• Время
  • 20 Июля, 2023

ХУДОЖНИК ПИШЕТ ЖИЗНЬ

Сауле БЕККУЛОВА,

кандидат искусствоведения

«О чем этот поселок?

О Любви.

О вечной жизни

под открытым небом».

Олжас Сулейменов

Казахстан – страна с огромным творческим потенциалом. Истоки его искусства восходят к глубокой древности. Еще на стоянках палеолита прапредки наши в камне и глине запечатлели картину мира и человека в нем. А в веке, рубеж которого только что перешагнуло человечество, в ХХ веке археологи совместно с этнографами, историками, литераторами и теоретиками искусств расшифровали эти «письма в камне» – петроглифику. И нам предстала великая тайна древних, тайна о себе и о нас, далеких будущих потомках.

Истоки

Труды таких казахстанских ученых, как А. Г. Медоев, А. К. Акишев, К. Байпаков, стали «золотым звеном» в цепи исторических событий, проливающих свет на прошлое Казахии. И безымянные кулпытасы Западного Казахстана, и пещеры Танбалы, и «Золотой иссыкский воин» – это тот драгоценный материал, на изучении которого формировалось представление о родной культуре художников Казахстана 60-х-70-х-80-х-90-х годов XX века. Тема Родины – самая животрепещущая для всякого подлинного сына Отечества. Исподволь, углубленно и настойчиво прорастая в сознании, знание о культуре казахов – и в быту, и в искусстве – музыке, поэзии, декоративно-прикладном и архитектурном, пластическом, давало плоды. Бесспорно, всякого истинного художника волнуют судьбы своего народа, его будущее, прошлое и настоящий день. Судьба Казахстана – наша гордость, наша боль и надежда. Хочу остановиться на одном конкретном имени, биографии современного живописца. И проследить на его примере эволюцию духа и сознания художника, его творческого пути за истекшие два десятилетия – время обретения Независимости нашим государством.

Этапы творчества

Художник Жумакын Кайрамбаев – из поколения 80-х. Он вернулся в Казахстан именно в это время, завершив учебу в Ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Выросший в горном ауле, Жумакын досконально изучил в раннем детстве повадки коня, природу, в которой формируются главные черты характера – стойкость, упорство, вера. Именно это соединилось в искусстве художника в единый конгломерат. А в центре, в основе – любовь к родной земле, ее детям, ее природе и духовному богатству. Владея в совершенстве профессией, Жумакын прошел 30-летний путь творчества, прежде чем обрел неповторимый, собственный стиль, отличный от всех. На полотнах его – монументальных по масштабу охвата жизненного пространства – портретах, пейзажах, жанровых сценах, – всегда главенствует тема Любви. И в лавинном полете табунов над степью, и в звенящей тишине у бейтов, и в прозрачном лице девочки-подростка сияет чувство первозданной красоты мира, силы и хрупкости земного пространства с дорогим именем Казахстан. Творческий потенциал художника проявился в полной мере лишь в девяностые годы ХХ века, представив миру живописца, страстно влюбленного в свою родину. Видя жизнь глазами кочевника, он, как никто, пишет картины из жизни коня – лучшего, верного друга («Поединок», 1989; «Тайбурул», 1993; «Табун», 1996). Драма и трагедия, элегия и звонкий призыв к бою, неизбывная печаль и счастливая песнь победы – все здесь дышит любовью к родной земле, ее истории, ее настоящему и грядущему. «Прошлое принадлежит тому, кто его знает, будущее – тому, кто его созидает… Эпохи возрождения всегда характеризуются ростом интереса к истории. В ней ищут ответы на вопросы современности», – утверждает Олжас Сулейменов.

История и современность

 

 

Но история немыслима без героев. Их запечатлевает Жумакын Кайрамбаев в своих полотнах–поэмах («Портрет Абылай хана», 1991; «Абылай хан на белом коне», 2000; «Кенесары», 1991). Самым выразительным стал знаменитый Абылай хан, обретя широкую популярность. Удачей можно именовать и портрет Абая («Мой Абай», 1992). Неслучайным видится определение великого знатока и исследователя отечественной истории, ученого, возглавляющего Международный фонд Абылай хана и общество охраны памятников истории и культуры, Ш. И. Валиханова: «Жумакын Кайрамбаев – художник большого темперамента и постоянных поисков… обращаясь к исторической тематике, он не увлекается этнографической атрибутикой, но созданные им образы глубоко национальны и адресны… Словом, его произведения – художественное достояние республики». В портретной галерее художника особое значение имеют образы современников. Их черты запечатлены автором с проницательностью подлинного мастера, согреты любовью и юмором. («Портрет отца», 1986; «Дарья в казахском костюме», 1994; «Ольга», 1994). Но прежде всего – талант психолога, тонко чувствующего человеческую природу любой модели. И, конечно, уникальное чувство цвета, создающее камертон основной характеристике портретируемого. Колорист от бога, Жумакын Кайрамбаев способен весьма скупыми средствами создать феерически–красочное, насыщенное цветом зрелище, как в битве Добра и Зла, Света и Тьмы картины «Поединок» (1989, ОФ «Тенгри–Умай»), где сияющий ультрамарин высвечивает ослепительно-белый и жгуче-черный крупы вздыбленных в смертельной схватке коней-символов. Мощная энергетика цвета и света рождает ощущение звука: храп, стон, тяжелое дыхание боя, звон пронзительной тишины и синевы, приближающий победу Добра. А оно у казахов всегда цвета белизны, дарующей радость. Владея в совершенстве ремеслом, художник в равной мере свободен в любой манере изображения (благо, педагоги профессиональной школы были строги и весьма известны), от академически выписанного пейзажа до пастозно бурлящего потоками цвета холста («Охота беркутом» 1995; «Кокпар», 1995). Живописуя пространство мира, автор реалистичен и добр в его передаче, то мягко моделируя свет и тени, тонко и точно прописывая детали («Кони», 1999), то взрывая сполохами, сгустками цвета поверхность холста («Летящий конь», 2000), то солнечными наплывами, объемно формируя светом ясноглазое лицо девочки-мечты («Дочка», 1992).

Учитель – Ученик

Наверное, Ж. Кайрамбаев – педагог по призванию. За три десятилетия работы в стенах Академии искусств им. Т. Жургенова он вырастил не одно поколение живописцев. Как во времена «старых мастеров» в Европе и на Древнем Востоке, Кайрамбаев исповедует истину: учить собственным примером. Молчаливо и упорно, часами, месяцами, годами он дарит своим ученикам великолепное зрелище и действо – кистью превращать чудо жизни в чудо Искусства. В Азии мастера называют «ұста». Он иногда соглашался взять просителя-мальчика в помощники. И загружал его любыми поручениями, даже хозяйственными, вплоть до уборки помещений и чистки котлов. Взамен даровалась возможность молчаливого присутствия на процессе творчества. Те же методы господствовали в мастерских европейских метров. Учеников были единицы. Редко кто, покидая эти стены, становился достойным звания художника и мог самостоятельно заниматься творчеством. Но были исключения как Микеланджело, Рембрандт, мастера восточной миниатюры Бекзат и прочие. Возможно, этот метод учебы самый благодатный. В 2003 г. в Государственном Музее искусств им. А. Кастеева состоялась выставка произведений живописи ­ Ж. Кайрамбаева и его учеников с символическим названием «Iздер» – «След». Благодарные преемники работают теперь и здесь, в Академии искусств, и за пределами родины, сохраняя привязанность и память своему мастеру. Но, пожалуй, самым лучшим даром художнику стало обретение профессии отца дочерью Дарьей. Ее выставки в Москве (в Манеже и др.) вызвали большой резонанс и признание.

О любви

Как уже говорилось, Жумакын вернулся в Казахстан в 1981 году. Полный надежд и счастливой веры в свою звезду. С ним была любимая, ставшая женой и матерью единственного ребенка. Это ее портреты станут лейтмотивом галерей женских образов, пленяющих своей красотой и духом преклонения. Такое возможно при единственном условии – бесконечной, преданной любви. Один из любимых моих художников, «бог живописи» Рембрандт писал свою возлюбленную драгоценными красками обожествляющей любви. И возникли «Даная», «Флора», богини и феи, несущие облик Саскии ван Эйленбурх, жены и модели. Небольшой любитель словесности, Жумакын никогда не обмолвился о своих пристрастиях и привязанностях. Лишь показывая свои картины, молча наблюдал за реакцией. Можно представить мое изумление, когда я увидела – лишь теперь – фотографию художника за работой. Снятая в 1978 году, в Эрмитаже, она представляет момент, когда студент пишет копию с «Данаи». Оказалось, эта песня любви Рембрандта, уже тогда, три десятилетия тому назад, была близка и дорога Жумакыну. Совпадение вкусов? Случайность? Не думаю. Скорее, закономерность, подтвержденная всей последующей биографией. А в ней – неброской, негромкой, запечатлена самая главная вещь на свете: вера в Любовь и служение Ей. Женщина – Родина, Женщина – Мать, Женщина – Профессия. Простые истины, понятные, как хлеб и земля.

Разговор с художником

Жумакын не любит словесных баталий, споров и пустых разговоров. Он умеет видеть – самый драгоценный дар природы. Согласился на короткую беседу после осмотра новых работ. И рассказал о своих выставках, вспомнил о поездке в Италию по приглашению мэра г. Тороканевезе, заговорил о сокровенном. «Итальянцы очень похожи на нас, казахов. Такие же безалаберные, открытые, эмоциональные. Спросишь о чем-то и в ответ водопад, извержение, и уже не остановишь. Не успев познакомиться, уже тащат в дом, угощают, вытаскивают лучшее вино. И все так восторженно, открыто, словно ты – у себя. Замечательные люди! И очень близкие. Меня поразило их отношение к нашему искусству. Они «перекормились» всеми компьютерными технологиями и абстракцией и возвращаются к истокам, к авторской работе, к реализму. Там работают приглашенные советские мастера, выпускники ленинградских и московских художественных ВУЗов. И если Европа пришла, наконец, к пониманию того, что творчество подобных художников – бесценное богатство, и потому наши произведения пользуются огромным спросом, то родная страна должна позаботиться о своих художниках, чтобы сберечь это сокровище. Именно в Казахстане, убежден, на сегодня – лучшая школа профессионалов- художников. И еще. Мы живем благодаря вере в Завтра, без этого все теряет смысл. И видит Бог, нам нельзя лишиться этой веры. Наши дети завтра, получив образование, станут на ноги и смогут изменить мир. Им понятно и близко то, что нами стало осмысливаться совсем недавно. Ведь тысячелетиями жил человек в согласии с законами природы и веры. Речь не только о сохранении природных богатств, но больше – о чистоте человеческих помыслов и поступков. Молодые, как моя дочка, вместе, взявшись за руки, спасут мир от беды, сумеют осуществить законы согласия с Природой. Верю в это». Ныне произведения Ж. Кайрамбаева экспонируются в лучших музеях Казахстана и зарубежья (Россия, Италия, Австрия, Венгрия, Турция, Япония, Бельгия, США). Цикл работ на темы истории Казахстана украсил резиденцию первого Президента страны Н. А. Назарбаева (1995, Алматы). В 1999 г. художник создал и подарил городу – в поездке по Италии (г. Тороканевезе) – 4 своих полотна («Полет белых коней», «Голубые горы», «Пастораль», «Поединок»). Искусство Жумакына Кайрамбаева раскрывает мир и нас в этом мире. Его темы – о мире и любви, о красоте и уродстве, о прошлом и настоящем – вечные темы жизни. Сияющие, светлые краски пробуждают надежду. Здесь летят над пустыней белые табуны («Беркутши», 1997; «Белый табун», 1998) и гулкий топот коней пенится в золотой поволоке пыли, здесь рождаются из кирпично-рыжей глубины вечные, одинокие и величавые мазары, словно память о мгновении бытия, здесь россыпью звездных огней зовет бездонная глубь Космоса, здесь нежный женский абрис («Портрет жены», 1996), как признание в любви... Жизнь бесконечна и вечна, мы – в ответе за нее, утверждает своим творчеством мастер кисти Жумакын Кайрамбаев.

1997 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми