• Время
  • 20 Августа, 2023

ЖИТЬ ПО КОНСТИТУЦИИ

У Казахстана свой опыт конституционного строительства. Одна из последних реформ – год назад в стране прошел референдум по поправкам в Конституцию РК. Чем полезен он был для общества и будет ли в дальнейшем наш Основной закон меняться? От каких факторов это будет зависеть? На эти и другие вопросы отвечает доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, международного права и таможенного дела Университета Кунаева Кабдул­самих АЙТХОЖИН. 

– Действительно, за годы независимого развития Казахстаном накоплен большой опыт конституционного строительства, получивший положительные отзывы авторитетных зарубежных государствоведов, – отмечает профессор Айтхожин. – Были приняты две Конституции 1993 г. и 1995 г., состоялись весьма обстоятельные реформы Основного закона в 1998-м, 2007-м, 2017-м, 2019-м и 2022-м гг., связанные с поэтапными демократическими преобразованиями нашей страны. Программа поэтапных политических преобразований и проведение соответствующих конституционных реформ, как ее важнейших составляющих, являются приоритетным вектором движения Казахстана по пути демократии. 
В этой связи конституционная реформа 2022 г., стала новым закономерным этапом на пути всесторонней модернизации и коренного преобразования политической системы Республики Казахстан, исходивших из многолетнего запроса граждан на глубинную демократизацию политических процессов и расширение их участия в управлении государством. 
Вместе с тем, как неоднократно отмечал Глава государства Касым-Жомарт Токаев: изменения в Основной закон – это не конечная стадия, а только начало наших реформ, целью которых является всесторонняя модернизация страны. Конституционная реформа, продемонстрировавшая твердую приверженность страны демократическим принципам, нацелена в целом на комплексную трансформацию всей государственной модели Казахстана. На базе обновленной Конституции, кардинально преобразовавшей основы нашей государственности, в настоящее время формируется эффективная модель функционирования институтов власти, укрепляются механизмы сдержек и противовесов между ними. 
Важно отметить, что вынесение реформы Конституции Главой государства на республиканский референдум, состоявшегося 5 июня 2022 г., имело для страны, по сути, судьбоносное значение, т. к. такие масштабные политические изменения должны осуществляться на основе всенародного волеизъявления, как наиболее очевидной форме прямого народовластия. 
Примечательно, что конституционная реформа 2022 г. показала тесную взаимосвязь процессов поэтапных демократических преобразований и конституционных инициатив Главы государства, как единого и целенаправленного комплекса мер по эволюционному поэтапному укреплению демократических основ общества, формированию сильного и подотчетного народу государства, созданию неизменных конституционных устоев для стабильного развития независимого Казахстана. 
Вместе с тем, бесспорно, что потенциал действующей Конституции, ее ведущая роль в утверждении демократических устоев страны, будут раскрываться при условии, что в ее реализации примут активное участие не только органы государства, но и общественные объединения, граждане. Поиск же новых политических решений должен проводиться строго в правовых границах, т. к. Конституция нуждается в постепенном нормативном развитии через законы, принимаемые Парламентом, и решения Конституционного суда, а также во всемерной защите не только органами государства, но и всеми институтами гражданского общества. 
Вместе с тем отечественные конституционалисты должны сосредоточить свои усилия на анализе действия Основного закона, выявлении его бездействующих и неработающих в полной мере предписаний в целях всемерной реализации демократического потенциала Конституции.
– Президент К.-Ж. Токаев в одном из своих выступлений говорил о системной перезагрузке гражданского общества, взаимодействии государства и НПО. Идея неплохая, и кое-где есть какие-то подвижки. Но для этого нужно еще обеспечить живое обсуждение всех нацпроектов, стратегически важных документов, законопроектов, в том числе и конституционные поправки. Как вы думаете, когда мы добьемся открытости, прозрачности в таких вопросах? И насколько сегодня к этому готово наше общество? 
– Как известно, Главой государства Касым-Жомартом Токаевым предложен четкий образ будущего и контуров Нового Казахстана – это эффективное государство с сильным гражданским обществом. Конечно, строительство Нового Казахстана невозможно и без фундаментальной перезагрузки самого гражданского общества, деятельности неправительственного сектора, общественных организаций, как важного фактора устойчивого и всестороннего прогресса страны.
В целях широкого вовлечения общественных объединений в управление делами государства, активизации гражданской активности и процесса осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом созданы общественные советы при центральных и местных исполнительных государственных органах. Так, на общенациональном уровне успешно работает «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай), основной задачей которого является формирование единой институциональной модели общественного диалога. Нет сомнения в том, что он усилит взаимодействие между властью и народом посредством обеспечения открытого обсуждения всех национальных проектов и стратегических документов. 
Общественные объединения и другие институты гражданского общества должны открыто говорить о существующих проблемах в жизни страны и вместе с государственными органами искать оптимальные пути их решения. 
В этом плане важно доверие общества к органам публичной власти. Но повседневную работу над доверием в обществе государству, каждый орган, каждое должностное лицо должно начинать с себя. Парламент должен принимать эффективные законы, Правительство – исполнять законы, суды и правоохранительные органы – реально защищать граждан, создавая базовый уровень доверия к государству в целом. Если граждане увидят справедливые решения и действия органов власти, убедятся, что нет двойных стандартов, конечно же, уровень доверия гражданского общества к органам власти постепенно будет расти.
– В контексте предыдущего вопроса, еще спрошу: каким вам видится становление и развитие современной государственности Казахстана?
– В Конституции республики обозначены перспективы развития современной казахской государственности – утверждение Казахстана демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В этой связи наша страна, прежде всего, нуждается в фундаментальной политической модернизации, как это неоднократно отмечал Глава государства Касым-Жомарт Токаев, т. к. без нее невозможно строительство Нового и Справедливого государства, отвечающего ожиданиям и запросам всего общества. 
В рамках выдвинутых Главой государства пакетов политических реформ, базируемых на назревшем общественном запросе на кардинальные перемены, реализуются важные инициативы, направленные на дальнейшую демократизацию страны. Самое главное – политические преобразования, нацеленные на формирование честных и справедливых «правил игры», искоренение монополизма во всех сферах жизнедеятельности общества, показали готовность граждан участвовать в управлении государственными делами – от общенациональных вопросов до местного самоуправления. 
В ходе конституционной реформы закреплена норма об однократном семилетнем сроке Президента республики, не подлежащая пересмотру, установлена смешанная модель формирования Мажилиса и маслихатов, проведена децентрализация властных полномочий: от Президента к Парламенту, от центра к регионам. Упрощение процесса регистрации партий, внедрение механизма отзыва депутатских мандатов, назначение акимов областей на альтернативной основе с согласия депутатов маслихатов существенно расширяет возможности для участия граждан в управлении делами государства. 
Идет системная работа по полной модернизации и дебюрократизации государственного аппарата, эффективность которого будет определяться его достигнутыми результатами. Приоритетом работы государственного аппарата, основанного на регулярной ротации власти, и максимально открытого и подотчетного гражданам, должно стать тесное взаимодействие с институтами гражданского общества и гражданами. 
Конституционной реформой 2022 г. установлен окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом, обеспечивающий оптимальный баланс властных институтов в целях устойчивого демократического развития страны. В данном случае речь идет о ключевой формуле отечественного государственного строительства, выдвинутой Главой государства Касым-Жомартом Токаевым: «Сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство», последовательно воплощаемой в политическую практику в настоящее время. Видимо, данная формула будет определять и в дальнейшем динамику развития казахстанской государственности, как политическая конструкция, обеспечивающая сбалансированное состояние ветвей единой государственной власти, в полной мере отвечая чаяниям нашего народа и общепризнанным принципам демократического развития. 
– Кабдулсамих Кошекович, вы – автор учебников по праву для школ, университетов и ВУЗов. А также состояли в рабочей группе по разработке двух томов учебника «Конституционное право Республики Казахстан». Расскажите, как продвигалась работа над этим важным проектом и кто в нем участвовал?
– В рамках сотрудничества Конституционного совета Республики Казахстан с ведущими конституционалистами Университета Кунаева, КазНУ им. аль-Фараби, Академии «Bolashag» и других вузов страны был подготовлен академический курс «Конституционное право Республики Казахстан», получивший высокую оценку конституционалистов Франции, России, Польши, Кыргызстана и др. В подготовке курса приняли участие видные отечественные ученые-правоведы, доктора юридических наук: Мами К. А. (руководитель авторского коллектива), Жалаири О. Ш., Малиновский В. А., Дуйсенов Е. Э., Абдрасулов Е. Б., Мухамеджанов Э. Б., Жанузакова Л. Т., Алибаева Г. А. и др.
Особенностью данного курса является не только рассмотрение классических тем отрасли конституционного права, но и новейшей проблематики казахстанского конституционализма, созидательного потенциала Конституции, как Основного закона государства, ее верховенства и прямого действия во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. На основе максимального усиления научной и информационной составляющей в академическом курсе обстоятельно рассматриваются проблемы казахстанского конститу­ционализма, конституционно-правовой терминологии, действия Конституции, конституционного мониторинга, конституционной ответственности и ряда важнейших принципов и институтов отрасли конституционного права Рес­публики Казахстан.
В 2023 г. академический курс «Конституционное право Республики Казахстан» с учетом коренных изменений в политико-правовой жизни казахстанского общества был издан на казахском языке. Примечательно, что в подготовке данного курса приняли также известные французские конституционалисты: Пьер Тифин, профессор Лотарингского университета, и Гюго Стал, доцент Лотарингского университета, раскрывшие содержание современного французского конституционализма, оказывающего серьезное влияние на конституционно-правовые процессы в мире. Примечательно, что 26 мая 2023 г. в стенах КазНУ им. аль-Фараби прошла презентация данного академического курса на государственном языке – ее открыли председатель Конституционного суда РК Э. Азимова и бывший председатель Конституционного совета РК К. Мами.
– Немного о правовом всеобуче. В последнее время растет преступность среди молодежи. Необходимо ли в учебных заведениях введение новых учебных дисциплин по правам человека? (Сейчас преподают такие учебные дисциплины как «Человек, общество, право», «Правоведение»). Как преодолеть правовой нигилизм в обществе?
– В Казахстане всегда уделялось большое внимание вопросам правового просвещения и воспитания населения. Так, впервые вопросы организации правовоспитательной работы в стране нашли первостепенное отражение в постановлении Президента РК от 21 июля 1995 г. «О мерах по организации правового всеобуча в Республике Казахстан». В развитие данного стратегического документа был принят целый ряд правовых актов (Положение о правовом всеобуче в Республике Казахстан, Положение о правовой аттестации руководящих кадров и специалистов органов исполнительной власти и их подведомственных предприятий, учреждений, Концепция правового обучения учащейся молодежи в РК и др.). В вышеуказанных документах была намечена широкая и вместе с тем конкретная программа коренного улучшения правовоспитательной работы в стране.
Намеченная программа по организации правового всеобуча в определенной степени была воплощена в жизнь. В частности, во многих СМИ были открыты рубрики, разъясняющие действующее законодательство и правоприменительную практику, учеными-юристами были проведены целенаправленные исследования по актуальным вопросам формирования правосознания и правового воспитания населения. Большая работа была проведена по созданию системы правового всеобуча руководителей и специалистов органов исполнительной власти и их подведомственных предприятий и учреждений.
И в настоящее время в Казахстане проводится долгосрочная постоянная работа в области правового воспитания и правового просвещения населения. Прежде всего, с созданием Конституционного суда, приданием конституционного статуса Уполномоченному по правам человека кардинально усилилась правозащитная сфера. Действуют Концепция правовой политики РК на период до 2030 года. В рамках реализации задач Стратегического плана развития Казахстана до 2025 г., Министерством юстиции обеспечен всеобщий бесплатный доступ граждан к нормативным правовым актам. С 2011 г. при Министерстве юстиции функционирует Правовая информационная служба, основными целями и задачами которой является бесплатное консультирование населения по правовым вопросам. С января 2013 г. на ведомственном сайте Министерства юстиции функционирует информационно-правовая веб-система «Әділет», активное пользование которой является свидетельством повышенного интереса граждан к законодательству и способствует правовому информированию населения. В целях содействия выражению активной гражданской позиции и построения обратной связи от населения в сфере правового воспитания реализованы мероприятия по дальнейшему развитию принципов «Открытого Правительства» и «Открытого Парламента», «Открытые нормативные правовые акты».
Реализуется Стратегический план развития РК до 2025 г., утвержденный Указом Президента от 15 февраля 2018 г., в котором особое место отведено вопросам формирования моделей законопослушного поведения граждан и в целом высокой правовой культуры в обществе. В этой связи с учетом того, что существенная часть (30–50%) всех обращений граждан в государственные органы связана с необходимостью разъяснения законов, перед органами государства поставлена задача обеспечения понятного населению языкового стиля и формата нормативных правовых актов, внедрения современных стандартов правового ­обучения в образовательные программы в целях формирования правовой культуры граждан. Реализация задач, призванных повысить уровень защищенности прав граждан, правовой культуры и правосознания населения, как главных приоритетов в правовом развитии Казахстана до 2025 г., позволит максимально приблизить их к международным стандартам.
Соответственно, формирование правового сознания и правовой культуры всех слоев населения, как важного условия реализации прав и свобод граждан и исполнения ими своих обязанностей, должно рассматриваться как системообразующий фактор развития правовой государственности Казахстана. При этом особое приоритетное значение приобретают проблемы формирования правовой культуры и правового сознания несовершеннолетних, т. к. именно им придется в ближайшее время решать задачи строительства Нового Казахстана, как подлинно демократического и правового государства. 
Вместе с тем процессы формирования правовой государственности не подкрепляются необходимыми правовыми традициями, в массовом сознании нормы права не являются безусловной ценностью из-за низкого уровня правовых знаний населения, что, к сожалению, ярко проявилось в трагические дни января 2022 г. Как вы правильно заметили, наблюдается, к сожалению, и рост преступности среди молодежи.
В свете осмысления уроков трагического Қантара, унесшего сотни жизни людей, обществом осознается, что процессы формирования правовой государственности немыслимы без соответствующих правовых устоев, при негативном отношении граждан к действующему праву, без правовых гарантий, предохраняющих социум в целом и каждого его члена от вседозволенности и попыток использовать государственные институты в антидемократических целях. 
Основными причинами сохраняющегося правового нигилизма являются кризисное состояние общества, на протяжении десятилетий находившегося в тисках авторитарного политического режима, низкий уровень политического, правового и нравственного сознания граждан, перманентная реформа правоохранительной системы страны, только ухудшившая ее состояние.
Повышенное внимание к проблемам правовой социализации, повышения уровня правосознания и правовой культуры общества и преодоления правового нигилизма определяется также усиливающимся стремлением граждан к активному участию в строительстве Нового Казахстана. 
Все это свидетельствует о повышении роли права и требовании законности в повседневной жизни казахстанского общества и обуславливает в этой связи необходимость создания в стране эффективной системы правового воспитания всех категорий населения. 
В связи с подготовкой Министерством юстиции госпрограмм и концепций по правовому просвещению и праворазъяснительной работе, важно подчеркнуть, что в их основу целе­­­­­­­со­образно положить опыт реализации Положения о правовом всеобуче в РК и других документов, принятых в развитие идей и положений по организации правового всеобуча. 
Бесспорно, что правовоспитательный процесс должен быть неразрывно связан с жизненными реалиями, практической деятельностью органов государства, общественных объединений, с активным вовлечением общественности в дело борьбы с преступностью и укрепления законности в стране. В этой связи важно отметить, что правовоспитательный процесс не может быть узкопрофессиональным делом Министерства юстиции и других органов государства. Ведь само утверждение идеи прав человека как высшей ценности требует усилий всех граждан, общественных объединений и правозащитных организаций, направленных на борьбу против нарушений прав и свобод личности и обеспечение ее достоинства как неотъемлемого компонента культуры демократического общества. Необходимо чтобы в процесс правового просвещения и правового воспитания населения включилась широкая общественность (общественные объединения, политические партии, негосударственные организации, учебные заведения, научные учреждения и др.).
Ведь только на личном опыте активного участия населения и различных общественных объединений в правовоспитательном процессе может быть выработана глубокая убежденность казахстанских граждан в справедливости выбора нашей страной своего исторического пути – формирования правовой, демократической, социальной и светской государственности, высшими ценностями которой являются человек, его жизнь, права и свободы. 
Целесообразно, чтобы Министерство просвещения и Министерство юстиции объединили усилия в сфере правового просвещения и правового воспитания учащихся и студентов. Необходимо продумать вопросы создания системы непрерывного правового просвещения и правового образования, начиная с дошкольного возраста. В этой связи важно обратиться к осмыслению правовоспитательной практики, накопленной в Узбекистане, где уже на протяжении нескольких лет ведется учебный курс «Путешествие в мир Конституции», начиная с первого класса средней школы. Огромный позитивный опыт правозащитной деятельности и правового просвещения накоплен также в России, где образованием и просвещением в области прав человека, помимо аппаратов Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Федерации, активно занимаются три общероссийских Института прав человека, Московская, Рязанская и Уральская школы прав человека.
Государственным органам и институтам гражданского общества необходимо активизировать совместные усилия в области правового просвещения и правового образования в области прав человека. Правовое просвещение должно занять приоритетную роль среди задач среднего, среднего специального и высшего образования. В учебные планы школ, колледжей и вузов целесообразно включить, помимо курсов «Основы права» и «Правоведение», такие дисциплины, как «Права человека», «Права ребенка» и другие учебные дисциплины. Данные учебные курсы должны нацеливать школьников и студентов на защиту своих прав и свобод, на изучение конкретных правовых ситуаций, связанных с вопросами обеспечения, охраны и защиты прав и свобод личности. 
Представляется целесообразным введение в государственные образовательные стандарты среднего, среднего специального и высшего образования учебной дисциплины «Права человека». В структуре же юридических вузов должны функционировать самостоятельные подразделения – кафедры прав человека, научные центры и иные структуры по правам человека. 
Формирование эффективных механизмов конституционно-правовой защиты прав и свобод личности во многом зависит от активной позиции институтов гражданского общества. В этой связи огромная доля ответственности за правовое просвещение возлагается на образовательные институты гражданского общества, работающие в сфере правового просвещения населения, и, прежде всего, на правозащитные общественные организации.
Первостепенная обязанность создания надлежащих условий для функционирования такого механизма должна возлагаться на государство, которое должно проявлять активность в обеспечении прав человека, в создании материальных, политических, организационных и других условий для наиболее полного использования индивидом своих прав и свобод. Наряду с активной правозащитной деятельностью государства и его органов, необходимо формирование и в самом обществе демократической культуры прав человека, т. е. знания каждым гражданином своих прав и свобод, уважения им прав и свобод других лиц, формирования практических навыков для защиты каждым своих прав законными способами и средствами. Между тем, безусловно, что такая культура создается не одномоментно, а формируется всем укладом государственного и общественного устройства на протяжении жизни многих поколений. 
В защите прав человека более действенную роль должно играть правозащитное движение, жизненно заинтересованное в создании демократического общества в Казахстане. Для реализации и защиты прав и свобод граждан важное значение имеют такие важные формы и методы правозащитных организаций, как систематический сбор и публикация данных о нарушениях прав человека, бесплатное консультирование граждан по правовым вопросам, работа с заявлениями и жалобами, просветительская правовая работа и т. п. 
Таким образом, на исправление неблагоприятного положения дел в правозащитной сфере должны быть направлены усилия всех структур государства и общества. Политика государства и общества в области прав человека должна опираться на четкие ориентиры и идеалы, в основе которых должны лежать принципы социальной справедливости и социальной ответственности, т. к. без их воплощения в жизнь невозможна и реализация прав и свобод человека. Именно в ходе осуществления такой политики человек может быть поставлен в такие юридические и фактические условия (материальные, политические, социальные и др.), совокупность которых позволит обеспечить полное и реальное осуществление его прав и свобод.    
Для обеспечения надежной правовой среды и неукоснительной защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства требуется целостная, глобальная цифровизация правовоспитательной деятельности государственных органов и общественных объединений. 
Представляется необходимой также широкая пропаганда Основного закона органами государства, политическими партиями, правозащитными организациями, направленная на формирование конституционного правосознания населения. Ведь основой правовой грамотности всех слоев населения, является, прежде всего, знание Конституции.
– Несколько слов о Конституции, как об Основном законе страны: каков ее потенциал для переучреждения нашего государства, которое должно стать открытым и «слышащим»?
– Действующая Конституция являет собой всеобщий источник социального объединения казахстанского общества, обеспечивающий воплощение в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, многопартийности, социальной справедливости, гарантированности прав и свобод граждан, разделения власти и других ценностей демократии. Поэтому Конституция, обеспечивая стабильное развитие страны, позволяет всем гражданам, имеющим равные права и равные возможности, ясно видеть свои перспективы, строить вместе Новый Казахстан. 
В ходе реализации задач политической модернизации страны, в которой социальная справедливость будет главной ценностью и несущей конструкцией нового общественного договора, Основной закон наполняется более глубоким содержанием, конкретизируясь в законодательстве и обогащаясь правоприменительной практикой. Все это обеспечивает стабильность и в то же время динамизм в воздействии Конституции на общественное развитие страны, на эволюционные модернизационные преобразования общества и государства. 
В целом использование огромнейшего ресурса Конституции должно реально способствовать обеспечению согласия и стабильности в обществе на основе дальнейшего укрепления отечественной государственности, новых принципов экономической политики, формирования современной социальной модели, создания эффективных систем образования и здравоохранения, как первостепенных целей развития страны.
Все это говорит о том, что действенная реализация демократического потенциала Конституции в контексте реализации задач строительства Нового и Справедливого Казахстана, поставленных в Посланиях Президента республики, – это наша общая и главная цель, и ее достижение прямо зависит от того, насколько эффективно будут мобилизованы все ресурсы государства и общества. 

Беседовала Сауле АХМЕТОВА 
Фото Юрия БЕККЕРА  

 

4656 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми