ПО-НАСТОЯЩЕМУ ГОТОВИТЬ К ЖИЗНИ

3
89

Эдуард БРАУН, 
доктор сельскохозяйственных наук, профессор, 
Почетный академик Полевой академии

В современном мире увеличивается значение образования и науки, как важнейших факторов формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Опыт как в нашей стране, так и за рубежом свидетельствует, что развитие системы народного образования определяется рядом общих закономерных тенденций, к которым относятся планомерное, поэтапное повышение уровня общего обязательного образования, опережающее и определяющее развитие общего образования по сравнению с профессиональным и специальным образованием, опережающее развитие массового профессиального и специального образования по отношению к росту квалификации рабочих мест, создавая благоприятные условия для формирования всесторонне развитой личности. Именно формирование такого человека, с ранних лет приобщенного к труду, должно стать высшей целью системы народного образования, всех ее звеньев.

Известно, что на выбор профессии учениками наиболее активно воздействуют три «силы» – школа, семья и общественность. «Силы» эти не равны между собой и далеко не всегда направлены в одну сторону. В каждом конкретном случае ведущей может оказаться одна из них. Родители, разумеется, главные диспетчеры профориентации. Разве можно сравнить авторитет любого «чужого дяди» с авторитетом родителей, которые и заблуждаясь, все-таки не хотят плохого своим детям. Ведь те, кто часто уговаривает выпускников школ и вузов оставаться в селе, чаще всего сами живут в городе, да и детей своих в село не посылают. И родителям это хорошо известно, поэтому их аргументы намного убедительнее, чем аргументы докладчиков, чьи дети учатся в вузах и живут в городе. 
Можно говорить об их «приоритете», но дело выиграет лишь при условии координации сил под методическим руководством школы. Она располагает многолетними наблюдениями за каждым учеником – кто какие способности проявил.
Если серьезно говорить об улучшении профориентационной работы, прежде всего надо позаботиться о работе с родителями. Лучше родителей никто не сможет указать юношам и девушкам дорогу в будущее. Никто почему-то не задумывается над несуразностью размышлений, в которых почему-то «лучше быть плохим инженером, чем хорошей дояркой». Школа должна воспитывать и растить не прекраснодушных белоручек, а деятельных строителей новой жизни.
Следовало бы учитывать, что многие из школьных выпускников формируют свои взгляды на будущее под влиянием телевидения, Интернета, газет и журналов. Жаль, что многие выпускники школ неверно представляют себе истинную цену, престижность и значимость труда на производстве. Если школа увидит в этом и свою вину, она сумеет быстрее преодолеть инерцию, пойдет не только во след, но и с опережением требований времени. 
Необходимо думать об усилении практической направленности преподавания в школах естественных наук. Не случайно молодежь, пришедшая в вуз после колледжей, легче и более глубоко усваивает вузовские программы, чем вчерашние школьники. Ведь она имеет не только общеобразовательный уровень, но и профессиональные знания. 
Выпускники школ, активно занимавшиеся в различных технических кружках, обладая минимумом практических навыков, имеют более основательную теоретическую подготовку. Многие из них становятся талантливыми специалистами, изобретателями, учеными.
Можно много спорить о профессиях и призваниях. Бесспорным же надо признать, что овладение любой высококвалифицированной профессией, с призванием или без призвания, немыслимо без накопления определенной суммы научных знаний. Запас знаний ничем нельзя заменить. Это должен учитывать и тот, кто выбирает профессию, и те, кто ведает отбором людей для профессий. 
Не следует забывать, что верные пути к умам и сердцам ребят пролегают также через производственный труд. Предметный творческий труд совершенно необходим. Процесс адаптации был бы значительно эффективнее, если бы школы располагали лучшей материальной базой. Успех же подготовки специалистов в вузах во многом определяется тем, кого мы принимаем в студенческую семью. От того, насколько прочные и глубокие знания, азы жизни и практические навыки приобретут ученики в школе, в семье зависит и уровень подготовки первокурсников и в известной мере – квалификация и гражданская ответственность выпускников вуза. 
Опять же, прежде всего, необходимо стремиться обеспечить единство обучения и воспитания, взаимосвязь профессиональной и общеобразовательной подготовки, укрепить связь учебного процесса с жизнью.
Конечно, можно пассивно ждать, когда школа сумеет повысить уровень знаний учеников или станет в полной мере развивать у них интерес к тем или иным, особенно к сельским профессиям. Но ждать нельзя, и коллективы вузов должны сами участвовать в этой работе. Именно поэтому преподаватели Западно-Казахстанского аграрно-технического университета им. Жангир хана регулярно выезжают в городские и сельские школы, встречаются со старшеклассниками, рассказывают им о достижениях сельскохозяйственной науки, об интересных профессиях, которыми можно овладеть, обучаясь в университете.
Решая задачи укрепления сельской экономики, необходимо постоянно заботиться о подготовке кадров, способных квалифицированно вести дело, научить этому других.
Сельские училища должны стать настоящей рабочей академией. И поэтому предстоит укреплять их связи с агропромышленными объединениями, чтобы совместными усилиями улучшать подготовку выпускников, совершенствовать производственную практику.
Система кадрового обеспечения является важным элементом инфраструктуры агропромышленного комплекса, без которой невозможно обеспечить устойчивое развитие данного сектора экономики.
Большой интерес в этом отношении представляет опыт Германии, создавшей одну из наиболее эффективных систем непрерывного обучения кадров сельского хозяйства, основанную на тесном взаимодействии с практикой.
Германия имеет высокоразвитое сельское хозяйство, удовлетворяющее порядка 90% внутренней потребности в продовольствии. При этом количество занятых в сельском хозяйстве составляет менее 3% трудоспособного населения [1]. Успехи сельского хозяйства Германии не в последнюю очередь обусловлены развитой системой профессионального образования, которая не только обеспечивает качественное первоначальное образование, но и поддерживает высокий уровень персонала за счет системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которая считается одной из самых совершенных в мире. Она обеспечивает подготовку сельскохозяйственных специалистов разного уровня: фермеров, мастеров, механизаторов, специалистов высшей сельскохозяйственной школы и магистра аграрных наук (университеты и специализированные институты).
Профессиональное образование Германии основано на так называемой дуальной модели, сочетающей обучение на базе образовательного учреждения с обучением на рабочем месте.
Начальное и среднее профессиональное образование бесплатно для обучающихся, все финансирование осуществляется в рамках социального партнерства между государством, органами самоуправления и предприятиями-работодателями. Производственное обучение на предприятиях финансируется за счет взносов работодателей, при этом затраты на обучение вычитаются из налогооблагаемой прибыли. Учащиеся получают пособие от предприятия, на котором проходят обучение.
Характерной особенностью немецкой системы аграрного образования является его непрерывность. Она представляет собой многоуровневую систему, готовящую сельскохозяйственных специалистов различной направленности и разных уровней компетенции. Эта система охватывает все уровни, начиная от профессиональной ориентации школьников, заканчивая высшим образованием и постоянным повышением квалификации.
На протяжении своей трудовой деятельности работники, специалисты и руководители сельскохозяйственных предприятий проходят периодическое переобучение и повышение квалификации. Первоначальное аграрное образование получают в системе профессиональных училищ с неполной и полной формой обучения (сельскохозяйственные школы и техникумы), а также высших учебных заведений – университетов и институтов (высших сельскохозяйственных школ). Любая образовательная программа уделяет серьезное внимание практике – до ¾ всего времени, отведенного на обучение, ученики проводят на предприятии [2]. Большинство образовательных учреждений имеет собственные учебно-производственные хозяйства, использующие передовые агротехнологии и оснащенные всей необходимой сельскохозяйственной техникой, а у нас до сих пор используют бороны времен «керенского».
Государство и бизнес оказывают поддержку таким предприятиям: вся прибыль от реализации продукции учебно-производственных хозяйств используется для развития образовательного учреждения.
Учебно-производственные хозяйства платят только налог на добавленную стоимость по льготной ставке (7% для продовольственных товаров). На развитие учебных хозяйств государство представляет долгосрочный беспроцентный кредит. На производство продукции в таких хозяйствах оно дает дотации из расчета 1840 евро/га, новая сельскохозяйственная техника поставляется заводами-изготовителями в хозяйство без оплаты на один год. Через год техника обновляется.
Существенной особенностью профессионального образования в Германии является его тесная связь с производством, основанная на обоюдной заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в квалифицированных специалистах, а населения – в трудоустройстве. 
На мой взгляд, вопросам обучения молодежи в специальных учебных заведениях (средних, высших) должно уделяться серьезное внимание. Для них, выпускающих специалистов и организаторов производства, просвещения, здравоохранения, культуры и сферы обслуживания, особенно важно совершенствовать качество как теоритической, так и практической подготовки своих питомцев. Тогда, придя на производство, они смогут быстрее «акклиматизироваться» в трудовом коллективе, освоиться, стать инициативными, творческими работниками, что особенно необходимо в нынешний век быстрого совершенствования и обновления технологий.

г. УРАЛЬСК

Литература
1. Михайлов Г. Г. Современная экономика Германии: проблемы и перспективы. Федерация мира и согласия. Международная правительственная организация с консультативным статусом при ЭКОСОС ООН. 2007, с. 2.
2. Олейникова О. Н. Роль оценки качества профессионального образования и обучения в Европе. Среднее профессиональное образование. №6, 2001, с. 50–53.

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Недавно министр вроде бы экономики сказал, что в Казахстане ожидается дефицит кадров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here