• Культура
  • 29 Января, 2022

СВЕТОЧ СТЕПИ КАЗАХСКОЙ

Жакыпбек АЛТАЕВ, 

доктор философских наук, профессор,

научный советник Центра аль-Фараби

В год 30-летия Независимости Казахстана выдающемуся философу, просветителю, фарабиеведу Агыну Касымжанову исполнилось  бы 90 лет. Этот ученый занимает особое место в мире казахской философской мысли, ведь ему удалось по-новому подойти и исследовать наследие великого учителя Средневековья Абу Насра аль-Фараби.

История помнит много славных имен, перевернувших наши представления о мире. Благодаря своим уникальным трудам эти люди, словно Прометеи несли свет знаний всему человечеству, формировали новую культуру и задавали тональность мудрым трактатам. Это ученые мужи Древней Эллады – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, Аристотель, Платон. На Востоке – Юсуф Баласагуни, Джами, Аль-Бируни, Ибн-Мискавейх и, конечно же, уроженец древнего города Отрара – Абу Наср аль-Фараби. Их великое наследие пережило века и сохранилось до наших дней благодаря их талантливым последователям.

Одним из ярких исследователей, внесших весомый вклад в духовное наследие Казахстана, по праву можно назвать ученого с мировым именем, специалиста по теоретическим проблемам истории философской мысли и наследия аль-Фараби, доктора философских наук, профессора, члена-корреспондента НАН РК Агына Хайрулловича Касымжанова.

Творческий путь А. Касымжанова начался в 1954 году, после окончания философского факультета КазГУ им. Кирова. В 1957 году он работает младшим научным сотрудником Института философии и права, занимается изучением вопросов теории познания, философии и методологии науки, а также теории и истории диалектики.

В 1960 году в Институте философии АН СССР А. Касымжанов защитит кандидатскую диссертацию, и уже через год займет должность старшего преподавателя. В эти годы молодой ученый приступит к комплексному исследованию вопросов логики и диалектики. Имея неуемную энергию и постоянную тягу к познанию философских идей великих мыслителей, А. Касымжанов объединит вокруг себя не менее талантливых философов – Ж. М. Абдильдина, М. И. Баканидзе,

Л. К. Науменко и других. Так, будут заложены первые кирпичики на пути создания полноценного научного Центра по изучению трудов великого философа Древнего Востока Абу Насра аль-Фараби.

В 1962 году под авторством А. Касымжанова увидит свет научный труд: «Проблема совпадения диалектики, логики и теории познания». Благодаря мастерству в постановке правильных научных вопросов и решении сложных задач, касающихся изучения проблем философии, теории познания и диалектики, 31-летнему А. Касымжанову выпадет уникальная возможность стать одним из авторов Философской энцик­лопедии – советской отраслевой пятитомной энциклопедии, выходившей в 1960–1970 годах в издательстве «Советская энциклопедия» под редакцией академика    Ф. В. Константинова. Нетрудно догадаться, что попасть в список авторов столь монументального издания было чрезвычайно сложно. И

А. Касымжанов встанет вровень с такими мэтрами научной философии, как В. Ф. Асмус, Б. Э. Быховский, Л. Ф. Денисова, М. Т. Иовчук, М. Д. Каммари, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, И. В. Кузнецов, М. Б. Митин, А. Д. Макаров, Х. Н. Момджян, А. Ф. Окулов, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, В. П. Тугаринов,

П. Н. Федосеев, Л. С. Шаумян и др.

В 1963 году А. Касымжанов займет должность доцента кафедры философии Академии Наук Казахской ССР. Вслед за работой «Проблема совпадения диалектики, логики и теории познания» в 1966 году он издаст вторую монографию «Законы и категории диалектики», которая получит высокую оценку со стороны ученых-коллег. Еще через два года в 1968 году под авторством А. Касымжанова выйдет третья монография «Как читать и изучать «Философские тетради» В. И. Ленина». В ней автор акцентирует внимание на программе философских исследований, включающей задачи разработки диалектики как цельной философской науки, глубоком освоении классического философского наследия и острой, принципиальной критики буржуазной философии, которые сыграли громадную роль в развитии марксистско-ленинской философии и определили направление исследований философов-марксистов.

В том же 1966 году А. Касымжанова назначат заведующим отделом «История философской и общественно-политической мысли Казахстана». Через три года в Институте философии АН СССР он защитит диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук. В 1970 году перспективному ученому будет присвоено звание профессора, в том же году его изберут самым молодым членом-корреспондентом АН КазССР.

Благодаря своему глубокому интеллектуальному поиску ученый акцентировал внимание на вопросах идейной демократической направленности и социального прогресса, где высокая нравственность, благочестие и гуманизм играют ключевую роль в поиске истинных знаний. Возможно, именно эти взгляды найдут свое отражение в дальнейших монументальных исследованиях, когда он всерьез возьмется за изучение трудов аль-Фараби, его трактатов и жизненного пути.

Нельзя сказать, что первые шаги в изучении наследия Абу Насра аль-Фараби, расшифровке и переводе его текстов имели успех. Для Казахстана 60-х годов это была чрезвычайно сложная задача, ведь здесь при университете КазГУ имени Кирова еще не существовало отделений, где изучались бы языки, а также быт и культура Древнего Востока. Что касается факультета философии, то и там отсутствовало направление, специализирующееся на аспектах восточной и средневековой философии.

Для восполнения данного пробела нужен был прагматичный подход с выходом на ученых арабистов, востоковедов, иранистов, лингвистов и исследователей средневековой философии. Но, надо сказать, что в тот непростой период, помимо А. Касымжанова, большой вклад в развитие исследования трудов аль-Фараби внес еще один ученый – академик Акжан Машанов (который еще в 1960 году обратится с письмом к тогдашнему президенту АН Казахской ССР – академику Канышу Сатпаеву с просьбой поддержать необычный для того времени проект и получит полное одобрение и поддержку).

В середине 60-х под руководством А. Касымжанова будет сформирована плеяда прекрасных ученых из Института философии АН КазССР. В работе над масштабным проектом будут задействованы специалисты из разных сфер и даже стран – Ильяс Омар Мухаммед (Ирак), арабисты Б. Я. Ошерович,

А. С. Иванов, К. Таджикова, И. Караев, специалист по европейским языкам Е. Д. Харенко, член-корреспондент АН КазССР А. Ж. Машанов, специалист по восточной математике А. К. Кубесов.

Свой вклад в развитие казахстанского фарабиеведения также внесут ученые из соседних республик – Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Именно благодаря их исследованиям по изучению философского культурного наследия великих мыслителей Востока, таких как Ибн Сина, Ибн Баттута, Джами, Абу Камил Шуджа, Аль-Кинди, ар-Рази, Юсуфа Баласагуни и других отечественная школа фарабиеведения стала феноменом мирового масштаба.

Вскоре совместные усилия ученых во главе с А. Касымжановым дадут свои долгожданные плоды. В 1970 году впервые на казахском и русском языках появятся уникальные труды Абу Насра аль-Фараби – «Математические трактаты», «Философские трактаты», «Логические трактаты», «Социально-этические трактаты», а также «Комментарии аль-Фараби к «Алмагесту» Птолемея» с примечаниями самого Агына Хайруллаевича.

Издание монументальных трудов на двух языках станет настоящим прорывом в мире уникальных философских исследований. Новые издания выдающего ученого в глубоко профессиональной интерпретации обретут репутацию практического пособия для будущих фарабиеведов не только Казахстана, но и за рубежом. Многие исследователи будут руководствоваться именно казахстанской версией философских трактатов. В 1970 году в Алматы, затем ­Москве и Багдаде Акжан Машанов и Агын Касымжанов организуют масштабную научную конференцию, посвященную 1100-летию аль-Фараби. Еще одним знаменательным событием для научных кругов Казахстана и мира станет издание книги «Аль-Фараби в истории культуры» в Москве под авторством Б. Гафурова и А. Касымжанова в 1975 году.

В 1977 году А. Касымжанов возглавит Институт повышения квалификации преподавателей по общественным наукам при КазГУ им. Кирова, он также будет руководить кафедрой истории философии университета. За 10 лет, с 1977 по 1987 год, Агын Хайруллаевич выпустит несколько книг о «Втором» учителе – «О культуре мышления» в соавторстве с А. Ж. Кельбугановым, «Аль-Фараби», «Благодатное знание» (О Юсуфе Баласагуни) в соавторстве с Д. Мажиденовой, «Эстетические взгляды аль-Фараби».

После обретения независимости в 1993 году А. Касымжанов станет заведующим кафедрой философии и методологии социального познания КазГУ, на базе которого создаст научно-исследовательский Центр «Аль-Фараби и духовное наследие казахского народа». Благодаря его инициативе курсы о духовном наследии казахского народа будут читаться практически во всех факультетах передового вуза республики. В 1996–1997  годах А. Касымжанов будет приглашен в Оклахомский государственный университет (США) для чтения лекций по Центральной Азии. Прежде чем отправиться в США, ученый на протяжении трех месяцев усиленно изучает английский язык и вскоре без особых проблем прочитает лекции о вкладе тюрков в мировую цивилизацию на тему: «Степная цивилизация», «Введение в культуру Центральной Азии», «Единство тюркских народов и Туркестан», «Переплетение древних центрально-азиатских политических традиций», «Нравственное начало в трудах аль-Фараби и Юсуфа Баласагуни».

Его научные изыскания поездкой в Штаты не ограничатся. А. Касымжанов выступит организатором и модератором научно-практической конференции: «Возрождение культуры Средневековья», на которой присутствовали лучшие умы со всего мира. Вскоре издательство «Amazon» выпустит отдельные книги по мотивам лекций А. Касымжанова, предназначенные для американских студентов и широкого круга исследователей.

Труды выдающегося ученого вошли в золотой фонд отечественной науки. За свою профессиональную научную и творческую деятельность А. Касымжанов напишет 4 монографии, посвященных Абу Насру аль-Фараби, 10 брошюр и 50 научных статей. Лекции ученого будут слушать с большим интересом, его постоянно будут приглашать в другие страны. Он успеет выступить с ними в Бостонском университете, университете Тегерана, не говоря уже о близлежащих соседних республиках. Наладит связи со многими научными центрами и институтами стран ближнего и дальнего зарубежья.

Агын Касымжанов станет наставником для многих молодых ученых, подготовит 7 докторов философии и 71 кандидата наук.

В одной из своих работ, посвященной трудам аль-Фараби, он скажет: «Когда мы говорим об освоении культурного наследия прошлого, мы должны знать, что феномены духовной культуры не живут вне процесса освоения, интерпретации. В известной мере они, так сказать, беззащитны, ибо вне акта освоения они не более, как мертвый безгласный документ».

Агын Хайруллович Касымжанов поистине ученый с большим светлым именем. Посвятив всю сознательную жизнь во благо собственной страны и народу, он никогда не переставал ценить настоящее человеческое счастье. Всегда помогал своим ученикам, мудро наставлял на пути бесценных знаний. Думаю, не будет преувеличением сказать, что А. Касымжанов – один из немногих казахских философов, который смог, словно Прометей обернуть свое наследие в Огонь и донести этот яркий свет до будущих поколений, показать вклад тюрков в мировую цивилизацию таким, каким его оставил Абу Наср аль-Фараби.

1202 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми