• Геополитика
  • 20 Июля, 2023

ОСНОВА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Последний день апреля стал для Узбекистана знаковым. На референдуме 90,2% голосов приняли новую Конституцию. Правда, речь идет о поправках в старый текст Основного закона страны, который уже меняли около 14 раз. Однако последняя редакция стала наиболее содержательной. По данным властей, Конституция обновилась сразу на 65%, общее количество статей выросло со 128 до 155, а норм – с 275 до 434. Как отметил накануне референдума узбекский Президент Шавкат Мерзиёев, новая Конституция «послужит основой для последовательного продолжения начатых реформ и, что самое главное, придаст им необратимый характер». Что за перемены сулит Основной закон?

На три определения  больше 


В новой Конституции Узбекистана к двум прежним определениям государства – «суверенное» и «демократическое», добавилось еще три – «правовое, социальное и светское». Для сравнения в казахстанской Конституции значатся все эти характеристики, за исключением «суверенного» государства. Норма «суверенное государство» было внесено в 1993 году, когда Узбекистан получил независимость. Но по определению любое государство, тем более член ООН, в международном праве рассматривается не иначе как суверенное. Поэтому большой необходимости в уточнении нет.
Кроме того, Узбекистан раньше Казахстана столкнулся с радикализмом на религиозной почве. Еще в 1999 году в Ташкенте прогремел теракт, а позже лидеры Исламского движения Узбекистана грозились планами создать в стране клерикальный режим. Но не до, не после, в Конституцию не вносили положение о светском государстве. Возможно, чтобы сама норма не стала «красной тряпкой» для религиозных фанатиков. Поэтому появление понятие «светское» уже в новом Основном законе страны, указывает, с одной стороны, на последовательную позицию властей, с другой стороны – говорит о снижении рисков терроризма и экстремизма. 

Правоприменение


В Конституции Узбекистана, как и положено, содержатся признаки правового государства. Прежде всего, это ссылки на права и свободы человека, которые «определяют суть и содержание законов, деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц». Кроме того, в Основном законе страны говорится, что «все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека». Встречается также принцип презумпции невиновности. Решение судебного разбирательства принимается «в пользу подозреваемого, обвиняемого или подсудимого», если остались сомнения виновности. В Конституции также появилась статья, согласно которой в суде никто «не обязан доказывать свою невиновность». Еще одной предписывающей нормой Основного закона является требование: «Лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания». Конечно же, один из пунктов правового государства считается отмена смертной казни. Кстати, от нее отказался и Казахстан год назад в своей Конституции.
Как и в Казахстане, в Узбекистане в Конституционный суд (рассматривает дела о соответствии Конституции актов законодательной и исполнительной власти. – ред.) имеют право обратиться граждане с жалобой о соответствии «Конституции закона, примененного в отношении них (нижестоящим, – ред.) судом в конкретном деле». Только в Казахстане данный судебный орган изучает «нормативные правовые акты РК, непосредственно затрагивающие их (граждан, – ред.) права и свободы, закрепленные Конституцией». Также в Основном законе Узбекистана появилась норма, гарантирующая невмешательство в адвокатскую деятельность. Кстати, государство также обязуется предоставить гражданам «право на получение квалифицированной юридической помощи», в том числе на бесплатной основе.

Социальный портфель


Отдельного внимания заслуживает социальный блок в Конституции, который включает в себя доходы граждан, медицинское обслуживание  и доступ населения к образованию. В Основном законе отмечается, что «минимальный размер оплаты труда определяется с учетом необходимости обеспечения достойного уровня жизни человека». В Конституции  Казахстана показатель минимального размера зарплаты не регулируется, а гарантируется в случае болезни, инвалидности или потери кормильца.
Особое внимание в главном законе Узбекистана уделили молодежи, что может быть связано со средним возрастом населения, который составляет 29 лет (в Казахстане 31 год, – ред.). Прежде всего, это касается доступа к образованию. В Конституции говорится: «Граждане вправе получать высшее образование в государственных образовательных организациях на конкурсной основе за счет государства». К слову, аналогичный пункт содержится в казахстанской Конституции. Но следует заметить, что среди выносимых в 2022 году вариантов поправок в Основной закон Узбекистана значилась еще одна: «Государство гарантирует талантливой молодежи продолжение образования независимо от их материального положения». К сожалению, в конечной редакции Конституции данный пункт не был включен.
В целом социальный блок Основного закона Узбекистана не сильно отличается от казахстанского аналога. Это касается и объема гарантированной бесплатной медицинской помощи. Зато сфера семейных отношений представляет интерес. Согласно Конституции РУ, – брак основывается «на традиционных семейных ценностях народа Узбекистана». Тем самым в «мягкой форме» исключаются семьи с нетрадиционными ориентациями. С другой стороны, в Основном законе присутствуют современные веяния. В частности, государство берет на себя обязательства по обеспечению населения «доступа к всемирной информационной сети Интернет».

Экономика без олигархии?


В Конституции закрепляются принципы экономической политики страны, а именно: «Не допускается недобросовестная конкуренция, монополизация экономической деятельности». Казалось бы, формальная и незначительная деталь, тем не менее, она имеет особую смысловую нагрузку. Уже в Основном законе закладывается правовое положение, исключающее олигархизацию экономики и как следствие – политической жизни страны. Тренд актуален для Казахстана. В 2022 году, по «горячим» январским событиям, Президент РК Касым-Жомарт Токаев заявил, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана. Почему так получилось? Это – следствие низкой конкуренции в экономике, мер поддержки крупного бизнеса со стороны государства, в результате чего появились «священные коровы». В конце концов, это следствие влияния на государственные и политические институты крупного бизнеса, что влечет за собой недобросовестную конкуренцию. В этом смысле в Казахстане было бы не лишним принять закон, который ограничит в будущем олигархизацию национальной экономики. В том числе – закон о лоббистской деятельности.
Кроме того, в Конституции Узбекистана говорится о том, что «результаты разгосударствления и приватизации пересмотру и отмене не подлежат». Норма представляет собой дополнительную меру гарантии инвесторам. Но скорее всего не тем, кто уже приватизировал госсобственность, а тем, кто планирует это сделать. В Узбекистане с 1992 года приватизация шла в несколько этапов. Однако, если верить данным МВФ, присутствие государства в ключевых секторах экономики (к примеру, в банковской сфере, – ред.), сохраняется стабильно высоким. По оценкам местных чиновников, доля госкомпаний в ВВП страны на 2021–2020  годы составляла 55% (кстати, данные сопоставимы с показателями Казахстана, – ред.). В связи с этим, в последние годы в Узбекистане власти активно принимали меры и программы по приватизации. Правда, оставалось не понятно, какую долю государства планируют сохранить в экономике страны. Безусловно, приватизация позволит не только снизить присутствие в экономике государства, но и оживить экономику Узбекистана.
Конституция Узбекистана не обошла стороной природные ресурсы, которые «являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и находятся в государственной собственности». В казахстанской Конституции также говорится, что «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». В обоих случаях народ является владельцем, а государство распорядителем. Конечно же, конституционная норма носит декларативный характер, т. к. условия недропользования в двух странах регулирует отдельный закон. Но в Конституции Узбекистана говорится о «рациональном использовании», что накладывает на правительство обязательство эффективно распоряжаться «общенациональным богатством», чтобы не нанести ущерб экономике, интересам страны и вред окружающей среде.

Децентрализация власти


Хокимы (акимы), как и в Казахстане, назначаются президентом. При этом их срок полномочий ограничивается пятью годами. По Конституции лицо не может назначаться хокимом «одной и той же области, района, города более двух сроков подряд». Благодаря чему исключается феномен «засидевшихся» на местах чиновников. С другой стороны, в системе госслужбы происходит регулярная ротация чиновников. В Казахстане сменяемость акимов областей происходит по случаю, а не на системной основе. В то же время, есть и нюансы. В отличие от нас, в Узбекистане не избирают хокимов низового, районного уровня. Судя по тому, что в новой редакции Конституции норма сохранилась, можно говорить о том, что к электоральной практике соседи еще не скоро придут.
Еще ранее глава Узбекистана Шавкат Мерзиёев говорил о необходимости решения еще одного «важного вопроса» – «законодательно определить конкретные полномочия местных Кенгашей (аналог Маслихата, – ред.) народных депутатов и хокимов». По сути, речь идет о последовательном разделении трех ветвей власти в стране. Отчасти новая Конституция проводит границы между исполнительными и представительными государственными органами на местах. Прежде всего, за счет укрепления независимого статуса Кенгашей.
Отдельного внимания заслуживает третий сектор. В 2021 году в Узбекистане была принята «Концепция развития гражданского общества в 2021–2025  годах». Согласно ей предусматривалось создание необходимых условий для активного участия институтов гражданского общества в государственном и общественном управлении. В новой Конституции страны можно найти отклики Концепции. В частности, Правительство вырабатывает меры по поддержке институтов гражданского общества и «обеспечивает их участие в выработке и реализации программ социально-экономического развития». Однако в новой Конституции нет упоминания об Общественной палате. Возможно, это дело будущего. Известно только, что в 2020 году указом главы государства была создана Общественная палата, но при президенте страны. Зато в Конституции появилась норма, согласно которой «Граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением государственного бюджета Республики Узбекистан».
Узбекистан обошел страны Центральной Азии в вопросе организации местного самоуправления. Так называемые Махалли стали политическим брендом страны, но их статус закреплялся специальным законом страны. В рамках конституционной реформы данный орган нашел свое отражение в Основном законе Узбекистана. Как говорится в тексте документа: «Махалли не входят в систему органов государственной власти и самостоятельны в пределах своих полномочий». Также определяются обязательства государства, которое «создает необходимые условия для осуществления деятельности махаллей, оказывают им содействие в реализации полномочий, предоставленных законодательством». Казахстану еще предстоит проделать большую работу для того, чтобы в стране появились эффективные институты местного самоуправления. В этом смысле опыт соседнего Узбекистана для нас представляет огромный интерес.

Внешняя политика


Конституция не определяет характер внешней политики Узбекистана, а только декларирует принципы, на основе которых она строится и покоится. Единственные редакционные дополнения касались уважения «территориальной целостности» государств, а также то, что «Узбекистан проводит дружественную и миролюбивую внешнюю политику со всеми государствами». В определенном смысле нормы является отголосками украинского кризиса на постсоветском пространстве и нового витка обострения геополитической борьбы в мире. В целом внешняя политика Узбекистана остается открытой. О чем говорит готовность страны «заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования». Таким образом, Узбекистан держит свою дверь открытой для партнерства.

Замир КАРАЖАНОВ, 
политолог

 

2588 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми