Система образования: тенденции и проблемы

0
5395

Майгуль МЕКЕБАЕВА,

кандидат политических наук

Решение стратегических задач, стоящих перед Казахстаном напрямую зависит от образовательной и профессиональной подготовки молодежи, от ее нравственных и политических идеалов, социальных ценностей, уровня общей культуры.

В настоящий момент, существует ряд факторов, заставляющих нас обратить внимание на кризис в казахстанской системе образования, который, хотя и протекает в латентной форме, но не становится от этого менее разрушительным. Многочисленные негативные тенденции в развитии системы образования могут серьезным образом сказаться на будущем страны.

Особенности системы образования РК: основные тенденции

В настоящее время ситуация в системе образования в Казахстане характеризуется следующим.

С одной стороны, количественные показатели высших учебных заведений позволяют отнести Казахстан к странам с развитым уровнем высшего образования.

С другой стороны, многими ведущими странами мира дипломы наших вузов не признаются, и для работы за границей отечественным специалистам требуется защищать диссертацию в западных университетах, что позволяет характеризовать казахстанские вузы как неконкурентоспособные на мировом рынке образовательных услуг.

Государственная политика Казахстана в области образования после 1991 года осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования. Наиболее интенсивно реформирование стало проводиться с 1995 года, но в то же время его темпы и глубина остаются недостаточными, а экономические трудности продолжают создавать основные препятствия в реализации необходимых преобразований. При этом реформирование определялось такими чертами как приведение системы образования в соответствие с законодательной и нормативно-правовой базой, формирующейся в ходе текущей трансформации общественных отношений; диверсификация сети и структуры высших учебных заведений; отказ от государственной монополии на образование; развитие негосударственного сектора высшего образования и создание рынка образовательных услуг; рост числа студентов, обучающихся не за счет средств государственного бюджета; отмена жесткого централизованного руководства сферой образования и строгой регламентации деятельности вузов; внедрение новых государственных стандартов высшего образования.

Основной тенденцией развития образования являлась адаптация ранее существовавшей системы образования к реалиям нового социально-экономического устройства. На ее трансформацию определенное воздействие оказали следующие факторы: внедрение и развитие рыночно-хозяйственных отношений; деидеологизация; либеральная стратегия в сфере образования.

Другой тенденцией системы образования является коммерциализация, обусловленная:

с одной стороны, ростом платных образовательных услуг и, соответственно, снижением качества и доступности образования,

с другой – отсутствием надежной системы оценки качества образования в системе образования в целом. Здесь наличествует формальное измерение достижений, в то время как проблема детализированного и комплексного измерения качества образования остается открытой как в странах Запада, так и в постсоветских государствах. Различной является острота этой проблемы.

Особенностью образовательной системы является наличие в ней организационно и функционально самостоятельных систем образования – среднего и высшего. Вместе с тем, различная система подготовки учащихся в средней школе и вузе вступила в противоречие с общим требованием непрерывности образования в Казахстане. Соотношение средней и высшей школы имеет различную систему подготовки. Малореформированная система среднего образования в основном сохранила государственную и бесплатную форму обучения, высшая школа – наоборот, перестроилась на многоуровневую систему образования, и доля платного обучения стала намного превышать долю бесплатного.

Современное состояние системы образования можно охарактеризовать следующим образом: формирование национальной модели образования с учетом международных требований к новым образовательным системам; бесплатность среднего общего и начального профессионального образования в государственных учебных заведениях; реструктуризация сети вузов и научно-исследовательских институтов; автономия вузов; централизованная организация и государственная сертификация вступительных экзаменов; функционирование негосударственного сектора образования.

В организационной области система образования представляет собой многоуровневое образование (дошкольное, среднее, вузовское и послевузовское – бакалавр-магистр-докторант PhD); смешанный тип обучения (государственные и частные школы, обучение в вузах по гранту или платное); различные формы обучения (очная – дневная и вечерняя; заочная).

К позитивной стороне казахстанской системы образования можно отнести стабильность функционирования; альтернативные формы обучения; обеспечение школьников базовыми и обязательными знаниями; наличие в школах и университетах профессиональных кадров; бесплатное среднее образование; наличие системы образовательного гранта.

В то же время система образования обладает недостатками, среди которых можно выделить нижеперечисленные.

Первое. Препятствием к развитию конкурентно прозрачного рынка и экономики страны является коррупция на всех уровнях системы образования. Предпринимаемые меры в борьбе с коррупцией (например, студенческое движение «Сессия без взяток») дают только кратковременный эффект.

Создание благодатной почвы для развития криминогенности, безнравственности и аморализма в молодежной среде являются – результат разрушительных последствий коррумпированности системы образования.

При этом спрос на коррупционные услуги у студентов крупных мегаполисов меньше, чем у жителей малых городов. Это объясняется тем, что студенты – жители мегаполисов – имеют доступ к культурно-образовательной инфраструктуре, у них есть возможность повысить уровень своего образования на курсах, брать уроки у преподавателей вузов и т. д.

Такая ситуация чревата крайне опасными социальными последствиями, в сознании у молодых людей происходит искажение основных понятий при формировании системы ценностей.

Как показывают результаты социологического исследования в сфере дошкольного, школьного и высшего профессионального образования, коррупция распространена довольно широко. Например, о взятках в вузах слышали 73% родителей студентов. При этом многие респонденты считают дачу взяток в вузе вполне допустимой. Готовность платить взятки высказали: 14% – в категоричной форме, 18% – в менее уверенной форме и только 32% сказали «нет».[1]

Надо отметить, что коррупция распространена во всех звеньях системы образования (с детского сада до защиты диссертаций, а также при приеме на работу), сложился своего рода рынок коррупционных услуг в системе среднего, высшего и послевузовского образования.

Второе. Той части молодежи, чьи родители занимаются низкооплачиваемой работой (почти половина населения (44%), потому что около 86% студентов обучаются за счет собственных средств, возможность получить высшее образование практически сводится к нулю.

Современное состояние системы образования в Казахстане обладает следующими характерными особенностями:

во-первых, коррумпированность;

во-вторых, недостаточная доступность высшего образования. У выпускников школ нет равных стартовых возможностей в получении высшего образования из-за тяжелого материального положения многих  семей;

в-третьих, низкое качество образования и несоответствие полученной специальности потребностям рынка труда;

в-четвертых, большое количество частных вузов (из 148 вузов в Казахстане около 90 частных). Данные вузы являются не конкурентоспособными на рынке образовательных услуг. В частных вузах происходит системная деградация казахстанской молодежи, так как в погоне за прибылью их руководство часто идут на поводу у студентов, что приводит к упадку нравственности.

На данный момент в Казахстане параллельно функционируют две формы обучения: по гранту и платное. Доступность высшего образования у нас гарантирована системой грантов, которая имеет свои позитивные и негативные стороны. Позитивная сторона – относительная защищенность от традиционных «блата» и коррупции.

Негативная заключается в следующем:

Система государственных грантов поставила уровень доступности высшего образования в сильную зависимость от текущей социально-экономической ситуации в стране[2];

К тому же, наблюдается тенденция сокращения бесплатного высшего образования, если учесть неуклонное сокращение государственного сектора в экономике, социальной сфере, науке и культуре.

Описанная ситуация объективно тормозит стремление большинства молодых людей самостоятельно решать свои вопросы и строить жизненную перспективу путем получения образования и освоения престижных профессий. В основной своей массе молодые люди без образования начинают вовлекаться в криминальные структуры или в нелегальный бизнес. В данном вопросе выявляется следующее:

Несоответствие предлагаемых вузами специальностей и специализаций потребностям рынка труда.

У большинства учебных заведений отсутствует адекватное требованиям рыночной экономики планирование объемов, профилей и уровня подготовки выпускников. Учебные заведения действуют по принципу выживания, а не адаптации к социально-экономическим преобразованиям. Изменились ориентиры развития промышленного производства.

Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей.

На рынок труда выходят профессионально необученные и недоучившиеся молодые люди. Большинство работодателей ориентируется на кадры, владеющие несколькими смежными профессиями или специальностями, способные к динамичной профессиональной мобильности. Основным условием работодателей остается высокий уровень общетехнической и специальной подготовки и новые требования: глубокие знания в области экономики, IT-технологий, психологии, социологии, права, экологии, иностранных языков и др.

Отсутствие у молодых специалистов практических навыков по полученной профессии.

Сокращение или формальное прохождением практики во время обучения не позволяет выработать определенные умения и навыки, выполнять курсовые задания с привлечением практического опыта конкретного предприятия или фирмы.

Низкая заработная плата специалистов и ее задержка.

Примерно треть выпускников именно по этой причине вынуждена отказываться от предложений работодателей. Нельзя не отметить еще одно обстоятельство. Возможность дополнительного заработка, хорошая зарплата, предоставление жилплощади являются наиболее привлекательными для специалистов, наличие же интересной и творческой работы, перспективы профессионального роста отводятся ими на второй план. Отсутствие таких позиций приводят к неудовлетворенности своей работой, разочарованию молодых специалистов.

Неэффективность системы распределения выпускников, обеспечивавшей их гарантированное трудоустройство, трудовую адаптацию и социальные гарантии.

Молодой человек в условиях формирующегося рынка труда должен иметь свободу выбора профессии и места приложения труда в соответствии со своими возможностями и желаниями. Частичное распределение выпускников вузов дало бы следующие позитивные результаты: формирование клиентуры заказчиков; связи с отраслевыми организациями; сокращение периода от разработки до внедрения новых технологий; налаживание обратной связи с выпускниками и т. д.

Недостаточный уровень квалификации преподавательского состава является достаточно серьезным недостатком системы образования.

Невысокая заработная плата у научно-педагогических кадров, слабое развитие материально-технической базы вузов, их социальной инфраструктуры. Это провоцирует отток молодых преподавателей и ученых из сферы образования и науки. Многие из них вынуждены искать дополнительные средства к существованию в бизнесе, коммерческих структурах, что отрицательно сказывается и на педагогическом, и на учебном процессах. Практически разрушена система повышения квалификации преподавателей, что обусловлено следующими факторами:

  • высокий уровень коррупции;
  • эклектизм в восприятии опыта западных стран;
  • отсутствие системы оценки качества образования;
  • наличие в образовании и науке неформальных отношений;
  • старение квалифицированного кадрового ресурса;
  • нехватка и дороговизна дошкольных учреждений;
  • низкая заработная плата специалистов;
  • недостаточно высокая ответственность за низкое качество преподавания;
  • субъективная оценка качества знаний учащихся, особенно выпускников;
  • падение учебной мотивации на протяжении всех лет обучения.

В целом, указанные недостатки самым серьезным образом сказываются на эффективности системы образования, что определяет его низкое качество. Очевидными последствиями такого положения дел становится то, что сегодня казахстанские вузы не входят ни в один общепризнанный мировой рейтинг (рейтинги Times Higher Education и Шанхайский рейтинг). Хотя, в целом, в мире прослеживаются тенденции роста рейтингов азиатских вузов (Токио, Тайвань, Гонконг и др.) благодаря огромным инвестициям в образование в этих странах. Среди азиатских вузов казахстанские так же не смогли войти в число 100 лучших университетов.

Учитывая, что данные последствия представляют угрозу стабильному развитию страны, необходимость дальнейшего реформирования системы образования с целью создания условий для устранения имеющихся в ней негативных явлений не вызывает сомнений. Вместе с тем, хотелось бы отметить, что для создания полноценной национальной модели образования необходим продуманный механизм функционирования всех уровней системы для получения в конечном результате высокообразованного специалиста.


[1] Мониторинг экономики образования. М., 2004, № 4.

[2] В законодательстве Казахстана и, в частности, в последнем Законе РК «Об образовании» нет четкого определения принципов, задач и функций формирования государственного заказа. В то же время с самых высоких трибун была озвучена концепция, согласно которой объемы государственного заказа связываются исключительно с текущими потребностями в кадрах государственных учреждений и предприятий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ