• Культура
  • 15 Сентября, 2014

Шаг в будущее

Памятные даты сентября

В этом месяце, когда маленькие человечки из беззаботного детства готовятся к переходу во взрослый мир с его широким кругом обязанностей, интересов и ответственности перед обществом, появилось на свет немало знаменитых и талантливых личностей, некоторые из них представлены в нашей традиционной рубрике.

1 сентября – День Знаний.
День Знаний – особенный праздник: добрый, светлый, оптимистичный. Этот праздник Первого звонка – самый долгожданный для тех, кто впервые переступает школьный порог. В этот день все дороги ведут к школе, по которым идут нарядные ученики, взволнованные родители и учителя. Для первоклашек все первое: первый портфель, первый учебник и первый букет первой учительнице. Это – праздник первоклашек и первокурсников. И те, и другие вступают в совершенно новую жизнь. Потому этот день для них самый волнующий и запоминающийся. Это праздник для тех, кто делает очередной шаг по длинной, но интересной, полной открытий дороге знаний! С этого дня у каждого из нас начиналась или начинается трудная, но очень увлекательная дорога.Для кого-то этот день – возвращение памяти в прошлое, для кого-то – шаг в будущее.
6 сентября родился Хайрем Бердан (1824–1893), американский военный, изобретатель приспособлений к винтовке.
Будущий изобретатель родился в городе Фелпс (штат Нью-Йорк, США). Получив инженерное образование, он увлекся спортивной стрельбой и в 1850-х годах имел репутацию лучшего стрелка Америки. Во время «Золотой лихорадки» Бердан изобрел пресс для дробления золотоносного кварца и получил за это двести тысяч долларов, что позволило ему жениться и поселиться в Нью-Йорке в собственном особняке. В 1861 году в США началась гражданская война. Хайрем Бердан предлагает правительству Авраама Линкольна создать без затрат государства особое подразделение, состоящее из лучших стрелков. Линкольн утвердил создание снайперского соединения под командованием Бердана, который получил чин полковника. Бердан вооружил своих стрелков наиболее современным на тот момент оружием. Таким было ружье Шарпа. Для ружей Шарпа применялись бумажные гильзы и конические пули. Стрелки были очень эффективны. Однако в войсках полковник прославился своей трусостью; едва заслышав свист пуль, он мгновенно покидал поля боя. Он предстал перед трибуналом за недостойное звания офицера поведение. После отставки Бердан конструирует оружие. Несмотря на очевидные изобретательские успехи, контракта с американской армией он не получил. В 1867 году Хайрему Бердану были представлены инженеры русской Императорской армии полковник Горлов и лейтенант Гуниус. Им надлежало выбрать ружье наиболее современной конструкции для российской армии. Они остановили свой выбор на ружье Бердана. Русское правительство заказало Кольту изготовление 30 тысяч ружей системы Бердана, а к ним 7,5 миллионов патронов. В 1869 году Бердан приезжает в Россию. Посетив Санкт-Петербург, он предложил правительству России свое новое ружье – «Бердан N2». Вскоре Император Александр II подписал указ о принятии на вооружение Русской Императорской Армии этого ружья. Именно это ружье калибром 10.67 мм и стало той самой знаменитой «Берданкой», продержавшейся на вооружении армии двадцать лет вплоть до 1891 года. 
12 сентября родился Толеу Кульчаманович Басенов (1909–1976), казахский советский архитектор, Заслуженный строитель КазССР, член-корреспондент Академии архитектуры СССР.
Родился в Шалкарском районе Актюбинской области. Окончил в 1933 году архитектурный факультет Ленинградского института инженеров промышленного хозяйства. В 1937–1941 годах работал главным инженером города Алма-Аты. В 1944–1954 годах занимал должность начальника архитектурного управления при Совмине КазССР, в 1958–1976 годах – зампредседателя Госкомитета по делам строительства. Басенов в числе других архитекторов участвовал в разработке генерального плана города Алматы, бывшего здания Театра юного зрителя (1936), жилого дома на улице Кирова №124 (1937), Театра оперы и балета (1941), архитектурной планировки памятника Амангельды Иманову (1947), Мемориала Славы и других объектов. В 1968–1970 годах руководил проектами реконструкции проспекта Ленина в центральной части города. Имя Толеу Басенова носит одна из улиц города Алматы.
16 сентября родился Сатимжан Санбаев (1939–2013), видный казахский писатель, пуб­лицист, кинодраматург и общественный деятель. 
Он родился в поселке Макат Атырауской области в семье выдающегося казахского педагога-просветителя Хамзы Санбаева. После окончания с серебряной медалью в 1956 году средней школы и завершения в 1961 году учебы в Оренбургском сельскохозяйственном институте работал главным инженером совхоза, позднее трудился инженером-конструктором на Павлодарском тракторном заводе, инженером-механиком на Балхашском горно-металлургическом комбинате, сочетая инженерную деятельность с литературной работой. Первые повести «И вечный бой» и «Белая аруана», принесшие автору широкую известность в стране и за рубежом, были напечатаны журналом «Простор»в 1968 году. С. Санбаев также снимался в кино. Он сыграл главные роли в фильмах «Дорога в 1000 верст»(комиссар Алиби Джангильдин, 1967), «Необычный день» (ученый Алтай Курманов, 1972), «Чокан Валиханов» (султан Тезекторе, 1984), «Батыр Баян» (Абылайхан, 1992). Им написаны сценарии к  художественным фильмам «Там, где горы белые» («Белая аруана», 1972), «Дом у соленого озера», 2004), ряда документальных фильмов. Переведены на русский язык фильмы «Кыз Жибек» и «Алые маки Иссык-Куля». Пьеса «Флакон одеколона» была поставлена Академическим театром драмы им. М. Ауэзова. Автор сборника повестей «Колодцы знойных долин», романов «Еще одно лето», «Таких дождей здесь не бывало», «Лист, скользящий по снегу», «Весной нас зачарует голос», «Площадка» и «Карьер». Им переведены на русский язык произведения классиков казахской литературы Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Сапаргали Бегалина, Абу Сарсенбаева, Калихана Искакова и других писателей, а также осуществлено прозаическое переложение произведений казахского богатырского и лирического эпоса «Кобланды батыр», «Алпамыс батыр», «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек».
17 сентября 1939 года родился Владимир Меньшов, советский и российский актер и кино­режиссер, сценарист, Народный артист России.
Будущий режиссер родился в Баку. Актерскую карьеру Владимир начал в 1958 году в составе Астраханского драматического театра. В 1965 году он окончил школу-студию МХАТ и пришел в Ставропольский краевой драмтеатр им. Лермонтова. В 1970 году Меньшов окончил аспирантуру ВГИКа по кафедре режиссуры художественного фильма. Успешно дебютировал в фильме «Человек на своем месте», роль в котором была удостоена первой премии на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате (1973). В 1976 состоялся его режиссерский дебют: на экраны вышел его музыкальный фильм «Розыгрыш» о старшеклассниках по сценарию Семена Лунгина. Успех картины, особенно у молодежи, превзошел все ожидания. Вторая картина Меньшова «Москва слезам не верит» стала одним из рекордсменов отечественного проката, была награждена Госпремией СССР, а затем и премией «Оскар» (1981), как лучший иностранный фильм. В 1984 году вышел еще один его фильм «Любовь и голуби», который так же занимает почетное место в фильмографии режиссера. В новый век Меньшов вошел с новой режиссерской работой – ретро-мелодрамой «Зависть богов». Зрители встретили картину тепло. Она заняла достойное место в его режиссерской биографии, как и следующий фильм режиссера «Большой вальс» (2008). В последние годы Владимир Меньшов активно работает в кино и в качестве актера, и в качестве продюсера. Живет и работает в Москве.
21 сентября родился Капан Уралович Бадыров (1904–2000), известный казахский актер, Народный артист КазССР.
Родился в ауле Табын Карабалыкского района Костанайской области. Рано потерял родителей, воспитывался у дедушки Бадыра. Грамоте учился в аульной школе. В 1922 году поступил в г. Оренбурге в Казахский институт народного образования. Там начал участвовать в кружке самодеятельности. А когда в 1925 году был организован первый Казахский Государственный национальный театр, то вошел в его труппу вместе с другими участниками самодеятельности. Им создано около 200 сценических и 20 экранных образов. Написано более 120 статей в газетах и журналах, в которых он анализирует творческий путь актеров и драматургов, состояние и пути развития театра. Собранный огромный уникальный материал о жизни театра вошел в архивы истории развития театрального искусства республики и музея театра. В мемуарах «Записи актера», «Очевидец», «Театр – моя судьба» отразилась история национальной культуры. Капан Бадыров относится к той плеяде актеров, которых называют самородками. По своей артистической индивидуальности Бадыров – актер широкого диапазона. Он создал галерею разнохарактерных образов, которые определили его творческое лицо, как одного из талантливейших мастеров казахского театра. Такие образы, как Науан Хазрет, Сапа, Жанас, Яровой, Мамлюк, Отелло, Абай – важнейшие вехи в театральной биографии К. Бадырова. За роль Абая в одноименном спектакле ему присвоено звание лауреата Госпремии СССР. Труд Бадырова высоко оценен. Он – кавалер орденов «Трудового Красного Знамени» и «Дружбы народов».
20 сентября 1519 г. Фердинанд Магеллан отправился в кругосветное путешествие.
В этот день мореплаватель Фердинанд Магеллан отбыл из порта Санлукар во главе флотилии из пяти судов («Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсион» и «Виктория») по направлению к Рио-де-Жанейро. Он, как и Колумб, был сторонником идеи, что Земля круглая, следовательно, путешествие на запад приведет на восток. Продвигаясь к югу, Магеллан открыл все атлантическое побережье Южной Америки. При пересечении Атлантики мореплаватель впервые использовал свою систему сигнализации, и корабли его флотилии ни разу не потеряли друг друга из виду. К тому времени в экспедиции остались только три корабля, на которых Магеллан обогнул Америку с юга по открытому им проливу, и вышел в океан, который потом назвал Тихим, поскольку за все четыре месяца плавания в его водах не случилось ни одного шторма. Путешествие становилось все более трудным, на кораблях начались голод и цинга, многие умирали. Пересекая океан, они прошли более 17 000 км. Магеллан ежедневно вел наблюдения и составлял карту. Вскоре Магеллан достиг ранее не известных Филиппинских островов (1521), где вмешался в распри местных племен и погиб в одной из стычек с туземцами. Оставшиеся в живых члены экипажа сбежали на свои корабли и продолжили движение на запад. В Испанию вернулись только два судна. В сентябре 1522 года «Виктория» завершила кругосветное путешествие, чуть позже вернулся «Тринидад». На нем привезли столько пряностей, что их продажа компенсировала потерю остальных кораблей. Путешествие Магеллана считается одним из величайших событий  XVI века: отправившиеся на запад экспедиции, вернулись обратно с востока и доказали таким образом, что Земля имеет форму шара; впервые европейцы пересекли самый большой из оке­анов – Тихий, открыв проход из Атлантики. Кроме того, экспедиция выяснила, что большую часть поверхности Земли занимает не суша, как думали Колумб и его современники, а океаны. Именем Магеллана названы два звездных скопления (Большие и Малые Магеллановы облака) и пролив.
26 сентября родилась Анастасия Цветаева (1894–1993), русская писательница, младшая сестра Марины Цветаевой.
Анастасия Ивановна Цветаева родилась в Москве, в семье историка и искусствоведа профессора И. В. Цветаева. Старшей сестрой Аси (как ее называли домашние) была Марина, впоследствии известная поэтесса. Девочки получили домашнее начальное образование, продолжив его в 1902–1906 годах в Западной Европе, в частных пансионах Швейцарии и Германии. Много времени в молодости сестры проводили в Тарусе. В 1912 году Анастасия вышла замуж за 19-летнего Бориса Трухачева, и вскоре у молодой семьи родился сын Андрей. Анастасия не замкнулась в семейных заботах, а стала заниматься литературой. В 1915 году выходит ее первая книга – философский текст «Королевские размышления» в духе Ницше. Семейная жизнь не задалась, и через некоторое время она выходит замуж второй раз – за Маврикия Александровича Минца, от брака с которым рождается сын Алексей. После революции 1917 года сестры Цветаевы по приглашению Максимилиана Волошина приехали в Крым, в Коктебель и жили в гостях у него. Там Анастасию настигло горе – в Крыму умер от дизентерии сын Алеша. В начале 1920-х годов Цветаева возвращается в Москву, живет случайными заработками, но продолжает писать. В 1921 году по рекомендации М. Гершензона и Н. Бердяева ее принимают в Союз писателей. В 1927 году писательница завершает книгу «Голодная эпопея», но не может ее опубликовать. Та же судьба ждет и ее роман «SOS, или Созвездие Скорпиона». В этом же году Анастасии Ивановне удается съездить в Европу, и во Франции она в последний раз в жизни видится с сестрой Мариной. В апреле 1933 года Анастасия Цветаева была арестована в Москве. После хлопот Б. Пастернака, Е. П. Пешковой и М. Горького ее через два с небольшим месяца освобождают. Но ненадолго: 2 сентября 1937 года ее снова арестовывают, изымают все ее сочинения и через пять месяцев отправляют в лагерь на Дальний Восток. Она проводит несколько лет в лагере и еще несколько в ссылке. О самоубийстве сестры в 1941 году Анастасия Ивановна узнает, находясь на поселении на Дальнем Востоке. Писательница была освобождена только после смерти Сталина, а в 1959 году реабилитирована. После она жила в Москве, восстанавливала по памяти произведения, изъятые у нее при аресте. В этот период она создает мемуарные книги «Старость и молодость» (опубликована в 1988 году) и «Воспоминания». Анастасия Цветаева скончалась в Москве 5 сентября 1993 года, совсем немного не дожив до своего 100-летнего юбилея.
30 сентября родился Карл Йозеф Бегас (1794–1854), немецкий художник.
Родился  в Хайнсберге, в семье судьи. Отец готовил сына к работе в области юриспруденции. Но во время учебы в школе у Бегаса обнаружились способности к рисованию. В 1812 году Карл был отправлен в Париж для совершенствования в живописи. Здесь полтора года он проучился в студии Антуана-Жана Гро. Затем начал работать самостоятельно. В 1814 году созданная им копия Мадонны делла Седиа была куплена прусским королем Фридрихом Вильгельмом III. Это обстоятельство привлекло внимание к творчеству молодого Бегаса. Художник получает заказ на создание нескольких полотен большого формата на библейские темы. Картины были размещены в церквях Берлина и Потсдама. Некоторые из них были на исторические темы, но большая часть изображала библейские сцены. Бегас был придворным живописцем, и ему удавались сюжеты придворной жизни. Бегас также занимался портретной живописью, пополнив королевскую портретную галерею серией портретов выдающихся прусских писателей. В 1846 году Карл Йозеф Бегас был назначен придворным живописцем и членом Берлинской академии художеств. Отличительными качествами произведений Бегаса нужно признать благородство замысла, тонкий рисунок, полноту колорита и мастерское распределение светотеней. Умер Карл Йозеф Бегас 23 ноября 1854 года в Берлине.

Ляйля БУЛАНБАЕВА

841 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми