• Культура
  • 30 Сентября, 2019

МУСЕКЕ

Владимир ПИТЕРЦЕВ, композитор, лауреат премии «КазАК»

30 марта 2016 года я присутствовал в оперном театре имени Абая на концерте, посвященном столетию братьев Абдуллиных: Ришата и Муслима Мукимовичей. Мое место оказалось рядом с другом юности Булатом Мергалиевым, организатором известных в свое время ансамблей «Норд» и «Жетыген». «Булат, ты знаешь, когда я пришел работать в «Казахконцерт» в декабре 1976 года, Муслиму Мукимовичу в том году исполнилось всего 60 лет. Это сейчас, когда нам уже под семьдесят, говорим – всего 60. А тогда он казался нам очень пожилым человеком». 

Ах, как мы были не правы. С 1966 года народный артист Казахской ССР Муслим Мукимович работал художественным руководителем и начальником отдела по связям с областными филармониями. Когда я приступил к работе музыкальным руководителем «Казахконцерта», мне выделили стол в его отделе, и я мог наслаждаться общением с этим добрым и мудрым человеком. В нем сочетались искрометный юмор и глубокое знание жизни простого народа. На каждый случай у него была готова поговорка или пословица. Если обращалась артистка с просьбой повысить ей тарифную категорию, то Муслим Мукимович с улыбкой резюмировал: она хочет капитал приобрести и невинность соблюсти. Если он разговаривал со своим земляком, то слова «земляк» (жерлес) вообще не было в его лексиконе. Он говорил образным языком: «Мы с тобой из одного Иртыша воду пили». А если обращался несправедливо обиженный человек, он успокаивал: «Жыртық үйді жел табар». Дословный перевод: «Ветер всегда находит рваную юрту», а в устах Мусеке это звучало как «Правда неминуемо победит». С юмором, как заметил выше, у Муслима Мукимовича было все в порядке. Однажды работники «Казахконцерта» наблюдали такую картину: в фойе концертного зала днем работал буфет для сотрудников, а вечером он обслуживал зрителей. В обеденный перерыв к буфету подходит Муслим Мукимович и обращается к буфетчице: «Маша, мне пятьдесят граммов беленькой и вон тот кусочек курицы». Тут за его спиной раздается голос музыкального мастера Михаила Абрамовича Волкова: «Маша, это, наверное, не курица, а тот петушок, который еще Абая будил по утрам?» Муслим Мукимович молча выпивает свои пятьдесят граммов и уходит, не притронувшись к бутерброду с курицей. На следующий день все это действо повторяется снова. Только уходя, Мусекен обращаясь к Михаилу Абрамовичу, громко сказал: «Ладно, посмотрим, что ты скажешь завтра». А на завтра у буфета собрался весь коллектив «Казахконцерта» в ожидании, что же такого приготовил Муслим Мукимович. При его появлении в буфете воцарилась тишина. – Маша, мне пятьдесят беленькой и... вон тот кусочек конины, – и обернувшись, торжествующе посмотрел на Михаила Абрамовича, чем же тот ответит. И тот нашелся. – Маша, это, наверное, мясо той лошадки, которая еще Абая возила? – А вот и не угадал, это мясо лошадки, на которой Александр Македонский перешел Рубикон, – под общий смех закончил Муслим Мукимович, закусывая бутербродом с кониной. Надо сказать, что в отделе, который возглавлял Муслим Мукимович, трудились талантливые люди, отлично знающие свою работу. Литературным редактором был Булат Искаков. Он очень помогал мне с выполнением контрольных работ по казахскому языку и литературе, когда я учился на заочном отделении факультета журналистики КазГУ. Режиссерами были Сергей Рубенович Башоян, Ришат Джалилов и Бейсен Рахметулович Нурпеисов, с которым я работал над созданием концертных программ для фольклорных ансамблей республики. Балетмейстером был замечательный человек и педагог Даурен Тастанбекович Абиров. К этому времени он уже сам не танцевал, а преподавал искусство танца в театральном институте и «Казахконцерте». Он-то и заставил меня написать мой первый опус «Қоян би» («Танец зайца»). В 1977 году Абиров работал над созданием методического пособия по танцам для школ. Не хватало музыки для одного танца. «Ну что тут сложного, – говорил он мне, – ушки вверх – хвостик вниз, хвостик вверх – ушки вниз», – смешно показывая это на пальцах. Так оно и вышло. Этот танец до сих пор в методическом пособии, а я дописался до того, что в 2006 году написал одноактный балет «Томирис», а в 2015 году к 70-летию Победы – балет «Во имя Родины». Вот тебе хвостик и ушки. Иногда, прослушивая эти одноактные балеты, удивляюсь: неужели это я написал? Спасибо вам, Даурен Тастанбекович! Кстати, он всегда с удовольствием отмечал: «Владимир, ты один из немногих, кто правильно называет мое отчество. А то обычно все говорят: Абирович, да Абирович». В должности музыкального редактора в отделе работал композитор Нурулла Газизов, который знаменит тем, что еще в студенческие годы написал симфонию «Қызыл қайын» и был отчислен из консерватории только потому, что на занятиях у Газизы Ахметовны Жубановой спросил: «А почему везде пишут, что автор песни «Карлығаш» Ахмет Жубанов? А в сборнике А. В. Затаевича «1000 песен казахского народа» эта песня под номером 766 называется «Шырмаулы ат». («Стреноженный конь»). Во время работы М. М. Абдуллина в «Казахконцерте» трудились выдающиеся мастера сцены Кали Жантлеуов, Жамал Омарова, Жусупбек Елебеков, Жаппас Каламбаев, Гулжахан Галиева, Любовь Гольдберг, Шара Жиенкулова, Рабига Есимжанова, Роза Багланова. Этот список можно продолжить и в нем окажутся артисты, любимые народом. Кроме того, и это очень важно, вышеперечисленные любимцы публики родились в самом начале ХХ века, и являются связующим звеном между исполнителем и народными композиторами века ХIХ или их учениками, у которых еще не было возможности оставить свои голоса или звуки домбры и кобыза в истории. В тридцатых и последующих годах эти артисты записали и оставили нам бесценные образцы казахского искусства. Так почему сейчас, имея такое богатое наследие, мы не слышим на Казахском радио народной музыки? Куда делись познавательные передачи о казахском искусстве Анатолия Кельберга и Людмилы Елисеевой? Они ведь актуальны и сегодня, учат понимать и любить искусство. Однажды слышу по радио с утра долго играет оркестр имени Курмангазы, затем оркестр «Отырар сазы» и думаю: нашлась же светлая голова, которая вместо привычного «бум-бум» поставила в эфир национальную музыку. И вдруг вспомнил, прости, Господи, ведь сегодня день траура по трагическим событиям на западе Казахстана. А для того чтобы мы могли слушать казахскую народную музыку не только по траурным дням, упаси Бог, руководителям Казахского радио нужно не только ходить на работу, но еще надо знать и любить свое национальное искусство. Или отправить их пешком в Ташкент, чтобы они увидели и услышали, как в Узбекистане относятся к своей национальной музыке. Я так увлекся воспоминаниями, что чуть не забыл сказать об юбилейном концерте в честь братьев Абдуллиных. Как всегда, был великолепен их племянник – народный артист СССР Алибек Днишев. Внучка Ришата Мукимовича Карина Абдуллина исполнила песни собственного сочинения, и, конечно же, выступал сын Муслима Мукимовича Сагынай с ансамблем «Жетыген». Специально акцентирую внимание на родственных связях, чтобы знали, особенно молодежь, какие прекрасные продолжатели дела жизни у братьев Абдуллиных.

876 раз

показано

0

комментарий

Подпишитесь на наш Telegram канал

узнавайте все интересующие вас новости первыми