Законодательные инициативы Европейского Союза в области образования

0
668

Бекмурат Найманбаев, 
кандидат исторических наук, доцент, 
и. о. профессора Казахстанского 
инженерно-педагогического 
университета Дружбы народов

На протяжении всего времени существования Совета Европы воп­росы образования занимали одно из приоритетных мест в его программах и бюджете. В целом эту многолетнюю деятельность можно охарактеризовать как постепенное формирование общеевропейской образовательной политики, которая обеспечивала бы во всех странах-членах равные права и высокие стандарты обучения для всех граждан. Присоединение государств к разрабатываемым Советом Европы конвенциям и соглашениям и внесение в связи с этим соответствующих изменений в национальные законодательства создают основу для будущего общеевропейского законодательства об образовании.

Принятие в Совет Европы (СЕ) целого ряда новых стран превратило его в действительно общеевропейскую организацию и еще более повысило значение области образования в его деятельности. Это специально отметил Комитет министров СЕ, подчеркнувший, что «образование должно формировать более тесные связи между народами, воспитывая международное взаимопонимание и гармоничное сотрудничество в поликультурном обществе».1 

Деятельность СЕ в области образования представляет двойной интерес. С одной стороны, она объективно отражает общие тенденции и проблемы в развитии национальных систем образования в европейских странах. С другой – показывает, как через сотрудничество и взаимное сближение национальных политик, в процессе выработки общеевропейских стандартов в этой сфере в русле движения к объединенной Европе постепенно формируется общеевропейская образовательная политика. 
С момента создания СЕ образование находилось в фокусе его внимания и деятельности. Еще до принятия Европейской культурной конвенции вопросы образования рассматривались Комитетом министров. Им был принят ряд резолюций по вопросам образования, в том числе о школьных учебниках, об обмене учителями, об эквивалентности квалификаций, что привело к принятию европейской конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на поступление в высшие учебные заведения. С принятием и открытием к подписанию в 1954 г. Европейской культурной конвенции и созданием в том же году Фонда культуры, через который главным образом финансируется деятельность СЕ в сфере образования и культуры, начался новый этап в его деятельности: конвенция установила рамки деятельности СЕ в области образования, культуры, наследия, спорта и молодежи и стала для него руководством к действию.  С самого начала Конвенция была «открытым соглашением», т. е. давала возможность присоединения к ней не только государств-членов СЕ, но также и государств вне СЕ, которые были заинтересованы работать с ним в области образования и культуры и адаптировать его стандарты в этих областях для своих стран. Вот почему 47 европейских государств вовлечены в программы и проекты Е, осуществляемые по этой конвенции: кроме государств-членов
Совета Европы культурную конвенцию подписали Беларусь, Босния и Герцеговина, Ватикан, Монако и в апреле 1997 г. – Азербайджан, Армения и Грузия.
Программами СЕ по вопросам образования и культуры руководит Совет по культурному сотрудничеству (СКС), созданный в 1962 г. для реализации Культурной конвенции. В него входят все государства, присоединившиеся к Конвенции, и еще четыре страны (США, Канада, Япония и Израиль) имеют при нем статус наблюдателя. Таким образом, можно сказать, что сотрудничество в области образования и культуры в рамках Совета установлено на регулярной основе между
51 страной. Положения Конвенции реализуют совет по культурному сотрудничеству СЕ и Фонд культуры.
О значении, которое придается в деятельности СЕ культурному сотрудничеству, включающему и образование, говорит и такой факт: на Второй встрече глав государств и правительств стран-членов СЕ (Страсбург, 10–11 октября 1997 г.) 34 из 44 выступавших говорили об образовании, изучении языков, культуре и культурном наследии, а в Заключительной декларации один из пяти разделов также посвящен культурному сотрудничеству
За время существования СЕ были проведены многие десятки конференций, сотни семинаров, симпозиумов, курсов, встреч, консультаций, многочисленные исследования по различным актуальным проблемам образования. Осуществлены целые серии крупных проектов в области начального, среднего и высшего образования, образования взрослых. Делалось все, чтобы новые идеи, опыт, результаты исследований,
полученные в странах-членах, были обобщены и объединены в общий фонд данных.
В своих программах и проектах СЕ уделял большое внимание университетам и другим высшим учебным заведениям Европы, помогая решать их проблемы через поощрение сотрудничества между ними, сбор и распространение информации, организацию встреч представителей министерств и вузов, учреждение европейских проектов по высшему образованию. Приоритеты СЕ в этой области включали доступ к высшему образованию, признание эквивалентности дипломов и квалификаций, реформу законодательства о высшем образовании в странах Центральной и Восточной Европы. Программа реформы законодательства о высшем образовании вылилась в самостоятельный проект, продолжающийся и поныне, цель которого – оказание помощи новым странам-членам из Центральной и Восточной Европы в реформировании их систем
высшего образования.
Основными   темами   проектов   в 1995–1997 гг. были: среднее образование для Европы; программа реформы законодательства о высшем образовании в новых странах-членах из Центральной и Восточной Европы; изучение языков и европейское гражданство; демократия, права
человека и меньшинства: образовательный и культурный аспекты; изучение и преподавание истории Европы XX в.; программа непрерывного повышения квалификации учителей; Европа в школах: конкурс «Европейский день школ». Ряд из этих проектов в том или ином виде перешли в программу Совета Европы по образованию на 1998–2000 гг.
На январской сессии 1998 г. Совет по культурному сотрудничеству, заседавший в качестве Руководящего комитета по культурному сотрудничеству (РККС), принял Резолюцию № 1, в которой одобрил содержание и финансирование программы деятельности
СЕ в области образования и культуры на 1998 г. В объяснительном меморандуме к принятой программе СКС подчеркнул свое стремление к максимальному адаптированию программы к главным целям совета Европы, а именно: «укреплению демократии, социальной сплоченности, уважения
прав человека, защиты национальных меньшинств и интеграции новых государств-членов в постоянные структуры СЕ на равных со всеми условиях».2  Однако при утверждении программы РККС встретился с определенными трудностями, прежде всего финансового характера. Как и другие международные организации сегодня. СЕ испытывает бюджетный дефицит: на 1998 г. был предусмотрен нулевой прирост бюджета Фонда культуры по сравнению с 1997 г. Поэтому даже с учетом мнения Комитета министров СЕ о том, что «сектор образования должен иметь приоритет как в межправительственной программе деятельности СЕ вообще, так и в программе СКС в частности». РККС пришлось внести существенные поправки в текущую программу международного, сотрудничества в области образования (закрыть некоторые из проектов, ограничить объем мероприятий по другим), сосредоточив внимание на приоритетных на данный момент и резко ограничив открытие новых проектов. В частности, было решено приостановить с конца 1997 г. два проекта – «Изучение языков для европейского гражданства» и «Региональное сотрудничество в области высшего образования», сократить количество мероприятий.
В рамках таких проектов, как «Мобильность и признание дипломов» (в связи с тем, что в 1997 г. была разработана и принята под совместной эгидой Совета Европы и ЮНЕСКО широкая международная «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе», которая была открыта к подписанию на дипломатической конференции в Лиссабоне в апреле 1997 г.) и «Демократия, права человека и меньшинства: образовательные и культурные аспекты» (в рамках этого проекта в 1998 г. мероприятия будут сведены
только к проведению 2–3 семинаров в странах-членах по распространению результатов проекта). В то же время были расширены по содержанию и количеству проводимых мероприятий проекты «Образование для демократического общества» и «Изучение и преподавание истории Европы 20-го века» и увеличено финансирование проекта «Программа реформы законодательства о высшем образовании», предназначенного главным образом для стран Центральной и Восточной Европы. В 1998 г. открыт только один новый проект – «Высшее образование для демократического общества» и новый элемент содержания – «Высшее образование перед
проблемами непрерывного образования» – вносится в проект по университетам для будущей Европы.
В области высшего образования и научных исследований в 1998 г. осуществлялись четыре проекта:
III.7. «Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе» (1998–2000 гг.);
III. 8. «Помощь новым странам-членам в обновлении высшего образования» (1998–2000 гг.);
III.9. «Высшее образование для демократического общества» (1998–2000 гг. с возможным последующим продлением);
Ш. 10. «Сбор и распространение краткосрочных данных об исследованиях в области образования для тех, кто принимает
решения в странах-членах» – поддержание и развитие европейского тезауруса по образованию и базы данных EUDISED (1998–2000 гг. с последующим продолжением).
Одной из важнейших форм сотрудничества на высшем уровне в области образования в рамках СЕ является постоянная конференция европейских министров образования. Первая такая конференция состоялась в 1961 г. в Гамбурге,  последующие проходили в Риме, Лондоне, Вене и других городах с периодичностью один раз в два года, и только в последнее время в связи с возросшим числом стран-членов Совета они стали проводиться один раз в три года.
На конференциях европейских министров образования в 70–80-х гг. обсуждались актуальные для стран-членов вопросы состояния различных уровней и аспектов образования. Конференции принимали рекомендации, адресованные правительствам стран-членов и Совету Европы, нередко
инициировали программные проекты для Совета по культурному сотрудничеству. Например, темы конференций министров в 80-х гг. посвящались состоянию и проб­лемам различных уровней образования в европейских странах.
В последние десятилетия ХХ века значительно возросла роль Конференции в формировании направлений деятельности, содержания программ и проектов СЕ в области образования и в развитии европейского сотрудничества в этой сфере – на каждой сессии конференции одним из обсуждаемых вопросов является «Европейское сотрудничество в области образования». Принимаемые Конференцией рекомендации («резолюции») в адрес СЕ в заметной мере формируют как направления деятельности, так и конкретные программы и проекты в области образования. Тематика самих конференций стала более приближенной к программной деятельности СЕ, особенно к тем аспектам, которые нацелены на построение в перспективе новой демократической и объединенной Европы.
С принятием в СЕ целого ряда новых членов, в том числе и стран Центральной и Восточной Европы, возросли роль и международный авторитет Конференции. Основной темой 18-ой сессии Постоянной
конференции европейских министров образования, проходившей в Мадриде в марте 1994 г., была «Построение новой Европы: демократические ценности, образование и мобильность». В ее работе, помимо министров образования стран-членов СЕ, участвовали министры образования других
стран, присоединившихся к Европейской культурной конвенции, ряд стран-членов ОБСЕ и др. Конференция приняла четыре резолюции: «Образование для демократии, прав человека и терпимости»; «Подготовка к миру труда»; «Поощрение школьных связей и обменов в Европе» (которые, как посчитали участники конференции, «должны стать составной частью образования на всех уровнях и в как можно большем числе стран»); «Сотрудничество в области образования в рамках Совета Европы».
19-я сессия проходила в июне 1997 г. в г. Кристиансавд в Норвегии. Ее главной темой было «Образование 2000: тенденции, общие проблемы и приоритеты для общеевропейского сотрудничества». Кроме министров образования стран-членов СЕ и других стран, подписавших Европейскую культурную конвенцию, на конференции были представлены: Комитет министров СЕ, КМРВЕ, СКС, Канада, США, Израиль, Европейская Комиссия и Секретариат Европейского Союза, ЮНЕСКО, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), Совет министров Северных стран и др.  Высоко оценив деятельность СЕ по европейскому сотрудничеству в области образования, Конференция приняла две резолюции. В одной она положительно оценила  результаты  закончившихся  в 1996–1997 гг. проектов СЕ по образованию («Среднее образование для Европы», «Преподавание истории в новой Европе», «Изучение языков для европейского гражданства», «Доступ к высшему образованию в Европе»). Другая носила программный характер: в ней Конференция рекомендовала Совету Европы сконцентрировать свою деятельность в среднесрочной и долгосрочной перспективе на следующей тематике:
– политика в области образования, которая благоприятствует гармоничному развитию личности и содействует демократической безопасности, социальному сплочению и борьбе против социального отторжения;
– образование для демократического гражданства;
– европейское измерение в образовании, в частности изучение современных языков, преподавание истории Европы, школьные
связи и обмены, повышение квалификации учителей в этих областях, конкурс «Европа в школах», образование в поликультурном и многоязычном обществе;
– деятельность по признанию квалификаций высшего образования в Европе.3  
Практически все рекомендации Конференции были учтены Советом по культурному сотрудничеству и вошли в программу его действий в области образования на 1998–2000 гг. 20-я сессия Постоянной конференции европейских министров образования состоялась в 2000 г. в Польше.
Совет  Европы имеет обширную программу публикаций по всем направлениям своей деятельности, в том числе и по образованию. Из периодических изданий можно отметить ежемесячный журнал «Форум» («Forum»), бесплатные ежеквартальный «Информационный бюллетень по образованию» («Newsletter Education») и информационный бюллетень Европейской сети школьных связей и обменов «Связи»
(«Links»). Большое количество публикаций на английском и французском языках (монографии, брошюры, доклады, учебные пособия или их тематические серии) выходит в связи с осуществляемыми проектами. Следует отметить серию небольших монографий «Среднее образование для Европы» (в 1995–1997 гг. опубликованы монографии по 22 странам). Серия публикаций по европейскому измерению в образовании включает 10 названий, в том числе изданную в 1997 г. обобщающую
монографию «Европейское измерение в среднем образовании».
После подписания Болонской декларации появился целый ряд важных международных документов, в числе которых: отчет Межправительственной группы по Болонскому процессу к встрече министров образования в 2000 г. в Праге и последовавшее за ним в 2001 г. Коммюнике конференции европейских министров образования «К созданию европейского пространства высшего образования»; совместный документ Конференции европейских университетов «Формирование будущего», принятый в 2001 г. в Саламанке; отчет Межправительственной группы «Болонский процесс между Прагой и Берлином» и последовавшее за ним Коммюнике «Создание
общеевропейского пространства высшего образования».4 Последний из указанных документов, подписанный в сентябре 2003 г. в Берлине, имеет не только европейское, но и международное значение. В этом Документе министры образования европейских стран подтверждают необходимость:
– отношения к образованию как общественному достоянию, ответственность за которое лежит на всем обществе;
– придания приоритетного значения академическим ценностям при осуществлении программ международного академического сотрудничества и мобильности;
– установления более тесных связей между собственно высшим образованием и исследовательскими структурами в каждой из стран-участниц;
– сохранения европейского культурного богатства и языкового разнообразия;
– признания роли вузов и студенческих организаций в развитии пространства высшего образования;
– выполнения обязательства доступности высшего образования для всех, с использованием всех возможностей и соответствующих средств;
– активизации усилий с целью развития эффективных систем обеспечения качества высшее го образования.
Как очевидно, качество составляет основу развития общеевропейского академического пространства, и именно этому вопросу уделяется особое внимание. Вмес­те с тем, в соответствии с принципом институциональной автономии, главная ответственность за обеспечение качества ложится на высшие учебные заведения: деятельность вузов в этом направлении составляет основу формирования национальных систем обеспечения качества.

г. Шымкент

Литература
1.Council of Europe. CDCC (98) Fin. Cultural Fund Programme and Budget for 1998. Strasbourg, February 1998, р. 9.
2.Council of Europe. CDCC (100) Fin. Cultural Fund Programme and Budget for 1998. Strasbourg, February 1998, р. 9.
3. Council of Europe. Newsletter Education. Dec. 1997, № 3–4, р. 4–5.
4. Формирование Европейского пространства высшего образования. Коммюнике Конференции министров образования. Берлин, 2003, 19 сентября.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ