• Культура
  • 16 Июня, 2014

Скифские корни или семиология казахского орнамента

Памяти видного казахстанского мыслителя Алана Медоева посвящается

Мурат Гильманов, академик НАН РК

Семиология (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημετον – «знак, признак»), – наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем. Орнамент (ornemantum) в переводе с латинского означает «украшение». Хорошо известно, что кочевые народы очень любили орнаментировать все предметы быта и жилища. До настоящего времени дошли прекрасные образцы орнаментального искусства скифов. 

В музее хранятся удивительные образцы орнаментального искусства древних кельтов и викингов. Орнаментальное искусство также сильно развито у туркменов, киргизов, пуштунов, монголов, а также туарегов и масаев – кочевых народов Африки. Такая любовь к орнаменту напрямую связана с кочевым образом жизни, для которого необходимым является покорение любого пространства. А покорение пространства требует движения. Поэтому кочевники впервые для этого приручили лошадь и изобрели удила, седло, стремена, а также штаны. Кроме того, кочевники приручили верблюда для странствий по пустыням. 

 

Всякое движение связано с ритмом. Таким образом, в орнаменте кочевников ритм передается через какой-то повторяющийся мотив. Именно все это отражается в орнаменте кочевых народов. 
Отличительной чертой орнамента кочевых народов является то, что он относится к зооморфному типу (зоос по-греч. – животное, морфос – форма). Для зооморфного орнамента характерным является полное отсутствие переплетений, характерных для фитоморфного орнамента (фитос по-греч. – растение). Нанесение орнамента не может быть бессмысленным, его композиция и рисунки должны подчиняться определенным законам. 
Рассмотрим один из видов орнамента – орнамент мусульманских ковров арабских стран. Известно, что ислам запрещает изображение людей и животных, поэтому в мусульманских странах орнаментальное искусство получило сильнейшее развитие. В изготавливаемых ими коврах и ковриках наиболее распространенной является следующая композиция. В верхней части обязательно имеется стилизованное изображение купола или мечети. Под ним располагаются стилизованные изображения цветов и растений, о чем говорят переплетающиеся узоры и линии орнамента. В этой композиции имеется лишь одна ось симетрии – это центральная вертикальная ось, проходящая через середину купола. В целом вся композиция является условным стилизованным изображением рая и райского сада. Дело в том, что душа каждого мусульманина, праведно прожившего жизнь по Корану, после смерти попадает в рай, где благоухают сады и гуляют пышногрудые гурии. Наилучшей архитектурной иллюстрацией подобной композиции райского сада, построенного людьми, является мавзолей Тадж-Махал, который создал в окрестностях Агры в Индии Шах-Джахан из династии Великих моголов. Эта усыпальница является своеобразным вечным гимном великой любви Шаха-Джахана к своей супруге Мумтаз. 
Казахи обладают многовековым богатым и очень интересным орнаментальным искусством. В отличие от арабского в казахском орнаменте иное композиционное строение, его корни идут от скифов, он симметричен как по вертикали, так и по горизонтали. А также в орнаменте есть зеркальная симметрия белого и темного рисунков, повторяющих друг друга. В центре орнамента имеется одна или три центральные ромбовидные фигуры. А на периферии зигзагообразные фигуры. Отличительным также является то, что вся поверхность заполнена орнаментальными завитками. 
Чтобы познать семиологию – смысловые основы казахского орнамента, необходимо вспомнить о доисламских верованиях народов, населявших территорию Казахстана. В первую очередь, конечно, необходимо вспомнить о скифах, саках и сарматах, имеющих индо-иранские корни. В настоящее время существует лишь один народ, говорящий на языке дигори, который, по-видимому, близок к скифскому. Этим народом являются осетины, самоназвание которых «аланы». Роднит сегодняшних казахов и осетин сильная любовь к умершим. Это отражается в поклонении духам предков и строительстве надгробных памятников и мавзолеев, в которые вкладывается много сердца и души. Очень интересно сходство обычаев казахов и осетин. И казахи, и осетины кладут нож в кроватку младенца, так как считается, что злые духи и черти боятся острых предметов. 
Именно от скифов произошли такие праздники, как Наурыз, что по-древнеперсидски означает «новый день». До сих пор дни недели у казахов имеют древнеперсидские названия. Сенбі (шамба от слова «шамс» – солнце) – день солнца, жексенбі (первый день), дүйсенбі (второй день), сейсенбі (третий день), сәрсенбі (чертвертый день), бейсенбі (пятый день). Единственное исключение из названий дней недели это – жұма, имеющее арабское происхождение. Этот день священным и выходным для мусульман объявил пророк Мухаммед. 
Интересны также традиции, идущие от древних скифов и саков. Так, сегодняшняя казахская невеста, пришедшая в дом жениха, должна налить из чашечки масло в огонь очага и приговаривать при этом: «От-ана, май-ана жарылқа», что означает «Мать огня, мать масла благослови». Хозяйку дома казахи называют «от-иесі», что означает «хозяйка огня (очага)», а мужа называют «от-ағасы» (брат огня). Это говорит об очень важной роли женщины в поддержании очага. Со времен скифов и саков у казахского народа очень сильны обряды и обычаи, в основе которых лежит почитание огня и очага. Например, нельзя наступать на золу, плевать в огонь, очаг является священным, и много-много других подобных обычаев и традиций, сохранившихся у казахов и осетин. Культ огня и очага является одним из главных в религии, которая носит название «зороастризм». Эта религия получила свое название от греческих слов «зоро» – золото и «астра» – звезда. На самом деле эта религия не имеет никакого отношения ни к золоту, ни к звездам. Это название произошло из искаженного имени основателя зороастризма – Заратустры. 
Зороастризм – религия, которая получила широкое распространение в древности и раннем средневековье в Иране, Средней Азии и Казахстане. Основателем зороастризма был древнеиранский пророк Заратустра. Он жил в северных областях Ирана более 1000 лет до н. э. Точные даты его жизни неизвестны. Когда мать Заратустры была беременна им, то ее во сне мучили и угрожали различные демоны, черти и змеи. Еще в утробе матери Заратустра разогнал силы мрака, избавил мать от тяжких сновидений. При рождении Заратустра не плакал как все дети, а смеялся, чем доказал свою необычайность. Само имя Заратустра по-арийски означает «Устра» – «верблюд», а первую часть имени переводят как «желтый». Это имя говорит о близости его семьи к кочевникам. В возрасте семидесяти семи лет Заратустра погиб. Некоторые источники утверждают, что его убила молния – «пламя с небес». Имеются неподтвержденные сведения о том, что он похоронен в Казахстане. В настоящее время под руководством известного архитектора Бека Ыбраева строится на берегу Сырдарьи мемориальный комплекс в память Заратустры и Баба Коркута. 
О любви к странствиям Заратустры говорит следующий факт. Когда ему исполнилось двадцать лет, он в поисках Истины ушел от отца, матери и жены и стал странствовать. Через десять лет странствий ему предстало видение сияющего чистого разума Воху-Мана, то есть «Благой/Добрый Разум». После этого ангелы отнесли его на небо к Ахура Мазде – единственному богу – творцу Вселенной и всего сущего. Ахура Мазда передал ему мудрость всего мира. После этого Заратустра вернулся на землю и стал проповедовать новую религию – зороастризм, которая также известна как огнепоклонничество. 
Единому и верховому богу Ахура Мазде присуще совершенное познание и умение безошибочно различать «Добро и Зло». Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости. Сотворив мир, Ахура Мазда и его дух Спента-Манью (Святой дух) стоят во главе сил Добра, покровительствуют благочестивым и охраняют всю природу. Ахура Мазду окружают «семь бессмертных святых» – персонификации благих качеств и добродетелей: благая мысль, лучшая справедливость, вожделенное царство, святое смирение, здоровье, совершенство и послушание. Они также не имеют материального облика. С помощью Спента-Манью и «семи бессмертных святых» Ахура Мазда руководит природой и людьми. 
Основные положения зороастризма можно свести к следующему: вера в верховного или единого бога Ахура Мазду; учение о существовании в мире двух извечных начал – Добра и Зла; практический характер благочестия, целью которого является уничтожение Зла в этом мире; этическое содержание обрядов.
Основы зороастризма изложены в древнейшей священной книге «Авесте». Авеста содержит свод религиозных и юридических предписаний, молитвы, песнопения, гимны зороастрийским божествам (гаты). Один из гимнов Авесты начинается словами «пиндорино ник, густорино ник, расторино ник», что означает «благая мысль, блогое слово, благое дело». Именно они являются главными орудиями в борьбе со злом. Особое значение в зороастризме придается созданию и умножению материальных благ – от разведения скота до предпринимательства и произведению потомства, что умножает воинство доброго начала. Поэтому зороастризму всегда был чужд аскетизм. Основными принципами зороастризма являются: вера в единого бога – Ахура Мазду; противопоставление двух «вечных начал» – Добра и Зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу Добра. Главную роль в ритуале играет священный огонь. 
Однако могущество Ахура Мазды изначально ограничено силами Зла, которые возглавляет дух-разрушитель Ахриман. Ахура Мазда ведет с Ахриманом постоянную борьбу, но ее исход всецело зависит от помощи людей – от того, насколько людям удастся приумножить в мире доброе начало. Человек обладает полной свободой выбора и в этой борьбе может встать на любую сторону, но совместное усилие приверженцев истинной веры все же приведет к конечной победе сил Добра. Ахриман возглавляет воинство девов – демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются все ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Девы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Конечная цель девов – захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Но главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. 
Центральное место в культе зороастризма занимают огонь и солнце, которые считаются воплощением божественной справедливости – арты. Огонь, как священный атрибут, не должен гореть рядом с умершим, и на время прощания с покойным огонь переносится из дома. Поэтому, у казахов в доме умершего очаг не разжигают и еду в этом доме не готовят. 
Важное значение в традициях зороастризма имеют и обряды очищения человека. Правила предписывают верующему тщательно следить за чистотой своих ногтей, волос, зубов и ежедневно совершать обрядовое омовение. Но главным считается очищение души. Большое значение для очищения имеет помощь сиротам и бедным, а также добровольное участие в общественно-полезных работах. 
Смертными грехами в зороастризме считаются воровство, грабеж, создание преград для продвижения скота и обман, а добродетелями – правда, справедливость, верность, чистота, трудолюбие, миролюбие, смирение и сострадание.
После смерти душа человека попадает к Митре, который вершит суд, на котором грехи и добрые дела умершего взвешиваются на особых весах. Приговор суда душе не сообщается. Затем душа проходит по мосту над пропастью: если ей суждено попасть в рай, то мост остается под ее ногами широким и прочным; если душа осуждена на адские муки, то после первых шагов мост обращается в тонкую нить, и душа срывается в пропасть, где находится ад. 
Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его личного спасения, являются не столько обряды и молитвы, сколько образ жизни, предписанный зороастризмом. 
Теперь, когда читатель ознакомился с основами зороастризма мы можем перейти к рассмотрению принципов построения казахского орнамента. В центре орнамента имеется одна или три ромбовидные фигуры, олицетворяющие солнце или огонь. У древних иранцев солнце изображалось в виде птицы, условно напомнинавщей ромб. Края казахского орнамента строго ограничены от центра и по краям имеются зигзагообразные фигуры, которые, вероятнее всего, изображают змей или царство зла. 
Таким образом, композиция казахского орнамента имеет в центре символические фигуры солнца или огня, олицетворяющие царства света, добра и неба. А края орнамента напоминают змей, которые олицетворяют собой царство темноты и зла. Орнамент является своего рода напоминанием основных положений зороастризма – о борьбе Добра со Злом. Кроме того, в казахском орнаменте светлые и темные рисунки поровну повторяя друг друга, заполняют все пространство, что говорит о бесконечной борьбе Добра со Злом и о дуальности мира. В конце статьи мне хотелось бы привести некоторые цитаты из гимнов Авесты, которые соответствуют мироощущению сегодняшних казахов:
– Самое лучшее – разум, так как землю можно обустроить разумом и небо можно подчинить себе силою разума.
– Тот, кто приобрел богатство через грех и радуется, то эта его радость – хуже несчастья.
– Жизнь каждого предназначена для радости и земных удовольствий, а если их нет, и есть страх и ложь, то она хуже смерти.
– Тот, кто ленив – самый бесчестный из людей, так как Творец не создал ни зернышка для того, кто ленив.
– Богатыми следует считать разумных, здоровых и живущих без страха, довольных своею жизнью, друзей судьбы (т. е. счастливых), имеющих добрую славу, уповающих на единственно чистую, добрую веру и тех, чье богатство праведное. Не имеющих этих достоинств, следует считать бедными.
– Тот человек сильнее, кто отстраняет от себя пятерых демонов: жадность, злобу, трусость, похоть и зависть.
– Разум дороже всех богатств мира.
– На земле люди могут обрести лучшую жизнь, радость, славу и всякое благо силою разума. И тому, кто хорош характером, нравом и поведением, надо благодарить разум.
Автор благодарит известного профессора-ираниста Сафара Абдулло за ценные консультации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Черненко Е. В. Древности скифов. Издательство: Института археологии АН Украины. 1994, с. 158.
2. Райс Т. Т. Скифы. Строители степных пирамид. Центрполиграф, Внешторгпресс, 2003. 
3. Искусство скифов Алтая.
4. Абрамзон С. А. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи». Фрунзе: Издательство «Кыргызстан». 1990.
5. Фиркс И. Суда викингов. Л., 1982.
6. Delaney F. The Celts. London: Grafton, 1989, с. 114.
7. http://lib.aldebaran.ru
8. http://ru.wikipedia.org
9. The Last of the Maasai. Mohamed Amin, Duncan Willetts, John Eames. 1987. Pages 55, 94. Camerapix Publishers International. 
10. Maasai Association. Архивировано из первоисточника 30 мая 2012. Проверено 28 февраля Orato.com
11. Кобищанов Ю. М. Туареги и тубу. Из книги «Гарамантида» (Африканская Атлантида).
12. Редько А. Хозяева Сахары. С сайта Клуба путешественников «Ветер свободы».
13. Туареги. Из энциклопедии «Вокруг света».
14. Studies of the Pashtun familу.
15. Ethnologue Pashtо.
16. Государственная акционерная корпорация «Туркменхалы».
17. Подробная статья о туркменских коврах.
18. Справочная информация о туркменских коврах.
19. East & Southeast Asia: Mongoliа.
20. Орнаментика металла у монголов – Голос Монголии www.vom.mn/ru/news/83

1331 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми