О БОЖЕСТВЕННОМ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ СОГЛАСИЯ МЕЖДУ РЕЛИГИЯМИ

0
881

Султан УСМАНОВ,

доктор технических наук, профессор,

зав. лабораторией Института химических

наук им. Бектурова

(Окончание. Начало в № 4)

II часть

«О люди! Разве не един ваш Господь? Разве не один у вас отец? Разве есть преимущество у араба перед не арабом? Или же у белокожего перед чернокожим, и наоборот? Только в богобоязненности и благочестии заключается превосходство!» 

(Пророк Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует!)

О мирном сосуществовании ислама с другими религиями

По воле Создателя нам с раннего детства было дано размышлять о вере в Аллаха, почему кроме ислама существует еще другая вера, в чем наше преимущество перед людьми, исповедующими христианство?

Помнится такой случай. Однажды летом мы проснулись ранним утром из-за разговора дедов, которые, беседуя после утреннего намаза, рассуждали о том, что «советам» нет места в раю. У нас невольно возник в душе протест – почему же эти люди должны попасть в ад? Разве они не такие же создания ТВОРЦА? Разве Создатель не ведет их по тому  пути, который он предопределил в их судьбе? Где же тогда ЕГО справедливость, всемилость и милосердие?

Эти вопросы терзали наше внутреннее содержание, и непрерывные  размышления в течение многих лет привели нас к убеждению, что человек сам не в состоянии идти куда-либо, он идет туда, куда его ведет Господь.

В Суре 11 Священного Корана «Худ» указывается:

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь.  Он сотворил их для этого…» (аяты 118-119).

Попробуем эти аяты проанализировать раздельно.

«Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих», то есть Творец при желании обратил бы всех в одну веру.

«Однако они не перестают вступать в противоречия…». Но люди предпочитают разные религии, и на это Воля Творца.

«За исключением тех, над кем смилостивился твой Господь…».

У Создателя есть избранники, которые, по Его велению, здравый смысл в вере ставят выше эгоистической любви к своей религии.

К таким избранникам можно отнести Джалаледдина Руми[1], который рассматривал все религии, религиозные группы и все народы как волны в океане Единства. Он считал, что в рамках существования единобожия все религии равны и различаются лишь по своим предписаниям и обрядам, которые они исполняют. Однако их суть – одна и та же. «В этом мире есть лестницы, – говорит Руми в своем непревзойденном произведении «Месневи», – которые ступенька за ступенькой, устремлены к небу. Для каждой группы есть своя лестница. Для каждого в этой жизни есть свое небо, к которому следует подниматься. И каждый из них не знает о существовании кого-либо другого. Цель путешествия – бесконечная Вселенная. У нее нет ни начала, ни конца». Эти слова иллюстрируют прекрасные строки из хадисов:

«К Господу ведет столько дорог, сколько людей во Вселенной».

Терпимость, которую проявлял Руми по отношению к христианам, бессчетно пролившим кровь мусульман и разрушившим их города во время крестовых походов, и к их священникам, удивительное свидетельство его величия и гуманизма. Руми видел все это как проявление Божьей воли и Его предначертание, и не обращался с христианами дурно.

В этом следует видеть великую мудрость Руми, понимавшего, что дальнейшее противостояние мусульман и христиан не принесет пользы и радости ни той, ни другой стороне.

В Суре 21 «Аль-Анбийа» Всевышний  говорит:

«Воистину, община ваша – единая община, Я же – Господь ваш. Так поклоняйтесь Мне!» (аят 92).

Признать общину и веру единой и жить в согласии очень сложно. Этот груз духовности трудно осилить и буддизму, и христианству, и иудаизму, и народам, исповедующим ислам, так как человечество не совершенно. И на это Воля Творца.

Примеров много. Глубокие размышления о вере великого русского писателя Л. Н. Толстого[2] и его изречение в пользу ислама: «Если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство», – оказались неприемлемыми в соблюдении канонов Православной Церкви, и она отреклась от него, предав анафеме. Хотя Лев Николаевич не собирался оставлять православие и принимать мусульманство. Только теперь, спустя много лет, подняли  вопрос о том, чтобы снять с него это наказание. Но однозначного ответа со стороны Русской православной церкви не последовало.

Творец каждый народ обращает в определенную веру.  Об этом  в Суре  42 Священного Корана «Аш-Шура» Он свидетельствует:

«…Каждый народ призовется к своей Книге…» (аят 27).

Сегодня много говорят о равенстве всех традиционных религий человечества.  Следует отметить, что ислам всегда призывал к  мирному сосуществованию всех религий, и эта проблема очень обстоятельно изложена Шейхом Мухаммадом Садыком Мухаммадом Юсуфом в книге «Ийман-Ислам-Куръан»[3]. В ней говорится: Ислам объявил, что все небесные религии – из одного основания, все они от Аллаха.

В Суре 42 Священного Корана «Аш-Шура» приводится напоминание пророку Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует!): 

«Он учредил для вас в религии закон, который был завещан Нуху, – тот, что внушением тебе Мы ниспослали. И что завещан Ибрахиму (а следом) Мусе и (позднее) Исе: «В религии  блюдите стойкость и в ней единство сохраняйте!» (аят 13).

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф данный аят интерпретирует следующим образом: «Единый Аллах ниспослал пророков Нуха (Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Ийсу (Иисуса), им Он дал религии, и Он же через откровения низвел Писание и пророку Мухаммаду (да благословит Его Аллах и приветствует!). Аллах дал им одинаковые Божественные предписания: «Исповедуйте религию и не предавайтесь в ней расколу».

Он отмечает, что до ислама откровенно к этому не призывала ни одна религия, ни одна система. В Священном Коране мусульманам предписано веровать в существование всех пророков и всех предшествовавших исламу религий. Если мусульманин станет отвергать хотя бы одну из них, проявлять к ней неуважение, то он окажется вне религии. Аллах обращается по этому поводу к мусульманам в Суре 2 «Аль-Бакара»  и говорит:

«Скажите вы: «Мы веруем в Аллаха и в Откровение, ниспосланное нам   и Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку и Йакубу,  и всем двенадцати израильским коленам; и в то, что Мусе (Бог) послал, и в то, что даровал Он Ийсе, и что другим пророкам снизошло, – меж ними Мы не делаем различий, и лишь Ему мы всей душою предались» (аят 136).

Этот аят Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф объясняет тем, что ислам не имеет предубеждений против каких-либо пророков, не обнаруживает пристрастия к одним и нелюбовь к другим, – ислам принимает всех их как Божественную милость к человеческому роду, какие бы имена они не носили и к какому народу ни были посланы. Это явилось совершенно новым правилом в истории религий и общественных систем.

Тема единства всех религий и пророков приводится в комментариях аятов Священного Корана[4]  Иман Валерией Пороховой. По ее мнению, миссия пророков состояла в том, чтобы ввести человека – постепенно, в соответствии с его духовным состоянием и научным знанием – в Божественную мудрость через Господне руководство – Писание. Тем самым каждый пророк и каждый элемент низведенного Священного Писания как бы предвосхищали и предсказывали приход следующего пророка. И так было до тех пор, пока не пришел со своей миссией пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) и не дал завершающее изложение Божественной Истины. Оно гласит:

«Ля илляха илла-ла»«Нет Божества, кроме Бога Единого».

Тем самым подводится итог целевой  направленности пророческой миссии.

 

Отношение ислама к представителям других религий

 

В книге  Шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа «Ийман-Ислам-Куръан»[5]  представлено отношение ислама к представителям других религий. Хотим выразить свою признательность уважаемому шейху, мы  привели этот материал без изменений, так как там очень подробно описано об иноверцах, пожелавших проживать под покровительством исламского государства. Их называли «ахли зимма», то есть общиной, пользующейся поручительством мусульманского общества. Этой общине полностью гарантируются свобода личности, мысли, убеждения, неприкосновенность души, имущества, достоинства и т. д. Общее правило на этот счет содержится в словах Пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует!):

«Им – привилегии, как нам, на них – обязательство, как и на нас».

Следовательно, в исламском государстве представители других религий имеют такие же привилегии, как и мусульмане, и несут ответственность за возложение на них соответствующих обязательств. Только арабские язычники, проживавшие на Аравийском полуострове, не относились к «ахли зимма». Надо отметить, что это особый вопрос, и зачастую противники ислама трактуют его неверно и обобщенно.

О язычниках, которые не являются «ахл ул-китаб», то есть обладателями Писания единого Бога, Пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) говорил:

«Относитесь к ним так же, как и к обладателям Писания. Только не женитесь на их женщинах и не потребляйте забитого ими мяса».

Как видим, по исламу и те, кто не являются представителями «небесных религий», также имеют равные с другими права.

Так, религия ислама 14 веков тому назад построила общество, свободное от фанатизма по отношению к людям с другими религиозными убеждениями. Это общество, одинаково относясь ко всем своим членам, создало для них равные условия. Особенно полно, во всей своей красоте, такое отношение проявлялось тогда, когда сами мусульмане строго руководствовались нормами своей религии.

Ислам, объявив фардом – обязательным для исполнения мусульманами, веру во все «небесные религии», в их пророков и в Священные книги, призывал также не причинять зло тем, кто их исповедует, быть с ними в добрососедских отношениях, приглашать их на свои торжества, наживать с ними семейные связи.

Исламское государство обязало охранять молитвенные дома других религий, не вмешиваться в их вероучительные вопросы, при принятии решений не идти по пути дискриминационных по отношению к ним мер, в вопросах общественного права и обязанностей видеть в них равных с мусульманами граждан, защищать все их человеческие права. Чтобы доказать сказанное, обратимся к конкретным примерам.

Здесь достаточно привести два хадиса Пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует!) – передали Имам Бухари и Имам ан-Насъаи:

«Кто убил мужчину из людей зимми, не найдет благоухания Рая. И поистине, благоухание его действительно найдется из семидесятилетнего расстояния».

Передал Имам Абу Дауд:

«Знайте, кто поступил несправедливо с иноверцем, с кем заключен договор,  или ущемил его (права), или возложил на него сверх его силы, или отнял у него что-то без его согласия, то я – тяжущийся с ним в Судный день».

Можно ли дать еще больше гарантий иноверцу, живущему в исламском государстве?

Дополнительно приведем и реальные исторические данные.

После переселения в Медину Пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) обустроил там жизнь на основе договора, заключенного с местными иудеями, в котором были определены основы мирного сосуществования и сотрудничества во имя интересов общества. Сам он лично поддерживал добрые отношения с представителями других религий. В частности, обменивался с ними подарками.

Известны факты ношения им одеяния, подаренного иноверцами. В свое время даже некоторые злонамеренные люди пользовались такой его добротой, общедоступностью. Известно, например, как иудейка отравила Пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует!) бараниной.

Гостей, прибывших из Эфиопии, Пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) принял в своей мечети и сам обслуживал их. «Они с уважением отнеслись к нашим сахабам. Мне лично самому хочется оказать им почести», – говорил он.

Пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) принял в своей мечети группу христиан из Наджрана и разрешил им совершить там свое богослужение.

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует!), выполняя свою миссию, никогда не призывал к войне ни с христианством, ни с иудаизмом, поскольку они тоже верили в Единого Бога, как это было ниспослано ему Творцом в Священном Коране. К военным действиям его принуждали родственники и соплеменники, которые являлись многобожниками и поклонялись идолам. Необходимо отметить, что миссия всех пророков заключалась в борьбе с многобожием, и это является промыслом Творца.

В книге[6] «Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует» описывается, как, благодаря мудрости и искусству общения с людьми, посланнику Аллаха удалось заложить основы нового общества. Пророк Мухаммед (да благословит Его Аллах и приветствует!) обучал и воспитывал людей, имевших возможность с ним общаться, очищал их души, побуждал к благонравию, прививал им чувства взаимной любви и братства, направлял ко всему достойному и благородному, побуждал к поклонению и повиновению Аллаху. Он напоминал им о достоинствах терпения и нетребовательности, повышал духовный уровень и развивал дарования своих сподвижников, объяснял им, в чем заключаются высшие духовные ценности, и показывал им наилучший пример.

Сообщается, что Абдуллах бин Масъуд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Пусть тот, кто желает следовать хорошему примеру, следует примеру тех, кто уже умер, ибо живой может и не устоять перед искушением. Следуйте примеру сподвижников Мухаммада, которые были наилучшими в этой общине, обладали наиболее благочестивыми сердцами, самым глубоким знанием и дальше всех остальных уходили от всего неестественного. Аллах избрал их в качестве сподвижников Своего пророка, чтобы они способствовали становлению Его религии, так признавайте их достоинство, следуйте по их стопам, по мере сил перенимайте их нравственные качества и усваивайте те примеры, которые они подавали другим всей своей жизнью, ибо, поистине, следовали они прямым путем».

 

Соглашение почтенного Халифа Умара (да будет доволен

им Аллах!) с представителями христианства

 

Добрососедских отношений с иноверцами продолжали придерживаться и те, кто правил исламским государством после пророка Мухаммеда (да благословит Его Аллах и приветствует!). Почтенный Умар (да будет доволен им Аллах!),  прибывший  в Байтул Макдис (Иерусалим), заключил с христианами соглашение[7], ставшее образцом свободы, мира и предоставления воли иноверцам. Ниже приводится текст этого соглашения:

«Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного! Это *- мир, который дал раб Аллаха, эмир правоверных Умар, жителям Илии. Дает мир их душам, имуществу, церквям и идолам, всему населению города – больным и здоровым. Никто не будет жить в их церкви, и они не будут разрушены. Не будет причинен вред ни им, ни тому, что им принадлежит, а также идолам и имуществу. Ни одному из них никто не нанесет вред умышленно. В Илии ни один иудей не будет жить с ними вместе. Народ Илии, как и народ Мадаина, платит джизью. Они обязаны выводить оттуда римлян и воров. Кто из них выйдет в другую сторону, люди и имущество его будет в мире, пока благополучно не доберется до мирного места. Кто останется – тот тоже в мире. Он тоже платит джизью – столько же, сколько народ Илии. Тем из народа Илии, кто хочет уйти с римлянами, взяв с собой людей и имущество, оставляя храмы и иконы, им самим, а также храмам и идолам гарантируется мир, пока не доберутся до мест, где действует мирный договор. Кто пожелает остаться из числа тех, кто был обладателем земли прежде пусть останется и платит джизью, как народ Илии. Кто пожелает, пусть уходит с римлянами. Кто пожелает и вернется к своим, с них не берется ничего до сбора урожая. Все это написанное будет обещанием Аллаха, Его Пророка, халифов и верующих, если народ Илии будет платить назначенную джизью».

Этому свидетельствовали: Халид ибн Валид, Амр ибн Асс, Абдуррахман ибн Авф, Муавия ибн Абу Суфъян. Записано и отредактировано в пятнадцатом году Хиджры.

Патриарх христиан предложил почтенному Умару совершить предвечерний намаз в тамошней главной церкви. Однако Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах!), не пошел на это, объясняя это тем, что если он совершит там намаз, то другие мусульмане могут доставить им беспокойство, изъявив желание совершать намаз там, где его совершал Умар.

Этот договор действует по сей день. Когда мы были на Святой Земле, то и сами явились свидетелями того, как одновременно призывает к молитве голос муэдзина (азан) в мечети «Аль-Акса», звонят колокола Храма Гроба Господня, а у Стены плача молятся иудеи.

В основе вышеизложенного лежат духовно-нравственные принципы человечества, определенные Создателем – умение прощать, не возвышаться над теми, кто уступает вам во внешности, духовности, материальном достатке и во многом другом, а особенно над людьми, принадлежащими другим религиозным конфессиям. Это является залогом сохранения мира на Земле.

 

Официальный документ «Ориентации на диалог между христианами и мусульманами». Второй Ватиканский Собор

 

Большое историческое значение имеет документ[8], выпущенный в 1970 г. Ватиканским департаментом по нехристианским делам Церкви на Втором Ватиканском Соборе под заголовком: «Ориентации на диалог между христианами и мусульманами», представленный Иман Валерией Пороховой в комментариях аята 78 Суры 22 «Аль-Хадж» Священного Корана (прим. 1417)

Этот документ чрезвычайной важности, указывающий на «пересмотр нашего отношения к исламу с критическим анализом наших предрассудков… Мы должны отказаться от устаревшего образа, как наследия прошлого, искаженного предрассудками и клеветой… и признать нашу прошлую несправедливость по отношению к мусульманам, за которую Запад  с его христианским образованием несет ответственность».

Текст документа изложен на 150 страницах; он объективно отвергает «классический» взгляд христиан на ислам и призывает к непредвзятой оценке реальности: «Мусульмане и христиане почитают одного и того же Бога, Бога Авраама, Моисея и Иисуса, Одного и Единого, Всемилостивого и Милосердного, Властелина Судного Дня… и Аллах не что иное, как арабское имя этому Богу».

В 1969 г. кардинал Кониг заявил об этом единстве веры в главной мечети Каира перед аудиторией студентов самого престижного в мире исламского университета Аль-Азхар. В апреле 1974 г. глава Ватиканского департамента по нехристианским делам Церкви посетил с официальным визитом Королевство Саудовской Аравии и передал Его Величеству королю Фейсалу Послание Его Преосвященства Папы Павла Шестого «…с глубокой верой в объединение исламского и христианского мира в их почитании Единого Бога». В октябре того же года Ватикан с большими почестями принимал Верховного Муфтия Королевства Саудовской Аравии, после чего ему был оказан самый теплый прием Церковным Собором в Женеве, а затем архиепископом Страсбурга Святейшим Эльхингером. Архиепископ предложил совершить полуденную молитву в его соборе – факт сам по себе имеющий чрезвычайное религиозное значение. (На это уже имеется исторический прецедент: предложения совместной молитвы халифу Омару в стенах Церкви Вознесения в Иерусалиме).

Документ также указывает на откровенные искажения в переводе и толковании Священного Корана, где предвзято и тенденциозно истолкованы такие постулаты ислама, как вопрос добровольного принятия религии (цитируется ст. 256 с. 2), «джихад фи сабиль Алла» (документ дает корректное толкование как «усилия на пути Господнем, предпринимаемые верующими по защите себя от агрессивного посягательства недругов» и указывает, что это не имеет ничего общего с библейским «херемом», а «является законным правом на свою религию и новые земли»).

Целью священной войны было не обращение неверных в ислам, а принятие ими объективной реальности его существования.

В Суре 2 «Аль-Бакара» Аллах призывает:

«Сражайся за Господне дело лишь с тем, кто борется с тобой. Дозволенного грань не преступай, – Аллах не любит тех, кто преступает (Пределы, установленные Им)» (аят 190);

«Не разрешил в религии Он принужденья, разнится ясно истина от заблужденья; кто зло отверг и верует (в Аллаха), обрел себе надежную опору, для коей сокрушенья нет, – Аллах, поистине, все слышит и всеведущ!» (аят 256).

Веротерпимость ислама всегда поражала умы исследователей-ученых. Что красноречивее может подтвердить это, чем  Сура 2 «Аль-Бакара»:

«Меж ними мы не делаем различий» (аят 136).

Во все века в странах, исповедующих ислам, в мире и благочестивом спокойствии соседствовали молитвенные дома всех конфессий, где «имя Бога почиталось сполна».

Из вышеизложенного следует, что просвещенные люди должны молить Создателя о ниспослании жителям планеты Земля духовно-нравственного поколения с  новым прогрессивным мышлением. 

 

Еще раз об уважении к представителям других

религий и конфессий

 

Фетва Совета муфтиев России 2002 гласит о следующем:

«Наказание неверующих является исключительной прерогативой Всевышнего Аллаха в будущей вечной жизни, и никто из людей не вправе присваивать себе в этой жизни полномочия судить других людей за их религиозные убеждения»[9].

В Суре 2 Священного Корана «Аль-Бакара» сказано:

«Нет принуждения в религии (аят 256)».

«Ислам – религия свободы выбора. Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в другую веру или навязывания атеистических убеждений», – говорится в Каирской Декларации прав человека в Исламе 1990 года, подписанной практически всеми мусульманскими странами.

При практической реализации этого права мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других и стремиться к тому, чтобы жить в мире с ними на основе заключенного договора.

В Суре 17 Священного Корана «Аль-Исра» говорится:

«Не убивайте душу, что Аллах запретной (для убийства) сделал, иначе как по праву» (аят 33).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:

«Истинно верующий (муъмин, уверовавший в Господа сердцем) – тот, с кем люди, независимо от того, верующие они или безбожники,  чувствуют себя спокойно и безопасно».

В мусульманском богословии говорится об основах справедливости в исламе: «Если где-то скрываются десять преступников, заслуживающих смертной казни, и с ними один невинный человек, то подвергать опасности жизнь этого невинного является преступлением». Если сегодня человечество отошло от этих гуманных принципов, то это не значит, что они должны быть забыты и не подлежат возрождению». Так что глубоко ошибаются те, кто придает терроризму религиозную окраску, более того, отождествляют это с Исламом.

 

 

 


[1] Джан Ш. Мевляна Джалаледдин Руми – жизнь, личность, мысли. Пер. с англ. Изд. 1-е СПб.: ООО Издательство «Диля», 2007, 432 с.

 

 

 

[3] Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан: Ответ. ред. Али Вячеслав Полосин. Т.: «Sharq», 2010, 352 с.

 

 

 

[4] Коран. Пер.смыслов и комм.В. М. Пороховой. 7-е изд., перераб. и доп. Аматы: ЗАО «Дәуір», 2002.

 

 

 

[5] Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан. Ответ. ред. Али Вячеслав Полосин. Т.: «Sharq», 2010. 352 с.

 

 

 

 

[6] аль-Мубаракфури, Сафи ар-Рахман. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Пер. с арабского А. Нирша. М.: Умма, 2008, 656 с.

 

 

 

[7] Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Ийман-Ислам-Куръан. Ответ. ред. Али Вячеслав Полосин. Т.: «Sharq», 2010. 352 с.

 

 

 

[8] Коран. Пер. смыслов и комм. В. М. Пороховой. 7-е изд., перераб. и доп. Алматы: ЗАО «Дәуір», 2002.

 

 

 

[9] http://www.worldislamlaw.ru/archives/1008

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ