• Культура
  • 30 Октября, 2019

И У НАУКИ ЕСТЬ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ (эссе)

Татьяна ПЛАТОВА, инженер

Если страна не развивает свою науку, она подвергается колонизации. Ф. Жолио-Кюри

Науку творят конкретные люди с именами и фамилиями, люди с определенными взглядами и идеалами либо с определенными целями, иногда корыстными. История развивается по своим законам, большинство которых мы не знаем, наука по своим «неписаным законам», а нет закона, нет и спроса. Историю люди научились переписывать, историю науки не перепишешь, ее нужно создавать. И раз появился социальный заказ на изучение истории развития науки, на саму науку, искать решение придется так или иначе. Задача настолько грандиозная, что ученые не решаются заниматься этой проблемой, нужны не только усилия ученых сил, но и интеллектуальные ресурсы всех народов, задействованные в этом мировом проекте. Известный философ Иван Фролов ставил вопрос не только о ценности науки, но и об ее цели. Не уловив закономерностей в развитии науки, трудно разобраться в истории ее развития. Расцвет высокой культуры не раз самым парадоксальным образом перетекает в подлинное сосредоточение науки, а затем вновь возвращается к возрождению высокой культуры. Почему так происходит? Человечество будет находиться в подвешенном состоянии, пока будет чувствовать себя привязанным к разным опорам этого обширного мира: науки и духовности. Вместо разрозненных, не связанных между собой разных точек развития сознания перед людьми должна предстать объемная система координат в динамике жизни с учетом духовной практики всего человечества. Без учета наличия общего духовного пространства создать истинные научные знания о человеке невозможно. Горизонты прогнозирования будущего человечества не учитывает фактор, который путает все карты – величину необходимого духовного барьера в распознании истины. Почему, чтобы убить другого, в душе нужно преодолеть некий барьер, а другим это не удается и под угрозой собственной смерти? Самое дорогое – человеческая жизнь. Это истина! Понимание наличия этого барьера в душе человека – насущная необходимость для существования всего человечества. Возникла дилемма научного знания о человеке. Наука в течение тысячи лет участвовала в становлении человека разумного, но она оказалась бессильной в становлении человека духовного. Неумение ученных изучать человека духовного толкает их к изучению всего остального. В результате мир человека не соответствует нашему представлению о нем. Он не выстроен в качественном аспекте. В этом можно увидеть главный пробел научного знания о человеческой деятельности. Почему спустя тысячу лет вновь скрупулезно исследуют и изучают наследие ученого и философа Востока аль-Фараби, возвращаются к возрождению его идей о роли самосознания человека в современном мире? Парадоксально, но Европа переняла и приняла больше его идей, нежели Восток. Он всегда был на грани исследования Востока и Запада, поднимал главные вопросы мироустройства: кто Я, зачем живу, куда иду? Главным научным произведением аль-Фараби, над которым он работал всю жизнь, является «Добродетельный город». Так переводят его сокращенно, но в этом переводе исчезает главная суть творения великого мыслителя. Полный перевод: «Мышление людей добродетельного города». По сути это первая книга о политической философии. Аль-Фараби был востребованным ученым на Западе в течение тысячи лет после Цицерона. «Цицерон не перешел к обоснованию своих положений и не добрался до того узлового пункта, который я ищу», – писал М. Монтень. Что явилось узловым пунктом в учении аль-Фараби? Одной из основополагающих идей учения аль-Фараби явилась идея сотворения мира Богом. Запад проявил гибкость мышления в восприятии его учения в контексте собственной национальной культуры: теряя Бога, мы теряем себя! Жесткость мышления Востока – нет Бога, кроме Аллаха – имела отрицательные последствия. Самое большое достижение человечества – Бог един для всех, как создатель высшего разума, создатель Вселенной. Духовность – другая категория вечности, она добавляет энергии людям. На пороге какой новой реальности оказалось человечество? В ХХI веке наука показала реальность, обретшую независимо от воли человека жуткую силу самовоспроизводства человека без чувств. Должно появиться определенное число ученых и мыслителей, способных круто изменить ситуацию развития человека в естественное русло. Если ученые сумеют доказать, что жить естественной жизнью и быть духовно нравственным человеком жизненно необходимо каждому, это произведет сильный эффект научного воздействия на развитие человечества. Нужно учитывать не только положительные, но и отрицательные проявления науки. Происходящие события перестают быть умопостигаемыми. В этих событиях есть глубокий таинственный смысл. Человек должен сам нести ответственность за тот путь, который выбирает. Органы чувств способствуют наиболее совершенному приспособлению организма человека к определенному миру. Виртуальный мир ни за что не отвечает. Люди бесконечно отличаются друг от друга, особенно в таких труднообъяснимых понятиях, как свобода мысли. Мысль остается тайной до тех пор, пока не из чего сделать выбор. Как только он появляется, мысль срабатывает мгновенно. Что определяет свободу выбора? Сложность нынешней ситуации – распад человеческой жизни изнутри, произошло чудовищное вторжение науки в естественную жизнь человека. Иногда научные изобретения обгоняют реальные потребности организма, люди привыкают к ним и технологии становятся частью их жизни, но уже искусственной. Социология предупреждает о невидимых тенденциях, которые еще не фиксируют официально, а между тем современная методика изучения человека позволяет заглянуть в человека глубже и понять, что происходит с человеческим мышлением на уровне чувств. Иногда сознание летит впереди чувств. К чему это приводит? Содержание и характер интереса человека всегда связаны как со строением и динамикой мотивов освоения действительности, так и со средствами ее освоения. Считается, что форма – форм – это ум, но в итоге получили разум (раз – ум). Ум одного человека. Да так ли разумен разум? Рассудок берет на себя функции сердца. В чем проблема научного знания о человеке? Не все можно объяснить научной логикой. Требуется другая содержательная форма мышления с учетом его парадоксальности. Зачем нужно парадоксальное мышление, если оно для нас создает новые трудности? Как природе удается сохранить пленку льда между двумя расплавленными поверхностями? Равновесием приложенных сил. Россия в течение тысячи лет, от Владимира до Владимира, осваивала антиподы мышления, созидающего и разрушающего, проявив гибкость и жесткость ума. Любую грубую силу можно победить тонкостью ума. Все тонкое всегда сбалансировано. Откуда Писание позаимствовало свои глубинные догадки, так удивительно совпадающие с современным научным мировоззрением? По Библии человек асимметричен, но гармоничен. Асимметрия – это не дисгармония, а гармония противоречивого начала. По-научному: работа мозга в его асимметрии. Независимость нашего мышления, выработанного на протяжении тысячелетий непрерывной духовной практики, через самодвижение определила тот уровень индивидуального мышления и познания окружающего мира и себя в нем: осознаю в себе человека. В каждом объекте мироздания присутствует свой источник жизни, и человек сам становится мирозданием. Мы все разные, и в этом наша особенность. Ни в ком и ни в чем нет одинакового. Ты хозяин своего, я – своего, а вместе мы единое человечество. Ощутить эту разницу можно только при взаимодействии друг с другом. Ученые не в состоянии объяснить обратную связь исполнителя – артиста – и зрительного зала. Балерина затрачивает при выступлении 8000 ккал, а с пищей получает максимум 1000 ккал. Откуда она берет дополнительные силы? Как рассчитать значительную разницу между затратами и приростом энергии? Духовность – другая категория энергии, она появляется при сопряжении душ. Для ученых это неподъемная сила. Мы стоим на пороге нового мышления. Появился научный материал, с которым человек не сможет справиться только логическим мышлением. Сделано научное открытие, которое меняет сам вектор развития мышления. Обнаруживается глубочайшая связь информации, о которой ранее и не подозревали, хотя интуитивно всегда ощущали. Мы еще не в состоянии постичь и оценить феномен отложенной информации в том, что она влияет не только на настоящее, но и на прошлое. В свое время британские астрофизики Леонард Сасскинд и Стивен Хокинг по-разному оценивали феномен информации за так называемым горизонтом событий в черных дырах. Л. Сас­скинду удалось путем математических расчетов доказать, что информация не пропадает, она откладывается на так называемых пленках на окраинах Вселенной в виде голограмм в двухмерной плоскости. Если информация влияет на настоящее, будущее и на прошлое, то духовная информация не является делом только каждого. Такая информация позволяет осознать свое единство с окружающим миром. Я во всем, и все во мне. Человек саморазвивающаяся система: через самодвижение к высшему началу. Необходимое условие саморазвивающихся систем: относительно упорядоченное развитие обязательно сменяется хаосом, беспорядком. Зачем этот путь? Пока наука не сумеет расшифровать в хаосе гармонию, до тех пор человек будет дисгармоничен. Возможно, сменится еще несколько поколений, пока придет поколение, которое не может быть дисгармоничным. Зачем природа ждет гениев? У власти есть вера, что наука и новые технологии могут стать панацеей от возможных проблем в будущем, но властители властных структур порой слишком далеки от властителей душ. Терпимость науки к злу – одна из причин ее живучести. Но чаша зла опасно переполняется. Сейчас одним движением руки можно уничтожить все живое на Земле. Наука может оказаться побежденной своей победой. Вычислительные системы способны моделировать логическую информацию, что же касается информации, образа, чувств, парадокса, для науки это не под силу. Это под силу чувствам. Личность каждого человека должна для науки стать реальной действительностью , а не заниматься унификацией, упорядочиванием, избегая ее противоречивости. Человек сам упорядочивает себя через укрепление духа. Ученые во всем мире все отчетливее сознают: наука и научная деятельность не автономны, а включены в ориентированность ученых на изучение естественного развития человека. Поиски естественно развивающегося человека станут самой трудной задачей науки. Вызревание на искусственной почве не дает полноценных плодов. Человек – очень молодой биологический вид, которому всего 200 – 250 тысяч лет. На эволюционной шкале это ноль, а вот на генетической – гравитационная линза. Ныне ученые современные события пытаются объяснить действием гравитационных и антигравитационных сил. Нам еще не все понятно с гравитацией, но главное сделано – гравитация причислена к органам чувств. Мы вышли на уровень большого бытия. Недостатки познания мира коренятся в самой системе познания. Нужны знания о более общих законах природы. Незнание законов природы снижает смысл – образующее ядро нашей жизни. Хотя природа и равна самой себе, она никогда не выдает своих секретов сразу, открываясь от поколения к поколению. В этом ее высшее торжество – в недоверии оптимистическим моделям бытия. Она проверяет человека прочность не только на тела, но и духа. Иногда путь к прочности идет от простого через чрезмерные сложности снова к простому. Зачем этот путь? Сложность можно преодолеть простотой, если она отражает сущность сложного. «Блаженны опасности, они научат людей единению и сопротивляемости», – говорится в Библии. А. С. Пушкин сказал, об этом же, но по-другому: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Это такая «простота», которой не надышишься, та вершина духовной лестницы, которая корнями стоит на Земле, а вершиной упирается в небо. Кто сумел забраться на эту вершину, там он и остается. Нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Это закон природы. Он стал и законом духовности. В Дубне идет строительство большого ускорительного комплекса NICA. То, что происходило 13,7 млрд. лет назад во Вселенной, ученые намерены увидеть своими глазами. Это серьезный научный поиск. Любое исследование, как невод, тянет за собой много прикладных разработок. Главное, чтобы из этого «невода» не уплыла «золотая рыбка» – человек! Наука – тот маховик, который разгоняет себя сам. Но и у природы есть кредит доверия. Научный прогресс не всегда ведет к нравственному совершенству. Нравственность – тот барьер, в котором защита человека. Платон когда-то сказал: «Нельзя допустить, чтобы птицы и звери нравственно превосходили людей». Если белку оставить в колесе, она так и будет бегать по кругу. Но кто-то должен остановить колесо. «Я в колесе не спица», – сказал о своем времени В. Высоцкий. Пора осознать: мы настолько заняты глобальными вещами и спасаем все человечество, а себя спасти не можем. Нужно самосознание, о котором заботился аль-Фараби. А где, собственно, «Я» в этом мире?

614 раз

показано

3

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми