ЕВРАЗИЯ: СБЛИЖЕНИЕ НАРОДОВ

0
522

УДК 323.285:297

Серик БАСТЕМИЕВ,
к.ю.н, доцент кафедры «Правоведение»
ПГУ им. С. Торайгырова

В работе рассмотрены меры по профилактике борьбы с радикальными течениями ислама.
Бұл жұмыста радикалды ислам ағымдарымен күресудің алдын алу шаралары қарастырылған.
This work examines the preventive measures against the radical islamic currents.

Радикальные течения ислама

Как известно, после развала СССР и снятия «железного занавеса», многие политические радикальные течения ислама (секты), хлынули в страны СНГ, в том числе и на территорию Казахстана, о чем свидетельствуют участившиеся террористические акты в различных регионах Казахстана.
Говоря о политических или религиозных течениях, позволю себе напомнить, что мы уже имеем определенный урок истории, связанный с ними. В частности, в свое время большевики, как течение (секта), вышедшие из марксизма, захватили политическую власть в стране, а затем разрушили основы государства и создали свое. Мы также знаем, к чему привели большевизм, а затем сталинизм нашу страну и наш народ. Они создали социалистическое государство и экономику, но затем 70-летняя практика этого социализма показала, что социалистический способ производства менее эффективен, чем капиталистический, вследствие чего он и рухнул. А ведь из-за него в СССР было загублено минимум 60 млн. ни в чем неповинных душ. Поэтому, говоря о политических или религиозных сектах, в первую очередь, мы должны помнить свою историю. И к радикальным течениям ислама следует относиться со всей серьезностью и ответственностью, ибо они представляют смертельную опасность для нас.
Сегодня радикалы на территории Казахстана совершают террористические акты и, безусловно, имеют, прежде всего, политическую цель: разрушение нашего государства. Именно поэтому объектами их атак становятся, прежде всего, правоохранительные органы, органы власти и управления страны.
В октябре 2006 года Верховным Судом РК, по заявлению Генерального прокурора, признаны террористическими и была запрещена деятельность на территории Казахстана 11 международных организаций. Позже решением суда гор. Астана была также запрещена деятельность организаций «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами», «Аум Синрикё» и «Освобождения Восточного Туркестана».
Вместе с тем, запрет не означает, что все эти организации перестали действовать на территории страны. Надо полагать, что они просто ушли на нелегальное положение и продолжают действовать подпольно.
Надо признать, что исламский радикализм это, прежде всего, борьба за души людей. Идеологическая, непримиримая борьба. И здесь очень важно разобраться, кем и зачем созданы все эти организации, выяснить какие конкретные цели они преследуют, в чем их отличие от нашего традиционного ислама и т. д. В этом направлении всю необходимую информацию для населения должны предоставлять государственные органы идеологии, а также Духовное управление мусульман Казахстана.
Существует мнение, что в Казахстане «ислам не развит», а «казахи никогда не были хорошими мусульманами».
С этим я не могу согласиться, наоборот, считаю, что казахи оказались истинными мусульманами. Вспомните, когда царская Россия еще в XIX столетии пыталась христианизировать казахов, но желаемого результата так и не добилась [1.с.126]. Вспомните время «воинствующего атеизма», когда закрывались мечети, когда преследовалось духовенство, но результат тот же – казахи не переставали быть мусульманами.
В то же время, если вспомнить историю, то через какие испытания и трудности прошли казахи. Это и нашествие джунгар в 30 гг. XVIII столетия, и коллективизация в 30 гг. XX столетия. И, наверное, согласитесь со мной, если скажу, что во всех этих событиях стоял вопрос ребром: будет ли существовать казахский народ или исчезнет с лица земли? Но казахи, как известно, всегда выдерживали трудности, в силу того, что они были сильны, прежде всего, духом, и эту силу они получали от традиционного ислама.
Следует заметить, что традиционный ислам приняли не мы, а наши далекие предки. Сила нашего традиционного ислама, я считаю в том, что его каноны тесно переплетаются с обычаями и традициями кочевников. Действительно, мы много что сохранили от прошлого. Сегодня некоторые исламисты-радикалы, предлагают нам, казахам, отказаться от традиционного ислама. Но отказаться от него для нас, казахов, это равносильно отказаться от себя. К примеру, как можно отказаться от такого прекрасного слова, как «Айналайын». А ведь это слово идет оттуда – от Тенгрианства [2. с.309].
В то же время, мы казахи, благодаря исламу, сохранили свои обычаи и традиции и по ним, мы, между прочим, и отличаемся от других народов, к примеру, от китайцев.
Исламские радикалы, предлагая те или иные течения ислама, хотят насильно изменить нас, но мы не меняемся, так как с молоком матери впитали в себя традиции и обычаи. Наш национальный характер, мироощущение складывались веками. Даже, к примеру, наша национальная черта – толерантность – идет из глубины нашей истории. Проблема не в том, что мы казахи – плохие мусульмане, а в том, что пройдя через горнило «воинствующего атеизма», мы потеряли значительное количество духовных наставников и сегодня наша задача – возродить наш традиционный ислам.
Бытует мнение, что в основном в террористические организации вступает молодежь в силу социально-экономических причин: безработица, неустроенность и т. д. С таким мнением я также не могу согласиться. В эти организации нередко вступают и дети из обеспеченных семей. И здесь нет ничего удивительного. В свое время, к примеру, в секту большевиков вступала далеко не бедная, а наоборот, обеспеченная молодежь. Это исторический факт. Главная причина вовлечения молодежи в такие организации в том, что их идеология, видимо, пока более «привлекательна», чем наша. Мне кажется, что мы просто проигрываем идеологическую борьбу с подобными организациями. Это надо признать, и это должно быть отправной точкой в организации борьбы с этим злом.
Взрослое поколение, выросшее в условиях «воинствующего атеизма», менее подвержено влиянию исламских течений радикального толка, а вот молодежь, еще недостаточно имеющая жизненный опыт и религиозные знания, стала ходить в мечеть. Но зададим себе вопрос: «Почему они стали ходить в мечеть?» Это происходит потому, что именно Религия как бы говорит: «Если Ты станешь жить по нашим канонам – будешь хорошим и счастливым Человеком «на этом свете», а «на том свете» попадешь в Рай». А кто не хочет быть счастливым и хорошим Человеком? Чтобы ответить на этот вопрос, здесь нет необходимости проводить какие-то социологические опросы. Понятно, все без исключения, конечно, хотят быть хорошими людьми. Именно поэтому тяга молодежи к религии естественна и закономерна, и не надо быть каким-то провидцем, чтобы говорить, что в дальнейшем число верующих молодых людей в нашей стране будет только расти. А это означает, что и для организаций радикального толка наступает благоприятный момент для осуществления их пропаганды и вербовки. Поэтому я считаю, что нам необходимо всемерно повышать авторитет духовного управления страны, нам необходимы авторитетный, владеющий ораторским искусством духовный лидер, а также специалисты, способные пропагандировать не только традиционный ислам, но и проводить контрпропаганду среди молодежи.
Вторая категория людей, из числа которых пополняются члены террористических организаций – это осужденные, отбывающие срок наказания в исправительных учреждениях. Следует сказать, что там само общение осужденных друг с другом, администрацией и вся обстановка оказывают удручающее воздействие на их личности, их психика постоянно напряжена, нередко многие из них «уходят в себя», а это еще больше угнетает людей. Сама обстановка оказывает воздействие на всех осужденных, они даже чем-то похожи друг на друга по внешности (одинаковый бледно-желтый цвет кожи, походка, мимика, жесты). Осужденный становится инертным и духовно ослабленным. Чтобы как-то разрешить эту проблему, в годы независимости в исправительных колониях стали строить молитвенные комнаты или небольшие культовые сооружения. Считаю, что все это было сделано правильно. Но возникает вопрос: зачем туда надо было направлять и осужденных к лишению свободы исламских радикалистов? Мы, таким образом, по сути, сами создали им идеальные условия для их работы по вербовке людей.
Считаю, что сделать из человека радикального исламиста, причем фаната, готового ходить с поясом шахида, много знаний и времени не требуется. Достаточно того, чтобы человек воспринял идею, пропустил ее через себя и сохранил в своем сердце. Духовно слабому человеку и этого достаточно, он поверит в эти догмы, найдет в них смысл жизни для себя и станет еще более ярым фанатом в сравнении со своим наставником. Считаю неправильной практику совместного содержания исламских радикалистов с другими осужденными.
Таким образом, можно сказать, что отдельные категории граждан Казахстана идут в ряды исламистских радикалов не по причине их сильной идеологии. В стране слабо работает система организации религиозного воспитания в духе традиционного ислама. Поэтому нам следует работать в этом направлении и оказывать помощь Духовному управлению мусульман Казахстана, учитывая все свои недостатки и упущения в этом вопросе.

Светская идеология

Следует отметить, что государство является только одним из элементов формации, кроме него сюда входят экономика и светская идеология. Эти элементы формации взаимосвязаны и взаимообусловлены. Нарушение или дисбаланс этих элементов, в особенности слабая и не отвечающая интересам народа идеология приводит к ослаблению или распаду всей формации, в том числе и государства. Или наоборот, если у государства экономика слабая и, прежде всего, отсталый способ производства, то даже при сильной идеологии оно распадется. К примеру, СССР, имевший, казалось бы, сильную идеологию и почти 18 млн. коммунистов, распался мгновенно как карточный домик.
Казахстан сегодня, как и, впрочем, другие страны СНГ, в годы независимости построил не просто капитализм, а государственный капитализм. Государство ввело рыночную экономику и закрепило в своей Конституции ценности и принципы в первую очередь рыночной экономики, такие как: демократия, равноправие, законность и т. д. И это же государство, реально их обеспечивает на практике. Иначе в условиях беззакония или отсутствия свободы, к примеру, для предпринимательства, рыночная экономика просто не смогла бы функционировать. Поэтому надо в первую очередь, чтобы предприниматели, присущими им методами и формами, защищали наше государство и включились в борьбу против терроризма и экстремизма. А чтобы этого достичь, среди них следует пропагандировать те ценности, которые заложены в нашей Конституции с тем, чтобы они стали ее приверженцами, нашего образа жизни и защитниками устоев государства. Простое увеличение численности предпринимателей – еще не сила, их надо направлять, вести среди них пропаганду, навязывать им идеологию рыночной экономики. Никто не требует от предпринимателей, чтобы они выходили на улицу и ловили преступников. Для этого имеются у нас специальные органы. Я говорю о том, что они не должны оставаться в стороне от борьбы с терроризмом. Могут же они финансировать те мероприятия в среде молодежи и студенчества, направленные против экстремизма и терроризма? Предприниматели должны осознать, что если они не будут защищать нашу Конституцию и рыночную экономику, и будут пассивны, то к власти могут прийти иные силы, и тогда они потеряют все, что имеют…
Для нас рыночная экономика – не самоцель, а средство решения стоящих перед нашим государством задач: постоянное повышение благосостояния народа. И наша страна справляется с этой задачей. В годы независимости, именно благодаря рыночной экономике у нас постоянно наблюдается повышение заработной платы, пенсий, построено множество объектов социального назначения: школы, больницы, дороги и т. д. Поэтому и среди населения следует вести пропаганду, чтобы все его слои восприняли нашу рыночную экономику и идеологию. А содержание нашей светской идеологии изложено в работах и выступлениях нашего Президента. Остается только, чтобы государственные органы, в том числе партия «Нур Отан» и другие политические партии, проводили пропаганду на высшем уровне, а не занимались формалистикой. К сожалению, надо признать, что у нас во многих случаях имеет место формальный подход к вопросам пропаганды наших ценностей. Иначе, стали бы наши граждане из числа молодежи членами каких-то организаций радикального толка поднимать оружие против своего государства и народа?
Считаю, что в современных условиях вся светская идеология должна быть подчинена не только защите государства и рыночной экономики, но совершенствованию этих двух компонентов формации, путем борьбы с коррупцией, повышения эффективности работы государственных органов, а также повседневно и повсеместно занимаясь проблемами повышения производительности труда. Очень важно возвышать каждое предприятие, каждого труженика, добившегося высокой производительности труда или наивысших результатов в своей деятельности. Все это надо также пропагандировать, иначе мы, никогда не станем передовой, интеллектуальной и современной нацией, а терроризм и экстремизм станут еще более актуальными.

Развитие государственности
Немаловажную часть в нашей идеологии составляет наша история. Ведь не случайно наш Президент постоянно обращает внимание на этот аспект.
Изучая историю в советское время, не раз читал и слышал, что у нас до «Великого Октября» был феодальный строй, и народ был культурно отсталым, а революция принесла нам социализм и открыла глаза народу. Или бытует мнение: мол, Казахское ханство, а, значит, казахский народ появился лишь в XV веке. Я не специалист-историк, но с таким мнением категорически не согласен.
Заметим, что в советское время делили государства на определенные типы (формации) на основе учения К. Маркса, но эта типология приемлема для оседлых народов, но не для кочевников. К примеру, по этому учению, чтобы назвать феодальным государство, требуется главный признак: частная собственность на землю, а у кочевников никогда не было частной собственности на землю [3.с.217]. Поэтому этот феодализм, мягко говоря, притянут за уши и только для того, чтобы показать, что казахский народ был отсталым, некультурным…
Надо сказать, что кочевой образ жизни был обусловлен не отсталостью народа, а был вызван природными условиями нашей территории. Именно это обстоятельство повлияло и на образ жизни, и на их социальную структуру и на мировоззрения и т.д. Кочевники имели Великую кочевую цивилизацию, кочевую культуру, во всяком случае, не хуже по сравнению с другими цивилизациями. К примеру, если китайцы или кто-то еще придумали порох, то кочевники первыми одомашнили лошадь, первыми создали колесо и колесницу, первыми создали веру единобожья – Тенгрианство. Кстати, символу тенгрианского креста, вдумайтесь! – более 7 тысяч лет [4. с.16].
Заметим, что целый народ или целое государство не может появиться из ничего или свалится с неба, народ также бесследно не исчезает. К примеру, был же Советский народ? Да, был. Это исторический факт, но с разрушением СССР, что и народ исчез? Нет, мы с вами и есть советский народ, но называемся по-другому. Также у кочевников не раз менялось название государств, а народ-то, кочевники остались. Мы, казахи и есть эти кочевники. Раз так, то почему, мы – номады, должны отказаться от кочевой цивилизации, кочевой культуры, почему мы должны отказаться от Великого кочевника Чингисхана? Мы должны восстановить свою историю. А то, что в XV веке была создано Казахское ханство во главе с ханами Жанибеком и Кереем, это следует считать очередным этапом развития государственности кочевников, когда завершилось формирование тюркоязычных кочевых народов (сюда вошли, к примеру, кыпчаки, имевшие когда-то свое государство, найманы и кереи, являвшиеся по некоторым источникам христианами и т. д.) в единый этнос кочевников, который и стали называться общим именем – казахский народ.
Считаю, что историю казахского народа следует преподавать в контексте с историей кочевников, как одно целое, с определенными этапами развития, и тогда все встанет на свои места. У нас великая История, которой может гордиться народ Казахстана, и особенно молодежь. И ее надо освещать и пропагандировать.
Еще со времен сталинских репрессий многие народы, не по своей воле оказавшиеся на территории Казахстана, но благодаря общей судьбе и толерантности, стали поистине братскими, с общими традициями и менталитетом. После объявления в конце 1991 г. независимости республики, и по сегодняшний день, более 130 народов, сохраняя свои самобытность, язык, традиции и культуру, и в то же время, объединяясь в единое целое, составляют казахстанскую нацию, или народ Казахстана. И наш народ во главе с Лидером Нации, уже начал процесс сближения, интеграции с другими государствами Евразии, так как у всех наших братских народов – общая судьба. Поэтому стабильность, межнациональное и межрелигиозное согласие важны не только для нашей страны, но и для всех государств Евразии.
Таким образом, возвращаясь к теме статьи, казахстанское общество, развивая традиционный ислам и защищая свои ценности, свою Конституцию, государство и рыночную экономику, может противостоять против любых форм международного терроризма и экстремизма, в том числе и против радикальных течений ислама.

г. Павлодар
Литература
1. Кабульдинов З. Е. Казахи внутренних губерний России во второй половине XVIII – начале ХХ вв. (историко-демографический аспект). ПГУ им. С. Торайгырова, Павлодар, 2002, 232 с.
2. Валиханов Ч. Избранные произведения. Изд. «Наука», 1986, 414 с.
3. Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов: основы жизнедеятельности номадного общества. Алматы: «Социнвест», М.: «Горизонт», 1995, 320 с.
4. Томпиев К. К. О тюркских племенах и народах Азии и Европы. Алматы: «КазАкпарат», 2010, 403 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ