ИСЛАМ И ЖЕНЩИНА

0
30

Духовный мир

Мадина Усенова,
доктор философских наук, профессор

Ислам – третья и последняя из развитых мировых  религий. Она возникла на Ближнем Востоке  в VII в. н. э. и корнями своими уходила в ту же почву, питалась теми  же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и иудаизм и христианство. И, тем не менее, – ислам исключительно своеобразная, самобытная религия. И специфика  эта настолько велика и ощутима, что специалисты говорят о «Мире ислама», об  «Арабо-исламской цивилизации».

Чтобы понять и оценить важную роль ислама в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов, его исповедующих, необходимо изучить  особенности его вероучения и культа, способы воздействия на   образ жизни  мусульман,  сделать небольшой экскурс на историю взамоотношений  этой религии   с семьей,  женщиной.
Ислам по числу приверженцев занимает второе место  в мире после христиан­ства.   Сегодня в мире каждый пятый  исповедует ислам.  За последние полвека число приверженцев ислама выросло на 235%. Распространен главным образом в странах Ближнего  и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. В СНГ – в Казахстане, Средней Азии, на Кавказе, в Поволжье и Западной Сибири.
В религиоведческой литературе нет единого мнения о причине столь стремительного распространения этой религии по  Земному шару. И в самом деле, почему ислам, возникший в  далекой от Казахстана и Средней Азии  и других регионов  стране, смог  здесь  пустить такие глубокие корни?
На этот счет есть несколько точек зрения ученых.  Одни видят эту причину в арабской экспансии. Мол,  арабы огнем и мечом насаждали свою религию в завоеванных ими странах.  А  как быть в таком случае со странами, куда арабы не дошли,  а  эти народы исповедуют ислам?
Другие ученые видят причину быстрого распространения ислама в фанатизме воинов Мухаммеда. Однако  исторические факты  не поддерживают эту гипотезу.  Известный исламовед  Т. Саидбаев утверждает на основе архивных документов, что халиф Омар   однажды   захотел проверить знания   воинов  вероучений ислама. Он приказал разделить добычу после одного победоносного сражения согласно знаниям воинов  аятов Корана. Но оказалось,  что поощрять некого. Воины не знали ни одного стиха Корана. И только один воин смог произнести формулу: «Во имя бога милостивого и милосердного».
Есть  еще и третья точка зрения, согласно которой ислам в Казахстане не  пустил глубокие корни потому, что этому помешал кочевой образ жизни. Казахи, мол, кочевали, мечетей не строили, придерживались своих языческих культов.
В каждой из этих концепций  есть, наверное, рациональное зерно.  И с каждой из них можно поспорить. Но совершенно бесспорно, что на  тот период истории  приход арабов всюду способствовал стабилизации жизни завоеванных народов, особенно горожан, образованию централизованных государств, создал условия для занятия торговлей и расширения ее географии.
Обездоленная часть населения видела в арабах защитников и покровителей.  Став  мусульманами, они освобождались от многочисленных непосильных налогов. Им стало  спокойнее  жить.  А идея всеобщего равенства всех людей, независимо от  степени   их богатства и  знатности рода  перед Аллахом, безусловно, импонировала им и возвышала  в собственных глазах.
В Казахстан ислам проник не при помощи огня и меча. Здесь  тоже был спрос на эту  религию. Ибо  уровень  социально-экономического,   политического, духовного развития  казахов и арабов был во многом схож. Этому способствовали вероучение и культ этой религии, одна из особенностей которой  состояла в синкретичности.  А кочевой образ жизни, отсутствие в степи мечетей препятствием не являлись. Ибо ислам не требует непременного посещения верующими мечети… Важно быть честным, добропорядочным мусульманином, искренне верить в Аллаха и его посланника Мухаммеда. А молится можно  и дома, и в степи – где угодно. И посредник между богом и человеком – мулла, имам вовсе не требуется. И кроме всего прочего – легкость принятия ислама. Достаточно было произнести формулу: «Нет бога, кроме Аллаха, а   Пророк  Мухаммед – его посланник», как ты уже мусульманин.
Коран – главная священная книга мусульман. Все его содержание рассматривается как слово Аллаха, ниспосланное  с неба. Согласно легенде, его содержание  было передано Мухаммеду во время сна архангелом Джабраилом.
Коран возник в эпоху, когда нравственные и правовые нормы не различались, представлялись в их единстве. И это нашло отражение не только в Коране, но и в системе Шариата, которая была создана несколько позже. Возведенные в ранг Закона  нормы нравственного поведения  мусульманина  в быту были отражены в главах шариатских кодексов  о браке, семье, разводе, наследстве, о взаимоотношениях полов, поколений и др.  И они  регулировали до мельчайших деталей все стороны жизни  верующих.
Стоит отметить, что в прошлом,  да и сегодня,   положение женщины в семье и обществе  традиционно  является  главной темой критики этой религии  и социального устройства  мусульманского общества – в целом.  Хотя  есть достаточно  много неопровержимых доказательств того,  что  положение женщин в доисламской Аравии было  намного хуже.  
Арабы-язычники, к примеру, живьем закапывали новорожденных девочек.  Этот варварский обычай отменил Пророк Мухаммед, который безумно обожал своих дочерей. Женщина не имела прав ни на какую собственность.   При разделе наследства умершего  мужа права   его жены, дочерей  не учитывались.   Наследство распределялось только между родственниками мужского пола. Женщина не имела  прав на образование, без разрешения мужчины – мужа, отца, если такового нет,  любого старшего мужчины  она не могла  заняться каким-либо делом, обрести профессию. Замуж  девушек выдавали  без их  согласия.  Ислам во многом изменил эту несправедливость.
Согласно Корану и Шариату, брак определяется как заключение договора, в котором женщина выступает как равноправная сторона. Брак  заключается  при ее добровольном согласии. Но при этом одного согласия невесты  недостаточно.  Требуется согласие ее отца или деда,  а  если их уже нет в живых, то   матери, старших братьев  невесты.
Достойная невеста должна отвечать следующим критериям:
1. Она должна быть законнорожденной и из хорошей семьи.
2. Она должна быть девственницей (за исключением брака на вдовах и разведенных).
3. Она не должна быть  вероотступницей или неверующей.
4. Она должна быть здоровой, то есть способной рожать детей.
Можно жениться на представительницах других религий, но с условием их перехода в ислам.  Препятствием для брачного союза  могут быть близкие родственные отношения. Шариат запрещает жениться  на матери, теще, родных  и двою­родных сестрах, племянницах, мачехе. 
Если мужчина вступил в брак, то он не имеет права жениться на дочери своей суп­руги от первого брака. Нельзя жениться одновременно на двух сестрах.
Ислам изменил структуру  арабского общества и значительно изменил гендерные роли. Женщина получила  право наследования,  право на образование,   личную собственность, которой могла  распоряжаться  по своему усмотрению. Обязанность  содержать семью, детей была всецело  возложена на мужчину. 
Исламовед  К.  Гиминов  приводит,  на основе архивных данных, факты, когда  арабские женщины   на собственные средства открывали  университеты. Так, в 859 году  Фатима аль-Фихри   открыла  университет в  г. Медина. Среди студентов этого университета были и девушки.  Супруга Пророка Мухаммеда Хадиджа, как известно,  успешно занималась коммерческой деятельностью,  а юная  Айша известна как  ученый  в области хадисов.После смерти Пророка она активно собирала  материалы, сведения  о том, что говорил, как поступал  Мухаммед  в тех или иных случаях  жизни.
При заключении брака жених должен был сделать  невесте подарок – махр.  Это:  ювелирные изделия, недвижимость, деньги и другие  ценности, которые являлись теперь ее собственностью. И никто – ни  супруг, ни ее, ни его родители или родственники не могли на него претендовать.  
Во многих сурах Корана подчеркивается  необходимость бережного, мягкого обращения  с женщиной,  напоминается  о физиологических, психологических  особенностях   женского организма.  В критические дни, в период беременности, кормления грудью она освобождается от дневных молитв,  поста. Вот одно из впечатляющих сур Корана о супружестве:  
«Из его знамений – Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине – в этом знамение для людей, которые размышляют» (Коран, 30:21).
И в Коране, и в Шариате  подчеркивается, что мужчина обязан заботиться, защищать, оберегать своих домочадцев. А женщина – хранительница очага,   должна рожать, воспитывать  детей, быть верной, любящей, послушной женой.  Ибо,  написано в Коране,  «Аллах дал одним из них преимущество над другими, потому что они расходуют из своего имущества» (4:34)
Многоженство, узаконенное исламом,  не является его изобретением. Оно существовало на Востоке  и ранее.  Ислам ограничил  количество официальных  жен до четырех единовременным или  последовательным браком.  Но установку эту соблюдали  и соблюдают далеко не все и не всегда. Ибо количество жен зависит от  состоятельности  мужчины.
Шариат уделяет особое внимание  экономической стороне брачно-семейных  отношений.  Например, при заключении брака  четко определяется размер и условия оплаты калыма. Это раз. 
Во-вторых,  в новой семье  условия жизни и быта у невесты  должны  быть не только не хуже, а лучше, чем  у родителей. И не важно, какая она  по счету жена.
В-третьих,  материальные   и бытовые  условия  жизни всех жен должны быть одинаковы. Никто из жен ни  в чем не может иметь преимуществ. И главное –  жены не живут на одной территории. У каждой должен быть  свой дом.  А график посещения  жен – это свято… 
Все исследователи ислама отмечают  легкость  системы расторжения брака. Отсутствие каких-либо формальностей.  Причем преимущественное право  при разводе принадлежит мужчине.  Стоит ему трижды произнести: «Талак, талак, талак» – и все, тебя бросили.  Ты – разведена. При этом дети остаются с отцом.
Женщина  может быть инициатором развода в единственном случае: если пос­ле вступления в брак у супруга обнаружится импотенция, умственное расстройство, проказа или другое неизлечимое заболевание.  Во всех остальных случаях  инициатором  может быть мужчина.
Однако удивительно, что при таких преимуществах  мужчины  не торопятся  расстаться с надоевшей супругой. И тому есть причины.
Нельзя разводиться с беременной женой. Поэтому  мужу придется три  менструальных цикла  подождать, чтобы убедиться, что жена не беременна. А если он поймет, что погорячился  и захочет вернуть жену, то это не так просто сделать.  Бывшая жена должна выйти замуж за  другого  мужчину.  Потом этот новый муж должен трижды произнести бракоразводную формулу: «талак»,  подождать  три  менструальных цикла… Только исполнив все эти унизительные условия, бедная женщина может вернуться  назад в семью, к своим детям.
Не меньшие унижения терпит и муж.  Часто ему самому приходится подыскивать своей  разведенной  жене  нового временного супруга,  договариваться,  оплатить ему услуги.   А поскольку ислам не признает фиктивных браков, то  все происходит  всерьез.  Бывают случаи, когда  новый супруг  отказывается  разводиться: женщина ему понравилась. И  новая жена досталась практически даром. Зачем ее отдавать? А женщине каково?  Иногда случались трагедии… 
Есть еще ряд важных  условий,  отмеченных в Шариате.
После развода   муж обязан  выплатить  жене сумму  муахарталак, которая прописана в брачном договоре при заключении брака.  Кроме этого, он обязан также выплатить  разведенной жене сумму мутаа, которая начисляется в соответствии с количеством прожитых лет и уровнем обес­печенности бывшего супруга. Эти суммы являются своего рода  компенсацией за нанесенный   ей моральный ущерб.
После развода  женщина возвращается в дом родителей.  А бывший муж  полностью обеспечивает ее материально, платит алименты до тех пор,  пока она не вый­дет замуж за другого.
Если по взаимному согласию дети остались с матерью, то  бывший супруг  обязан создать все условия для их воспитания, образования, включая их женитьбу и создание семьи.
Так что  легкость мусульманского развода, о которой говорят  исламоведы,  только кажущаяся.  Видимо, поэтому  в мире ислама – развод  не столь частое явление в жизни мусульман.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here