• Культура
  • 29 Ноября, 2019

ВАШИНГТОНСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАЗАХСКОГО ИСКУССТВА

Коллектив  Государственного музея искусств им. А. Кастеева успешно осуществляет проекты в рамках программы «Рухани жаңғыру», в том числе продвигая казахское изобразительное искусство за рубежом. С успехом прошли выставки корифеев казахстанской живописи и графики в Нью-Йорке, Анкаре и Бурсе, Москве и Петербурге.

Подлинные ценители высокого искусства в ведущих культурных центрах мира ознакомились с оригиналами работ выдающихся казахстанских художников Абылхана Кастеева, Николая Хлудова, Сергея Калмыкова, Гульфайрус Исмаиловой, Айши Галимбаевой, Ольги Кужеленко, Евгения Сидоркина, Абдрашита Сыдыханова, Гани Баянова, Дулата Алиева, Молдахмета Кенбаева, Сабура Мамбеева, современных живописцев – Нелли Бубэ, Гульжамал Тагеновой, Алпысбая Казгулова, Марата Бекеева, Шамиля Гулиева и других. Рост интереса зарубежных экспертов и искусствоведов к нашей культуре способствовал и росту интереса международного научного и музейного сообщества к декоративно-прикладному искусству Казахстана, уходящему своими корнями в скифо-сакскую номадическую эпоху. Ученым ведущего в мире музейного научного центра – Смитсоновского института удалось не только лицезреть произведения казахского народного прикладного творчества, но и ознакомиться с исследованиями алматинских коллег в данной области. 4 октября в Национальном музее архитектуры (Вашингтон) в рамках выставок – Craft2Wear Show и традиционного казахского искусства «Казахстан: душа Тенгри» Союза ремесленников РК состоялся научный симпозиум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика», организатором которого стали профессор Гульмира Кенжеболатовна Шалабаева и доктор Пол Майкл Тэйлор при активном содействии Посольства Республики Казахстан в США. Музей им. А. Кастеева связывают многолетние партнерские отношения со Смитсоновским институтом, они совместно реализуют Программу по изучению культурной истории Азии (Smithsonian Asian Cultural History Program). От Государственного музея искусств им. А. Кастеева по актуальным аспектам казахского декоративно-прикладного искусства выступили: профессор Гульмира Шалабаева с докладом «Казахские ковры как уникальный пласт национального культурного наследия», кандидат искусствоведения Екатерина Резникова – «Образы кочевой цивилизации в живописи Казахстана», руководитель пресс-службы Клара Исабаева – «Древние символы в современном казахском прикладном искусстве и дизайне», руководитель отдела декоративно-прикладного искусства Гулаим Жумабекова – «Культурные традиции номадов в народном и современном ювелирном искусстве Казахстана» и руководитель отдела образования Оксана Танская – «Сокровища Великой степи: казахский Тутанхамон». По мнению Гульмиры Шалабаевой, феномен прикладного искусства Казахстана определяется кочевым укладом жизни номадов, многообразием видов и типов изделий, технологических приемов при работе с различными материалами, оригинальностью орнаментально-декоративных решений, присущими данному региону. Произведения древнего традиционного прикладного искусства казахов являются важнейшей частью национального культурного наследия страны. Она также отметила, что художественный текстиль в коллекции музея насчитывает более тысячи экспонатов и включает традиционные вой­лочные текеметы и сырмаки, ворсовые и безворсовые ковры, разноцветные узорчатые алаша, вышитые настенные тускиизы и узорные циновки шим ши. Екатерина Резникова сделала обзор произведений ведущих наших художников, осмысливающих образы древней традиционной кочевой культуры, и пришла к выводу, что сегодня осмысление исторического прошлого во многом определяет изобразительное искусство Казахстана. Разные поколения художников используют при этом различные подходы. Так, живописцы, стоявшие у истоков национального изобразительного искусства – Хлудов, Кастеев, опирались на принципы этнографизма и фотографичности. Плеяда мастеров пятидесятых годов воспевают национальную культуру через масштабные явления и возвышенный пафос социалистического реализма. Шестидесятники, творчество которых направлено на поиск национального кода, обращаются к осмыслению древнего наследия через цветопластические и формальные эксперименты. В 1990-е годы на первый план выходит авторская индивидуальность в осмыслении архетипов кочевой цивилизации. И наконец, в 2000-е наблюдается новый всплеск интереса к образам кочевой цивилизации, вплетающимся в повествовательную канву художественных произведений. Для искусства новейшего времени характерны не конкретика, а историзм прочтения, не отдельный человек, а народ и его герои. Доклад автора этих строк имел целью проследить и найти отголоски древней скифо-сакской цивилизации в современном казахском декоративно-прикладном искусстве. За основу она взяла древнейший сохранившийся войлочный ковер из кургана Пазырык и сравнила его с творчеством оригинального современного художника по войлоку Г. Ка­бижановой. Гульжанат создает декоративные войлочные панно, где широко представлены древние символы кочевых цивилизаций: солярные знаки, орнамент кошкар-мюйиз, древо жизни и другие. Ее произведения имеют глубокий философский смысл и древнюю символику. Касаясь вопросов креативной экономики, докладчица познакомила американскую аудиторию с весьма успешным творчеством дизайнера Айдархана Калиева, работающего в стиле неофольклора, а также объяснила выбор названия его бренда «Аспара» – название древнего города на Великом шелковом пути, находившегося недалеко от нынешнего Тараза, о котором упоминают арабские и китайские исторические хроники. Гулаим Жумабекова проанализировала казахскую ювелирную коллекцию музея, материалы, орнаменты, предназначение казахских украшений и их региональные особенности, а также работы современных казахских зергеров. Ее коллега Оксана Танская рассказала о художественных особенностях украшений иссыкского «Золотого человека». Известные ученые Пол Майкл Тэйлор, Джаспер Во-Квозебарт, Роберт Понтсиоэн, Супамас Снитвонгзе, Иниго Акоста и Джаред Коллер проанализировали прозвучавшие доклады. Кроме исследователей Смитсоновского института на симпозиуме присутствовали ученые и других американских организаций. Доктор Виктория Варварив, защитившая диссертацию PhD в одном из университетов США по символике украинского декоративно-прикладного искусства, отметила, что с большим интересом слушала выступления казахстанских коллег. «Международный симпозиум «Декоративно-прикладное искусство Казахстана и креативная экономика» собрал вместе ведущих ученых Смитсоновского института и Государственного музея им. А. Кастеева, где у них была возможность сравнить свои научные подходы в изучении декоративно-прикладного искусства казахов в его глобальной перспективе», – отметил доктор Пол Майкл Тэйлор, директор Программы по изучению культурной истории Азии. Посол Казахстана в США Ержан Казыханов также подчеркнул: «Как отмечено в статье Первого Президента – Елбасы Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи», в древнюю эпоху степняки использовали материалы из кожи, войлока, шерсти и льна для производства одежды и различных изделий. Гармония степной цивилизации с окружающим миром и природой отражены в элементах прикладного искусства, чему свидетельствует один из символов суверенного Казахстана – снежный барс. В рамках реализации программы «Рухани жаңғыру» научный симпозиум предоставил уникальную возможность презентации американской аудитории мировоззрения и ценностей народов Великой степи, кочевую культуру и фрагменты исторической хроники наших предков».

Клара Исабаева, руководитель пресс-службы Государственного музея искусств им. Кастеева

996 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми