ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

0
907

Оразалы Сабден,

доктор экономических наук,

академик, директор Института

экономики МОН РК

В современном прагматичном мире все большее значение придается материальным ценностям, а инвестиции вкладываются лишь в те области человеческой деятельности, которые могут принести дивиденды. Тем не менее, в развитых странах 77% ежегодного дохода получают за счет эффективного использования человеческого капитала, а 23% – за счет ресурсного освоения. В Казахстане ситуация складывается почти наоборот.

Речь идет о самом главном производительном факторе экономического развития – человеческом капитале. Если говорить в двух словах, то человеческий капитал – это интеллект, здоровье, знание, качественный и производительный труд и само качество жизни.

Человеческий капитал является главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний как следующего важного этапа развития страны.

Анализ трудовой ситуации в Казахстане показывает, что на определенном этапе нефтегазовая, машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли столкнулись с острой нехваткой квалифицированных специалистов. По данным исследований, проведенных Всемирным банком, 60% отечественных работодателей отмечают недостаточный уровень навыков рабочих, что препятствует развитию производства и бизнеса.

Ядром человеческого капитала был и остается человек. Сам же человеческий капитал определяет в современной экономике основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций.

Впервые вопросы развития человеческого капитала были озвучены Президентом РК на 16-ом пленарном заседании Совета  иностранных инвесторов в декабре 2006 года. А в последних стратегических документах развитие человеческого капитала определено как основополагающий фактор развития экономики страны, что предусматривает кардинальные изменения в системе образования, в степени активности бизнеса. Надо переходить от понимания развития человеческого капитала как расходов на персонал к восприятию его как инвестиций в будущее. Так, по оценкам экспертов, увеличение человеческого капитала на 1% приводит к росту производительности труда на 3,8%.

Существует ряд основных составляющих человеческого капитала, развитость которых определяют состояние нашей экономики, а неразвитость – появление негативных проблем, решению которых мы, ученые, должны оказывать содействие. Достижение целей устойчивого развития налагает особые требования к качеству образования и обучения. Этому вопросу большое значение придается и в Послании  Президента РК (2011 г.), где сказано, что главным кредо для каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни». Полностью будет обновлено содержание профессионально-технического образования. Идеи Послания хорошие, но как они будут реализованы? Вот в чем вопрос.

Определим ключевые позиции, которые наглядно характеризуют состояние развития человеческого капитала.

Прежде всего о производительности труда, рост которой отражается на качестве жизни населения.

В Казахстане один работник производит продукции на 17 тыс. долларов в год, в развитых странах этот показатель превышает 90 тыс. долларов, (т.е. в 5 раз больше). Медленным ростом производительности труда в Казахстане чаще всего объясняют и медленный рост заработной платы, ее отставание от той, что получают в развитых государствах. Казахстан занимает неплохое положение по уровню зарплаты в СНГ – 2 место. Но от развитых стран отставание по зарплате составляет от 8 до 10 и более раз. Учитывая, что отставание в производительности труда у нас составляет 5 раз, следует признать, что зарплата в республике является заниженной вдвое. Поэтому Парламенту нужно серьезно подумать над повышением заработной платы.

Важным инструментом достойной заработной платы является обоснование минимальной заработной платы. В развитых странах размер минимальной зарплаты составляет 40-60% от уровня средней заработной платы. В Казахстане данное соотношение не превышает 27% на протяжении всего периода экономических реформ. С 1 января 2011 года минимальная зарплата в Казахстане составляла 15 990 тенге или 78 евро.

Давайте перейдем к рассмотрению отдельных важнейших составляющих человеческого капитала. Начнем с ситуации в здравоохранении, т.к. состояние здравоохранения является наихудшим среди факторов конкурентоспособности человеческого капитала в Казахстане. В развитых странах расходы располагаются в интервале 8-15% от ВВП, что в 3,5-6,7 раза выше, чем в Казахстане. В глобальном рейтинге конкурентоспособности ВЭФ по уровню здравоохранения Казахстан находится на 85 месте среди 133 стран. В стране наблюдается более короткая средняя ожидаемая продолжительность жизни от рождения (67 лет) по сравнению с развитыми странами мира. В 34 развитых странах этот показатель составляет 75-80 лет.

В этой связи необходимо увеличить государственное финансирование здравоохранения в Казахстане и довести его минимум до 5% ВВП, как рекомендует ВОЗ (минимальные расходы по странам должны составлять 5-6% ВВП).

Далее рассмотрим положение в образовании и науке, как важнейших факторах повышения производительности труда. Достижение целей устойчивого развития налагает особые требования к качеству образования и обучения и состоянию здоровья населения в целом и работающих граждан, в особенности.

В республике Казахстан образование и обучение традиционно занимают в системе ценностей ключевую позицию. По данным ПРООН Казахстан занимает 18 место по показателю вовлеченности в образование, США – 19 место, Великобритания – 20, Россия – 31 место; по доле грамотных среди лиц старше 15 лет Казахстан вышел на 8 место в мире.

Повышение качества образования в Казахстане зависит от уровня государственного финансирования отрасли, который остается низким (3,6% ВВП). В ближайшей перспективе необходимо увеличить государственное финансирование образования в Казахстане до 6% к ВВП.

Сейчас за высшее  образование молодежи помогают заплатить родители, т.к. в Казахстане более 82% студентов учатся на платной основе. Но и далее, работая, молодой специалист не может стать самостоятельным. Такой ситуации нет ни в одной развитой стране. Потому наши кадры в казахстанской науке стареют, а молодежь идет искать другую работу, с более высокой зарплатой для обеспечения хотя бы минимальных жизненных потребностей. Выпускники – болашаковцы в НИИ не приходят. Академик математик Тынысбек Халменов как-то сказал, что двое болашаковцев пришли, месяц-другой покрутились и ушли в национальные компании.

Наука является кузницей кадров для образования и инновационной экономики. Однако в Казахстане численность научных кадров составляет 40,7% к уровню 1990 г. и расходы на НИОКР снизились за этот период более чем в 3 раза. Ситуацию необходимо кардинально менять. Уровень государственного финансирования науки необходимо увеличить как минимум до 1,5% к ВВП для надлежащего научного обеспечения решения поставленных перед республикой задач.

Хотя принят новый Закон «О науке» но реальных сдвигов мы пока конкретно не видим. Каково же все-таки реальное состояние казахстанской науки?

Наука не погибла, но положение ее весьма драматично. У нас нет статистики уехавших ученых, как нет и данных по динамике оценки потенциала оставшихся. Или же нет данных о соотношении остепененных ученых  и реально занимающихся наукой.

Наука перестала быть единым целым. Она живет по островкам, мало взаимодействующим между собой.

Наука на глазах стареет. Бывая на конференциях, семинарах, замечаешь, что в зале сидят больше пожилые люди. Средний возраст научных сотрудников 55-60 лет. Они, скорее всего, уже не уедут за рубеж, но еще могут обучать молодежь.  Но все же это уходящее поколение. За ними пустота, поскольку молодежь на низкую зарплату не идет.

Наука ждет до сих пор достойного финансирования. Во все времена существования человечества финансирование науки было прерогативой государства. Коммерциализация науки – это успокоительное средство для чиновников, которые «не варились на кухне науки», которые ждут одномоментной отдачи от науки и изданий публикаций ученых в рейтинговых журналах. Если этого нет по их мнению, то мы зря проедаем государственные деньги. В такой обстановке разве можно делать науку?

До сих пор нет оценки уровня и масштаба интеллектуального потенциала РК.

Времени для спасения науки почти не осталось. Еще несколько лет и произойдет полный разрыв связи между поколениями ученых. А новая система PhD не будет готовить настоящих ученых, это только трамплин для карьерного роста молодых.

Ученые должны принадлежать к верхушке среднего класса, а труд научного работника должен быть уважаемым и социально престижным. Так, например, в СССР заработная плата директора НИИ была свыше 1000 рублей, что в 2 раза больше, чем у первого секретаря обкома партии или министра.

Попытка разделить ученых на полезных и бесполезных в мире не признается. «Полезных» можно дополнительно стимулировать грантами, а «бесполезных» все время поддерживать.

Для тех, кому кажется, что наука слишком дорогая роскошь, попробуем привести контраргументы:

  • Первым следствием угасания науки будет упадок образования. Он уже очень заметен, у нас появились безграмотные подростки.
  • С упадком образования придется распроститься с надеждой развивать у себя новые технологии. По уровню развития технологических укладов мы отстаем на 50-60 лет.
  • Следствием упадка науки и образования в стране будет полное падение международного престижа.
  • Формально науку не потеряли. Останутся вузы, профессора, будут защиты, только уровень диссертаций по PhD будет снижаться. Сохранятся научные журналы, но «импакт-фактор» журналов будет очень низок. В этих журналах можно будет напечатать что угодно, но читать их никто не будет. Наступит момент, когда не станет профессионалов, способных понимать то, что написано в зарубежных журналах.

Когда власть увидит, что дело плохо, она будет рада поверить любому шарлатану в науке. Чтобы такое не случилось, можно утверждать, что необходимо соблюсти два главных условия:

– полное уважение к научному знанию и профессии ученого, т.е. поднять статус ученого;

– адекватное финансирование, хотя бы на уровне или выше СНГ;

Содействие науке, как основному элементу человеческого капитала, может оказать Союз ученых Казахстана.

Потеряв науку, Казахстан перестанет быть независимым государством, сохраняющим контроль над своей территорией и своими природными богатствами. Это обстоятельство следует положить в основу стратегии будущего развития страны.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие основные выводы:

– Эффективность развития человеческого капитала определяется не только экономическими показателями, но и духовными индикаторами, по которым можно судить об интеллекте нации.

– Духовность нации создается не в одночасье, а рушится на глазах. Неразвитость науки ведет «в царство темных людей», где вместо научной статистки появляются предсказатели и астрологи, вместо медицины – знахари и целители, вместо инженеров – изобретатели вечных двигателей. Следует ожидать, что среди таких людей будут иметь успех самые агрессивные формы религии, самые изуверские секты.

– Во что превратится страна без фундаментальной науки не представляем. Разрушив системность в научной сфере, уповать на результат компанейщины вроде PhD не придется, поскольку результат ее внедрения известен: вырастим молодежь-карьерстов, которые будут руководить наукой и делить научные знания на полезные и бесполезные.

Мы придерживаемся такого мнения, что:

наука существует для того, чтобы быть наукой,

наука будет производить знания, а производство – их использовать,

наука как цветок тоже нуждается в уходе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ