• Геополитика
  • 20 Апреля, 2023

ПЕРЕЗАГРУЗКА ЗАВЕРШЕНА. ЗА РАБОТУ, СТРАНА

Касым-Жомарт Токаев сдержал обещание, данное незадолго до внеочередных выборов органов представительной власти Казахстана, и 29 марта на открытии первого заседании обновленного Парламента VIII созыва обнародовал свои новые инициативы в углублении реформ. 

Президент напомнил, что за год в республике прошли пять электоральных кампаний. В том числе всенародный референдум, на котором 77% избирателей проголосовали за поправки в Конституцию РК, направленные на дальнейшие демократические преобразования. Отныне Глава государства избирается лишь на один срок продолжительностью 7 лет. В Основной закон и систему выборов внесены нормы, согласно которым во время исполнения своих обязанностей высшие должностные лица должны приостановить свое членство в партиях, а на участие в законотворчестве вправе претендовать не только представители партий, но и беспартийные граждане.
Конституционный совет преобразован в Конституционный суд, в который за защитой своих прав теперь может обратиться любой гражданин страны. Серьезными реформами охвачена судебная система в целом. Возросла политическая конкуренция. На прошедших 19 марта выборах депутатов Мажилиса за победу в 29 одномандатных округах боролись по 20-30 соперников. Впервые в нижней палате Парламента представлены шесть политических партий, в том числе одна официально оппозиционная. 
«С избранного пути ни в коем случае нельзя сворачивать, – подчеркнул Президент. – Напротив, следует твердой поступью идти по пути реформ, держа в фокусе такие фундаментальные ценности, как верховенство закона, единство народа, социальная справедливость и внутриполитическая стабильность». Однако, поскольку политическая перезагрузка в целом завершена, акцент предстоит сделать на решение экономических проблем. По убеждению Касым-Жомарта Токаева, перед государством, обществом и бизнесом стоит жизненно важная задача ускорить темпы модернизации хозяйства страны и совершить рывок в социально-экономическом развитии.

Требуется «новая волна»

«Наша страна долгое время полагалась на благоприятную внешнюю конъюнктуру, – сказал Касым-Жомарт Токаев. – Мы верили в различные концепции и программы, доверяли надуманным отчетам о мнимых успехах. Но оставались без должного внимания самые важные, принципиальные вещи: до сих пор остается низким уровень жизни граждан, имеет место правовая несправедливость, растет дистанция между богатыми и бедными. В предстоящие пять лет перед Правительством и депутатами стоит задача решения этих основных проблем».
По словам Главы государства, надо сосредоточиться на решении годами копившихся системных вопросов отечественной экономики. Требуется изменить правила и принципы ее функционирования. Первые шаги сделаны – начата демонополизация и возвращение незаконно выведенных из страны капиталов. Останавливаться на этом нельзя. Глава государства отметил, что от Правительства требуются системные меры расширения экономической свободы и снижения влияния государства на рынок. «Реализация данных подходов позволит повысить институциональную зрелость нашей страны, ее устойчивость к различным внутренним и внешним потрясениям», – обозначил Касым-Жомарт Токаев цель повышения системности.
Главной движущей силой экономики и рынка труда должен стать малый и средний бизнес (МСБ). Как отметил Президент, следует обновить, расширить и запустить комплекс мер реальной поддержки МСБ, который обретет более значимую роль в развитии страны. «Нам необходима «новая волна» предпринимателей, способных взять на себя ответственность за экономический прогресс Казахстана, – сказал Касым-Жомарт Токаев. – Ее ядром должны стать бизнесмены, которые без доступа к административным ресурсам, за счет предпринимательских талантов и трудолюбия смогли построить успешное дело. Такие люди есть в каждом регионе. Важно дать им возможность развивать свой бизнес внутри страны и реально помочь им. Я хочу обратиться к предпринимательскому классу: Казахстан – наш общий дом, поэтому призываю всех вместе строить наше общее будущее на этой священной земле. Как Президент я гарантирую вам всемерную поддержку со стороны государства». 
При этом, как отметил Токаев, объем господдержки надо соизмерять с социально-экономическим эффектом проектов, а реализацию тех из них, которые финансируются из госбюджета, следует возлагать в первую очередь на отечественных бизнесменов. В связи с этим Президент поручил Правительству вместе с Парламентом выработать подходы, направленные на укрепление среднего предпринимательства, развитие которого Глава государства взял под личный контроль.

Семь шагов к Новому Казахстану

Первым делом необходимо стимулировать деловую активность за счет формирования справедливой, стабильной и прозрачной налоговой системы. «Новая модель налоговой политики должна обеспечить оптимальное, справедливое распределение национального богатства, высокий уровень экономической активности и точечную поддержку приоритетных отраслей экономики, – отметил Касым-Жомарт Токаев. – Налоговый кодекс и налоговая политика должны быть понятными и стабильными». Для этого предстоит оцифровать весь процесс взаимодействия фискальных органов с бизнесом, что позволит экономить время и в целом облегчить жизнь предпринимателей, а также увеличивать бюджетные поступления. Кроме того, требуется дифференциация ставок корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС) – главных инструментов наполнения госбюджета. А именно: высокодоходные крупные предприятия и экспортирующие сырье компании должны платить в казну больше, менее прибыльные и масштабные – меньше.
Вторая важнейшая задача – повышение рациональности и эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов. Как ни богат ими Казахстан, но и в этой сфере накопились системные проблемы. «Полноценную реализацию возможностей горнодобывающей промышленности сдерживают недостаточные объемы геологоразведочных работ, – сказал Президент. – Темпы восполнения минерально-сырьевой базы также замедляются. И это происходит на фоне истощения осваиваемых недр». Касым-Жомарт Токаев предложил Правительству и Парламенту принять конкретные меры в сфере инвестиций в геологоразведку и освоение месторождений, а также рассмотреть возможность введения дифференцированных тарифов реализации основных топливно-энергетических ресурсов. В частности, Президент напомнил о критичном дефиците товарного газа на внутреннем рынке в прошлом году, что поставило под вопрос энергобезопасность страны. «Чтобы исключить подобные ситуации в будущем, необходимо обеспечить внутренний рынок этим видом топлива. В то же время цены на газ в Казахстане самые низкие в сравнении со всеми соседними государствами», – пояснил Касым-Жомарт Токаев.
Президент также обратил внимание на то, как пандемия коронавируса и геополитический кризис наглядно показали нестабильность сырьевых рынков. Активно бороться на них может лишь страна, обладающая конкурентоспособной экономикой. А конкурентоспособность – почти синоним диверсифицированности, для повышения которой Казахстану остро необходимо поднимать добавленную стоимость добытого сырья, производя из него высококачественные и востребованные товары. Ускоренное развитие обрабатывающей промышленности возможно лишь на базе инноваций и передовых технологий. «Поэтому казахстанская экономика должна стать наукоемкой, – подчеркнул Глава государства. – Требуется не только проводить исследования и получать патенты, но и внедрять научные разработки в производство». 
Третий шаг – разворот лицом к укреплению и развитию инфраструктуры. «Всем известно, насколько тяжело прошел отопительный сезон, особенно в отдельных регионах, – напомнил Президент. – Устаревшая энергетическая инфраструктура работает на пределе возможностей. По моему поручению разрабатывается новая модель развития рынка электроэнергетики. Она направлена на привлечение дополнительных инвестиций в отрасль при одновременном повышении прозрачности работы всех ее участников». Кроме того, Глава государства предложил принять Национальный инфраструктурный план, нацеленный на устойчивость отраслей, обеспечивающих жизнеспособность производства и социальной сферы. 
Четвертое направление – повышение продовольственной безопасности за счет роста отдачи агропромышленного комплекса. Его тормозят непоследовательность госполитики в этой сфере, неэффективное расходование средств, живучая цепочка посредников между производителем и потребителем, другие факторы. Они болезненно влияют на весь продовольственный рынок. «В своей предвыборной платформе одной из важных задач я определил развитие сельского предпринимательства через сельхозкооперацию, – напомнил Глава государства. – Для этого будет запущен проект «Ауыл аманаты», в рамках которого сельчанам будут выдаваться микрокредиты под 2,5% годовых сроком на пять-семь лет». Сельхозкооперативы будут создаваться для расширения сервисно-сбытовых услуг населению, они получат доступ к субсидиям на покупку оборудования и сельхозтехники. На эти цели будет направлен примерно 1 трлн тенге. Кроме того, в АПК предстоят масштабная реконструкция оросительных каналов, внедрение квот на использование водных ресурсов, переход за счет цифровизации на автономное управление гидросооружениями и автоматизацию учета воды. 
Пятый проблемный блок – улучшение качества человеческого капитала. «Вы знаете, что я уделяю этому вопросу особое внимание, – сказал Касым-Жомарт Токаев. – Убежден, что главное богатство Казахстана – это люди. Именно люди, их знания и компетенция являются ключевой движущей силой прогресса нашей страны. Для этого необходимо комплексно развивать систему образования». Например, как отметил Президент, попытки любыми путями закрыть вакансии в школах оборачиваются снижением профессионализма педагогических кадров. Чтобы так не происходило, наряду с увеличением оплаты труда учителей надо повышать уровень их подготовки и требовательность к ним. Важнейшую роль в качестве человеческого капитала играет также здравоохранение. Необходимо наращивать и совершенствовать медицинскую инфраструктуру страны. Для этого, в частности, планируется построить более 600 объектов в сельской местности. 
Шестым приоритетом реформ Глава государства назвал укрепление защиты прав человека. Именно этим обусловлено преобразование Конституционного совета в Конституционный суд с повышением статуса и расширением его полномочий, как и омбудсмена по правам человека. Главная ответственность в этой сфере ложится на судебную власть, к которой у общества накопилось немало претензий. Для исправления ситуации ключевую роль играет формирование высокопрофессионального и неподкупного судейского корпуса. 
Наконец, седьмым важным фактором построения Нового Казахстана Президент назвал повышения эффективности государственного управления и стратегического планирования. «Предвыборные обещания и программы теперь нужно последовательно и кропотливо воплощать в реальность, – отметил Касым-Жомарт Токаев. – От этого зависит доверие граждан к институтам власти и их вера в реальность перемен». Важнейшая роль в разработке и реализации реформ отведена государственным служащим. На госслужбу нужно привлекать высокомотивированных и высококвалифицированных специалистов. И решать проблемы сразу, на местах, не дожидаясь поручений сверху. 

Близкие задачи законотворчества

Выступая перед Парламентом, Касым-Жомарт Токаев конкретизировал ближайшие задачи законотворчества и стратегического планирования. Двумя программными документами, которые нужны для модернизации экономики страны и требуют первоочередного внимания законодателей, Глава государства назвал новые Налоговый и Бюджетный кодексы. Говоря о налогах, бюджете и пополнении казны, Президент напомнил, что в прошлом году он издал и ввел в действие указ «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов». И сообщил, что Правительство и Генеральная прокуратура подготовили аналогичный, но более обширный законопроект, который депутатам необходимо без промедления превратить в соответствующий закон.
Он, как и новые Налоговый и Бюджетные кодексы, изменит регулирование денежных потоков и затронет интересы бизнеса, в том числе, крупного. Поэтому закономерно, что Глава государства в связке с этим вопросом коснулся актуальной проблемы, которая обсуждается в обществе с конца 1990 годов, но до сих пор не решена. Речь о лоббировании, то есть о продвижении интересов предпринимателей. В 2009 года проект соответствующего закона был разработан и внесен на рассмотрение Парламента, но после трехлетних словопрений отозван. Между тем в развитых странах лоббирование начало обретать легитимность и существует официально с 1980-х годов. Когда же оно происходит, по выражению Токаева, кулуарно, в условиях правовой неурегулированности, возникают условия для коррупции. Поэтому Президент поручил вернуться к вопросу, изучить международный опыт и на его основе предложить законодательное решение проблемы.
Несколько документов, требующих оперативного внимания законодателей, касаются энергетической безопасности. Среди них уже находящиеся в Мажилисе проекты законов «О теплоэнергетике», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики», а также «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии, электроэнергетики и естественных монополий». На стадии разработки законопроект «О науке и технологической политике», особого внимания к которому со стороны депутатов ожидает Глава государства. Требуется также незамедлительное создание новых правовых инструментов для управления водными ресурсами и градостроением Казахстана. 
Целый год находится в Парламенте законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения», касающийся страхования ответственности врачей и юридической защищенности в целом медицинских работников. По словам Токаева, «конкретные меры по повышению престижа медицинской профессии, предложенные специалистами и депутатами в этом документе, в основном сведены на нет». Между тем отсутствие гарантированной законом защиты прав медработников негативно сказывается на всем здравоохранении. «Парламентариям следует уделить должное внимание решению данного вопроса», – сказал Президент.
Он также обратил внимание депутатов на то, что законодательство надо быстрее приводить в соответствие с Конституцией РК. «Анализ поступающих в Конституционный суд жалоб показывает, что граждане имеют нарекания к отдельным положениям законов, – сообщил Касым-Жомарт Токаев. – Принятые по ним решения Конституционного суда доказывают обоснованность такой критики. По некоторым обращениям Конституционный суд вынес свои вердикты, и отдельные нормы законодательства признаны не соответствующими Основному закону».
Говоря о защите прав человека, Глава государства предложил разработать совершенно новый для Казахстана закон – о противодействии торговле людьми и социальной поддержке граждан, которые стали ее жертвами. «Это крайне актуально в условиях нарастающих глобальных и региональных процессов вынужденной миграции», – пояснил Касым-Жомарт Токаев. – Необходимо, чтобы закон вобрал в себя лучший мировой опыт, но, конечно же, с учетом наших национальных интересов. Поэтому к его разработке важно наряду с отечественными экспертами и юристами привлечь представителей международных организаций». 
Своеобразной кульминацией выступления Касым-Жомарта Токаева в Парламенте 29 марта можно считать его заключение. «За последние годы в мире произошли беспрецедентные геополитические, экономические и технологические сдвиги, – сказал Президент. – В этой связи ряд стратегических документов утратил свою актуальность. Поэтому нам предстоит провести полномасштабную ревизию Стратегии развития Казахстана до 2050 года. Эта Стратегия должна превратиться в документ, определяющий долгосрочное видение и ключевые приоритеты развития страны с учетом глобальных тенденций».

Андрей ЖДАНОВ 

4182 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми