• Культура
  • 24 Августа, 2014

Осмысление судьбы и творчества Махтумкули

Казбек Казкенов, 
доктор философии, профессор, академик,
руководитель Центра анализа, 
прогноза и социальных инициатив партии «Нур Отан»

Марьям Галямова, 
бакалавр политологии ЕНУ им. Л. Н. Гумилева

Творчество поэта от Бога Махтумкули и сквозь столетия вызывает восхищение, и не только у туркменского народа. Его поэзия и философия являются сокровищницей и достоянием всего тюркского мира, мировой культуры.

Махтумкули – гражданин и патриот своей Родины, вся его жизнь связана с чаяниями и надеждами своего народа, основоположник классического языка, мыслитель-гуманист XVIII века, его философские размышления имеют непреходящее значение в исторической ретроспективе. 

Махтумкули родился в благодатном и благословенном крае, где богатая и прекрасная природа на берегах рек Гурген и Атрек взрастила благородного сына.1
Его дед Енаги, будучи бат­раком, проявив трудолюбие, профессионализм, смог стать мастером-умельцем и завести собственное хозяйство. Исследователи утверждают, что он слагал песни, которые были популярны в народе. Отец Азади продолжил дело Енаги, получил образование в Медресе Хивы, знал языки, его перу принадлежат бессмертные  произведения: «Вагзы – Азат», «Бехиштнама» (Сказание о Рае), «Бяш Намаз» (Пять молитв), также «Отрывок из Джадыра Энсари» – открывших нам дух времени, философию и жизненную поэзию Азади, где рельефно отображена пестрая палитра мыслей, переживаний о судьбе народа. 
Биография Махтумкули достаточно изучена, известна, и сегодня идет научный поиск его судьбы. И главное, что из имеющейся историографии, источниковедения мы можем сделать вывод, что его семье и ему самому были  присущи трудолюбие и профессионализм. При этом в его творчестве и таланте сыграли роль генеология, семья, народ.  
Сын туркменского народа
Махтумкули путешествовал по регионам страны, бывал в Индии, Афганистане, Узбекистане и Казахстане, России и Азербайджане, где знакомился с культурой, традициями и бытом народов. Изучал творчество Низами Гянджеви, Насими Имадеддин, Мухаммеда Физули, Алишера Навои и Ахмеда Ясави, арабо-персидскую, тюркскую поэзию и цивилизации. К примеру, стихотворение «Азербайджан» звучит как Ода о братском народе – «Стране той место есть среди полей просторных!».2 
Несмотря на тернистый и трагичный жизненный путь: потеря отца, гибель двух братьев и смерть двух сыновей, родившихся от Акзады;  украденная первая любовь – Мэнгли; многочисленные войны его народа против захватчиков за свободу и независимость – Махтумкули сохранил гуманизм, любовь, дружбу, доб­родетель и справедливость, раскрытые им в произведениях.3
Туркменский народ по достоинству оценил своего сына, поэта, гражданина, патриота и философа:
− Махтумкули провозглашен великим представителем национальной культуры;
− 18 мая объявлен государственным праздником – Днем поэзии;
− Месяц май носит имя Махтумкули;
− Туркменский государственный уни­­­­вер­ситет, Институт языка и литературы, Национальный музыкально-драматический театр, Туркменский театр оперы и балета, молодежные организации, улицы и проспекты также носят имя Махтумкули; 
− Творчество и традиции Махтумкули продолжили: Захириддин Мухаммад Бабур – «Бабурнаме», позднее Турди (Фарога), Матраба. В XVIII и XIX веках – Ништати Хорезми, Надиры, Увайси и Махзуны. В начале XIX века – Памфлеты Гульхат, Махмура и Агахи, Мунуми, Фуркат, Завни, Аваз, Отар-оглы, поэтесса Анбар Отин, Хамза Ханимзаде и Садриддин Айш, и многие другие.

XVIII век – век Махтумкули
По достоинству и высоко оценила наследие Махтумкули международная общественность, считая его неотъемлемой частью мировой культуры. Его стихи переведены и опубликованы на многих языках мира. Его творчество исследовали ученые и читаются специальные курсы в университетахмногих стран. Книги хранятся в самых знаменитых библиотеках и самых дальних аулах и весях, где они востребованы и читаемы от мала до велика. 
Венгерский ученый А. Вамбери подчеркнул: «Махтумкули представляется как чудотворец, который постиг все книги, все науки мира. Книги его еще долго будут занимать у туркмен первое место после Корана». Ч. Айтматов сказал: «XVIII век – это век Махтумкули». В честь Махтумкули открыты памятники, скверы, парки и музеи, его именем названы улицы и проспекты во многих государствах. По существу, традиционно организуются конференции, круглые столы, семинары, читаются публичные лекции, проводятся беседы и организуются клубы и кружки друзей Махтумкули.  Многие поэты переводили и изучали его лирику, ибо она, как истина жизни (читай онтология) и истина красоты, пережила столетия, победив Время и Пространство, приходит ко всем новым поколениям народов мира. Так, в период со второй половины XVIII – начала XX вв. поэты Дурды-Шахиром, Сеиди (1795–1836) и Зетти (1795–1850), цикл стихов Мискинклыга (1847–1906), Андалиб (1712–1780), Шабенде (1720–1800),  Шейдаи  1730–1800), Мигрупи (1735–1805), Байиби (1734–1810) внесли значительный вклад в культуру страны. 
В XIX веке творили яркие представители Молла Непес (1810–1862), «Зехре и Тахир», Абдусатар Низибажби, Натиби, Мятаджи, Байрам Шахир, Кер Молла, Молламурт, Дурды Клыч. 
В середине XX века особой популярностью пользовались стихи Ата Салиха, Мехрии Вела-Каушутова, поэма «Девушка в белом халате» – Дурды  Халдурды;  в 50-60 годы А. Мурадова, У. Абдуллаева, Дж. Алланова, С. А. Каррычева, Р. Реджебова. И сегодня молодые поэты вбирают поэзию Махтумкули. В связи с юбилеем Махтумкули в более чем 30-ти странах развернулись различные торжественные мероприятия и акции, посвященные его судьбе, творчеству и философским изысканиям. А это более 700 стихотворений и 10 поэм. 
В Казахстане прошли комплексные  мероприятия, посвященные 290-летию со Дня рождения великого поэта и мыслителя: по инициативе партии «Нур Отан» и общественных организаций проведены мероприятия в г. Астане и других регионах Казахстана. У Махтумкули есть стихи, посвященные Турану, Туркестану, она созвучны и идентичны мировозрению Абая, Шакарима,  известных казахских поэтов и мыслителей. Многие из них стали поистинно народными песнями, у нас в Казахстане с любовью поют песни, сложенные из стихов Махтумкули. В Астане есть улица, названная в честь Махтумкули. Рабочая группа во главе с Карлыгаш Шакировой, куда входят депутаты, академики, писатели, ректоры, профессора и студенты университетов,  инициирует создание Ассоциации дружбы и культуры Казахстана и Туркменистана, с целью установления, расширения, укрепления братских дружеских взаимоотношений с туркменским народом.

Гражданин и Патриот
В произведениях Махтумукли воспеты гражданственность и патриотизм: будучи сам гражданином и патриотом он пишет о бестрашии и доблести,  верности и преданности, мужестве и духе туркменского народа.4  Весомым и ключевым в его творчестве является «Будущее Туркмении», где в поэтической форме раскрыты категории – Гражданин и Патриот.
«Возглавлен мудрейшими 
дружный Народ,
Гордиться земля городами Туркмении.
Здесь Братство – обычай, 
и Дружба – Закон
Для славных родов и могучих племен,
И если на битву народ ополчен,
Трепещут враги пред сынами 
Туркмении».5
И еще одна строка бесценна и дорогого стоит: «Лучше Родины – нет земли, лучше родного народа – нет народа». 

Поэт и философ
Махтумкули – самобытный творец в свою историческую эпоху сумел передать своеобразие душевного склада туркменского народа, его отношение к себе, к людям ближним и дальним, к природе, многоцветному движению жизни личной и жизни человечества. В его творчестве показан уклад, стиль и образ жизни своего народа, уже в настоящем пусть просматриваются контуры грядущего. Сочетая силу личного, глубоко интимные чувства с жаждой общего счастья «для всех живущих на Земле», а также борьбе за справедливость, стимулы развития и самосовершенствования личности, глубокое осознание своей сопричастности ко всему земному бытию, традициям, культуре. 
Махтумкули – неутомимый искатель смысла жизни, проникнутый духом постижения онтологии, аксиологии и космологии.6  Традицией стало в последних строках стихотворений подводить резюме и позиционировать по актуальным проблемам общества.
Махтумкули оставил огромное наследие поэзии и мудрости. Многие идеи и мысли навсегда вошли в народное сознание, стали неотъемлемой частью общества, сохранили любовь народа, которая выражается в том, что из его стихов слагают и будут слогать популярные в народе песни. Его лирический герой – живой и конкретный человек – личность. Что характерно для его лирики, так это, прежде всего, защита человечности, сохраняющей его приоритеты душевности, духовности и добродетели. Это доминанта XXI века. Лирика Махтумкули в поэтической форме провозглашает правдолюбивого человека на счастье, на свободу, на справедливое устройство жизни, на достоинство и на познание истины.
«Мир исполненный Жизни и Мир, 
преходящий и тленный
Лишь познавшему мудрость 
является попеременно.
Жизнь без Истины в мире подобно 
монете разменной».7
Поэт отстаивает абсолютную ценность и неповторимость жизни земной, а не загробной, жизни бренной, а не вечной, жизни нынешней, а не ожидаемой, и раскрывает внутренний мир и переживания человека, разнообразные состояния духовной жизни. Лирика Махтумкули отображает стремление человека к самым высоким общелеловеческим ценностям, обретаемым на земном пути – любви, мудрости, справедливости. Так, Махтумкули считает: 
«Склони свой Дух пред истиной 
и светом,
Огонь души не дай гасить монетам;
Мы – гости здесь, и долго в мире этом
Гостить ни юный, ни старик 
не будет.
В невежестве не погрязай всецело;
Даря, дари рукой, открытой смело;
Обдумай, в чем твое земное Дело,
Знай: Духа в теле в некий 
Миг не будет».8
Поэзия Махтумкули – жизнелюбивая, воспевающая красоту и неповторимость гуманистических чувств, силу обаяния любви, дружбы, преданности.  В своих стихах он говорит и о простых человеческих отношениях: дружеских застольях, традициях, обычаях, гостеприимстве и домострое.9 Корни которых уходят в глубину веков, сопричастны с музыкальной культурой и философией тюркской цивилизации, у истоков их был Коркыт-Ата. 
Философия, наука, религия, культура, идеологеммы и паранаука – разрабатывали вопросы, проблемы и подходы к онтологии, антропологии, аксиологии, гносеологии и эпистемологии, методологии и космологии.
Глобальная история доказывает: их мысли были  векторами и путеводной звездой развития человечества. Мы должны быть благодарны им.
Мир изменился, меняется, но главное он изменится в ближайшем будущем, причем радикально. Произойдет инверсия, индокринация, инклюзивность.
В начале XXI века человечество имеет право и обязанность произвести историко-философский анализ, обобщение и выводы. В разное время, в разных пространствах, разные люди высказывали разные мысли о мироздании (научной картиной мира – человек, земля, космос). Мудрость, вера и идеи сыграли определяющую роль в жизнеустройстве, жизнесохранении, жизнеспособности, жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека и общества.
Многое подтвердилось и реализовалось на практике, стало жизнеутверждающим. Некоторая часть мировоззрений устарела и неактуальна сегодня, другая – не подтвердилась, а другие – остаются спорными. Следует отметить, что определенная часть из них была утопична, абсурдна или же вела к регрессу и трагедии.
В силу ограниченности знания, науки и информации невозможно было  определить будущность в полном объеме, хотя попытки имели место.
Нам нужно переосмыслить и пересмот­реть в рамках кампаративизма философию, науку, религию, культуру, идеологеммы и паранауку с точки зрения грядущего, ибо их ждет глобальный экзамен на мироосмысление, мирообъяснение и мировидение.
На наш взгляд, грядущее детерминирует и ставит на повестку дня вопросы:
– доминанты к объединению, единому миропониманию мироздания человечеством, уйти в этом контексте от плюрализма;
– приоритетность семантики души и разума. Первое – означающее душевность, духовность, добродетель;10
– в этой связи «очеловечивание» человека и «очеловечивание» отношений человека к человеку и далее по нарастающей социум – социум, государство – государство, цивилизация – цивилизация встает главной проблемой человечества; в свое время Абай произнес философскую мудрость «Адам бол!», интерпретация которой заключается в следующем: человечность, вера и надежда, справедливость, любовь и философская квинтэссенция Шакарима заключается в одном слове – совесть, а у Махтумкули эти общечеловеческие ценности имеют место во многих его произведениях; 
– определить подходы и принципы диалектики человека к природе, к созданной технике, технологии, информационности и космосу;
– произвести энтропию в мировоззрение, акцент на миролюбие и гуманизм, целостности мироздания, единство многообразного и устремленность в грядущее;
– метаморфоза, методология, модернизация, модель, метафора в укладе, стиле и образе жизни. И естественно подготовка молодого поколения к этому, где гармонизировать диалектику и дилемму, виртуальность с визуальностью/вербальностью, от культуры потребления к культуре созидания; формировать опережающую стратегическую парадигму у молодежи, а не догоняющую. Молодежь должна стать самодостаточной, состоятельной, саморазвивающейся, иными словами, актером своей судьбы, своей Родины, своей Земли и своей Вселенной;
– сместить акценты от Платоновской идеи «Человек – это знание», Бэкона «Знание – это сила», что действительно так, Ленина – «Учиться, учиться и учиться» на Смита – «Труд создал человека», Библии «Кто не работает, тот не ест» и Корана «Он сделал Землю для Вас колыбелью, проложил для Вас на ней дороги и низвел с неба воду». Благодаря ей мы взрастили различные растения. Вкушайте сами и пасите свой скот. Воистину в этом – Знамение для обладающих Разумом»; а Махтумкули призывает: «Любовь к труду храни в своей груди», «работай честно, если совесть есть», «Трудись же, старайся, не спи», «Черный труд землекопа простого лучше», «Люби свой труд и правду множь», «А к ловким и трудолюбивым богатства прямо в дом летят»;11
– переосмысление и переустановка акцента: в потребности, которые известны как разумные и неразумные, здоровые и нездоровые, материальные и моральные. Афоризмы Хилона «Познай Себя» и Протагора «Человек мера всех вещей» остаются в силе, но и человек должен знать меру в материальном, ибо инстинкт самосохранения и либидо (по Канту) перманентность и вечное стремление к гедонизму и комфортности (по киренской древнегреческой философии и Гегеля) уходит в запредельность. Здесь мера или золотая середина (по Конфуцию) становится ключевым аспектом. Человек безмерен в моральном совершенствовании, где культура и искусство, совесть, стыд – сакрально приоритетны;
– и наконец, «Мы живем, чтобы есть, или едим чтобы жить?», «Кому сервант, а кому Сервантес?», «Человек – ненасытен, удовлетворенная одна потребность рождает автоматически другую» и т. д. по нарастающей.
Другая проблема отчуждения от труда, трудолюбия, профессионализма происходит повсеместно в разных социумах. Простой, но весомый пример. Абсолютное большинство населения мира ждет субботы/воскресения, а не понедельник?!
Как сделать наоборот? Требуют дискурса таких категорий как потребности, интересы и аксиология?
Рубеж тысячелетий детерминировал человечеству необходимость к обобщающим смыслам ее истории, настоящего и самое главное определить горизонты будущего, что архисложно, архипротиворечиво и архинеожиданно. Глобальные проблемы человечества неоднократно проявлялись на различных стадиях и особенно в ХХ веке, но на дворе XXI век, когда завершается эпоха «Большого Модерна».
Итак, человечество вопрошает и призывает философию, науку, религии, культуры, идеологеммы и паранауки объединиться и выработать качественно новую альтернативную цивилизацию, тем самым сделать мировоззренческий прорыв. 
Известно, что в свое время Кант определил повестку дня человечества:
1. Что я могу знать? (Метафизика).
2. Что я должен делать? (Мораль).
3. На что я смею надеяться? (Религия).
4. Что такое человек? (Антропология). 
Позвольте нам взять смелость и внести коррективы в XXI веке: 
5. Что окружает меня? 
– литосфера;
– биосфера;
– ноосфера.
6. Что ожидает меня? (Космология).
7. Зачем я живу «здесь» или же «там»? и  что я должен делать «здесь» и «там»?
Философские мысли в поэзии Махтумкули как бы обогнали время и пространство, где он мудро и поэтически раскрыл выше обозначенные проблемы. Поэтому с высоты времени мы должны увидеть, усмотреть философские мысли, иными словами произвести новое прочтение произведений великого поэта как философа, ибо философия есть мудрость, что означает: ум, наука, пространство и время, воля и разум во время проявлены и взгляд в грядущее.12
О модели общества
Мы должны  учитывать 10 глобальных вызовов, если планируем успешное развитие в перспективе, – отметил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в Стратегии «Казахстан – 2050»:
1. Первый вызов – ускорение исторического времени.
2. Второй вызов – глобальный демографический дисбаланс ( на Земле на сегодняшний день живет 7 млрд человек; известно, что ресурсы и потенциал Земли рассчитаны на 5 -5,5 млрд человек – Мальтус и Мальтузианство).
3. Третий вызов – угроза глобальной продовольственной безопасности.
4. Четвертый вызов – острый дефицит воды.
5. Пятый вызов – глобальная  энергетическая безопасность.
6. Шестой вызов – исчерпаемость природных ресурсов.
7. Седьмой вызов – Третья индустриальная революция.
8. Восьмой вызов – нарастающая социальная нестабильность.
9. Девятый вызов – кризис ценностей нашей цивилизации.
10. Десятый вызов – угроза новой мировой дестабилизации. 
Принять во внимание праксиологию философской категории: «Пространство и Время», с учетом, что дважды в одну реку войти нельзя:
− цивилизации и континенты;
− геостратегия и геополитика;
− универсализм и традиционализм;
− конкретно-историческая обстановка;
− национально-специфические условия;
− темпы и методы модернизации;
− преемственность, комплексность, системность, доминантность, этапность, последовательность;
− самостоятельность в выборе.
Модели прогноза вероятности развития и последствий.
При разработке пдеи и модели общества, на наш взгляд, целесообразно произвести катарсис, квинтэссенцию, катализатор, кристаллизацию и кульминацию: исторического опыта человечества и, в первую очередь, национального опыта, также западный, восточный, советский периоды стран  Центральной Азии и Евразии, феномены Китая и исламских государств. При этом не механически экстраполировать, а выбирать все, что приемлимо и позитивно для страны.

Глобальные проблемы и вызовы человечества
Мы должны также  учитывать глобальные проблемы и вызовы человечества, воп­росы  нарастающих объемов и масштабов глобализации:
– научные открытия Бозон  П. Хигса;
– образ жизни Н. Войнича;
– радикальная смена источников энергии;
– проблемы похолодания и потепления Земли;
– Диалектика и Дилемма виртуального и вербального/визуального, тенденции к модели кентавра – кибергоминида и Игреки, процессы робототехнологизации;
– тайны ДНК/РНК – стволовые клетки;
– ядерно-экологическая безопасность человечества;
– новейшие открытия: квантовый парадокс;
– смещение акцентов от Евклидовой геометрии к геометрии Гауса.

Призывы к миролюбию
Поэзия и мудрость Махтумкули является жемчужиной не только туркменского народа, но и тюркского мира и стала частью и достоянием мировой культуры и философии. К примеру, философской квинтэссенцией его творения является:
«Добро творящей избежит хуленья и молвы глухой. 
Живи с людьми и для людей, Цель Благородную найдя».13
И в поэзии, и в жизни он всегда искал «золотую середину» между потребностями, ценностями и интересами, долгом и служения музе и народу! Прекрасны стихи, в которых поэт силой своей мечты превращается в прекрасного Лебедя и улетает от лютой Смерти. 
И далее « Махтумкули» 
К уходу будь готов! 
Мы – жертвы смерти, наш удел таков.
Не оставляй ни денег, ни долгов – 
Иная благодать твоя заслуга».14 
Тем самым, облекая в поэтическую форму, слоган Мишель Монтеня «хорошо жить, хорошо умереть».
Моя любовь к моей нации проявляется по мере преодоления ею пороков. Махтумкули выступал обличителем изъянов, имевшихся в обществе, предрекал неизбежную расплату за содеянное зло. За блеском и могуществом верхушки он разглядел ее духовную нищету, самодовольство, алчность и произвол власть  имущих.15
Он выступал против гедонизма, коррупции и по существу пропагандировал: труд, трудолюбие, профессионализм и здоровый образ жизни, призывал к формированию экологической культуры.16
Велением времени стали его поэтические слова, призывающие помогать слабым и падшим, а не подавлять и унижать их. Эти философские идеи милосердия отзываются сильным эхом и сегодня в XXI веке. 
Смолоду испытав трудности и трагичность войн, он создал по существу науку выживания в экстремальных ситуациях и призывал к оптимизму и миролюбию. Он солидаризуется с тюркской мудростью, которая гласит:
«Добрые мысли – Добрые Слова,
Добрые Дела и Доброе Имя». 
А Махтумкули говорит, что из многих даров мира останется только доброе имя, и будет несчастен тот, кто не оставит даже этого.
Разнообразие мудрых мыслей, щедро рассыпленных Махтумкули, и главное в его поэзии – вера в будущее человечества, когда наступит день, и мир будет подобен фруктовому саду, цветущему и благоухающему. Поэт верил в лучшие качества человека, в жажду добра и правды, радости и красоты. Жизнь дается человеку один раз и ее смысл: « в любви к людям, выражающейся не в словах, а в делах».
По существу Махтумкули философски описал этапы социализации личности в таких стихах, как «Ты в мир явился человек», «Возрасты» и «Человечество».17
Невозможно переоценить значение Махтумкули как гражданина и патриота, поэта и пилософа на формирование мироощущения, миросозерцания, мировидения, миропонимания, мировоззрения и миродействия человека и общества как единого целого мироздания. Исходя из сказанного, сегодня человечество и, в первую очередь, ее элита, на наш взгляд, должна произвести:
− глобальный аудит истории природы, человечества и космоса;
− глобальные вызовы и риски XXI века и их последствия;
− глобальная постановка повестки дня человечества;
− глобальное объединение всех и вся ресурсов и потенциала человечества;
− глобальный прорыв миропонимания, мироздания;
− глобальное формирование единого мировоззрения на мироздание;
− глобальное миродействие всех народов, во имя самосохранения, выживания и продолжения рода человечества (ноосфера, синергетика, аттрактор).
 О чем прогностически говорил великий аль-Фараби, заслуженно считающимся вторым учителем мира. Здесь думается нужно не семь, а семьдесят раз отмерить, «Когда различные умы сойдутся после размышления, самопроверки, споров, прений, дебатов, рассмотрения с противоположных сторон, то тогда не будет ничего вернее того убеждения, к которому они придут». И Махтумкули призывает: 
«И слово мудрым мыслям подчини:
В избытке слов бесплодно 
слава вянет».18
Мы считаем, что составляющая глобальной идеи является «біз ешкімнен кем емес», перефразируя М. Дулатова «Оян Қазақ» в «Взбодритесь Тюрки» и «Тек қана алға».
Другим тюркским заветом является: «Тело я оставлю земле, душу отдам Богу, сердце – женщине, но честь оставлю себе». Мы предполагаем дело чести вместе с Тюрксоем, ЮНЕСКО провести цикл мероприятий в следующем десятилетии по олимпийскому принципу огня – принципу эстафеты, начиная с Ашхабада по столицам Центральной Азии, тюркских стран и других континентов, что позволит расширить и углубить познание о мировоззрении Махтумкули о мироздании, не умаляя его величиея как поэта, гражданина гира, нам нужно возвеличить его как философа.   
Махтумкули сакрально относился к исламу, формируя мусульманскую культуру, исламские цивилизацию, традиции и обычаи, которые взаимосвязаны с благополучием народа:
«Мою мечту в меня вложил Ислам!
Быть может, я народу счастья дам».19
Завершим словами и мыслями Президента Республики Туркменистан Г. М. Бердымухамедова о Махтумкули: «Его стихи, пробуждающие в душах людей высокие чувства, положены в основу нашей новой идеологии, нацеленной на обеспечении духовного совершенства туркменского общества, духовного здоровья нынешнего и будущих поколений туркменского народа».

ЛИТЕРАТУРА
1. Махтумкули Избранное М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. С. 30, 71, 300
2. См. там же. С. 65.
3. См. там же. С. 14, 18, 182, 211, 234, 260.
4. См. там же. С.15, 18, 54, 63, 67, 309, 321, 344, 368, 472.
5. См. там же. С. 30-31.
6. См. там же. С. 172, 128-129, 337, 353, 368, 373, 385, 400, 423, 450, 452, 455, 480, 492, 494-495, 501, 525.
7. См. там же. С. 300, 506-507.
8. См. там же. С. 147, 373, 385-386, 400, 409, 420-421, 428-429, 440-441.
9. См. там же. С. 384, 396.
10. См. там же. С. 145, 185, 334, 352, 400, 424, 482-483, 478-479, 494, 506, 516.
11. См. там же. С. 78, 309, 311, 378, 383, 503.
12. См. там же. С. 88-89, 295, 300, 315, 334-335, 475, 478.
13. См. там же. С. 27, 336.
14. См. там же. С. 126, 138, 332, 353, 355.
15. См. там же. С. 87,  154, 264, 284, 297, 304, 329, 333, 341, 357, 401, 429, 444-445, 505, 513.
16. См. там же. С. 298-299, 317, 341, 444-445, 473, 496.
17. См. там же. С. 334, 360,  523.
18. См. там же. С. 74.
19. См. там же. С. 82.

2025 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми