Будущее за «электронным правительством»

0
712

Марлен КАСЕНОВ,
руководитель отдела контроля
государственных услуг и развития
информационных технологий
аппарата акима города Алматы

Единый механизм взаимодействия государства и граждан, обеспечивающий их согласованность при помощи информационных технологий, позволил сократить очереди в государственных органах, упростить процедуру получения справок, свидетельств, разрешительных документов и ускорить процесс оплаты налогов и штрафов. Весь этот механизм сегодня принято называть «электронным правительством».

Идея создания «электронного правительства» впервые была озвучена в Послании Президента народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации!» еще в 2004 году. В том же году в стране была разработана Государственная программа формирования «электронного правительства».
В целях ее реализации в 2006 году был запущен Портал «электронного правительства» Республики Казахстан (Портал) – www.egov.kz.
На сегодняшний день электронные услуги пользуются большим спросом среди населения, и их количество неуклонно растет. Это позволяет увеличить их оперативность, сократить бумажный документооборот и обеспечивать удобство для горожан.
Регулярно в тематических разделах Портала появляются десятки электронных услуг: по вопросам купли-продажи недвижимости, семейных отношений, образования, культуры, трудоустройства и занятости, социального обеспечения, гражданства, здоровья, туризма и др. Электронным способом возможно разрешить массу повседневных вопросов, связанных с обращением и в государственные органы. Пользователям Портала предлагается 242 интерактивных и транзакционных услуг. В это число входят 196 государственных услуг и сервисов, оплата 20-ти видов государственных сборов, 17-ти видов государственных пошлин, трех видов налоговых платежей, оплата штрафов за нарушения Правил дорожного движения и иные платежи.
Для того чтобы получить доступ к услугам Портала, нужно пройти несложный процесс регистрации: принять пользовательское соглашение, ввести индивидуальный идентификационный номер (ИИН) и придумать пароль. Кроме того, для получения определенного списка услуг, требуется электронная цифровая подпись пользователя (ЭЦП), которая является электронным аналогом традиционной подписи.
ЭЦП содержит в себе цифровые символы, в которых хранится вся необходимая информация о её обладателе. С выпуском новых удостоверений личности у граждан появились новые возможности в использовании и хранении ЭЦП, что обеспечивает дополнительную мобильность и безопасность. Записав ЭЦП на удостоверение личности, услугополучатель имеет возможность воспользоваться услугами «электронного правительства» в любом пункте общественного доступа или через компьютер с доступом к сети Интернет, просто вставив удостоверение в карт-ридер. В случае утери удостоверения, услугополучатель может быть уверен, что ЭЦП останется защищенным специальным пин-кодом. Запись ЭЦП на чип удостоверения личности или на флеш-накопитель (USB) осуществляется в отделах НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН), при предъявлении гражданами оригинала документа, удостоверяющего личность.
В стране активно продолжается процесс внедрения открытого «Мобильного правительства». Более миллиона казахстанцев стали пользователями качественно нового уровня предоставления государственных услуг. Возможности взаимодействия населения с государственными органами расширяются. Так, одним из новых каналов коммуникаций стал мобильный формат получения услуг. С помощью телефонов, смартфонов и планшетов каждый казахстанец сможет получить государственные услуги. Для этого необходимо зарегистрироваться в «Мобильном правительстве» через ЦОН, через портал  egov.kz, или через мобильное приложение электронного правительства, которое доступно для скачивания в операционных системах Android и iOS.
Государственные услуги в мобильном формате доступны как через мобильное приложение, так и посредством SMS. Отправив сообщение с названием услуги на короткий номер 414, пользователи уже сейчас могут просматривать срок прохождения техосмотра и номер очереди на жилье из системы государственного жилищного фонда.
В настоящее время идет постоянное совершенствование и оптимизация процессов предоставления государственных услуг через Портал. Так, оптимизация позволила объединить несколько услуг в комплексные. Например, если раньше при рождении ребенка требовалось трижды обращаться в отделы РАГС за получением услуг: для регистрации рождения ребенка, для оформления социального пособия, для постановки ребенка на очередь в детский сад, то сейчас все эти услуги объединены в одну композитную услугу «Рождение ребенка», т. е. в один прием человек получает сразу три услуги.
Надо сказать, что популярность Портала среди алматинцев растет из года в год. За 4 месяца 2017 года количество услуг, оказанных через Портал, составило – 296 тыс., что на 92,6 процента больше аналогичного периода 2016 года (21 тыс. услуг).
Электронная подача заявлений очень удобна в век высоких скоростей. На Портале можно получить полную информацию о той или иной государственной услуге из любой точки местонахождения, в удобное время посредством сети Интернет, скачать формы заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги, не тратя денег и времени на поездку до места, где ведется прием граждан, подать заявление на получение услуги, отслеживать статус обработки заявления в Личном кабинете. Все это снижает коррупционные риски, возникающие при личном общении с услугодателем.
Как видим, преимущества очевидны. Другими словами, «электронное правительство» – это когда для оформления лицензии необходим только ИИН, когда в онлайн режиме можно оплатить коммунальные услуги и штрафы, когда вы сами можете зарегистрировать бизнес или получить справку на Портале «электронного правительства» за каких-нибудь 10-15 минут, когда нужно проверить очередь ребенка в детский сад, когда нужно получить адресную справку на мобильник, и еще сотни подобных «когда». Предлагаем всем жителям Алматы активнее пользоваться интернет-ресурсами, ведь электронные услуги – это новый уровень оказания государственных услуг, это минимум предоставляемых документов, временных затрат и отсутствие бюрократических препонов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ