• Культура
  • 18 Апреля, 2014

Журналистская деятельность в создании развлекательной телепрограммы

Енлик ОРМАХАНОВА,
магистрант факультета 
журналистики КазНУ им. аль-Фараби

Сагымбай КОЗЫБАЕВ,
д. и. н., профессор

Развлечение – это, прежде всего, процесс, вид поведения человека, помогающий ему расслабиться и получить удовольствие.1 Передачу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько следующих зрительских потребностей в получении удовольствия, позитивных эмоций, снятии напряжения (рекреация и релаксация), редукции тревоги, уходе от реальности (эскапизм), в азарте и эмоциональном осмыслении комического (юмор). 

В процессе анализа становится видно, насколько сложным и неоднозначным представляется исследователям определение термина «развлекательная программа», так как передачу нельзя назвать развлекательной, исходя только лишь из одного из вышеперечисленных признаков – в противном случае невозможно будет найти между ними ничего общего. Поэтому, только учитывая все признаки в комплексе, можно дать определение понятию «развлекательная программа». 
В своем исследовании мы опирались на общепринятую теорию жанров журналистики, согласно которой развлекательная программа на телевидении – это программа, сочетающая в себе признаки азарта, юмора, игры, рассчитанная на эмоциональную реакцию аудитории, связанную с получением удовольствия, наслаждения, эмоционального комфорта и релаксации. 

 

Развлекательные передачи можно разделить на реалити-шоу, ток-шоу, хроники, викторины и шоу. Развлекательное телевидение, наряду с телевидением информационно-аналитическим, является важнейшим фактором социального ориентирования зрителей, выработки их этических принципов и моделей поведения в обществе.

Феномен инфотейнмента
Важной составляющей современного вещания становится феномен инфотейнмента. Он работает по формуле информация + развлечения, т. е. преподнесение основной информации, идет в форме развлечения. Это явление проникает практически во все сферы теле- и радиопроцесса. Новостные программы транслируются с некой долей упрощенности и развлекательности для того, чтобы быть доступнее и интереснее.2 
И, наконец, перейдем к специфике журналистской деятельности в создании развлекательной программы. Журналистской деятельностью считается общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т. п.). 
Специфика журналистской деятельности зависит от жанра, цели, концепции и формата того продукта, который она создает. 
В постсоветское время отечественная журналистика претерпела значительные изменения. В эфире радио и телевидения стали появляться новые виды передач, в том числе и развлекательные: ток-шоу, хит-парады, реалити-шоу. Модным и популярным стал термин «авторская программа». 
Одним из основных завоеваний современных СМИ, кроме отмены цензуры, стало раскрепощение личности. Журналист получил полное право на распоряжение материалами в эфире, возможность любых контактов со своими зрителями, слушателями и собственного самовыражения.3

Роль журналиста в создании развлекательной программы
Предлагаем подробней рассмотреть роль журналиста в создании развлекательной программы. Важную роль в развлекательных программах играет ведущий. Если сравнить, например, ток-шоу с психологическим тренингом, то именно ведущему достается роль психолога в этом действии. Не делая выводов и не формулируя готовых решений, он должен представлять весь спектр мнений, актуализировать проблему, делать ее значимой не только для участников программы, но и для телезрителей. Такой ведущий должен обладать определенными личностными и профессиональными характеристиками. Некоторые из них дает В. Шестаков: «Идеальный ведущий должен отвечать самым разнообразным требованиям. Он должен быть красив, вернее, привлекателен, симпатичен, но в тоже время внешность его должна совпадать с представлениями о некоем «среднем» типе, приемлемом для массового зрителя. 
Что же касается поведения ведущего, то он должен держаться свободно, смело, но не впадать в крайности и не выглядеть развязным; он должен излучать уверенность и достоинство, но не создавать впечатления самодовольства. Он – не все­знайка, но эрудит, он разбирается в предмете, о котором пойдет речь, даже если это будут валютный кризис или проблема демографического взрыва, угроза загрязнения среды или реформа школьного образования. У него, наконец, должен быть приятный голос и четкая, ясная дикция; он должен уметь владеть своим голосом; его интонации должны быть выразительными, а их диапазон – широким (от суровой сдержанности до мягкой иронии и сарказма). Он не должен заигрывать с телезрителем, но уметь играть на его воображении, его чувствах – главная задача ведущего программы».
От ведущего шоу-программы требуются живость, динамичность, умение работать внутри аудитории. Журналист развлекательных программ часто становится шоуменом. Например, отличительной чертой жанра ток-шоу является присутствие в студии зрителей – обычных людей, которые имеют право непосредственно участвовать в происходящем: задавать вопросы, высказывать мнение. И для того чтобы искусно вести разговор, нужно обладать незаурядными артистическими качествами. У ведущего ток-шоу особая профессия, требующая определенных навыков. Поэтому часто в качестве ведущих ток-шоу и реалити-шоу приглашают известных актеров и артистов (Д. Нагиев «Окна», Е. Яковлева «Что хочет женщина», М. Пореченков «Запретная зона»), либо опытных журналистов-мастеров (В. Познер, С. Сорокина, В. Соловьев). 
При создании развлекательной программы основное требование к корреспонденту – умение найти интересную, занимательную, необычную информацию, по-новому взглянуть на происходящее. Он выезжает на место событий, знает как вместе с оператором выбрать, отснять и затем выстроить ряд кадров, которые дадут достаточное представление о происходящем, умеет сопроводить эти кадры текстом. Особое внимание уделяется умению найти интересные детали. Кроме того, корреспондент заботится о композиции материала и элементах драматургии. Он является руководителем съемочной группы, ему приходится решать режиссерские задачи по работе с оператором. Журналист может выступать в качестве автора, редактора и организатора. Значит, есть три основных вида деятельности – авторская, редакторская и организаторская.4 Журналист, иногда выступающий и как автор развлекательной программы, самостоятельно разрабатывает тему, продумывает сценарный план, ход съемочных мероприятий, организует их процесс. Таким образом, помимо творческих, он должен выполнять и ряд технических, организационных и коммерческих функций. К тому же, свой отпечаток накладывает жанр программы: она должна быть интересной, зрелищной, удерживать аудиторию и удивлять ее необычными ходами. 

Приемы инфотейнмента
Не стоит забывать о приемах инфотейнмента:
– «игра» – Л. Васильева определяет инфотейнмент как «разыгрывание новости». При подготовке такого материала в его основу ложится не стандартный набор фактов, а только те, которые кажутся автору наиболее подходящими и интересными. «Инфотейнмент дает возможность играть гранями событий, высвечивать тот или иной аспект». Игра может быть фонетической («Мех, да и только»), морфологической («Явление президента народу»); 
– рифмы («Расплата тяжелая – многокилограммовая»), созвучия, использование различных тропов: гиперболизация, перефразирование («Укрупняй и властвуй»), оксюморон;
– факт, безусловно, подается точно, но его интерпретация – не явная, не нарочитая, не фальсифицирующая суть дела, однако рождающая у аудитории то или иное восприятие этого факта;
– игра на противоречии (столкновение синхронов с разной точкой зрения на проблему);
– визуальные средства (графики, карикатуры, анимация) и т. д.5 
Журналист-сценарист развлекательной программы должен уметь уже на бумаге мыслить телевизионными образами, четко представлять себе, каким должен быть конечный результат на экране (картинка, текст, музыка), знать специфику своей аудитории и создавать развлекательный продукт, интересный именно ей. Должен четко ориентироваться в жанровых требованиях будущей работы и средствах ее воплощения. 
Журналист, как организатор развлекательной программы, выполняет ряд следующих задач: привлечение к сотрудничеству представителей различных областей общественной деятельности, а в развлекательных программах это зачастую звезды эстрады, кино, моды. В этом случае журналист должен суметь найти к ним подход, уговорить принять участие в программе, заинтересовать и подготовить к эфиру. В случае с различного рода экстремальными реалити-шоу вроде «Последний герой» или «Большие гонки» («Первый канал») эта задача усложняется. Если журналист выступает организатором развлекательных ток-шоу, он должен быть в постоянном поиске интересных людей, которые бы удовлетворяли требования редактора и заданной им темы. Кроме того, он должен обеспечить наполняемость студии, пригласить достаточно зрителей, необходимых для съемок программы, уделить внимание гостям студии. 
Журналист, выступающий как продюсер развлекательных телевизионных и радиопрограмм, организовывает финансирование проектов и их продвижение в средствах массовой информации. Обосновывает целесообразность осуществления выдвинутых проектов, их идейно-художественное значение, а также их окупаемость и прибыльность. Организует разработку планов реализации проектов, участвует в подборе кадров для осуществления проектов и координирует деятельность всех заинтересованных в проекте сторон. Кроме того, он организует работу по проведению рекламных кампаний, касающихся разработанных проектов телевизионных и радиопрограмм, осуществляет выбор форм и методов рекламы в средствах массовой информации, ее текстового, цветового и музыкального оформления. 
Продюсер развлекательных программ должен знать законодательство о средствах массовой информации, менеджмент и маркетинг, технические средства телерадиовещания, экономику, формы и методы проведения рекламных кампаний, передовой отечественный и зарубежный опыт производства продукции подобного рода. И обязательно находить новые интересные проекты, тесно сотрудничать с авторами, работающими в жанре развлекательных программ.
Журналистская деятельность не всегда является авторской. Журналист нередко принимает участие в организации информационных потоков. Очень часто ему приходится работать с представителями различных профессий. Журналист привлекает их к обсуждению интересных зрителям тем и ситуаций. В редакции приходят письма, на сайте зрители и слушатели пишут отзывы и задают вопросы. В этом случае журналист выступает в качестве модератора (направляет ход беседы, следит за временем), редактора. 
Результатом практической деятельности журналиста или пиар-специалиста является журналистский текст или, соответственно, пиар-текст. 
Творческая индивидуальность журналиста проявляется в особой манере письма, в методах подачи информации, в тематических ориентациях, особенностях авторского мировосприятия и, наконец, в выбираемой журналистом роли. 
В арсенале журналиста развлекательной программы должны присутствовать и активно использоваться социологические и психологические методы. Успешность деятельности журналиста во многом определяется умением соблюсти интересы как массовой аудитории, так и заказчика текста, умением работать как с заказчиком, так и с аудиторией.6 
Телерадиожурналисту приходится встречаться с огромным количеством людей – нужно уметь запоминать лица, имена, отчества, фамилии. Каждый день телерадиожурналист может попадать в новую для себя обстановку – необходимо уметь правильно строить линию своего поведения. В эфир нельзя приносить свое плохое настроение. 
Телерадиорепортер хорош настолько, насколько хорош его последний репортаж. Значит, одна из основных особенностей профессии заключается в умении каждый день работать на высоком уровне. В этом – суть профессионального мастерства телерадиожурналиста.7
Авторская программа в теории журналистики – это передача, автор которой одновременно выступает в роли ее создателя и ведущего, режиссера, литературного и музыкального редактора, корректора, а иногда и продюсера. То есть автор передачи целиком и полностью отвечает за ее производство: сам придумывает тему, пишет текст, подбирает оформление и музыкальный материал, продумывает специальные рубрики, так называемые «фишки» проекта, иногда находит спонсоров. Отредактировать эту программу и решить, выпускать ее в эфир или нет, может только главный редактор или программный директор. 
Автор развлекательной программы, например, на радио, с одной стороны, находится в более простой ситуации в отличие от ведущего эфира: он ограничен темой своей передачи, ему не надо знать обо всем понемногу, нужно разбираться только в своем вопросе. С другой стороны, его программа должна максимально заинтересовать слушателя, поэтому и готовиться к ней следует более тщательно. Автор должен сам подобрать для программы интересный материал, сделать его «разговорным», понятным человеку, не особенно разбирающемуся в данной проблеме. Нужно, чтобы слушателю казалось, что ведущий общается с ним, даже если он читает свой текст по бумажке. 
Автор сам подбирает и музыкальный материал (который также должен легко восприниматься), договаривается с гостями, если это ток-шоу, обсуждает с ними тему предстоящего разговора, желательные и нежелательные вопросы и т. д. Иногда необходимо пообщаться и с постоянными слушателями, узнать, что им нравится, а что нет, что они хотели бы услышать в будущем – какую музыку, с какими людьми встретиться в эфире.7 
Автор программы подготавливает рабочее место, нужные компакт-диски, картриджи с «отбивками», джинглами, а также создает (если это ток-шоу) максимально комфортную обстановку своим гостям: предлагает кофе или чай, помогает расслабиться, пытается создать непринужденную атмосферу, чтобы беседа прошла успешно. 
Автору развлекательной передачи желательно придумать «фирменную», только ему присущую манеру здороваться и прощаться со слушателями, а также подбирать специальную музыкальную подложку, чтобы сделать передачу более эффектной и запоминающейся. Музыкальные композиции должны заряжать энергией или же, наоборот, расслаблять в зависимости от ритма и характера передачи, а также в зависимости от темперамента автора. 
Ведущий развлекательной программы в прямом эфире наиболее свободен, поэтому, сидя за пультом, может позволить себе какие-нибудь посторонние шумы (рукопожатие с гостем программы, смех, иногда шутки). Он ограничен только временем передачи, ее форматом и собственной внутренней цензурой. Радиоведущий создает определенное настроение у слушателей независимо от жанра передачи. Главное – постоянное общение с аудиторией, ответы на вопросы, викторины. Поэтому автор должен следить не только за содержанием передачи, музыкальным материалом, но и за ходом беседы как со слушателями, так и с гостями программы, постоянно поддерживать нужное настроение, темп. Если гость программы настроен на шутки и веселье, следует поддерживать этот тон. 
Сегодня основным отличием авторской программы на «локальной» коммерческой информационно-музыкальной радиостанции от передачи на «многопрофильной» и государственной радиостанциях является то, что в первом случае ведущий, как правило, выходит в эфир «живьем», а во втором (из-за обилия передач разных авторов) предварительно записывает свою передачу (сам или с помощью звукоинженера).8 
Таким образом, журналист оказывается непосредственно включенным в массовый информационный поток. Многообразие источников журналистской информации диктует выработку определенных правил работы с ними. Специфику журналистской деятельности в создании развлекательной программы определяют ее жанр и формат, требования аудитории, необходимость быть интересным, новым и необычным. Журналист должен постоянно придумывать новые ходы, совершенствовать свое мастерство и удерживать аудиторию. Работа над программой – это определенный выстроенный процесс, имеющий свои законы и особенности.

ЛИТЕРАТУРА
1. http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Развлечение&stable=1
2. Камардина Е. С. Развлекательное телевидение как фактор формирования ценностных ориентаций молодежи. http://impisr.edunsk.ru/index.php?title
3. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2004, с. 5.
4. Смирнов В. В. Формы вещания. М.: Аспект-пресс, 2002, с. 141.
5. Шестеркина Л. П. Методические разработки по теории и практике телерадиожурналистики. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2010, с. 6.
6. Аносова С. Н. Игровые проявления, как способ подачи теленовостей. М.: Мир, 2009,с. 37.
7. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор-профессионал. М.: Галерея, 2004. с. 17.
8. Трофимова Г. Н. Журналист, пиар-специалист и массовые информационные процессы. М.: Высшая школа, 2006, с. 18–19.

2395 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми