• Геополитика
  • 20 Июня, 2023

ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КИТАЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Булат СУЛТАНОВ, 
доктор исторических наук, директор научно-

исследовательского института международного

и регионального сотрудничества Казахстанско-

немецкого университета

 

18–19 мая т. г. в г. Сиане прошел саммит лидеров стран Центральной Азии и Китая  «Центральная Азия – Китай», на котором председатель КНР Си Цзиньпин призвал к формированию более тесного сообщества единой судьбы Китая и стран региона Центральной Азии. 
В скором будущем также состоится Третий форум международного сотрудничества «Один пояс – один путь». 

 

В свете последних событий, хотел бы поделиться с читателями своими  мыслями на этот счет (я делал доклад на эту тему на конференции «Центральная Азия – Китай: состояние и перспективы» 12 мая текущего года в Алматы).
Итак, страны Центральной Азии и Китай. Какова целесообразность и какие перспективы сотрудничества стран региона с Китаем в современных геополитических реалиях, характеризуемых  глубокими переменами и потрясениями? Человечество, по словам Си Цзиньпина, вновь стоит на перепутье. Достаточно назвать только одну проблему, а именно, обострение отношений между двумя глобальными экономическими державами – Китаем и США. 
По мнению члена Госсовета, Министра иностранных дел КНР Цинь Гана, Вашингтон серьезно ошибается в понимании и оценках Китая, воспринимая Китай в качестве самого главного соперника и крупнейшего геополитического вызова. Вашингтон заявляет, что, мол, он стремится выиграть путем конкуренции и не хочет вступать в конфликт с Китаем. А что это за «конкуренция» у американцев? Она является ничем иным, как попытками со всех сторон давить, удушить и подчинить по правилам пресловутой игры с нулевой суммой. Тем не менее, Китай прилагает неустанные усилия к обеспечению здорового и стабильного развития китайско-американских отношений.1
Позиция Китая в отношении сотрудничества со странами Центральной Азии
Руководство Китая уделяет большое внимание содействию мира и развитию на планете, стимулированию построения сообщества единой судьбы человечества. Об этом Генеральный секретарь Си Цзиньпин заявил в своем докладе на ХХ Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая. По мнению Си Цзиньпина, «сегодня мир, эпоха и исторические условия претерпевают невиданные изменения. Человеческое общество, по его словам, столкнулось с небывалыми вызовами. Мир вновь встал на перепутье исторического развития и его будущее зависит от выбора всех народов мира».
В этих условиях, Си Цзиньпин напомнил принципиальную позицию китайского государства: «Китай уважает суверенитет и территориальную целостность всех стран, твердо стоит на позиции равноправия всех стран, как больших, сильных и богатых, так и малых, слабых и бедных, уважает право народов всех стран самостоятельно выбирать собственный путь развития и социальный строй, категорически выступает против любых форм гегемонизма и политики силы, против менталитета холодной войны, вмешательства во внутренние дела других стран и применения двойных стандартов. Китай … никогда не будет претендовать на положение гегемона, никогда не будет проводить политику экспансии».2
Особое внимание Си Цзиньпин уделяет сотрудничеству Китая с территориальными соседями. По его словам: «Во внешнеполитической работе по отношению к сопредельным странам предстоит неуклонно следовать концепции близости, искренности, взаимовыгодности и инклюзивности, а также курсу на развитие дружественных и партнерских отношений с ними, углублять с ними отношения дружбы и взаимного доверия, содействовать интеграции интересов».3
Такая позиция руководства Китая, ориентированная на развитие отношений с территориальными соседями открывают новые возможности для развития стратегического партнерства стран Центральной Азии и Китая.

Внешнеполитические приоритеты стран Центральной Азии
Для Узбекистана, который не граничит с Китаем, острой проблемой является соседство с беспокойным Афганистаном. По мнению экс-министра иностранных дел Узбекистана А.Камилова, для Ташкента близкими соседями являются не только Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, но и Афганистан. При этом А.Камилов ссылался на Президента Ш.Мирзиёева.  «Мы, – подчеркивал Ш.Мирзиёев, – воспринимаем безопасность Афганистана как безопасность нашей страны, залог стабильности и процветания всего обширного региона». Афганистан является частью региона Центральной Азии, «на протяжении тысячелетий народы Узбекистана и Афганистана развивались в одном культурно-цивилизационном пространстве». На афганской земле жили и созидали многие наши выдающиеся предки – Беруни, Навои, Бабур и другие. Поэтому Узбекистан развивает с Афганистаном тесные политические, торгово-экономические и культурно-гуманитарные отношения. 
В  связи с развивающейся драматической ситуацией в Афганистане именно с Ташкентом Вашингтон в первую очередь будет вести  переговоры по афганской проблеме.
Узбекистан заинтересован в ускорении строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан (в обход Казахстана), а также выступает за расширение сотрудничества с Китаем в области новых источников энергии и инфраструктуры. Ташкент и Пекин нацелены на повышение двустороннего товарооборота до $10 млрд.
Кыргызстан, граничащий с Китаем, в военно-политическом плане ориентируется на Россию, но в финансово-экономическом – на Китай. В то же время Бишкек, в связи с тяжелой социально-экономической ситуацией и политической нестабильностью в стране, открыт для сотрудничества со всеми государствами, которые готовы оказать спонсорскую помощь. 
Таджикистан в силу географических, этнических и языковых факторов заинтересован в углублении сотрудничества с Ираном и Афганистаном. Одновременно Душанбе поддерживает военно-стратегическое сотрудничество с Россией, а также финансовые и торгово-экономические отношения с Китаем. 
Особняком стоит Туркменистан, приверженный политике нейтралитета. Хотя в последнее время наметились подвижки во внешнеполитической стратегии Ашгабада.
Необходимо отметить, что страны Центральной Азии придерживаются принципа одного Китая, поддерживают борьбу с «тремя силами зла» (терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом) и готовы совместными силами создавать сообщество единой судьбы человечества.
Необходимо иметь в виду наличие соперничества Китая, России и США в Центральной Азии. Отражением этого соперничества явились встречи глав внешнеполитических ведомств США, Китая, России с министрами иностранных дел стран Центральной Азии в формате «1+5». 28 февраля с.г. состоялась встреча в формате «Центральная Азия – США» в Астане. 27 апреля – встреча «Центральная Азия – Китай» в г.Сиане.4

Экономическое сотрудничество
Товарооборот между Китаем и странами Центральной Азии за 30 лет вырос почти в 100 раз. В 2022 году объем торговли между государствами Центральной Азии и Китаем достиг рекордного уровня, составив $70,2 млрд. О динамике торговых отношений между странами региона  свидетельствует то, что только за январь-февраль т.г. объем торговли между нашими государствами вырос на 22% в годовом исчислении. Объем прямых инвестиций Китая в страны Центральной Азии достиг $15 млрд. 
По данным Министра коммерции КНР Ван Вэньтао, страны Центральной Азии и Китай совместно реализовывали проекты в области добычи нефти и газа, перерабатывающей промышленности, связи и транспорта. Импорт сельскохозяйственной продукции, энергоносителей и горнодобывающей промышленности из стран Центральной Азии увеличился почти на 50%, а экспорт механической и электротехнической продукции в страны Центральной Азии увеличился на 42%. Перспективным направлением торговли является трансграничная коммерция. В 2022 году электронная торговля между Китаем и странами Центральной Азии увеличилась на 95%.5
За 30 лет сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии реализованы такие проект, как газопровод «Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай», нефтепровод «Казахстан-Китай», автодорога  «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», автодорога «Китай-Таджикистан», железнодорожное сообщение «Китай-Европа» транзитом через регион.
В 2009 году был введен в строй  газопровод «Центральная Азия-Китай», который берет свое начало на границе Туркменистана и Узбекистана, затем проходящий через Узбекистан и Казахстана, и соединяющийся с китайским газопроводом «Запад-Восток» в Хоргосе (СУАР). С 2009 году по 2022 годы по этому газопроводу в Китай было поставлено 423,2 млрд  кубометров природного газа. Только в 2022 году по этому газопроводу в КНР было поставлено 43,2 млрд  кубометров газа. В настоящее время по газопроводу в Китай поставляется ежедневно около 100 миллионов кубометров газа. Благодаря этому газопроводу газом обеспечены более 500 миллионов потребителей, проживающих в 27 административных единицах провинциального уровня КНР и в Специальном административной районе Сянган.6
По мнению Президента Казахстана К.-Ж.Токаева, сухопутный компонент «Пояса и пути» немыслим без Казахстана и других стран Центральной Азии, выступающих связующим звеном между Китаем и Европой, Среднего Востока.
Политическое сотрудничество
На 4-й встрече министров иностранных дел в формате «Центральная Азия – Китай», состоявшейся 27 апреля с.г. в г.Сиане, член Госсовета и министр иностранных дел КНР Цинь Ган сформулировал общую позицию шести стран по следующим вопросам.
1)    Строительство более тесного сообщества единой судьбы «Китай – 
Центральная Азия».
2)    Солидарность и взаимопомощь, взаимная поддержка, решительное противодействие вмешательству внешних сил во внутренние дела и решимость не позволять никому и никаким силам создавать хаос и беспорядки в Центральной Азии. Пекин твердо поддерживает суверенитет, независимость, безопасность и территориальную целостность государств Центральной Азии.
3)    Совместное строительство «Одного пояса – одного пути», придерживаясь принципа взаимной выгоды и общего выигрыша, повышение торгово-экономического, инвестиционного и финансового сотрудничества, осуществление бесперебойных грузоперевозок, расширение сотрудничества в области сельского хозяйства, новых источников энергии, электронной коммерции, цифровой экономики и т. д. 
 4) Расширение сотрудничества в сфере безопасности. Активизация борьбы с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью, киберпреступностью; укрепление взаимодействия по афганскому вопросу.
5)    Китай и страны Центральной Азии, занимающие одинаковые или близкие позиции по важным международным и региональным  вопросам, будут поддерживать тесное взаимодействие в рамках ООН, ШОС и других многосторонних механизмов, соблюдать цели и принципы Устава ООН, а также другие общепризнанные нормы международного права, практиковать истинный мультилатерализм, создание сообщества единой судьбы человечества.
                     
Казахстанско-китайские отношения
Пекин выступает за развитие стратегического сотрудничества Китая с Казахстаном. Так, председатель КНР Си Цзиньпин считает, что Китай и Казахстан связаны общими горами и реками, являются добрыми соседями, верными друзьями и надежными партнерами. По словам Си Цзиньпина, наши страны никогда не отходили от принципа взаимной поддержки и помощи. Динамично наращивая обмены и сотрудничество, Китай и Казахстан показали достойный образец сосуществования и развития добрососедских отношений, пройдя за более чем 30 лет путь от добрососедства и дружбы до вечного всестороннего стратегического партнерства. 
Сегодня, – считает Си Цзиньпин, – казахстанско-китайские отношения – это межгосударственные отношения нового типа, основанные на взаимном уважении, добрососедстве и дружбе, взаимной помощи и выигрыше.  Наши страны всегда взаимно оказывают твердую поддержку по ключевым вопросам, касающимся государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности, уважают путь развития друг друга, самостоятельно выбранный в соответствии с национальными реалиями, приветствуют новые достижения другой стороны в государственном развитии и национальном возрождении. 
Китай и Казахстан имеют сильную экономическую взаимодополняемость и огромный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества. С 1992 по 2021 год китайско-казахстанская торговля увеличилась с $368 млн до $25,25 млрд, увеличившись почти в 70 раз. В 2022 году двусторонняя торговля достигла рекордных $31,17 млрд (согласно китайской официальной статистике).
(Для сравнения, товарооборот Казахстана с США в 2022 г. превысил $3 млрд, в том числе экспорт в США – $1,15 млрд, импорт из США – $1,89 млрд).
В рамках сотрудничества в области производственных мощностей и инвестиций составлен перечень, включающий в себя 52 совместных проекта на сумму более чем $21,2 млрд. 
Ряд стратегических крупномасштабных проектов, таких как Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, ветряная электростанция в г. Жанатас, Атырауский нефтехимический комплекс по производству полипропилена мощностью 500 000 тонн и Тургусунская ГЭС, один за другим реализовывались в Казахстане, став взаимовыгодной моделью китайско-казахстанского прагматичного сотрудничества. 
 Китай входит в «пятерку» крупнейших инвесторов Казахстана (4,7% общего объема инвестиций в Казахстан). Общий объем прямых инвестиций (ПИИ) Китая в Казахстан с 2005 по 2020 год превысил $19,2 млрд. В 2020 году ПИИ из Китая в нефинансовый сектор Казахстана составили около $600 млн. В свою очередь объем ПИИ из Казахстана в Китай составил $667,2 млн. 
(Для сравнения: общий объем притока прямых инвестиций из США в Казахстан превысил $62 млрд).
В рамках программы двустороннего индустриально-инвестиционного сотрудничества на территории Казахстана планируются построить 56 современных промышленных предприятий на сумму $24,5 млрд. В Казахстане функционирует более 700 совместных казахстанско-китайских предприятий. 
 В перспективе необходимо развивать электронную коммерцию в системе двусторонней торговли, вызванной развитием информационных технологий и активного использования сети Интернет в коммерческих целях. Особое значение приобретает сотрудничество в создании «цифрового Шелкового пути» на основе цифровых технологий. 
Все большее значение приобретает межрегиональное и приграничное сотрудничество. Казахстанская сторона предлагает для развития региональных связей проводить регулярные совместные региональные форумы для предпринимателей, в том числе для тех, кто осуществляет деятельность на территории МЦПС «Хоргос». Казахстанские предприниматели предлагают решить вопрос о совместном использовании информационных данных, а также подготовить концепцию Единого банка данных МЦПС «Хоргос».
Перспективным направлением торговли с Китаем для Казахстана может стать экспорт сельскохозяйственной продукции в КНР. Как известно, годовой объем продовольственного рынка Китая составляет $1,5 трлн. Сейчас Китай импортирует  многие виды продовольствия (мясо, молоко, фрукты) из других зарубежных государств, в том числе из стран Латинской Америки, Австралии, Новой Зеландии. Рост населения в Китае, повышение уровня жизни привели к повышению спроса на продукты питания, в том числе на экологически чистые продукты питания. Это дает реальный шанс нашим сельскохозяйственным производителям выйти и закрепиться на китайском рынке. В настоящее время почти 600 отечественных производителей пшеницы, говядины, свинины, сои, меда, рыбы, рапса, люцерны, кукурузы, муки и мучных изделий получили разрешение на экспорт своих товаров в Китай.

Укрепление транспортно-логистического сотрудничества
 Для Казахстана, не имеющего выхода к морским торговым путям, мегапроект «Пояс и путь» представляют особый интерес, поскольку открывают доступ к морским перевозкам и, соответственно, к рынкам Европы и Азии. В результате для Казахстана будут созданы благоприятные условия для устойчивого экономического роста и социального развития. Немаловажное значение будет иметь и взимание таможенных пошлин за транспортировку товаров через нашу территорию. Поэтому Казахстан заинтересован в успешной реализации мегапроекта «Пояс и путь». 
В свою очередь Экономический пояс Шелкового пути через Казахстан является для Пекина своего рода «золотой калиткой», поскольку гипотетически США могут в любой момент заблокировать морские пути в порты Китая, так как имеют военное превосходство сразу в трех океанах – Атлантическом, Индийском и Тихом. А путь через Казахстан, не контролируемый вооруженными силами США, является абсолютно безопасным для Китая. 
            
Инициатива 
«Один пояс – один путь»
В 2013 году Си Цзиньпин в столице Казахстана Астане дал старт для совместного строительства «Пояса и пути». За прошедшие годы инициатива «Один пояс – один путь» перешла от теоретической разработки к практической реализации. Она зарекомендовала себя как инклюзивная и открытая площадка международного сотрудничества. Наши страны должны дальше идти вперед в совместном строительстве ОПОП с целью упрощения инвестиционных и торговых процедур, раскрытия пропускных возможностей КПП и транзитных перевозок, культивирования новых точек роста в таких сферах, как искусственный интеллект, большие данные, цифровые финансы, электронная коммерция, зеленая энергетика. 

Сотрудничество 
в сфере безопасности
В условиях сложной международной и региональной ситуации нашим странам необходимо расширять сотрудничество по линии правоохранительных органов, спецслужб и оборонных ведомств, претворять в жизнь концепцию общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности, совместными усилиями бороться с тремя силами зла, незаконным оборотом наркотиков и транснациональной организованной преступностью, решительно противодействовать попыткам внешнего вмешательства, сообща поддерживать прочный мир и долгосрочную стабильность в регионе.

Сотрудничество в международных организациях
Наши страны должны быть настроены на тесное взаимодействие в рамках таких многосторонних форматов, как ООН, ШОС, СВМДА, «Китай – Центральная Азия», оперативно обмениваться мнениями по вопросам международного управления, продовольственной и энергетической безопасности, стабилизации цепочек производства и поставок, а также урегулирования региональных горячих точек, выступать против односторонних действий и блокового мышления, содействовать развитию мирового порядка и международной системы в более справедливом и рациональном направлении.
     
Перспективы двустороннего сотрудничества
Президент Казахстана К.-Ж. Токаев отмечает нацеленность двух сторон на открытие нового «золотого 30-летия» казахстанско-китайских отношений. Эта задача очень актуальна в условиях невиданной эскалации международной напряженности, и данный визит непременно станет новой вехой в истории двусторонних отношений. 
В свою очередь, Председатель КНР Си Цзиньпин в поздравительной телеграмме по случаю 30-летней годовщины Независимости Республики Казахстан в адрес Главы государства К.-Ж.Токаева также охарактеризовал отношения между Китаем и Казахстаном как «вечное всестороннее стратегическое партнерство». При этом Си Цзиньпин подчеркнул, что уделяет  повышенное внимание развитию китайско-казахстанских отношений и готов прикладывать дальнейшие усилия для укрепления традиционной дружбы между Китаем и Казахстаном, углублению сопряжения стратегий двух стран, содействию в повышении китайско-казахстанских отношений на новую ступень во благо двух государств и народов. 
 

3808 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми