• Культура
  • 18 Апреля, 2014

Память о Мулькамане просветляет нас

Мурат АУЭЗОВ

В июне 1964 года концертно-лекторская группа молодежного движения «Жас тулпар» готовилась к очередному выезду из Москвы в сельские местности Казахстана. На этот раз – в Шымкентскую область. Возникла проблема – наш кюйши, студент Института связи Мырзагерей Шоткалиев, из-за летней практики не мог участвовать в поездке. Другого домбриста в московской студенческой среде не удалось найти.

К тому времени в различных частях Казахстана было немало людей, солидарно относившихся к патриотическим начинаниям «Жас тулпара». От одного из них пришла весть, спасительная в той ситуации, – к нам готов присоединиться выпускник алматинской консерватории Мулькаман Калауов.

Встретились в Шымкенте. Три недели с концертами и лекциями колесили по райцентрам, совхозам, аулам области. Мулькаман исполнял казахские кюи вдохновенно. Многогранная музыкальная одаренность его была очевидна. Не случайно, впоследствии он стал известным композитором, дирижером, создателем и руководителем замечательного ансамбля «Сыр сұлуы». 
Он был органичным носителем обаятельной, глубоко человечной, тактичной «казахскости». Для нас, вставших в то время на тропу осознанной казахизации самих себя, встреча с Мулькаманом явилась жизненно важным обретением. 

 

Казалось, он от природы был оснащен для исполнения благородного предназначения человека – быть просветителем и Учителем. Об этом хорошо знают сотни его учеников – музыканты и все, кому выпала радость общения с ним. 
Сердцевину Мулькамана при первой же встрече с ним разглядела моя мама, Фатима Габитова. После поездок по аулам Южного Казахстана мы всей мос­ковской группой, по традиции, собрались в ее доме. Она накрыла дастархан. Не обильный, но с «фирменными» блюдами, о которых с восторгом отзывались друзья ее молодых лет, многие из которых погибли в годы репрессий. И сама пережившая конфискации, ссылки, она угощала жастулпаровцев, всматриваясь в лица и вслушиваясь в слова. Искала ли сходство между ушедшими из жизни и теми, кто перед ней, не знаю. Но для нее это не было простое чаепитие вернувшихся с дороги друзей сына – и это было ясно. Через два года, когда весной 1966-го, на нас начались гонения, она написала элегические стихи «Құлады жардан Жас тұлпар».
В этот вечер она говорила уместные материнские слова, никого не выделяла. А когда расходились, сделала единственный подарок – Мулькаману: серебряные запонки. Бибайша, вдова Мулькамана, говорит, что он берег их как семейную реликвию. Повидавшая многое в жизни, овладевшая горьким умением распознавать людей с первого взгляда, Фатима рассмотрела и оценила неподдельную народность, человеческую добротность Мулькамана. И что-то еще. Только недавно я узнал, что он является внучатым племянником выдающегося Мустафы Шокая, и что детские годы его – это лишения и детдом. 
Память о Мулькамане просветляет. Свидетельств этому много, достаточно прочитать книгу воспоминаний о нем. Мне бы хотелось сказать еще о двух фактах.
Мой брат Б. И. Габитов-Джансугуров снял документальный фильм об ансамбле «Сыр сұлуы». Не берусь судить, случайность это или воля нашей мамы Фатимы, которая ведет нас по жизни и после своей смерти. Но о неслучайности создания Мулькаманом этого ансамбля могу говорить уверенно.
В 60-е годы нужно было встряхнуть оцепеневшую ментальность подавленного репрессиями народа. «Жас тулпар» делал это по многим направлениям. В том числе, меняя температуру публичных выступлений. В частности, на концертной сцене. Появились нового типа эстрадные ансамбли – «Гүлдер» и «Айгуль». Их создателями и режиссерами были жастулпаровцы Серик Елеусизов и Марат Балтабаев. В этом же мировоззренческом ключе действовал и Мулькаман Калауов, создавая «Сыр сұлуы».
И, наконец, факт, говорящий о человеческой порядочности, гражданском мужестве Мулькамана. По горячим следам декабрьских событий декабря 1986 года органы государственной безопасности провели акцию опознания «бунтовщиков» преподавателями вузов тогдашней столицы. Работая с каждым отдельно, прокручивали крупные планы киносъемок с площади, требуя отмечать знакомых студентов. Кто-то делал это исполнительно, а некоторые – с рвением. Мулькаман никого не выдал. 
Честь учителя была для него истинно высоким понятием. 
Он вырос на берегах Сыр-Дарьи. Его земляками были Қорқыт, Ахмед Яссауи и Мұстафа Шоқай. Суровый край, колыбель высокой духовности. Родина людей, способных формироваться в народ и обеспечивать его бессмертие. Мулькаман из их числа. 

1106 раз

показано

1

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми