• Культура
  • 21 Июля, 2014

Очарование лета

Памятные даты июля месяца

Июль – макушка лета, говорят в народе. Солнце дарит земле волшебную силу, птицы в садах поют радостные песни, вокруг все наполнено ароматами цветов и фруктов. В эти жаркие дни родились замечательные люди, чьи биографии представлены в нашей традиционной рубрике.

122 года назад родился Жумат Тургынбаевич Шанин (1892–1938), режиссер, драматург, актер, один из основателей казахского профессионального театрального искусства, Народный артист КазССР.
Родился в местности Жельтау Баянаульского района Павлодарской области. С детских лет интересовался песнями, айтысами. На знаменитой Кояндинской ярмарке слушая айтысы, приобщался к народному творчеству. Играть и петь на домбре научился у своего родного дяди по матери Алтыбая. В 1913 году приехал в Омск и некоторое время проработал на заводе. В этом городе он познакомился с Сейфуллиным, Нурмаковым и Серкебаевым, начал заниматься самообразованием. В 1915–1916 годах закончив бухгалтерские курсы, стал работать помощником бухгалтера на заводе. Посещал спектакли в городском театре. В 1917 году, после возвращения с тыловых работ в родной аул, Жумат работал бухгалтером в кооперативе Каркаралинского уезда. Занимал ответственные партийные посты: в Павлодаре, Зайсане, Семипалатинске. Эта деятельность расширила его кругозор и оказала в дальнейшем благотворное влияние на его режиссерское и писательское творчество. В 20-е годы в Семипалатинске молодой Шанин руководил труппой «Ес-аймақ». Поставил свою первую пьесу «Арқалық батыр», написанную им самим на основе народных сказаний, и драму Сакена Сейфуллина «Қызыл сұңқарлар» («Красные соколы»). В этих спектаклях он сыграл главные роли Аркалыка батыра и Еркебулана. В 1925 году Шанин стал директором и художественным руководителем Казахского театра драмы. Здесь он осуществил постановки таких произведений, как «Месть» и «Турксиб» И. Джансугурова, «За Октябрь» М. Ауэзова, «Фронт» Б. Майлина, «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А. Пушкина, «Гамлет» У. Шекспира. Осуществляя постановки пьес казахских драматургов, Жумат Шанин широко пользовался этнографическими и бытовыми красками, вводил в пьесы казахские национальные песни и кюи, особое внимание уделял реквизиту, декорациям, костюмам. В 1927 году с группой мастеров искусств он участвовал в этнографическом концерте в Москве. В 1934 году участвовал в организации музыкального театра, где вместе с К. Жандарбековым поставил оперы «Жалбыр», «Қыз Жибек» и «Ер Тарғын» Е. Г. Брусиловского. Эти постановки были высоко оценены на Декаде казахской литературы и искусства в Москве. Будучи автором пьес: «Жанды сурет», «Қара құлын», «Қозы Көрпеш – Баян Сұлу», «Үш бажа», он внес определенный вклад в развитие национальной драматургии. Он использовал в музыкальных спектаклях народные танцы, такие как «Киіз басу», «Қоян – бүркіт», «Өрмек», «Шашу». А. В. Затаевич, Д. И. Ковалев и Л. Хамиди записали целый ряд народных песен в исполнении Шанина. Он и сам переложил на ноты народные песни и кюи. В свое время его творчество высоко оценили М. Ауэзов, К. Сатпаев, Г. Мусрепов. 26 февраля 1938 года Жумата Шанина не стало. 
300 лет назад, 2 июля родился Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787), немецкий композитор. 
Он родился в семье лесничего в Баварии. Затем его семья переезжает в Чехию. В иезуитской школе г. Коммотау мальчик изучает богословие и античные языки, учится играть на клавире, органе и виолончели. В 1732 году Глюк поступает на философский факультет Пражский университет, продолжая одновременно заниматься музыкой у чешского композитора Богуслава Черногорского. В 1735 году Глюк переезжает в Вену, а затем в Милан, где берет занятия у известного итальянского композитора и дирижера Дж. Б. Саммартини. В 1741 году в Милане Глюк ставит свою первую оперу «Артаксеркс», которая имела успех у публики. В Италии он становится знаменитым и ставит здесь еще несколько опер. В 1745 году композитор отправляется в Лондон и сочиняет несколько опер для Англии. Уже через год Глюк отправляется дальше и работает в разных городах Европы. Однако с 1752 года он обос­новался в Вене и занял должность концертмейстера, а затем капельмейстера при княжеском дворе. Самыми заметными его работами являются балет «Дон Жуан», над которым он работал совместно с хореографом Г. Анджолини, и опера «Орфей и Эвридика», которую можно назвать одной из лучших реформаторских опер Глюка. Всего композитором было написано более 50 итальянских и французских опер и балетов. Последней оперой Глюка была «Нарцисс и Эхо». Творчество Глюка имеет большое значение. Вне его работ не созрело бы не только оперное, но и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, а в известной степени и ораториальное искусство позднего Гайдна. Между Глюком и Бетховеном преемственность так естественна, так очевидна, что кажется, будто музыкант старшего поколения завещал великому симфонисту продолжить начатое им дело. Кристоф Глюк умер 15 ноября 1787 года в Вене (Австрия). 
120 лет назад, 8 июля родился Петр Леонидович Капица (1894–1984), советский физик, Нобелевский лауреат.
Уроженец Кронштадта. В 1912 году окончил там реальное училище, затем в 1918 году Петроградский политехнический институт. Руководителем  его дипломной работы был академик А. Ф. Иоффе. На его же кафедре Капица остался работать после окончания института. В 1921 году вместе с Иоффе и другими учеными отправился в командировку в Англию. Работал в Кембриджском университете у  Резерфорда, выполнил исследования по α- и β-излучению, создал метод получения сильных магнитных полей. За эти работы в 1923 году получил премию им. Дж. Максвелла. В том же году получил степень доктора философии Кембриджского университета. С 1924 года – помощник директора Кавендишской лаборатории. В 1925 году был избран членом совета Тринити-колледжа, в 1929 – членом Лондонского королевского общества и членом-корреспондентом АН СССР. В 1933 году возглавил лабораторию им. Монда Королевского общества, специально созданную для проведения работ под руководством Капицы. В 1934 году Капица приехал в отпуск в СССР, но вернуться обратно в Кембридж ему не разрешили. В 1935 году он возглавил Институт физических проблем в Москве. В 1939 году был избран действительным членом Академии наук СССР. Лауреат Сталинских премий 1941 и 1943 годов по физике. В 1946 году Капица был снят с поста директора Института физических проблем, а в 1955 году вновь назначен на эту должность. В том же году стал главным редактором «Журнала экспериментальной и теоретической физики». Исследования Капицы в области физики низких температур, создание им техники для получения импульсных сверхсильных магнитных полей, работы по физике плазмы, создание ожижителя водорода, в 1934 году – ожижителя гелия, а в 1939 году – установки низкого давления для промышленного получения кислорода из воздуха. Эти и другие исследования обогатили багаж научных достижений страны в области физики. Капица был членом многих зарубежных академий наук и научных обществ, награжден медалями М. Фарадея (1942), Б. Франклина (1944), М. В. Ломоносова (1959), Н. Бора (1964), Э. Резерфорда (1966). Умер Петр Леонидович Капица в Москве 8 апреля 1984 года. 
10 июля 1878 года в Англии впервые футбольный арбитр использовал свисток. 
Судьи появились на футбольном поле лишь в 1873 году. Тогда вообще считалось, что по собственной инициативе судья в игру вмешиваться не должен. Обязанностями судей было следить за временем, делать пометки о матче, удалять и назначать игроков, а также решать споры представителей команд, когда они не могли договориться между собой. И сейчас, как говорят футбольные комментаторы, «лучший судья тот, кто управляет игрой, но его присутствие на поле незаметно». До 1878 года футбольные судьи свистка не имели и пользовались для управления игрой только своим собственным голосом или подавали знаки, или звенели колокольчиком, чтобы обратить на себя внимание и вынести решение. С введением в пользование свистка связана забавная история. Тогда право судить игру предпочитали отдавать не профессионалам, а любителям. Считалось, что восторженный любитель, который любит футбол, и которому за это не платят, сделает все лучше, чем профессионал. И поэтому на роль судей и арбитров брали любителей футбола. Это могли быть клерки, врачи, писатели. Известно, что сэр Артур Конан Дойл также был футбольным арбитром. 10 июля 1878 года судить игру доверили полицейскому, и когда на игре возникла драка, он, не задумываясь, засвистел в свисток. Напуганные и ошеломленные игроки тотчас же прекратили драку. И с тех пор арбитры на поле пользуются свистком. 
40 лет назад, 11 июля 1974 года была найдена знаменитая китайская Терракотовая армия. 
Летом 1974 года в окрестностях города Сиань, что на севере провинции Шэнси, местные крестьяне копали колодец и наткнулись на обломки терракотовых фигур воинов в полном боевом снаряжении. Находка привлекла внимание археологов, и они решили здесь провести археологические раскопки. Вскоре перед исследователями в полном боевом снаряжении предстала Терракотовая армия, охранявшая гробницу легендарного императора Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н. э.), который в свое время подчинил себе все царства древнего Китая, создал в 221 году до н. э. первую в китайской истории империю и приказал возвести Великую Китайскую стену. Все лучники, всадники и пехотинцы смотрели на восток, где находились царства, разгромленные великим императором. Статуи воинов выполнены в полный рост и являются настоящими произведениями искусства. Каждый терракотовый воин имеет свои уникальные черты и даже выражение лица. Статуи изготавливались вручную и покрывались специальной глазурью, поверх которой наносилась краска. Ученые предполагают, что это портреты реальных воинов. Терракотовая армия является, по всей вероятности, лишь частью грандиозного погребального комплекса. Предположительно, в карьере находилось около восьми тысяч фигур воинов и лошадей. В 1987 году комплекс гробницы Цинь Шихуанди был включен ЮНЕСКО в Реестр объектов мирового культурного значения. 
160 лет назад, 12 июля родился Джордж Истмен (1854–1932), американский бизнесмен, изобретатель камеры Kodak. 
Родился в небольшом американском городе Уотервилл. Отец Истмена рано умер. После 7-го класса мальчик отправился работать. Он устроился в страховую компанию. В его обязанности входило чистить плевательницы, выносить мусор, а также выполнять работу посыльного. Первый успех пришел к Истмену в 20 лет. Тогда он устроился в крупный банк. Занимаясь инвестициями в недвижимость, Истмен часто ездил в другие города. Однажды он отправился на Карибы, чтобы посмотреть, как обстоят там дела с недвижимостью. Он хотел сразу же продать там пару домов, а потому решил взять с собой фотоаппарат. Это был XIX век, и чтобы сделать снимки – нужно было нагрузить пару повозок. Джордж Истмен загорелся идей создания нового фотоаппарата, компактного, такого чтобы им могли пользоваться простые люди. Работая днем на заводе General Electric, вечерами он читал литературу, посвященную фотоделу. В 1878 году Истмен прочитал статью англичанина Чарльза Беннета, посвященную приготовлению эмульсии для сухих пластин. В будущем Истмен часто будет говорить, что эта статья направила его в правильную сторону. После многих бессонных ночей Джордж Истмен представил миру новую технологию производства сухих пластин. Недолго думая, он запатентовал ее. После этого Джордж представил машину для промышленного выпуска пластин. А уже в 1888 году арендует целый этаж здания на улице Стей-Стрит (в городе Рочестер). В итоге, благодаря финансовой поддержке старого друга отца Гарри Стронга, он основал свою компанию, в которой занял место главного бухгалтера. Президентом стал более опытный Стронг. Компанию назвали «Eastman Kodak Company». Правда, в народе она более известна как Kodak. Бизнесмен решил, что для успешного дела нужно сделать фотографию доступной для обычных людей. Нужно было серьезно упростить сам процесс фотографирования и фотоаппарат. И в 1888 году был выпущен первый фотоаппарат под маркой Kodak. Он представлял собой небольшую ящичную камеру: затвор был с одной выдержкой, объектив с постоянной диафрагмой давал резкое изображение от 2,5 м до бесконечности, а заряжался фотоаппарат пленкой на 100 кадров. Его можно было купить за 25 долларов. И вскоре Истмен зарегистрировал Kodak как товарный знак. Он уделял особое внимание рекламе – лично писал рекламные тексты для первой продукции Kodak. Им был придуман лозунг: «Вы нажимаете кнопку – мы делаем остальное», который красовался на фасаде фабрики в Рочестере, а также в многочисленных рекламных проспектах. 14 марта 1932 года Джорджа Истмена не стало.
17 июля родился Латиф Абдулхаевич Хамиди (1906–1983), композитор, педагог, Народный артист КазССР. 
Родился в деревне Бували Казанской губернии. Первый учитель музыки обучил его игре на мандолине. В музыкальной школе он учился в классах фортепиано и скрипки. Окончил Ташкентский институт просвещения, 1-й Московский музыкальный техникум, теоретико-композиторский факультет у профессора Б. Л. Яворского, Татарскую оперную студию при Московской консерватории. В 1933 году Латиф Хамиди по приглашению руководства Казахского государственного театра драмы приехал в Алма-Ату и начал здесь свою творческую деятельность. В 1938 году по рекомендации Ауэзова он руководит Казахским оркестром народных инструментов. Обучает музыкантов оркестра нотной грамоте. В 1940 году Хамиди – руководитель и дирижер Казахской государственной капеллы. В этом же году он пишет «Казахский вальс» к радиопьесе С. Муканова «Два праздника». Это был первый вальс в национальной казахской музыке. И сегодня практически у любого казахстанца на слуху его искристая мелодия. В 1944 году он заведует кафедрой народных инструментов Алма-Атинской государственной консерватории. Совместно с А. Жубановым пишет монументальную оперу «Абай» к столетнему юбилею со дня его рождения. Эта опера – одно из лучших достижений казахского оперного искусства. В 1945 году Хамиди пишет музыку к фильму «Песни Абая»; создает песню «Булбул» («Соловей»). Эта песня-романс – одно из популярнейших произведений композитора. В 1947 году Латиф Хамиди и Ахмет Жубанов пишут оперу «Тулеген Тохтаров» на либретто М. Ауэзова о герое Великой Отечественной войны. В 1950 году Хамиди пишет оперу «Джамбул» о великом казахском акыне. Композитором написано более 50 песен и романсов, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. В истории казахской музыкальной культуры Латиф Хамиди остался и как собиратель-этнограф казахской народной музыки, и как автор учебных и музыковедческих изданий. Его не стало 29 ноября 1983 года. 
88 лет назад, 28 июля 1926 года родилась Инна Макарова, советская и российская актриса, Народная артистка СССР.
Инна Владимировна родилась в городе Тайга (ныне Кемеровской области). С детства она занималась в драматическом кружке. Здесь к девочке пришел первый успех. Во время войны 15-летняя Инна вместе с труппой драмкружка ездила по госпиталям, где ребята давали концерты перед ранеными. В 1943 году Инна поступила во ВГИК (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Вместе с ней на одном курсе учились С. Бондарчук, К. Лучко, Л. Шагалова, Е. Моргунов. Во время учебы Макарова весьма успешно играла на сцене. В одной из студенческих работ – пьесе «Кармен» П. Мериме – ее заметил А. Фадеев, который увидел в девушке будущую исполнительницу роли в фильме «Молодая гвардия». Идея создания этого фильма возникла у С. Герасимова сразу же после выхода в печать знаменитого романа, а на главные роли он привлек своих студентов. Роль в фильме «Молодая гвардия» в 1948 году стала дебютом Макаровой в кино и превратила ее во всенародную любимицу. Также за эту работу молодая актриса была удостоена Госпремии СССР. В этом же году Инна окончила институт. Очень многие театры приглашали ее для работы, но она предпочла кинематограф и стала актрисой Театра-студии киноактера. В это же время Инна вышла замуж за Сергея Бондарчука. У них родилась дочь Наташа, впоследствии ставшая известной актрисой и кинорежиссером. В 1951 году Герасимов вновь пригласил Инну в свою картину «Сельский врач». Затем последовали роли в фильме В. Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова» и криминальной драме И. Хейфица «Дело Румянцева». Но по-настоящему звездой отечественного кино Макарова стала после роли в мелодраме А. Зархи «Высота», где актриса с блеском сыграла главную женскую роль. Фильм был с восторгом встречен не только советскими зрителями, но и за рубежом. Сразу же после выхода «Высоты» актриса вновь снялась у Хейфица – в мелодраме «Дорогой мой человек», в которой сыграла одну из лучших своих ролей. Причем сценарий к этому фильму писатель Ю. Герман создал специально для Инны Макаровой и Алексея Баталова. С годами росло артистическое мастерство актрисы, крепчал ее талант. Ей становились под силу сложные драматические характеры, мудрый юмор. В 1960–70-е годы Макарова много снималась. Среди ее замечательных работ – роли в комедиях «Девчата» и «Женитьба Бальзаминова», мелодрамах «Женщины» и «Русское поле», драмах «Преступление и наказание» и «Еще не вечер», картине «Безответная любовь» и других. В настоящее время Инна Макарова в кино практически не снимается, но продолжает активную творческую жизнь. Она – автор книги, где рассказала о своей жизни, о самых интересных встречах, о дорогих ей людях. Характерная и разноплановая, у нее не было не запоминающихся ролей. «Я очень горжусь, что никогда не снималась в плохих фильмах», – говорит актриса. Сегодня Инна Владимировна Макарова живет и работает в Москве.

Ляйля БУЛАНБАЕВА

1062 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми