• Культура
  • 23 Декабря, 2014

Зимние краски

Памятные даты декабря

Вот и пришла зима. Бережно укрыла природу одеялом из чистого белого снега, сковала реки и озера льдами, остудила воздух сильными морозами. Зимняя природа тиха и безмолвна, только слышно редкое щебетание зимних птиц, да сухой хруст веток в зимнем лесу. А в домах детвора наряжает елки, ведь скоро Новый год. Веселый месяц декабрь подарил немало замечательных и талантливых личностей, некоторые из них представлены в нашей традиционной рубрике.

80 лет назад, 8 декабря 1934 года родилась Алиса Бруновна Фрейндлих, советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР. 

 

Родилась в Ленинграде, в актерской семье. Ее отец – известный актер Бруно Фрейндлих. Поэтому неудивительно, что с детства Алиса мечтала о театральной сцене. В школе участвовала в самодеятельных спектаклях драмкружка. В 1953 году Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт. Окончив его, Алиса вошла в состав Ленинградского театра им. Комиссаржевской. А через год дебютировала в кино, в фильме «Город зажигает огни». В 1961 году актриса начинает работать в театре им. Ленсовета и быстро становится ведущей актрисой театра. Ей дают главные роли в спектаклях Шекспира, Брехта, Шоу. В 1983 году Фрейндлих перешла в Большой драматический театр им. Товстоногова, на сцене которого и сегодня продолжает много и великолепно играть, являясь одной из ведущих актрис БДТ. Не менее успешна карьера Алисы Бруновны и в кино: в ее фильмографии около полусотни фильмов, в том числе: «Полосатый рейс», «Соломенная шляпка», «Служебный роман», «Три мушкетера», «Сталкер», «Опасный возраст», «Успех», «На Верхней Масловке», «Женская логика», «Возвращение мушкетеров», «Подмосковные вечера», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» и др. Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих – Лауреат четырех Государственных премий РФ, обладательница двух национальных театральных премий «Золотая Маска» и двух премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника». Сегодня Алиса Фрейндлих продолжает сниматься в кино и играть в родном БДТ. 
35 лет назад, 12 декабря 1979 года Политбюро ЦК КПСС официально приняло решение о вводе советских войск в Афганистан. 
8 октября 1979 года был убит Нур Мухаммад Тараки – основатель Народно-демократической партии Афганистана и первый руководитель Демократической Республики Афганистан. К власти в стране пришел Хафизулла Амин, который при всей своей лояльности к Москве обладал собственным мнением в вопросах дальнейшего строительства афганского общества. Эти события были расценены в Кремле как контрреволюционный переворот. Было решено поддержать сторонников концепции социализма в Афганистане, пришедших к власти в результате Апрельской революции 1978 года, столкнувшихся с мощной оппозицией своей социальной, экономической и политической стратегии. Американская военно-экономическая деятельность в регионе создавала угрозу выхода Афганистана из советской сферы влияния. Само по себе падение просоветского правительства означало бы сильный удар по внешнеполитическим позициям СССР. На международном уровне было заявлено о том, что СССР руководствуется принципами «пролетарского интернационализма». 
85 лет назад, 16 декабря 1929 года родилась Бибигуль Ахметовна Тулегенова, советская казахская оперная певица (колоратурное сопрано) и педагог, солистка Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая, Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. 
Уроженка Семипалатинска. В 1937 году потеряла отца, которого не минула участь репрессий. И чтобы как-то помочь матери, она сначала работала киномехаником в клубе мясокомбината, а потом в жестяно-баночном цехе мясокомбината. На одном из областных смотров художественной самодеятельности на нее обратила внимание известная советская писательница Г. И. Серебрякова, по настоянию которой она поедет учиться в Алма-Атинскую консерваторию. В 1951 году ее, студентку консерватории, пригласили работать солисткой Казахского радио. А в 1954 году она вместе с педагогом Н. Н. Самышиной едет в Ленинград на Всесоюзный конкурс вокалистов, где получает всеобщее признание. Это было началом ее триумфа. В 1954 году после окончания консерватории она была зачислена в труппу театра оперы и балета им. Абая, а через два года ее пригласили в оркестр народных инструментов им. Курмангазы. До 1971 года вместе с этим оркестром Бибигуль Тулегенова объездила весь Казахстан, гастролировала по всему Советскому Союзу. В 1958 году она стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. 6 июня 1967 года ей было присвоено звание «Народный артист СССР». С 1971 года солистка Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая. Голос Тулегеновой – серебристого своеобразного звучания, исполнение отличается непосредственностью и глубиной. Самые известные оперные партии, прозвучавшие в исполнении Бибигуль Тулегеновой: Снегурочка («Снегурочка» Римского-Корсакова), Виолетта, Джильда («Травиата», «Риголетто» Верди), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Норина («Дон Паскуале» Доницетти), Кыз Жибек («Кыз Жибек» Брусиловского), Гульбаршин («Алпамыс» Рахмадиева), Енлик («Енлик-Кебек» Жубановой). Живет в городе Алматы. Ведет класс вокала в Казахской национальной консерватории. Награждена двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
115 лет назад, 21 декабря 1899 года в Санкт-Петербурге вышел первый номер журнала «Огонек». 
Первый номер популярного иллюстрированного журнала вышел в свет как еженедельное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С. Проппер. С 1902 года «Огонек» стал выходить самостоятельно. Он стал очень популярным журналом, с тиражом в 120 тысяч экземпляров. В начале XX века «Огонек» выходил всего на восьми страницах. Примерно одну его треть занимали фоторепортажи. После Октябрьской революции выпуск «Огонька» прекратился. Однако в 1920-х годах по инициативе советского журналиста и редактора Михаила Кольцова издание журнала было возобновлено. C 1923 года он стал выходить в Москве. К концу 1923 года тираж журнала достиг 42 000 экземпляров, через год – 125 000, а в 1925 году вырос до полумиллиона экземпляров! В послевоенное время журнал возглавляли Алексей Сурков и Анатолий Софронов. В годы перестройки журнал под руководством Виталия Коротича достиг неслыханной прежде популярности. В начале 1995 года формат «Огонька» был приближен к стандартам западных иллюстрированных изданий. Вместе с тем, новый «Огонек» остается старейшим русским журналом, сохранившим традиции былых времен. 
90 лет назад, 23 декабря 1924 года родился Уке Ажиев, художник-живописец, акварелист, Заслуженный деятель искусств Казахстана.
Уроженец Каскеленского района Алматинской области. В 1938 году поступает в Ленинградскую художественную школу при Всероссийской Академии художеств. По признанию мастера, это были прекрасные мгновения его жизни. Он посещал театры, консерватории, музеи, просто гулял по старинным улицам, восхищаясь строгой классической красотой творений русских зодчих. Затем блокада, фронт, ранение, демобилизация и возвращение в Казахстан, где в 1950-м он оканчивает с отличием Алматинское художественное училище им. Гоголя. Творчество У. Ажиева занимает в изобразительном искусстве Казахстана значительное место. Его работы привлекают все более пристальное и доброжелательное внимание зрителей и критики. Этот интерес вызван не только мастерским владением техникой акварельной живописи, но прежде всего глубоким проникновением в мир образов природы и человека. Интересны его так называемые «репортажные» работы-этюды, которые он привозил из зарубежных поездок. Здесь и буйный африканский пейзаж, поражающий воображение, и спокойная природа Украины, Средней Азии, Монголии, Югославии, Японии. Художник выступает здесь в роли объективного наблюдателя, стремясь точно изобразить картину природы, чтобы поставить нас перед «фактом», а не перед своим ощущением. При этом У. Ажиев избегает документальности, дотошности, поскольку стремится и добивается создания общего «портрета» местности и природного состояния, а не каждой отдельной детали. Удачно прочувствованы и выполнены художником композиционные приемы в многочисленных этюдах, написанных им в Средней Азии. Основные его произведения – это серия картин под названием «Мангышлак», портрет народного художника Казахстана А. Кастеева, серия картин «У подножья Каратау», «Первоцелинники», «Щедрая земля». П. Я. Зальцман искренне считал, что его «Автопортрет» вполне можно ставить рядом с автопортретами замечательного французского художника XVIII века Жан-Батиста Шардена. Мы видим пытливый взгляд человека, умеющего многое подмечать и обобщать свои наблюдения. Отмечаем доброту и щедрость натуры, сочетающиеся с гордостью и неприступностью, отстраненность артистической натуры, способной передать красоту мира и свое волнение перед нею. Перед нами одновременно смиренный скромный труженик, дерзкий баловень судьбы и уверенный маэстро. Колорит работы, напоминающий картины старых мастеров, придает благородство образу художника, понимающего свою ответственность перед искусством и человеком.
75 лет назад, 25 декабря родилась Фариза Унгарсынова (1939–2014), казахская народная поэтесса, Лауреат Госпремии РК.
Родилась в ауле Манаш Новобогатинского района Гурьевской области. После окончания Гурьевского государственного пединститута сначала работала учительницей, в затем директором сельских школ. В 1966–1969 гг. была литсотрудником областной газеты «Коммунистік еңбек». В 1969–1977 гг. – собственным корреспондентом по Гурьевской, Актюбинской, Уральской областям газеты «Лениншіл жас» («Жас Алаш»), редактором республиканской пионерской газеты «Қазақстан пионері». С 1978 года занимала пост главного редактора журнала «Пионер» (ныне «Ақ желкен»). В 1967 году вышла в свет ее первая поэтическая книга «Соловей». Ее перу принадлежат поэтические сборники «Мелодия», «Беспокойная пора», «Гордое поколение», «Голуби мои», «Буйное русло», «Тревоги», «Ожидание солнца», «Озарение», сборник художественных очерков «Высота», документальная повесть «Камшат», литературно-критические статьи о творчестве казахских поэтов А. Тажибаева, М. Макатаева, чилийского поэта Пабло Неруды и др. Ею переведены на казахский язык повести для детей молдавского писателя С. Вангели «Приключения Гугуце», «Дедушкин министр», циклы стихов С. Капутикян, Е. Евтушенко, Р. Казаковой, арабского поэта Абдурахмана аль-Хамиси, книги П. Неруды «Четыре времени сердца» и др. Многие произведения Ф. Унгарсыновой переведены на языки народов СНГ и дальнего зарубежья. Была депутатом Мажилиса Парламента РК 1 и 2 созывов, членом Союза писателей Казахстана. Награждена орденами «Знак почета», «Парасат», медалями.
360 лет назад, 27 декабря родился Якоб Бернулли (1654–1705), швейцарский математик.
Уроженец города Базель. Родители его были преуспевающими фармацевтами. В юном возрасте увлекся математикой, изучал ее вначале самостоятельно, затем совершил много поездок по Европе, для того чтобы встретиться с великими математиками своего времени. Поддерживал отношения с Гуком Бойлем, Лейбницем. Занимался аналитической геометрией, один из основоположников вариационного исчисления. Много сделал для развития теории рядов, дифференциального исчисления, теории чисел, в честь него названы «числа Бернулли». Увлекался изучением теории вероятности, ввел большое количество современных терминов в этом разделе математики. Именно он сформулировал первый вариант закона больших чисел. Определил практические варианты применения статистики и комбинаторики. Его именем названо одно из основополагающих в теории комбинаторики положений «распределение Бернулли». Также увлек математикой своего брата Иоганна. Втроем с Лейбницем они долгое время вели переписку, развивая различные области математики. Якоб Бернулли имел должность профессора математики и физики Базельского университета, был избран иностранным членом Парижской Академии наук. Он умер 16 августа 1705 года в Базеле в возрасте 50 лет. Его вклад в развитие математики трудно переоценить. Благодарные потомки назвали в его честь кратер на Луне. 
90 лет назад, 27 декабря 1924 родился Зулкарнай Сеитов, ученый-биохимик, доктор биологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Казахстана.
Уроженец Жетигаринского района Кустанайской области. Окончил Омский сельскохозяйственный институт, аспирантуру. В 1954–1997 гг. – доцент, профессор, зав. кафедрой органической и биологической химии Алматинского зоотехническо-ветеринарного института (Казахский национальный аграрный университет). В 1998–2001 гг. – профессор Казахского национального университета им. аль-Фараби. С 2002 года – профессор кафедры биохимии Казахского национального медицинского университета имени С. Асфендиярова. Научные труды посвящены биохимии молока и крови животных. Определил химический состав казеина и жира в молоке коров и кобыл, выделил и исследовал бета-казеин и жидкую фракцию триглицеридов. Разработал и внедрил новые биотехнологии по производству кумыса и шубата. Автор «Казахского бальзама» и лечебной воды «Алтын су» с добавлением золотого корня, имеет свыше 150 научных работ, 7 авторских свидетельств и 2 патента. Награжден орденами Отечественной войны 2-ой степени и Красной Звезды.
100 лет назад, 30 декабря родилась Турсын Мырзабекова (1914–1996), первый ректор ЖенПИ, кандидат исторических наук, доцент, Заслуженный учитель Казахской ССР.
Уроженка города Алма-Аты. После окончания средней школы поступила в Казахский педагогический институт. В 1933 году работала в городе Балхаше в отделе народного образования методистом. В 1934–1935 годы работала в Караганде преподавателем истории. В 1936 году заведовала отделом дошкольного образования в Алматинском горотделе. В 1938–1945 гг. преподавала, была назначена директором средней школы в Шымкенте, работала в областном отделе народного образования, была зам. председателя горисполкома. С осени 1945 года Т. Мырзабекова стала ректором Казахского государственного женского педагогического института. Уделяла большое внимание формированию профессорско-преподавательского состава, привлекала на работу в институт известных ученых, создала все условия для всестороннего обучения студентов. Т. Мырзабекова проработала на этой должности четырнадцать лет. Благодаря своему большому организаторскому и педагогическому таланту решала самые сложные вопросы, была требовательной как к коллегам, так и студентам, за что снискала с их стороны почет и уважение. Награждена орденами Красного знамени, «Знак Почета» и медалями.
145 лет назад, 31 декабря родился Анри Матисс (1869–1954), французский художник.
Родился в Ле-Като во Франции. В 23 года он уезжает в Париж для обучения. В столице посещает различные художественные школы, студии и салоны, даже попадает в ученики в мастерскую Гюстава Моро в Школе изящных искусств. В 1904 году пишет свой первый шедевр: «Роскошь, покой и наслаждение». В начале своего творческого пути использует технику пуантилизма, при которой изображение формируется из точек красок чистых цветов. Позднее отказывается от этой техники живописи в пользу экспериментальной техники широких динамичных мазков. В 1905 году он выставляет свои работы в Париже в «Осеннем салоне». У парижской публики эта выставка пользуется большой популярностью. Постепенно утверждается его неповторимый стиль, сочетающий фирменный мазок с экспрессией цвета, отход от традиционных форм и перспективы. На следующий год Матисс увлекается декором в мусульманской традиции. Его привлекают линейный орнамент, яркость цветов и загадка Востока. В 1912 году Матисс уезжает в Марокко, где проводит две зимы. Результатом этих поездок стали картины, наполненные необычными красками и высоким контрастом света, например: «Бербер». В 1921 году художник переселяется в Ниццу, где создает знаменитую серию «Одалиски». Там же он увлекается рисованием интерьеров, применяет куски раскрашенной бумаги для выстраивания художественного эффекта. Фирменной чертой его картин того времени является прием расширения внутреннего пространства полотна. Типичные примеры – «Музыка», написанная в 1939 году, и «Румынская блуза», созданная в 1940 году. В конце жизни полотна Матисса вновь становятся насыщенными цветом, он уделяет внимание проработке границ света и тьмы, внутренних пространств полотна и внешних: «Красный интерьер, натюрморт на синем столе», «Египетский занавес». В эти годы он также работает над витражами часовни Розового Венца в Вансе, спонсором строительства которой был он сам. 3 ноября 1954 года в возрасте 84 лет художник умер в Симеизе, недалеко от Ниццы.

Ляйля Буланбаева

1100 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми