• Культура
  • 23 Декабря, 2014

ЭПИЧЕСКИЕ ГЕРОИ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ КАЗАХСТАНА

Айнур Бериккызы,
магистрант 1 курса Института 
магистратуры и PhD докторантуры
КазНПУ им. Абая

История и традиции народа, богатое наследие предков, переплетенные временем и эпохой, вносят неоценимый вклад в воспитание современного подрастающего поколения. Несомненно, долг каждого гражданина, делающего шаг в будущее, – это взгляд в историю, в прошлое народа. Сохранение исторической памяти – залог будущего у нашего подрастающего поколения. 

Для полного понимания и осмысления обычаев и обрядов казахского народа, его культуры следует окунуться в устно-поэтическое творчество. Сюжетной основой бытовых обрядов послужили песни-печали, сказания о путешествиях, а также связанные с ежедневным бытом различные лирические песни. 
Самыми древними из них являются песни о природе и сказания о животных. Например, в народе считается, что у каждого животного существует свой покровитель: «Жылқышы», «Шопан ата», «Зеңгі баба», «Ойсыл қара», «Шекшек ата». 
Схожие по тематике и содержанию, виду и жанру сказания встречаются у многих тюркоязычных народов. А такие моменты, как рождение ребенка, свадьба, похороны, празднование Нового года, праздник урожая не обходятся без обрядовых песен.
Целью данной статьи стало изучение творчества современных художников, в произведениях которых отразились история, устное народное творчество, древние традиции казахского народа. Как известно, изобразительное  искусство идет в ногу с историей развития человечества. Благодаря изобразительному искусству, мы можем изучать, видеть, познавать традиции и культуру самых разных народов. И сегодня мы знаем немало художников, изображающих на своих полотнах различные  традиции и обряды казахского народа. 
В наши дни проводить конкурсы среди художников на тему истории и культуры народа становится доброй традицией. Одним из таких был республиканский творческий конкурс на тему «Казахский народный эпос. История и традиции казахского народа», прошедший в Государственном музее искусств им. А. Кастеева и пополнивший фонд музея новыми именами и картинами. 
Можно выделить такие имена и работы, как К. Аманова «Дастархан», Е. Арыстанова «Жол кәде», Т. Абдилдаева «Бақыт керуені», К. Ажибекулы «Алаша», А. Бах­тыгереева «Мұрагер», А. Бейсенбаева «Тұсау кесу», Н. Искакова «Шәлкөде жайлауы. Абысындар сырласы», М. Хайдарова «Бақсы», А. Мусалимова «Қырқынан шығару», Ж. Мусапира «Құрт жайған келіншектер». Данные работы созданы на основе богатого устно-поэтического наследия казахского народа. 
Художники старались показать быт и связанные с этим различные как древние, порой забытые, так и некоторые современные обычаи и обряды. Все работы, отличающиеся «свежестью» исполнения, созданы в 2012 году. Цель данного культурного мероприятия заключается не только в оценке глубины художественного творчества, мастерства, уровня художника, но и в сохранении, пропаганде духовного наследия казахского народа. Нет сомнения в том, что данные художественные произведения будут высоко оценены в будущем.
Хотелось бы остановиться на картинах некоторых участников конкурса. В полотне «Тұңғиық. Балуан Шолақ – Ғалия» Дос­бола Касымова повествуется о чистых, горячих чувствах влюбленных Балуана Шолака и Галии. Известно, что Балуан Шолак был блестящим исполнителем песен Биржана сала и Акана сери, признанным среди народа устроителем различных состязаний и игр, организатором группы талантливой молодежи, любителей искусства, и сочинителем песен. И одна из его песен «Ғалия» посвящена его возлюбленной. 
Само название «Бездна (Тұңғиық)», данное автором произведению, приводит зрителя к раздумьям. Художником мас­терски показана тема любви и глубина чувств, охвативших юношу и девушку. Но они словно предчувствуют горький исход, невозможность быть вместе. Образ Балуана Шолака печален. Взяв в руки домбру, юноша признается возлюбленной в своих чувствах, она же внимательно слушает его. Гармонь в руках Галии также говорит о музыкальном даровании девушки. По традиции девушка должна ответить на признание юноши тоже песней.   
Действие на картине показано на фоне природы Көкшетау. Галию и Балуана Шолака художник располагает как двух неразлучных лебедей на озере, но не вместе, а в разных лодках. Вопрос в том, почему каждый плывет по отдельности? Автор картины дает подсказку зрителю. Влюбленные никогда не смогут быть вместе, их мечтам и желаниям не сбыться. К тому же их судна направлены в разные стороны, что подразумевает о разъединении, расставании, невозможности плыть в одном направлении.
Цвет для одежды героев автор выбирает красный – цвет огня, страсти, и зеленый – умиротворения и спокойствия.
Отдельных слов заслуживает переданная в образе Галии красота казахской девушки, ее нежность, обходительность, чистота. Белый платок свидетельствует о том, что она засватана. А ее невысокая, с тонким станом, фигура и взгляд безысходного человека словно просят защиты возлюбленного. Однако тот, чувствуя себя виноватым перед ней, не в силах поднять голову и посмотреть ей в глаза. 
Художнику удается связать воедино героев картины и природу. Располагая фигуры по центру на большой воде, художник снова обращает зрителя к названию картины, как бездонному чувству...
Автору же другой картины «Дастархан» Камарбеку Аманову близка бытовая тематика из жизни народа. Вот, за столом отчего дома расположилось маленькое государство. Дедушка, бабушка, отец, мать и сын... Обитатели дома трапезничают в священную для мусульман пятницу: мы видим на столе семь лепешек. Дастархан убран самыми разными яствами, здесь бауырсаки, курт, кумыс, фрукты. Вот невестка, чуть опустив голову и отведя взгляд, разливает кумыс и подает ее старшим в семье. В ее жестах чувствуется благо­воспитанность. 
Данная работа обладает хорошим воспитательным примером. Особенно для будущих невесток, хранительниц домашнего очага. Избрание художником данного сюжета обусловлено интересом к традиции народа, за дастарханом часто решались многие проблемы, судьбы людей, за ним люди праздновали счастливые моменты жизни, делились наболевшими вопросами...
Другой художник, Талгат Абилдаев, также обращается к теме быта, но останавливается на масштабном событии – перекочевке, и его работа называется «Караван счастья». На полотне нет огромного количества людей, различной живности, здесь главное  место отведено «каравану счастья» юноши и девушки. Любящий песню, поэзию казахский народ никогда не расставался с музыкальными инструментами. В самых разных местах и ситуациях, под чистым небом, у подножий гор – казахи любили сочинять песни и петь. В данной картине мы видим эти самые ноты вдохновения. Разве не это главная особенность кочевья?! Мы наблюдаем в картине веселье, непринужденность, озорничество.
На переднем плане художник располагает прекрасную девушку, словно принцессу из сказки. Рядом с ней следуют помощники и юноша, очарованный ее красотой. На втором плане неприметно расположен аул. Летняя вечерняя прохлада подбадривает путников. Художником схвачен фрагмент одного дня из жизни кочевья, но передан он в самых ярких, сочных красках. 
«Разрезание пут» А. Бейсенбаева показывает еще одну страницу обрядового фольклора, связанного с обычаем разрезания пут ребенка, пытающегося самостоятельно сделать первые шаги. Во время проведения этого обряда родители, родственники и гости дают ребенку свое благословение, добрые напуствия и пожелания, одаривают подарками. 
Путы делаются из скрученных вместе разноцветной веревки, кишок барана и травы. Считается, что разрезание пут открывает «дорогу справедливости». Кишки олицетворяют богатство, сытость, зеленая трава – говорит о размножении, росте, развитии. Художник изображает пожилую женщину, перерезающую путы из цветной веревки, скорее всего, это уважаемая в ауле бабушка. Взрослые благославляют ребенка и поют песни. Можно сказать, что художник справился с поставленной задачей. Приподнятое настроение в картине передает убранная разными узорчатой кошмой и коврами юрта, разноцветная алаша под ногами ребенка, щедрый дастархан.
Еще несколько работ на выставке посвящено детской тематике: «Наследник» А. Бахтыгереева и «Қырқынан шығару»* А. Мусалимова. 
Не менее опоэтизированная картина «Наследник», посвященная народной традиции и истории, принадлежит Али Бахтыгерееву. Благодаря сочной гамме красок, художник передает важное событие в семье: рождение долгожданного наследника! Все кочевье остановилось у берега озера разделить радостное событие с родителями младенца. На первом плане на верблюдице изображена женщина, перерезавшая пуповину младенца и оповестившая о рождении мальчика. Радость кочевья зазвучала в контрастных цветах картины. Облака разлетаются, пропуская яркие лучи солнца. 
Одно из главных событий в жизни человека – свадьба. В народе с ней связаны очень много обычаев и обрядов, которые и сегодня актуальны, получают свое новое рождение. Воспитанию девочки в народе отводилось особое место. Ее считают гостьей в доме, так как повзрослев и выйдя замуж, она покидает отчий дом. Ее всегда усаживали на почетное место. И сегодня проводы невесты занимают большое значение в жизни казахов, такое торжество проводится пышно. Есть нововведения в принятой веками традиции. Если раньше девушка, покидая отчий дом, пела прощание-плач, то сегодня есть примеры песен приподнятого настроения. Эта тема заняла одну из ниш творчества художников. Так, Айткали Жайсанбаев в картине «Приготовления» делится со зрителем впечатлениями от подготовки к проводам невесты. Недалеко от невесты изображена ее младшая сестра, держащая в руках сотканый для приданого ковер, она понимает, что и с ней произойдет такое волнующее счастливое событие. Отец и братья девушки заняты приготовлением свадебного кортежа невесты. Чистые светлые краски неба, фигур, говорят о присутствии материнского благословения.
Еще одна работа, из лирических по настроению, «Шалкуде. Невестки секретничают» Нурболата Искакова окунает зрителя в прекрасный спокойный мир казахского быта, и только разговоры и звонкий смех невесток нарушают эту тишину. Картина переливается оттенками ало-зеленых цветов, как весенняя степь в период цветения. Вот, невестки аула в белых платках и кимешеках собрались за большим делом, одна теребит, другая расчесывает шерсть, а третья прядет нить для будущего ковра. Все спорится у умелых рукодельниц: новос­тями поделиться, события озвучить успевают... Автор создает идиллическую картину. Неспешный рассказ разворачивается на ней. Все заняты делом, нет места спорам и склокам, мир и покой царят вокруг. 
В презентованых работах мы видим интерес художников к теме кочевья. Многовековое прошлое казахского народа, пережитое в то время, радость, печаль, горе, счастливые моменты и сегодня не сходят с полотен мастеров. 
В некоторых представленных на выставке работах заметно соединение разножанровых тем в одну. Как, например, историческая и одновременно бытовая картина Мусапира Жанузака «Невестки сушат курт». 
Мы познакомились с картинами всего лишь одной выставки-конкурса. Думается, что проведение таких культурных мероприятий расширит границы и возможности изобразительного искусства в республике. Данный конкурс дает возможность выявить истинно художественные произведения и может быть реализован во всех сферах искусства. Он способствует не только возрождению истории народа, но и сохранению культурной информации, а также ее передаче подрастающему поколению.

(Две картины представлены на обложке журнала. – Ред.)

1600 раз

показано

7

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми