочетаются элементы культуры древнего Египта и Казахстана, ведь бог Гор с головой сокола волею автора играет на кобызе!
В небольшой статье невозможно рассказать о всех работах выставки. Лучше приходите в музей! Вы увидите удивительную картину нашего земляка Габдулмади Меркасимова «Вид на район Стройплощадки», написанную методом нидерландского художника Питера Брейгеля. В экспозиции есть изображение плазмоида-ангела «Сын солнца», которого неоднократно запечатлел в своих блокнотах и картинах Марат Джунусов. Здесь же – графические портреты деятелей партии «Алаш», в которых трагические биографии Магжана Жумабаева и Алихана Бокейханова раскрываются сюжетами «говорящего» фона.
Выставка «Тайны изобразительного искусства» ждет учащихся школ и студентов, ведь художники с успехом иллюстрируют содержание учебников не только истории и литературы, но и предметов естествознания.
 

1092 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми