• Культура
  • 21 Июля, 2014

В Фокусе культуры

Мереке Уюкбаева

 

 

 

 

Талант Гульфайрус
В мае текущего года исполнилось бы 85 лет Гульфайрус Исмаиловой, Заслуженному деятелю культуры, художнице театра и кино, чей труд отмечен государственными наградами, орденами и медалями. 

Талант Гульфайрус Исмаиловой был многогранен: обладая красотой, вокальными данными, мастерством художника, она училась в консерватории по классу вокала (1947–1949 гг.). Закончила Алма-Атинское художественное училище (1949 г.), а в 1956 году получила диплом Ленинградского института искусств. В 1956–1958 гг. преподавала в Алма-Атинском художественном училище. С ростом опыта и знаний росла и карьера Гульфайрус Исмаиловой: с 1971 по 1974 года она была главным художником Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая. Ею были сделаны декорации и эскизы к операм Е. Г. Брусиловского, С. Мухамеджанова, Дж. Пуччини, балетам Н. Тлендиева, Е. В. Манаева, Л. Б. Степанова. В. В. Великанова, к спектаклю Г. Мусрепова «Козы Корпеш – Баян Сулу», к кинофильму «Кыз-Жибек» (1969–1971).

Тонкий художественный вкус, чувство цвета, смелые эксперименты в поисках цветовой гармонии придают ее многочисленным натюрмортам неповторимый блеск одаренности. Гульфайрус Исмаилова была также замечательным портретистом, сумевшим передать характеры своих великих современников: К. Байсеитовой в роли Кыз-Жибек, Ш. Жиенкуловой, Ш. Жандарбекова, Б. Тулегеновой, А. Кастеева.
Многогранный талант Гульфайрус Исмаиловой проявился и в ее актерской деятельности. Она снялась в нескольких кинофильмах, где блистала своей красотой и обаянием: в роли Ботагоз в одноименном фильме в 1957 году, в роли Таны в фильме «Кыз-Жибек» (1972) и др. 
Жизнь Гульфайрус Исмаиловой в искусстве – это особая страница в истории казахской культуры, обогатившейся за счет столь щедро одаренной личности, сумевшей в своем разностороннем творчестве объединить и развить традиции русского и казахского искусства в их разных направлениях, с их неповторимым национальным колоритом. Гордый взгляд большеглазой красавицы-казашки, устремленный с ее автопортрета на восхищенных зрителей, является вечным спором художника с забвением, утверждением неувядающей красоты и молодости. Богатое творческое наследие Гульфайрус Исмаиловой является примером духовности и неутомимого труда для последующих поколений.

Морису Симашко – 90 лет
В марте текущего года исполнилось бы 90 лет народному писателю Казахстана, лауреату Президентской премии Мира и Духовного согласия, лауреату премий имени Абая и имени И. Шухова, Госпремии Казахстана и премии журнала «Дружба народов», члену Национального совета по государственной политике при Президенте РК и Ассамблеи народа Казахстана, вице-президенту казахского Пен-клуба Морису Симашко. 
К юбилею известного писателя приурочена книга Светланы Ананьевой «Морис Симашко» (Караганда, 2014), рекомендованной к изданию Ученым советом Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова (ответственный редактор У. К. Калижанов, член-корреспондент НАН РК, доктор филологических наук). В данной книге подчеркивается, что тема евразийства была одной из центральных в творчестве Мориса Симашко. С. Ананьева здесь приводит цитаты из рецензий, отзывов, статей, суждений об исторической прозе писателя таких ученых, как М. Каратаева «В семье единой», Ш. Елеукенова «Жана жолдан» («С новой строки») и «Казахская литература: категории хронотопа и темпорального ритма в литературе» и др. 
Художественные произведения Мориса Симашко переведены на английский, французский, немецкий, арабский, португальский, польский, японский, хинди, урду и другие языки мира. С. Ананьева так пишет об исторической прозе М. Симашко: «Тема Востока, его искусства и науки проходит красной нитью через цикл «Повести Красных и Черных песков», объединяющий «Искушение Фраги», «Хадж Хайяма», «Емшан». Если первая повесть о жизни и творчестве классика туркменской поэзии XVIII века Махтумкули Фраги, мужественного и величественного, готового пожертвовать своей жизнью, то в центре внимания последующей – формирование мировоззрения великого мыслителя и астронома, философа, поэта Омара Хайяма, жившего в эпоху императора Санджама из династии сельджукидов, о которых аль-Кефти отзывался следующим образом: «Он подчинил разум своей воле и совершил хадж, побуждаемый боязнью людей, а не страхом перед богом». Омар Хайям вмес­те с Фирдоуси и Авиценной, считал М. Симашко, способствовал иранскому возрождению, которое достигло расцвета четыре века спустя после арабского завоевания». 
Особое место в творчестве Мориса Симашко занимает драматургия: его первой пьесой была «На крайнем Юге» (1948). В театрах Казахстана шел спектакль «Степной комиссар» по пьесе М. Симашко, А. Алимжанова и О. Сулейменова. 
Высокую оценку произведениям Мориса Симашко давали его друзья и соратники: Ю. Трифонов, Ю. Домбровский, И. Шухов, А. Нурпеисов, Ш. Елеукенов, Н. Ровенский, К. Мухамеджанов, Г. Бельгер и мн. др.
Морис Симашко не только автор исторических произведений, но и публицист, часто обращавшийся к образу аль-Фараби, по-новому раскрывая образ ученого и философа, его роль в мировой истории.
Для всех жанров произведений Мориса Симашко свойственно патриотизм, любовь к Родине, к народу, подлинный интерес к его истории, культурным ценностям. 
Художественные произведения Мориса Симашко являются достоянием многонациональной литературы Казахстана, ее духовной составляющей, переходящей из поколения в поколение, обогащая отечественную историю литературы.

Памяти репрессированных
20 мая в Алматы состоялся круглый стол на тему «Восприятие идей Октября на примере деятельности Т. Рыскулова, У. Жандосова, С. Сейфуллина», проведенного алматинским городским комитетом КНПК в связи с юбилеями со дня рождения Т. Рыскулова (120 лет), У. Жандосова (125 лет), С. Сейфуллина (120 лет). 
Председатель Совета ветеранов АГК КНПК Вячеслав Михайлович Артемьев отметил, что судьба этих трех выдающихся политических деятелей показательна: их возвеличили, а затем расстреляли и, в конце концов, поставили им памятники. В своем выступлении В. Артемьев задался вопросом: нужно ли защищать революцию, которая «пожирает» своих детей? Историк Н. Кенжебаев был непреклонен в своих суждениях о компартии и ее многомиллионных жертвах, уверяя, что у нее нет будущего. Модератор круглого стола Е. Бейсенбаев, напротив, убежден в будущности коммунистической партии и считает, что в советское время было много хорошего: высокий уровень науки, бесплатное образование и медицина, гарантированный отдых, трудоустройство и многое другое, создававшее стабильность в обществе.
Историю нельзя переделать, но нужно осмыслять факты, чтобы не повторять ошибок прошлого. Никогда не было идеального общества, да и может ли оно быть, если нет и не может быть идеальных людей: у всех свои недостатки, а порой, и тяжкие пороки. Сложна человеческая натура, но в чем она постоянна, так это в требовании хорошего социального обустройства, так как все нуждаются в социальных гарантиях, в защите общества, построенного на базе закона и гуманных принципах. И в этом могут помочь уроки истории, судьбы великих людей, служивших обществу и погибших ради будущего.

1030 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми