10 лет колледжу КазНУ им. аль-Фараби

1
1156

Райхан НУРКАНОВА,

директор колледжа КазНУ им. аль-Фараби,

кандидат педагогических наук

Мария КУЛКАЙ,

преподаватель экономических дисциплин

Визитная карточка

Колледж был образован согласно решению, принятому Ученым советом университета в 2002 году. Основной задачей нашего учебного заведения стала квалифицированная подготовка будущих специалистов, востребованных на рынке труда. Наше структурное подразделение при самом значимом вузе страны играет ведущую роль в формировании и освоении довузовской многоуровневой образовательной системы. В образовательном процессе используются современные методы обучения с применением информационно-технических средств.

По окончании колледжа выдается диплом государственного образца, на основании которого выпускники могут продолжить образование в КазНУ им. аль-Фараби по родственным специальностям с сокращенным сроком обучения.

Колледж осуществляет подготовку специалистов на базе 9 и 11 классов по следующим специальностям: Правоведение (юрист-консультант); Финансы (экономист по финансовой работе); Вычислительная техника и программное обеспечение (техник-программист); Информационные системы (техник); Преподавание иностранного языка в начальных классах; Туризм (менеджер); Учет и Аудит (бухгалтер и экономист по анализу хозяйственной службы); Экономика (экономист); Переводческое дело (гид-переводчик, переводчик).

На сегодняшний день в колледже более 600 учащихся. Обучение ведется на государственном и русском языках. Мы имеем возможность привлекать для обучения представителей профессорско-преподавательского состава университета. Так, в колледже работают 60 преподавателей, из них десять имеют ученые степени звания, свыше 20 ­­– учителя первой и высшей категории.

Бремя выбора

Спросите у любого человека: как он выбирал свою будущую профессию? Вряд ли каждый сможет обосновать свой выбор. Профессиональные планы у молодежи возникают, как правило, под влиянием различных причин: мнения родителей, учителей, друзей (за компанию), книг и телепередач, методом собственных рассуждений, проб и ошибок. Проще говоря, для многих юношей и девушек выбор профессии, зачастую, необдуманный, спонтанный шаг. Распространенное заблуждение молодежи состоит в том, что, например, престижную профессию она рассматривает саму по себе как источник  дохода, дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Здесь нужно понимать следующее: те профессии, которые воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Например, средний уровень доходов квалифицированных рабочих за последние годы выше, чем у экономистов или юристов. Однако конкурсы на эти профессии  пока остаются высокими.

При выборе будущей профессии необходимо учитывать различные факторы: свои склонности к определенным видам деятельности, свои способности, о которых вы уже знаете, хотя в процессе учебы могут проявиться и другие (из-за чего некоторые люди меняют профессию). Ценность высшего образования является безусловной, но практика показывает, что далеко не все абитуриенты готовы стать студентами вузов. Зачастую, родители стремятся дать своему ребенку высшее образование, переоценивая его способности, не учитывая его интересы. Это приводит к стрессам и родителей, и детей. Вызывает у них определенный комплекс неполноценности.

А ведь мы из нашей, не такой уж давней истории, знаем, что среднее специальное образование имеет немало плюсов. Прежде всего, это отличный старт в будущее. Через рабфаки, профессионально-технические училища, техникумы, присовокупим сюда и колледжи, прошли миллионы людей. Многие из них в дальнейшем добились больших высот во всех областях человеческой деятельности: в экономике, науке, культуре, государственном управлении. Такое явление обусловлено многими факторами. Во-первых, знакомство с будущей профессией происходит раньше по возрасту, а это не маловажно в молодые годы. По сути, уже в 15-16 лет юноши и девушки делают первые шаги в своей карьере. Например, учебный процесс в нашем колледже, впрочем, как и в других, отличается от школьного. Как и в вузе, здесь пары, а не уроки, опрашиваем и проверяем изученный материал чаще, больше  промежуточного контроля. Это приводит к тому, что учащиеся качественно готовятся к занятиям. Нагрузка на них увеличивается, к тому же, уже на первом курсе ребята экстерном осваивают программу за 10-11 классы. Проводятся семинарские занятия и сессии. К тому , быть студентом в таком юном возрасте – повод для гордости. Это делает молодых людей более взрослыми в своих же глазах.

В колледже КазНУ широко используются защита рефератов, деловые игры, лекции-диалоги, мини-конференции, подготовка научных докладов или рефератов, составление библиографии по отдельным темам учебных курсов, проведение учебно-практических конференций по материалам раздела или семестра, проблемные лекции, диалоговые формы проведения лабораторных, семинарских и практических занятий, выполнение индивидуальных творческих заданий. Например, в прошедшем учебном году прошли такие нетрадиционные занятия, как урок-суд по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание», интегрированные уроки литературы и химии с биологией на тему: «Любовь, что движет Солнце и светила» (Данте). Урок – лабораторное занятие «Химические свойства металлов на примере кальция» прошел в лаборатории химического факультета КазНУ. В День финансистов на трех зыках прошел урок, посвященный казахстанскому тенге, и этот список можно продолжить.

Время вносить коррективы

В своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» наш Президент Н. А. Назарбаев сказал о том, что одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования. Он отметил, что модернизация образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям:

1) оптимизация образовательных учреждений;

2) модернизация учебно-воспитательного процесса;

3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг.

В рамках оптимизации необходимо укрепить непрерывную вертикаль образования. Важно восстановить логическую взаимосвязь всех видов «возрастного» образования как целостного лифта ­– дошкольного, начального, среднего, профессионального, высшего и поствузовского.

В этой вертикали колледжи являются немаловажным звеном, и поэтому мы хорошо понимаем свою роль в модернизации учебно-воспитательного процесса и повышении эффективности и доступности образовательных услуг. Сегодня воспитание понимается у нас не только как передача знаний и опыта от старшего поколения младшему, но и как сотрудничество преподавателей и учащихся в сфере их совместной учебной и внеурочной деятельности.

Основная задача воспитательного процесса сегодня – создание  условий для активной жизнедеятельности учащихся, их гражданского самоопределения и самореализации для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии.

Воспитательная работа ориентирована на:

­­­­­­­ формирование традиций, основанных на преодолении вызовов современности и создании благосостояния страны, а также на глубоком почитании высоких национальных традиций своего народа;

развитие гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

формирование целостной и научно-обоснованной картины мира, развитие познавательных способностей;

предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими позитивными склонностями интересами;

формирование здорового образа жизни.

Для эффективной реализации и усовершенствования воспитательного процесса в колледже организованы: совет кураторов; орган студенческого самоуправления; студенческий маслихат; дисциплинарный совет; кружок по формированию национального воспитания «Атамекен»; родительский комитет. Все аспекты данной деятельности направлены на создание в колледже единого образовательного и воспитывающего пространства, основой которого является разделяемая всеми субъектами образования единая система ценностных ориентаций.

Не учебой единой

В колледже сложилась традиция ежегодно 1 сентября отмечать День знаний. Кураторы групп знакомят первокурсников с историей и традициями университета и колледжа, их правами и обязанностями. Регулярно проводится Международная научная конференция  студентов и молодых ученых «Мир науки». По ее итогам в последние два года грамотами были награждены Данияр Бексултан, Харути Масси, Алтынай Копес, Жания Серикова, Маргарита Ким, Гаухар Канай, а Ерик Жакибаев занял в этом году почетное второе место и получил диплом второй степени. Он выступил с докладом «Проблемы экологии Аральского моря». Многие наши первокурсники участвовали в различных городских конкурсах, олимпиадах, научных проектах и занимали призовые места. К примеру, учащаяся 3-го курса по специальности «Переводческое дело» Малика Есмуханбетова получила Гран-при в номинации «Студент года» в Республиканском конкурсе, проводимом МОН РК. Кстати, с целью «погружения» в английский язык колледж ежегодно отправляет в Малайзию в университет Лимкаквинк ряд своих учащихся. Заключены также договора с Департаментом статистики г. Алматы, районной прокуратурой и районными судами о прохождении производственной практики учащихся 3-го курса по специальности «Правоведение».

Общественная жизнь колледжа КазНУ им. аль-Фараби насыщена интересными мероприятиями. Учащиеся регулярно посещают музеи С. Муканова, А. Байтурсынова, Г. Мусрепова, а также музеи университета под руководством своих кураторов и преподавателя казахской литературы Ж. Мусиной. В прошлом году хор колледжа принял участие в Республиканском конкурсе «VIVAT Қазақстан!» в номинации гражданско-патриотической песни, который проходил в Алматы в Доме офицеров, и занял первое место. В составе нашего хора – 100 человек. Кроме того, организованы танцевальный и вокальный ансамбли, театральный кружок, фольклорный ансамбль, команда КВН. Более тридцати обучающихся занимаются в различных спортивных секциях.

Четвертый год подряд колледж является лучшим по смотру художественной самодеятельности среди 14 факультетов КазНУ им. аль-Фараби.

Практически все наши выпускники продолжают учебу в вузе. Если они выбирают специальность, по которой учились в колледже, срок их обучения будет короче, чем у остальных студентов. Как правило, они не разочаровываются в будущей профессии, как некоторые студенты-дебютанты.

Подводя итоги, можно определить, что в колледже разработана модель образовательной и воспитательной системы. Но мы не считаем ее чем-то застывшим и окончательным. Время неизбежно вносит и будет вносить коррективы в нашу работу, с тем, чтобы готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ