• Культура
  • 30 Января, 2022

БАЙТУРСЫНУЛЫ, ДЖАНГИЛЬДИН, ЗАТАЕВИЧ И ETC.

Жетпісбай БЕКБОЛАТҰЛЫ,
профессор КазНУ им. аль-Фараби 


С каждым годом все острее чувствую, что тысячами нитей связан с историей своей малой родины – Торгаем, с этой маленькой точкой на политической карте мира. Эти нити времени и пространства, как явствует из «Ипокрены» выдающегося культуролога Мурата Ауэзова, самые прочные на свете, поскольку надежно скрепляют прошлое, настоящее и будущее. На них, словно бусинки, нанизываются совершенные в разные времена поступки, содеянные дела, произнесенные речи наших достославных предшественников и современников. Сведения о былом хранятся в государственных архивах и в нашей памяти. Хорошо, когда бусинок много, потому что любое настоящее когда-то станет прошлым, достоянием потомков. 

«ПРИЗЫВНОЙ КЛИЧ КАЗАХСКОЙ СТЕПИ»

«Жизнь состоит из маленьких мгновений». Строка эта принадлежит русс­кому поэту Афанасию Фету. Каждый миг имеет свой облик. Вспомним незабываемые песни, написанные на слова Роберта Рождественского, из фильма 70-х годов – «Семнадцать мгновений весны», который покорил зрителя не только сюжетом, актерской игрой, живостью кадра, но и удивительными мелодиями, звучащими на протяжении всей ленты. «Мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие»... «Мгновения спрессованы в года, мгновения спрессованы в столетия»…

Есть в информационной науке термин «распаковка» зашифрованных архивов, означающий извлечение «спрессованных» данных из памяти компьютера. В гуманитарном же значении «спрессовывание» – хранение под жесточайшим давлением свидетельств преступлений режима. Открытию этих секретных советских архивов способствовало снятие идеологических барьеров вследствие распада Советского Союза, демократизации политической жизни. Архивы КПСС и Компартии Казахстана были переданы в госархивы. В результате стало возможным открытие «белых пятен» (по-казахски «ақтаңдақтар») трагичес­ких лет. На темные страницы прошлого пролит свет гласности. Исследователи, а также широкая общественность получили возможность по-новому взглянуть на деяния вождя мирового пролетариата Владимира Ленина, прочих апологетов партии большевиков. По результатам объективного изучения архивных данных были оправданы противники советской власти в национальных окраинах, в том числе в Казахстане. Это руководители и члены партии «Алаш» и правительства «Алаш Орда», журналисты газеты «Қазақ». Основой костяк их составляли выходцы из Торгая.

По образному выражению поэта Сырбая Мауленова, Торгай – «призывной клич казахской степи» («Қаққан алғаш дабылды, Қыр елінің ұраны»). Все значимые события казахской истории имеют прямое отношение к этой неприметной местности или к ее выходцам. В восьмидесятые годы прошлого века на высказывание современников: «Торгай – голая степь до горизонта, нет ни одного деревца или кустарника, не растут райские плоды...» поэт Гафу Кайырбеков ответил, «зато здесь растут личности, которым под силу вести за собой народ, бороться за его свободу и указывать ему путь». Так, например, в близкой к нам истории, в ХІХ веке, соратниками вождя борьбы за независимость Кенесары хана были батыры Иман и Шакир, Толек Жауке и Сары Кошкар Дауулы. Их славные подвиги нашли продолжение через полвека в боях под предводительством торгайских сарбазов Абдыгапара Эмира, сардара Амангельды и Оспан хана против царских карательных войск.

Вызывает неподдельный интерес также тот факт, что в третьем противостоянии с имперским режимом 1986 года (первое – в 1916, второе – в 1929 годах) также отличилась торгайская молодежь, что, возможно, послужило одной из причин скоропалительного закрытия Торгайской области в июне 1988 года. Свидетельства этих трагических страниц нашей истории сохранились в статьях журналистов Жуматая Сабыржанулы, Жумата Анесулы и других. Здесь особо следует отметить, что первыми европейскими политиками, которые открыто поддержали нашу студенческую молодежь, были польские общественные деятели движения «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой. Вот что пишет об этой яркой странице польско-казахского братства политолог Мухит-Ардагер Сыдыкназаров: «Первая и единственная зарубежная почтовая марка, посвященная Кайрату Рыскулбекову, вышла в Европе – в Польше».

В 2016 году в Астане проводилась международная научная конференция, посвященная 30-летию Декабрьского восстания молодежи 1986 года, отмечает сей автор. «За 2 месяца до проведения конференции мои старшие коллеги-профессора университета попросили приг­ласить зарубежных специалистов, изучающих новейшую историю Независимого Казахстана. Я связался с японскими и польскими коллегами, в частности, профессором Владыславом Соколовски. Профессор Соколовски, большой друг Казахстана, экс-посол Польши в Казахстане – сразу откликнулся на просьбу, несмотря на столь короткий срок подготовки публикации. Я предложил ему тему: «Желтоксан в польских источниках и СМИ». Он охотно согласился, подчеркнув, что это удачная тема».

Позже, в декабре 2016 года, приехав на конференцию в Астану, наш польский коллега своим докладом сделал настоящую сенсацию. Он нашел в польских, европейских архивах почтовую марку, посвященную Кайрату Рыскулбекову, подпольно выпущенной польским движением «Солидарность», во главе которой стоял первый польский президент независимой Польши, Нобелевский лауреат Лех Валенса. СМИ Казахстана везде об этом писали. Как указывает Соколовски: «На марке представлен лежащий лицом вниз человек, над ним текст: «Помиловать Рыскулбекова! Алма-Ата, 18.06.1987», с левой стороны фотография Михаила Горбачева, под ним текст: «Гласность!?» – «Off.- Egz. A: akc. 1955. Solidarnosc» .

На марке красным цветом в фирменном стиле изображен логотип движения «Солидарность». Внизу находится надпись: «Часть дохода от продажи будет передана на деятельность СиМ». Лех Валенса, единственный зарубежный политик, который написал письмо-петицию в международные организации с просьбой освободить Кайрата Рыскулбекова. Далее в своей статье профессор Соколовски уточняет тему. «В тексте, озаглавленном «Помиловать Рыскулбекова», говорилось, в частности, следующее: С просьбой о помиловании приговоренного к смерти после декабрьских демонстраций в Алма-Ате 6 июля 1987 года в письме в Верховный Совет СССР обратились 70 деятелей «Солидарности», представителей искусства, духовенства, науки и так далее. Список подписавшихся открывают: Лех Валенса, Збигнев Ромашевски и Ян Юзеф Липски. Кроме них, воззвание подписали: Э. Бер­береуш, М. В. (фамилия неразборчиво), Г. Богута, Б. Борусевич, М. Брандыс, С. Братковски, А. Браун, З. Буяк, ксендз Б. Дембовски, Л. Дымарски, Я. Федорович, В. Фрасынюк, М. Иловецки,

З. Янас, ксендз Х. Янковски, М. Янковски, Т. Яструн, Й. Ястшембовски, Г. Яшунь­ски, С. Яворски, Т. Едынак, Э. Енджеюк, Й. Келяновски, З. Кита, Я. Клековски,

Х. Коморовска, Х. Кралл-Шперкович,

Й. Кроптвницки, Э. Кулик, З. Куратовска, Я. Куронь, К. Ляскович, А. Михник, А. Мендзыжецки, Х. Миколайска, Я. Москва, Г. Палька, Й. Палубицки, А. Пеньковска, М. Пшибылович, Ромашевска, ксендз Ч. Садловски, ксендз

Й. Сикорски, В. Сила-Новицки, Я. Сито, А. Словик, С. Старчевски, З. Стефановска, А. Штайнсбергова, А. Штельмаховски, Й. Стшелецка, Й. Стшелецки, К.Шанявски, К. Сьливиньски, Й. Тэйлор Яцек, Э. Томашевска, А. Вайда, Э. Венде, Й. Винецки, К. Волицки,

Х. Вуец, Л. Вуец, К. Захватович-Вайда, ксендз Я. Зея».

В дальнейшей части текста говорится: «Архитектор Збигнев Парандовски в письме Горбачеву от 21 июня 1987 года пишет: «(…) Если казахский студент будет казнен, то он будет первой жертвой аппарата правления Горбачева... На протяжении многих лет я связан с ВУЗом, обучающим будущих архитекторов. Я не могу представить, что один из моих студентов или кто-либо похожий на них мог бы быть лишен жизни таким образом. Я не могу себе представить ни вины, которая бы это объясняла, ни правосудия, которое этого требует. Я не мог бы и подумать, что государство, которое такое правосудие осуществляет, является равноправным членом мирового сообщества. (…) Я обращаюсь к Вам за содействием в помиловании Рыскулбекова».

 Текст был опубликован в оппозиционном еженедельнике «Tygodnik Mazowsze» («Тыгодник Мазовше»), завершается обращением: «Мы взываем ко всем высылать индивидуальные и коллективные письма в защиту студента из Алма-Аты».

Наши историки, пишет далее господин Мухит-Ардагер Сыдыкназаров, обещали польскому коллеге, что марку поместят в учебники истории, но на этом все благополучно закончилось. Вот такой исторический факт. «Больше зарубежных почтовых марок и обращений в защиту и о помиловании Кайрата Рыскулбекова, не было».

Советское правосудие (у меня просто язык не поворачивается так сказать) жес­токо осудило участников декабрьского восстания. Придет время, все тайное станет явным (Евангелие от Луки, гла­ва 8). И мы узнаем имена павших героев, в том числе торгайских парней и девчонок, воздадим им должные почести.

Да, «у каждого мгновенья свой резон, свои колокола, своя отметина…». Прав поэт. Никто не забыт, ничто не забыто. Настанет время бить во все колокола, призывать к ответу виновников национальной трагедии. И оно не за горами.

 

АХМЕТ И АЛИБИ: ЛИКИ ВРЕМЕНИ, ЗНАКИ СУДЬБЫ

Раздольная степь Торгая была не только полем-майданом народно-освободительных сражений, но и ареной ожесточенной борьбы идеи и мнений о судьбе Отечества, споров о направлениях развития. Во главе двух взаимоисключающих векторов казахской общественно-политической мысли стояли именно выходцы из Торгая Ахмет Байтурсынулы и Алиби Джангильдин.

Карим Масимов в своей документальной книге «Судьба учителя» (Астана-Деловой мир-2011, стр. 201–202) пишет: «...после сравнительно непродолжительного периода тактического сотрудничества с антибольшевистскими силами руководство «Алаш» пришло к выводу, что в сложившихся условиях у казахов просто нет альтернативы союзу с советской властью. И одним из первых это осознает Ахмет Байтурсынулы. Весной 1919 года он по собственному желанию переходит на сторону большевиков и включается в политическую работу. Как считает Р. Сыздыкова, такое решение он принял, оказавшись под влиянием Алиби Джангильдина. Хорошо известно, что в 1918–1919 годах они были идейными противниками. Джангильдин не раз собирался отдать приказ об аресте Байтурсынулы. Но и Ахмет не оставался в долгу – в газетных статьях резко отзывался об убеждениях и действиях Алиби. Тем не менее, зная

А. Байтурсынулы как человека высокообразованного, честного и очень авторитетного среди населения, Джангильдин, не колеблясь, поддержал намерение Ахмета перейти на сторону Советов».

Данный факт подтверждает исследователь Бахыт Садыкова в книге «Тürkistan milli birliği»: «В марте 1919 года во время второго наступления Колчака у берегов Волги Алиби Джангильдин, назначенный Советами Чрезвычайным комиссаром на территории Степи, встретился в Омске с представителями Алаш-Орды и сумел убедить Ахмета Байтурсунова перейти по примеру башкиров на сторону большевиков» (Алматы-2016, стр. 13).

Далее у К. Масимова читаем: «А. Джангильдин даже ходатайствовал о предоставлении недавнему противнику высокого поста в учрежденном большевиками органе по управлению Степью – Киргизском Военно-революционном комитете (Кир ВРК)… 24 июня 1919 года вышло Постановление Совета народных комиссаров РСФСР, в котором предусматривались создание КирВРК и назначение его председателя и членов комитета. Председателем был назначен С. С. Пестковский, членами стали Сейткали Мендешев, Бахытжан Каратаев, Ахмет Байтурсынулы, Мухамедияр Тунгашин, Алиби Джангильдин, В. Л. Лукашев. Постановление было подписано В. И. Лениным. Байтурсынулы стал заместителем председателя и заведующим отделом внутренних дел КирВРК. Участвовать в управлении вновь созданной казахской автономией было для него делом нелегким. Далеко не всегда и не во всем мнения членов КирВРК от большевиков совпадали с мнениями такого человека, как Ахмет, движимым в первую очередь национальным интересом. А его образованность, последовательность и твердость характера делали Байтурсынулы крайне неудобным оппонентом».

Бахыт Садыкова: «В июне 1919 года в Москве Ахмет Байтурсынов, а также Ленин, Сталин и Джангильдин подписали соглашение, в соответствии с которым 10 июля было организовано Киргизское (Казахское) революционное правительство (Кирревком)» (стр. 14).

Обратите внимание на факт подписания первого акта государственности Казахстана. Двое торгайцев, о взаимоотношениях которых сегодня имеются противоречивые мнения, подписывают соглашение с главами Советской империи…

 

АЛЕКСАНДР ЗАТАЕВИЧ

Пути знаменитых торгайцев снова пересеклись, но на этот раз на ниве культуры. Судьбоносную роль тут сыграл музыкант-этнограф, композитор, народный артист Казахской АССР Александр Викторович Затаевич. Александр Затаевич родился в 1869 году в Орловской губернии в семье польских ссыльных. Как отмечено во всезнающем интернете, он был разносторонне одаренным музыкантом, хорошим пианистом. Получил известность как музыкальный критик, публиковал много статей и заметок о музыке. А его музыкальные произведения заинтересовали композитора С. Рахманинова, который принимал активное участие в публикации многих произведений Затаевича и даже посвятил ему цикл «Шесть музыкальных номеров». В 1904–1915  годах Затаевич служил в Варшаве, где также занимался активной музыкально-общественной деятельностью. Являлся музыкальным критиком газеты «Варшавский дневник», в которой опубликовал более тысячи статей и рецензий о творчестве польских, русс­ких и западноевропейских композиторов и исполнителей, а также записывал образцы польского фольклора.

С казахской традиционной музыкой А. В. Затаевич впервые познакомился в 1920 году в Оренбурге, где он оказался с семьей по службе. А начиналось все так: в начале 1919 года Комиссия Семиреченского областного отдела по национальным делам приняла специальное постановление о созыве в январе 1920 года в Верном (ныне Алматы) съезда акынов для записи их произведений. Запись производилась специалистами-музыковедами, приглашенными из центра. Вначале у Затаевича был обычный интерес музыканта к новому. Но затем мелодическое богатство уникальных песен и их неизвестность меломанам других стран подтолкнули его к решению серьезно заняться собиранием и изучением казахского фольклора. Это было время, когда страна переживала трудный период. Не успела завершиться Первая мировая вой­на, как развернулась гражданская. В стране царили голод, разруха, эпидемии. В такой обстановке Затаевич начинает бесценную работу, с большим интересом и вниманием собирает, записывает и систематизирует казахскую народную музыку, песни и кюи. Оренбург в 1920-е годы был столицей Казахской республики. Сюда приезжали люди со всего Казахстана. Затаевич узнавал и записывал от них любые сведения о народной музыке. Обладая исключительным человеческим обаянием, тактом и тонким умением находить общий язык с людьми разных возрастов и профессий, он за короткий срок записал около 1500 песен и кюев, которые вскоре вошли в его первый сборник «1000 песен казахского народа». Затаевич знакомился с музыкальными традициями степняков, встречался и близко дружил со многими замечательными деятелями народного творчества, собрал еще несколько сот новых произведений. Его «Заметки собирателя киргизской (казахской) музыки» стали заветом и напутствием ученого-музыковеда. Как пишет газета «Караван» в статье «Тайны хранителя Затаевича» от 29 марта 2019 года, «у него было большое количество корреспондентов, среди них – Каныш Сатпаев, Сакен Сейфуллин, Алиби Джангильдин, Ильяс Джансугуров. Они помогали составить комментарии к песням и напевам, понять суть той или иной мелодии, узнать ее историю».

В монографии «Ғасыр саңлағы: Ахмет Байтұрсынұлының ғұмыр баяны» кандидат филологических наук Р. Имаханбетова подчеркивает, что А. Байтурсынулы был также одаренным композитором. Он всячески помогал Затаевичу. Гульнар Каратаева, начальник отдела научно-информационной работы Центрального государственного архива РК в статье «Александр Затаевич: Мог ли я пройти мимо тех сокровищ?..» («Казахстанская правда», 21.04.2017) пишет: «Ахмет Байтурсынов и Алихан Букейханов, как яркие представители казахской интеллигенции и наиболее образованные деятели своего времени, многими своими ценными разъяснениями в области казахской истории и этнографии всячески помогали автору ориентироваться среди массы собранного материала… Любитель и знаток отечественной песни, прекрасный ее исполнитель Ахмет Байтурсынов, авторитетным мнением которого особенно дорожил Александр Викторович, сообщил около 30 песен, вошедших в сборник в составе тургайских, кустанайских, актюбинских, букеевских и каркаралинских групп. В их числе «Қара Көз», «Қамшат бөрік», «Кари-конгр», «Жаяу Мұса әні». Как хороший домбрист, он ознакомил Затаевича с кюями «Айда былпым» и «Тепең көк»...

 

 ВОЗДВИГАЯ ПАМЯТНИК НЕРУКОТВОРНЫЙ…

Сложно переоценить наследие Ахмета Байтурсынова, поскольку он был носителем тех ценностей, которые служили всестороннему развитию казахского общества. Нужно отметить, что его политические, философские и просветительские идеи актуальны и сегодня. Своим творчеством Байтурсынов внес огромный вклад в формирование национального самосознания. Необходимо глубокое изучение бесценного наследия и включение его трудов в образовательные программы социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений. Также важно проводить научные конференции, где нужно систематизировать и обобщать итоги исследования жизни и творчества признанного Учителя нации. Вдвойне важно данное утверждение, когда подобные форумы планируются и проходят за рубежом. По этому поводу я недавно получил письмо активного автора журнала «Мысль», Чрезвычайного Посла Республики Польша в Казахстане и Кыргызстане профессора Селима Хазбиевича. Приведу выдержку из него: «Ахмет Байтурсынов является одним из выдающихся деятелей тюркского мира в начале двадцатого столетия. Его попытка создания казахской автономии и восстановления казахского независимого движения «Алаш Орда» была важным фактором определения самосознания тюркских наций, в том числе казахов. Она являлась частью геополитических перемен в тогдашнем мире... Я намерен написать и издать на польском языке книгу о движении «Алаш Орда» и Ахмете Байтурсынове в 2022 году, а также по возможности принять участие в нескольких научных конференциях в Польше на тему Байтурсынова и движения «Алаш Орда». Надеемся, что Варшавский университет, а также Университет имени Адама Мицкевича в Познани, Торуньский университет имени Николая Коперника, с учеными которых у нас давние крепкие дружеские и научные контакты, внесут свою лепту в это благородное дело».

 Гуляйхан Актай, профессор Университета имени Адама Мицкевича Познани в газете «Түркістан» (24.09.2021) предлагает открыть центры Ахмета Байтурсынова за рубежом, подобно турецким Yunus Emre и польским центрам Мицкевича. Данное предложение, на мой взгляд, достойно всемерной поддержки. Ведь во многих странах функционируют Дома Пушкина, Институты Конфуция и Гете. Например, Институты Конфуция в Казахстане начали открывать в 2009 году. Они в основном занимаются обучением китайскому языку. Ныне четыре института Конфуция открыты при наших высших учебных заведениях. В Казахстане, кроме институтов Конфуция, также действует Институт Гете – одна из организаций, финансируемых правительством Германии. Институты Гете с 60-летней историей открыты в более чем 50 странах мира. В Институте Гете в Казахстане, который рассказывает о немецкой культуре, ежегодно более тысячи человек изучают немецкий язык.

Однако мы помним грустную историю Дома Абая в Англии. Накануне 150-летия великого поэта-мыслителя в 1995 году Дом Абая был открыт в столице Великобритании. На первых порах казахстанскими СМИ и официальной властью это преподносилось как событие, направленное на формирование положительного имиджа Казахстана за рубежом. Однако спустя восемь лет Дом Абая в Лондоне был закрыт. По утверждению радио «Азаттык», организатор Дома в Лондоне писатель Роллан Сейсенбаев одной из причин его закрытия считает отсутствие финансовой поддержки со стороны властей Казахстана.

Но есть надежда. Зарубежные университеты – побратимы казахстанских вузов могли бы взять на себя эту ношу на основе паритетных соглашений. Например, в Казахском национальном университете имени аль-Фараби действует Институт Конфуция, а в Уханьском университете – Дом Абая. На наш взгляд, в юбилейный год Ахмета Байтурсынова руководство КазНУ вполне может выйти с предложением открыть Центр Байтурсынова в Познаньском университете, а Центр Мицкевича – у нас. Это наиболее приемлемый вариант с финансовой и бюрократической точек зрения.

Как и великий Пушкин, Ахмет Байтурсынов воздвиг себе памятник нерукотворный, «в жестокий век, восславляя Свободу». Его родная земля – Торгай, мужественно преодолевая трудности затянувшегося переходного периода, смотрит в будущее с оптимизмом. По иному и не может быть – так как это Родина великих людей-просветителей, ученых, поэтов и батыров!

1555 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми