• Культура
  • 06 Июля, 2020

О ХУДОЖНИКЕ РУСЛАНЕ ЮСУПОВЕ

Акимжан ГУЛИЕВ, кандидат культурологических наук, президент ОФ «Галерея современного искусства «DUNIYA-ART»

Известный алматинский художник Руслан Юсупов на арену творчества Казахстана вышел в 80-е годы конца ХХ века. Профессиональное образование он получил в Алматинском художественном училище им. Н. В. Гоголя, а затем в 1979 году в Ташкентском государственном театрально-художественном институте им. А. Н. Островского.

Анализируя его творчество, нельзя не вспомнить об отце Юсупова – Зайнутдине, известного художника, который сыграл большую роль в судьбе Руслана как в правильном определении жизненного пути, так и в раскрытии таланта. В 1955 году Юсуповы переезжают из Синьцзян-Уйгурского автономного района в Казахстан. Целью главы семьи становится получение диплома художника и обучение детей в высших учебных заведениях. Он добивается своего. Более того, двое сыновей пойдут по стопам отца. Руслан получит специальность художника, а Шухрат станет архитектором, они займут достойные места в искусстве Казахстана. Руслан после участия на Республиканской выставке в 1973 году всерьез задумывается о дальнейшем творческом пути. Он в первую очередь определяет для себя важность новых знаний и навыков, чтобы достичь намеченных высот поступает в Ташкентский ТХУ. После окончания учебы устраивается на преподавательскую работу в Академию искусств им. Жургенова. Параллельно с педагогической работой Руслан Юсупов занимается творческой деятельностью. Эта линия в его жизни становится главной. В своем развитии он проходит разные этапы. Поиск нечто нового, неудовлетворенность достигнутым успехом становятся основой его творческих исканий. Он много работает, постоянно стремится овладеть тонкостями мастерства. Основное направление в творчестве Р. Юсупова можно назвать метафорическим и аллегорическим. Его картины надо рассматривать вдумчиво, разгадывая многозначные смыслы глубинного подтекста. В них забота об украшении отступает на задний план. Это вовсе не значит, что художник не стремится писать красиво или не заботится об эстетической целостности. Для него главное − ассоциативный смысл, который заставляет зрителя видеть в изображениях метафорическое, иносказательное. В его картине «Дедушкина мельница» – поэтический мир, обжитый и облагороженный человеком. В основу образной структуры полотна легли живые впечатления детства, воспоминания о родных местах. Быт дорог ему прежде всего своим этическим смыслом, как пласт народной, национальной жизни. Для него важно умение жить и ощущать себя на родной земле. Картина «Жаркент» (1980 г.) посвящена этой теме. Живописец изображает окраины Жаркента в причудливых формах каньона, похожих на фигуры древних воинов; напоминает об истории народа, о духе предков; утверждает, что они всегда существуют рядом и оберегают нас. Безусловно, здесь художник прибегает к анимизму. Главной целью Руслана Юсупова является поиск нравственных, духовных символов, стремление к философскому осмыслению мира. Пользуясь приемами реалистической живописи, он умеет передать сложные человеческие переживания. В аспекте обращения к национальному художественному наследию интересными являются произведения художника, выполненные в реалистической манере. В данном направлении он достиг своего апогея. В произведениях Юсупова духовное наследие прошлых эпох как бы преломляется через его современное видение. Художник не всегда доволен собой, и это отражается в его работах «черного» периода. В ту пору наблюдается повышенное внимание к темам, сосредоточенным на внутренних переживаниях, анализе национальных корней, миссии человека в этом мире, взаимоотношение его с природой. Иногда художник использует стилистику сюрреализма: фантастику, алогизм, парадоксальные состояния природы. Он доводит деформацию форм до логического конца с целью убедительного воздействия на ценителей искусства. Смело применяет темный колорит, чтобы показать грустные реалии жизни, судьбы, негероические трагедии повседневности. Главным его изобразительным средством является природа, человек, органически сливаясь с ней, составляет единую гармонию («Дитя природы», «Зов» − 1990 г.; «Ока», «Автопортрет», «Земля предков» −1991 г.). Необходимы были свежие идеи, новые находки, более смелые решения для художников, которые находились в стадии «горения», т. е. молодым, следующим за старшим поколением. Для этого им был необходим огромный заряд энергии, и самый главный – соответствующий мощный заряжающий ее источник. Таким «источником энергии» творчества, естественно, было и остается культурное наследие народа Восточного Туркестана. Наступает период массового паломничества уйгурских художников к историческим и культурным местам исторической родины. В 1992 году мастер получает приглашение на преподавательскую деятельность в Урумчийский институт искусств. Путешествие по историческим местам послужило настоящим толчком не только для создания целого цикла работ, но и привело к серьезным изменениям в мировоззрении художника. Он не только путешествует по крупным городам (Турфан, Яргол, Туюк, Тарим, Яркент, Кашгар), но и огибает пустыню Такла-Макан, посещает также свою малую родину, где он родился. В душе художника пробуждается искренняя благодарность и любовь к родным местам, людям, культуре своего народа. Теперь во главу угла он ставит идею − отражение древней мудрости. После приезда с исторической родины у Юсупова рождается цикл работ. Новое содержание требовало свежей формы и стиля. Только этнографическое отображение увиденного его не удовлетворяло. Здесь уже возникли философские и космогонические проблемы. В этот период происходят крутые изменения в его творчестве. По утверждению А. Джадайбаева, «родина художника Синьцзян − земля древнего уйгурского народа, которая всегда была и остается для Руслана Юсупова неиссякаемым источником сил и вдохновения». По итогам творческой поездки художник организовывает в Алматы две выставки под названием «Преддверие» и «Состояние». Это был отчет живописца с совершенно «новым» взглядом на искусство, нашедшего ключ к открытию тайн истоков древнего наследия. В этот период успешно проходит его персональные и другие выставки в Португалии, США, России и др. В указанный период в работах художника история родного народа проявляется в разных аспектах − почти все они так или иначе касаются его этнокультуры. Если в одних полотнах – это крик души, это антитеза, то в других − восхищение древней культурой. Символизм, миф, идеи суфизма пронизывают каждую его картину. Художник придерживается принципов целостности искусства. Понятно, на Востоке живопись, музыка, поэзия − неразделимые понятия. Мукамная система имеет прямые аналогии в творчестве Юсупова. В контексте суфизма система мукамов − это религиозно-философское понятие, отражающее движение к истине (Богу) и путь к нему − тераката. Джалалидин Руми, суфийский проповедник эту концепцию представляет кругами. Танец, медиативное кружение – ни что иное как образ путника в движении. В суфизме условия перехода из одного мукама в другой предполагают «движение в пути». Ученый Сафиад-Дин свой трактат по музыке назвал «Книгой кругов» (1236), поскольку понятие «круг» у автора подразумевалось не только как упорядочение музыкальных структур (ладов и ритмов), но и как философское соотнесение музыки с явлениями немузыкальными, имевшими также циклическую природу с зодиакальным кругом. Цикл работ Юсупова, посвященный Восточному Туркестану, воспринимается как мукам. Известно, что мукам состоит из циклических музыкальных произведений, включающих разделы. Каждый раздел, в свою очередь, расчленяется на ряд самостоятельных частей. Принцип «круга» в работах Юсупова присутствует начиная с раннего периода («Зов» − 1990 г.; «Мирное небо», «Земля предков» − 1991г.; «Зачем расцвел урюк?» − 1993 г. и др.). В последующие периоды в композициях художника «круг» приобретает более завуалированный характер («Ветры времени» − 1995 г.; «Камлания» − 1996 г.; «Магический цветок» − 1998 г.). Кроме того, художник часто обращается к народным легендам, мифам. Достаточно назвать его произведения − «Лик земли», «Дыхание земли». Символична работа «Знак шамбала» (1996). Изображенный на ней храм действительно существует в Ярголе. Шамбала − это миф о загадочной стране мудрецов. Картины из «Турфанской серии» − не простое повествование об истории народа, это экзотическое пространство, где скрыта глубокая философия, требующая высшего напряжения ума. Художник Р. Юсупов эту мысль возносит высоко, он мыслит антиномиями − макрокосма-микрокосма. Это тезис, доминируя в каждой работе и сливаясь с мифологией, фольклором, составляет основную концепцию его произведений. По словам искусствоведа Райхан Ергалиевой, «космизм, присущий мироощущению Руслана Юсупова, − это не наивный, первозданный космизм фольклора, а скорее, посткатастрофический, пронизанный фатальной мыслью о вечной бренности мучительных духовных поисков, т. е. космизм мироощущения человека конца ХХ века». В цветовом решении картин ярко выражаются некоторые условности ментальных цветов народа. В Турфанской серии работ «красного» периода доминирует красный цвет всей гаммы: от светлого до насыщенного красно-коричневого. Такой колорит создает впечатление напряженной борьбы духов древнего Востока. В «черный» период художник связывает черный и темно-синий цвет с макрокосмосом, символизируя вечность, как принято в исламе. Также мастер применяет белый, светло-голубой цвета − эти цвета любви и счастья. Следует отметить, что в период нового искусства, в пору серьезных жанровых изменений только нескольким художникам среднего поколения удалось сохранить и развить некоторые традиции художников старшего поколения. Речь идет о классических жанрах живописи − портрете и натюрморте. Р. Юсупов с одинаковым увлечением работают в этих жанрах, но подход к нему у него свой. Его интересует не предмет, а их философское значение. Итогом большого творчества является выпуск альбома его работ в 2012 г., при поддержке Министерством культуры Казахстана. Художник награжден медалями Союза художников РК, Республиканского уйгурского этнокультурного центра. В данное время художник, находится в рассвете сил, полон энергией и имеет большие планы на будущее. Юсупов Руслан Заинитдинович родился в 1950 году в г. Кульдже (Синьцзян-Уйгурский автономный район, КНР) живописец, Член Союза художников СССР и Республики Казахстан. Его работы находятся в Дирекции художественных выставок Министерства культуры Республики Казахстан, в частных коллекциях Франции, Германии, США, Японии, Южной Кореи, Китая, Турции. Репродукции картин художника вошли во многие книги и альбомы, отражающие историю изобразительного искусства Казахстана.

186 раз

показано

0

комментарий
Предыдущая статья МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИОННОЕ НАСЛЕДИЕ В КАЗАХСКОЙ ЖИВОПИСИ
Следующая статья ГРУЗИЯ – ЛЮБОВЬ МОЯ

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательно заполните поля *

22 Октября, 2020

Скачать (PDF)

Редактор блогы

Аяған Өтенұлы Сандыбай

Блог главного редактора журнала «Мысль»